Возникновение и развитие естественных наук
Элементы классического естествознания появляются в идее зачатков знания на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI—XVIIстолетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности. В этот период наука еще не выделилась в специфическую сферу духовной деятельности, а теоретическое мышление не приобрело самостоятельного развития. Здесь происходило переплетение элементов знания с мистикой и суеверием (астрономии с астрологией, математики с кабалистикой, медицины с магией). Зачатки математических и других рационально-практических познаний не получили интегрированного выражения в соответствующей теории.
Еще в XV – XVI в.в. начинает расти интерес к природе. Переход от Средневековья к Новому времени ознаменовался началом первой глобальной научной революции и становлением классического естествознания. Научная революция разрушила антично-средневековую концепцию мира и привела к оформлению классического естествознания, парадигмой которого была механика. Картина мира, возникшая в её рамках, строилась на принципе жесткого (лапласовского детерминизма). Строго однозначная причинно-следственная связь возводилась в ранг объяснительного эталона. Объяснение понималось как поиск механических причин, а обоснование сводилось к редукции знаний о природе к фундаментальным принципам механики.
Мировоззренческой и методологической основой всего классического естествознания послужила механика И.Ньютона, длительное время, стимулируя развитие науки и обеспечивая новые технические открытия. Классическая механика господствовала в естествознании два столетия, идя от одного достижения к другому. Вместе с тем в естественных науках накапливались факты, эмпирический материал, которые не могли быть объяснены законами механики и не вписывались в сформировавшуюся механическую картину мира, основанную на идеях атомизма и механицизма.
Формирование эволюционных идей в естествознании во многом способствовало постепенному отказу от признания особой универсальной роли механики. Начинался переход к дисциплинарно организованному естествознанию. Наряду с механико-математическим знанием выдвигаются опытные и описательные дисциплины: география, геология, биология и т.д. В них формируются специфические картины реальности. Одновременно происходит дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования, хотя общие познавательные установки классической науки остаются прежними. В биологии и геологии возникают идеалы эволюционного объяснения, в то время как физика продолжает абстрагироваться от идеи развития. Возникает проблема соотношения разнообразных методов науки, синтеза знаний и классификации наук.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. начинается научная революция, ознаменовавшая переход к новому способу познания, отражающему глубинные связи и отношения в природе. Она включала в себя как неожиданные открытия (открытия рентгеновских лучей, радиоактивности, и т.д.), так и великие теоретические достижения: квантовая теория М. Планка (1900 г.), специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна (1905 – 1906 гг.), атомная теория Резерфорда – Бора (1913 г). В начале XX века в естествознании возникают не только новые идеи, открываются новые неожиданные факты и явления, но и преобразовывается дух естествознания в целом, возникает новый способ мышления, глубоко изменяются методологические принципы естествознания. Естествознание вступает во второй этап своего развития – неклассический. Становление и развитие неклассического естествознания привело к пониманию относительной истинности теорий и картин природы, выработанных на том или ином этапе естествознания. Допускается истинность нескольких, отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности
16. Гуманитарные науки в истории общества.
История возникновения и развития социально-гуманитарного знания неразрывно связана с историей становления человечества как социума в его культуре. Сами языки народов мира, важнейшие элементы и трансляторы культуры со всей очевидностью формировались в качестве вербальных форм знания об окружающем мире, о богах и самом человеке в его отношениях с другими людьми и т. д. Знания аккумулировались в мифах, в религиозных верованиях, магии, фольклоре, обрядах, обычаях, мистериях, здравом смысле и передавались от поколения к поколению вначале в устной, а затем и в письменной традициях. Выступая в качестве достоверного социального опыта и понимаемого нашими предками как непреложные истины, не подлежащие сомнению, они, эти древние знания, служили им «руководством к действию» в их повседневной жизни – в хозяйственной и торгово-экономической сферах деятельности, в организации управления и выполнения властных функций, ориентировали на определенные стандарты и формы действий и поведения, помогали регулировать и межличностные, коммунитарные отношения, и развивающиеся социальные отношения. Активно участвуя (в качестве мыслеобразов, мыслеформ человеческой деятельности) в формировании социума в системную организацию, социально-гуманитарное знание одновременно оформляет его культуру, наполняя её многообразное и сложное содержание. Оно заполняет собою летописи, проступает в религиозных текстах, литературных и исторических сочинениях и в философских трактатах. Впервые «в чистом виде» в качестве самостоятельных дисциплин социально-гуманитарные знания были выделены Аристотелем (логика, политика, этика, психология и др.). Однако в