Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Билет №40: Возможность и действительность. Виды возможностей



 

Раскрытие внутренней природы и закономерностей процесса развития требует исследования различных тенденций, путей и форм его реализации. Реализация того или иного содержания, той или иной закономерности заключает в себе различные возможности.

Категория возможного отражает формы и способ реализации содержания предмета как следствие определенных закономерностей его развития.

Действительность – это актуальное бытие как результат реализованной возможности, результат определенной закономерности в развитии содержания предмета, а, следовательно, и необходимость именно данной конкретной формы его реализации.

Таким образом, можно сказать, что возможность – это то, что может быть, поскольку оно не противоречит законам развития данного содержа­ния. Действительность – это то, что есть, имеется налицо, наличное бытие определенной возмож­ности, нечто существующее как законо­мерный результат процесса развития. То, что есть, но есть не как необходимое, т.е. не связанное с законо­мерностью развития данного содержания, есть случайное. Поэтому действительность понимают как содержащее и необходимое, и случайное в единстве. Отношение межу категориями действи­тельности, возможности и случайности иногда выражают следующим образом: «Случайное - то, что есть, но чего может и не быть, тогда как возможное - то, чего нет, но что может быть» (М. Эпштейн). Противоположным категории «возмож­ное» является понятие «невозможное». Невозможное - то, что про­­ти­воречит законам развития вообще или данного содержания предмета, в частности. Невозможное – это то, что не может быть ни при каких условиях.

Противоположность возможности и действительности – это, прежде всего, противоположность потенциального и актуального, того, что лишь находится в процессе становления и того, что существует как наличная данность, некое ставшее бытие.

Возможность превращается в действительность, потенциальное становится актуальным, нереализованное – реализуется, как только создаются необходимые условия.

Мерой реализации возможного является вероятность.

Различают возможности

а)

· абстрактные (или формальные)

· конкретные (или реальные)

б)

· обратимые

· необратимые.

Абстрактная возможность – это такая возможность, когда что-либо, оказываясь возможным в общем отношении, одновременно невозможно в каком-либо частном отношении. Например, для процессов данного рода это вообще возможно (не противоречит законам явлений данной предметной области), но в данных конкретных условиях оно реализовано быть не может. Возможность полетов в пределах планет солнечной системы существовала ранее как абстрактная возможность. С созданием соответствующих летательных аппаратов (первой космической ракеты) такая возможность стала конкретной (или реальной).

Реальная возможность – это такое проявление общего, которое уже содержится в условиях данного особенного и поэтому может быть реализовано.

Абстрактная возможность в процессе развития может превратиться в реальную. Но на этом основании их смешивать нельзя.

В анализе процесса превращения возможностей в действительность, в оценке реальных возможностей необходим конкретно-исторический подход. Так, например, волюнтаризм в политике проявляется не только в том, что ставятся и рассматриваются как реально значимые несбыточные (недостижимые) цели, но и в том, что абстрактные возможности выдаются за реальные.

· Обратимыми называют такие возможности, с реализацией которых прежняя действительность оказывается возможной. Например: вода может превратиться в пар, а пар снова в воду и т.п.

· Необратимые возможности – это такие возможности, с реализацией которых прежняя действительность невозможна. Известный афоризм Гераклита, прекрасно выражает это: «нельзя дважды вступить в одну и ту же реку, потому что в ней текут новые воды».

 

 

Билет № 41: Закон непротиворечия.

Закон непротиворечия (закон противоречия) - закон логики, который гласит, что два противоречащих друг другу суждения не могут быть оба истинными. Если тезис принимает значение «истина», то антитезис принимает значение «ложь».

Введя понятия истины и лжи, з.п. можно сформулировать так: никакое высказывание не является одновременно истинным и ложным. Истина и ложь - две несовместимые характеристики высказывания. Истинное высказывание соответствует действи­тельности, ложное не соответствует ей. Закон отрицает, что одно и то же высказывание может соответствовать реальному положе­нию вещей и одновременно не соответствовать ему. Противоречат друг другу, напр., высказывания: «Москва-столица России» и «Москва не является столицей России», «Кентавры существуют» и «Кентавры не существуют» и т. п.

Большинство неверных толкований з.п.. и большая часть попыток оспорить его непреложность если не во всех, то хотя бы в отдельных областях связаны с неправильным пониманием логического отрицания, а значит, и логического противоречия. Нет, в частности, противоречия в утверждении «Листва опала и не опала», подразумевающем, что некоторые деревья уже сбросили листву, а другие нет, в утверждении «Человек и ребенок, и старик», выражающем идею, что один и тот же человек в начале своей жизни — ребенок, а в конце ее - старик, и т. п.

Закон требуют, чтобы там, где противоречивость самого предмета выражается в форме формальных противоречий - " Вещь есть «это» и не есть «это»- была снята конкретным исследованием и выражена в формально-непротиворечивой форме. В противном случае логика не несет ответственности за ошибки в последующих рассуждениях и выводах относительно, таким образом, фиксируемых объектов.