дальнейшем ходе человеческой истории (практически всё средневековье) оно остается и функционирует на уровне все тех же «учебных» дисциплин, развиваясь лишь в рамках теософии и позже – философии истории в виде «утопий», социальных, гуманистических, этических идей. И только после социальных потрясений в Европе в конце XVIII–XIX вв. общество испытывает потребность в более рациональной организации, расстановке сил и перспективных прогнозах своего развития, что послужило толчком к самостоятельному развитию социально-гуманитарного знания и его институцианализации. Это была скорее предыстория социальных и гуманитарных наук. Что же касается истории этих наук, то она началась сравнительно недавно, в первой половине XIX в., когда в культуре техногенной цивилизации отчётливо оформилось, с одной стороны, отношение к различным человеческим качествам и к социальным феноменам как к объектам управления и преобразования, с другой стороны, потребность в соответствующем типе образовательных практик, формирующих нужный для данного типа культуры социальный тип личности. В ракурсе означенных социокультурных потребностей конституировалась объектно-предметная область социально-гуманитарного познания, слоистая по своей конституции, что и определило структуру наук, а именно выделение социальных наук (экономика, политология, социология, юриспруденция и т. д.) и гуманитарных (филология, история, культурология, философия и др.), имеющих различие в предмете, методе и функциях. Так, предметом социальных наук является общество в целом или законы развития его подсистем (экономической, политической, социальной и т. п.), формы общественных отношений, социальные общности и механизмы их связей и т. д. Знание об этих сферах необходимо для управления социальным развитием, для его прогнозирования, для разработки стратегических планов и целей общественного развития. Гуманитарные науки своим предметом имеют внутреннюю духовную жизнь человека. Для них важно раскрыть пути и формы формирования человека как личности, жизненноважные ценности и смыслы человеческого существования.
17. Возникновение и развитие технических наук.
В техническом знании отображается опыт практической деятельности как со стороны процессуальной, куда входит описание характера и последовательности действий или технологических преобразований, так и со стороны описания свойств предметных структур практики, технических средств, функционирующих в производственно-технологических процессах. Технические науки охватывают различные виды технологии, производственных и технических средств и различные аспекты деятельности инженеров, обеспечивая расчетно-проектировочную, конструкторскую, эксплуатационную сферы научно-обоснованными знаниями, методиками, правилами. Технические науки распадаются на две ветви: дескриптивную, нацеливающую на описание того, что происходит в технике, и нормативную, формулирующую правила, по которым она должна функционировать.
Технические науки на начальных стадиях их формирования представляли собой, своеобразные «прикладные» разделы соответствующих естественных наук, которые условно можно назвать базовыми. В дальнейшем в технических науках появляются и самостоятельные теоретические разделы
Становление и развитие технических наук происходило параллельно с развитием соответствующих видов техники и технологических процессов.
В формировании технических наук можно выделить 3 этапа: этап донаучного развития технических знаний (до второй половины ХУ11 в.); этап становления и развития технических наук " классического" типа (ХУ111-начало ХХ в.); этап формирования комплексных научно-технических дисциплин «неклассического типа» (с первой трети ХХ в.).На донаучном этапе развития технических знаний основным было конструктивно-функциональное описание технических объектов. Принцип их действия вытекал из их структуры, характера взаимодействия элементов, их морфологических свойств (отдельные машины, включаемые в некоторых дискретных точках технологических процессов - в строительстве, мельницы, подъемники в шахтах и т.п.). Идея технического описания в этот период - описать конструкцию как совокупность морфологических элементов и их конструктивных связей; функционирование ясно из их конструкции.
Возникновение технических наук " классического" типа связано со становлением экспериментального естествознания и перестройкой технического мышления в социокультурном процессе изменения общественного сознания при переходе к капиталистической формации: происходит изменение способа видения технических объектов, открывающее путь к становлению технических наук " классического" типа. Технические объекты начинают рассматриваться не просто как целесообразно функционирующие структуры, но и как структуры, осуществляющие, использующие некоторый природный процесс. В технических науках " классического" типа принцип действия технического объекта дается на естественно научной основе, а конструкция рассматривается как способ его реализации. Таким образом, появляется научное техническое знание, в котором технические устройства описываются как естественно-искусственные образования. При этом выделяются характеристики трех типов: конструктивно-морфологические (характеризуют строение устройства), процессуальные (характеризуют протекающий в устройстве природный процесс, изучаемый естествознанием), функциональные (характеризуют устройство с точки зрения его работы в качестве средства целесообразной деятельности, элемента технической системы).
Технические науки неклассического типа состоят из разнородных предметных и теоретических частей, включают системные и блок-схемные модели разрабатываемых объектов, описание средств и языков, используемых в исследовании, проектировании или инженерных разработках. Комплексные технические науки отличаются и по объектам исследования. Помимо обычных технических и инженерных устройств, как правило, более сложных, чем в традиционной инженерии, они изучают и описывают еще по меньшей мере три типа объектов: системы человек — машина (ЭВМ, пульты управления, полуавтоматы и так далее), сложные техносистемы (например, инженерные сооружения в городе, самолеты и технические системы их обслуживания — аэродромы, дороги, обслуживающая техника и так далее) и, наконец, такие объекты, как технология или техносфера. В последнем случае изучаются, с одной стороны, закономерности создания различных технических систем и сооружений, а также свойства, которыми они при этом будут обладать, с другой стороны — закономерности и особенности функционирования всей области технических сооружений и систем, действующих в определенном регионе, социальной системе или культуре.
Существенно изменилась и область применения знаний неклассических технических наук. Если научные знания технических наук классического типа используются в основном в таких видах инженерной деятельности, как изобретение и конструирование, а также в традиционном инженерном проектировании, то знания комплексных научно-технических дисциплин, как правило, необходимы в нетрадиционных видах инженерной деятельности (например, в системотехнике) и в нетрадиционном проектировании.
18. Противостояние двух научных культур в современном мире и предпосылки его преодоления
Научная культура понимается как способ организации познавательной деятельности, обусловленный спецификой познаваемого объекта, включающий в себя мировоззренческие и методологические принципы, идеалы и установки, разделяемые научным сообществом. Характер научной культуры во многом определяет и способы организации науки и научной деятельности вообще, и формы взаимосвязи науки и общества, значительно влияя на этику науки и решение проблемы социальной, и, прежде всего, нравственной ответственности ученого, а также на отношение науки и идеологии, науки и политики.
На всем протяжении ХХ века наблюдается противостояние двух сфер познания – естественно-научной и гуманитарной. Еще в начале ХХ века А. Койре одним из первых ученых обратил внимание на то, что после некоторого этапа развития общества возникли два мира - «мир науки» (мир количества, воплощенного в геометрии) и «мир качества» (в котором мы живем). Эту ситуацию четко зафиксировал известный английский писатель и ученый Чарльз Сноу, выступивший в 1959 г. в Кембриджском университете с программной лекцией «Две культуры и научная революция». Поляризацию научной культуры он связал с двумя традициями, сложившимися в процессе познания и осмысления мира – естественнонаучной и социогуманитарной. В конце ХХ века развитие междисциплинарных исследований науки привело к пересмотру концепции Ч.Сноу о конфликте двух культурах. Если он и его критики не сомневались в существовании границ между двумя интеллектуальными культурами, то правомерность их разграничения сегодня выглядит более сомнительной, чем в 50-е годы ХХ века. На современном этапе развития общества становится все более очевидным, что решение многих проблем человечества связано с большей гармонизацией двух частей единой культуры.
К концу ХХ столетия появились серьезные предпосылки этой гармонизации: 1) обмен опытом там, где это возможно; например, статистические методы, имеющие, как известно, важнейшее значение в современной физике, зародились в трудах социологов-экономистов У. Петти и Дж. Граунта; 2) междисциплинарный подход становится все более значимым для нынешнего развития социального знания. Идет процесс формирования единой науки о человеке, обществе, природе и жизни; 3) дифференциация (дробление) наук ведет к тому, что сейчас насчитывается около 2 тыс. научных дисциплин и формирование все новых отраслей науки продолжается; 4) интеграция наук – активное взаимодействие различных наук. Объединение каких-либо наук в единое целое в различных формах, начиная от применения методов и понятий одной науки в другой и кончая современным системным методом. В этом проявляется стремление к единству научного знания. Объективную основу интеграции знания составляет единство мира, принципиальная общность свойств и законов структурных уровней материи.
19. Наука и технологии.
Современное общество называется техногенным. Это название подчеркивает ту решающую роль, которую стала играть в нем техника, техническая культура. Все достижения техногенного общества обязаны своим появлением тем или иным исследованиям и открытиям конкретных естественных наук.
Одним из общих признаков прогрессивных технологий является получение за счет их внедрения существенно нового результата. Этот результат может заключаться в коренном улучшении качества продукции, в получении совершенно нового вида продукции, в резком увеличении производительности или объемов производства, в устранении участков с вредными условиями труда или же в других позитивных изменениях технологического, экономического, экологического и социального характера по сравнению с традиционной технологией.Характерной чертой прогрессивных технологий является их наукоемкость. Это означает, что для рождения таких технологий требуются предварительные тщательные научные исследования и инженерные разработки, на которые затрачиваются значительные финансовые средства, а для реализации этих технологий необходим высококвалифицированный производственный персонал. Фундаментом прогрессивных технологий являются результаты исследований в следующих областях:
физика выступает источником наиболее фундаментальных знаний и идей для новых технологий и целых технологических направлений (например, ядерная энергетика, лазерные технологии, микроэлектроника); технологическое применение результатов физических исследований имеет наиболее широкий охват;
1. химия обеспечивает развитие химических технологий и разработку широкого спектра новых материалов; особенностью современной химии, выделяющей ее в ряду фундаментальных наук, является ее фактическое срастание с химической технологией, неразрывная связь с актуальными задачами химического производства;
2. биология служит основой разработки сельскохозяйственных, фармацевтических и медицинских технологий; получил распространение термин «биотехнология» для обозначения высокотехнологических применений биологических процессов (например, биотехнология получения автомобильного топлива, биотехнология переработки бытовых отходов и др.).Развитие техники и естествознания взаимосвязано и заимообусловлено. Многие фундаментальные исследования в современном естествознании стимулированы очевидной перспективностью будущего практического использования ожидаемых результатов. К ним можно отнести исследования, посвященные различным вопросам физики лазеров (квантовой электроники), физики высоких температур, явлению сверхпроводимости и многие другие. Потребность в новых материалах привела к развитию фундаментального научного направления в химии - химии катализа. Ряд исследований в области генетики и генной инженерии обусловлен практической ценностью методов, позволяющих создавать в короткие сроки новые модификации микроорганизмов, пород животных, сортов растений. Есть множество примеров подобных проблем и в других областях естествознания.
20 Роль образования в развитии современной науки
Питательной средой для науки является образование. Образование - общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенного объема и сложности. Также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению считающихся надёжно установленных, истинных научных знаний или должных быть повсеместно применяемых знаний, пусть даже противоречащих истине, но установленных в качестве обязательной нормы писанными и неписанными законами и нормами общества; а также умений, либо по совершенствованию знаний и умений. Цель современного содержания образования – это формирование и развитие тех качеств человеческой личности, которые необходимы для присоединения к социально значимой деятельности. Данная цель содержания образования определяет отношение к знаниям, умениям и навыкам как к способам достижения развития разносторонней личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.В процессах образования, в его, с одной стороны, молодежной, с другой — педагогической среде, их соединении и взаимодействии рождаются новые идеи. Здесь возникает «вольтова дуга» оригинальных и смелых мыслей, фантастических проектов. Множество научных открытий имеют свои истоки в образовании. Таким образом, образование становится источником научных идей. Большое значение имеет образование и как сфера реализации научных идей, которые влияют на структуру интеллекта, мотивируют его развитие. Образование определяет фундаментальность науки, возникновение тех ее положений, которые отражают объективные закономерности. Ведь образование формирует не только навыки и умения, но и профессиональное мышление, являющееся следствием определенной системы полученных знаний и развитых способностей в их практическом использовании. Эта роль образования дополняется и фактором перспективности науки. Там, где есть фундаментальные глубокие знания, где формируется питательная среда научных открытий, всегда существуют перспективы дальнейшего развития науки. Следует отметить, что потенциал науки также зависит от образования, которое концентрирует комплекс знаний. Наконец, важным фактором является и то, что в процессах образования формируются и растут научные кадры.
21 научная картина мира как исходная исследовательская позиция.
Принято считать, что научная картина мира является фундаментальным основанием науки. Научная картина мира — это широкая панорама знаний о природе и человечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты, претендующая на то, чтобы быть ядром мировоззрения. Она включает систему научных обобщений, возвышающихся над конкретными проблемами отдельных дисциплин, и предстает как обобщающий этап интеграции научных достижений в единую, непротиворечивую систему. В целостной научной картине мира должны быть объединены данные наук о неживой природе, органическом мире, человеческом обществе и общественных отношениях. Базис научной картины мира составляют совокупность основополагающих принципов многих научных дисциплин. Она предстает как строгая система, обобщающая результаты различных ветвей научного познания, и только в этом значении имеет право на существование. Поэтому в научной картине мира равноправное место занимают достижения не только естественных и технических наук, но и социально-гуманитарных.С научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. Структура научной картины мира предполагает 1) центральное теоретическое ядро, 2) фундаментальные допущения и 3) частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. 1) ^ Центральное теоретическое ядро обладает относительной устойчивостью и характеризуется достаточно длительным сроком существования. Оно представляет собой совокупность конкретно-научных и онтологических констант, сохраняющихся без изменения во всех научных теориях. Когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принцип сохранения энергии, принцип постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле.2) ^ Фундаментальные допущения носят специфический характер и принимаются за условно неопровержимые. В их число входит набор теоретических постулатов, представлений о способах взаимодействия и организации в систему, о генезисе и закономерностях развития универсума.3) В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами или аномалиями для сохранности центрального теоретического ядра и фундаментальных допущений образуется ряд дополнительных частнонаучных моделей и гипотез. Именно они могут видоизменяться