 

Билет № 42: Закон меры.

Закон меры - основной закон диалектики, закон степеней, узлов меры, через которые идет процесс развития. Так он представлен в труде Гегеля-" Наука Логики».Этот закон гласит: «Все должно быть в меру». Мера относится к основным постулатам философии, наравне с идеализмом и материализмом. поскольку материальные Миры без меры не существуют (имеются ввиду различные величины (измерения), например линейные размеры, масса, температура, угловая скорость, и.т.п. - всего 32 измерения, независящих друг от друга)

У древних греков часто встречается: " Человек есть мера всех вещей", смысл которого в том, что человек может быть для другого человека целью, но никогда- средством, и всё должно быть подчинено тому, что человек- высшая мера- как высшая ценность.
А в христианстве это " Какою мерою меряете, такою будете измерены"

 

 

Билет № 43: Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания – один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. В.Ф. Гегеля.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. Закон выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития.

В диалектике категория «отрицание» означает превращение одного предмета в другой при одновременном «уничтожении» первого. Но это такое «уничтожение», которое открывает простор для дальнейшего развития и удерживает все положительное содержание пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание.

Из сущности диалектического отрицания вытекает особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (закон единства и борьбы противоположностей), наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям.

Только через исследование Закона отрицания отрицания как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Так как основой человеческих отношений к внешнему миру является практика, ее особенности обусловливают и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что развивающийся объект воспроизводится только лишь в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции.

 

Билет № 44: Познание как отражение действительности. Практика как основа познания и критерий истинности знания. Виды практики.

Познание представляет собой осо­бую форму отражения действительно­сти. Сам процесс познания есть сложное диалектическое взаимодействие объекта и субъекта. Содержание знания субъекта зависит от самой действительности, в силу чего познание, мыслительная деятельность человека и общества есть процесс отражения этой действительности в сознании. Однако это не пассивное, зеркальное отражение. Оно предполагает активное отношение человека к миру уже потому, что человечество познает действительность не ради знания самого по себе, а в целях ее осознанного преобразования. Объектом познания выступает та часть объективной реальности, с которой субъект вступил в практическое и познавательное взаимодействие. Объект познания - вся окружающая нас действительность, общество, человечество. В силу этого объект познания не представляет собой чего-то неизменного. Субъект познания - сам человек, но человек сам становится объектом не изолированно, а вместе с другими. Познание, следовательно, выступает как диалектический процесс активного целенаправленного воспроизведения в системе идеальных образов сущности вещей, явлений действительности, включая человека и жизнь общества.

Важнейшим видом человеческой дея­тельности является практика. Она лежит в основе процесса познания и представляет собой чувственную мате­риальную деятельность, направленную на преобразование окружающего нас мира, природы и об­щества. Только учение о практике даёт возможность понять социальное назначение самой философии. Философия даёт ориентиры практической регуляции всей жизнедеятельности человеческого общества. Мировоззренче­ская мудрость - и итог, и предпосылка мудрости в решении практических жизненных вопросов.

Практика представляет собой решающий критерий истины научного знания. Проверка знания " на истину" практикой есть процесс, т.е. он носит исторический, диалектический характер. А это значит, что критерий практики одновременно определен и не определен, абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется, наполняется новым содержанием, и потому она не может в каждый данный момент, тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

Важнейшие формы практики:

1) Материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей.

2) Социальное действие - преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными " массовыми силами" (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур и т.п.).

3) Научный эксперимент - активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой исследователь искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

Билет № 45.Философское учение об истине: объективность, абсолютность, относительность истины.

Истина - это адекватное отражение предметов и явлений действительности, познающееся субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют: вне и независимо от сознания человека.

Объективность истины означает присутствие в знании такого содержания, которое не зависит от субъекта. Объективная истина есть характеристика того или иного объекта, который существует «сам по себе», вне знания о нем; даже тогда, когда в качестве объекта познания выступает субъективный мир самого человека. Будучи свойством знания, истина субъективна по форме, но объективна по содержанию.

Форма выражения объективной истины, зависящая от конкретных исторических условий, характеризующая степень ее точности и полноты, которая достижима на данном уровне познания, называется относительной истиной. Таким образом, в развитии человеческого познания происходит постоянная смена одних относительных истин другими более полно и точно выражающими объективную истину. И процесс познания представляет собой все более полное и точное познание объективной истины.

Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание, о каком либо явлении называют абсолютной истиной. Каждая относительная истина - это ступенька, шаг, приближающий нас к абсолютной истине.

Таким образом, относительная и абсолютная истины - это лишь разные уровни, или формы объективной истины. Наши знания всегда относительны, так как зависят от уровня развитии общества, техники, науки, культуры и т.д. Чем выше уровень нашего познания, тем ближе мы приближаемся к абсолютной истине. То есть каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной и наоборот: абсолютная истина - это недостижимый предел бесконечных последовательностей истин относительных.

Заблуждение - это разница, которая отличает относительную истину от абсолютной.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1813; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь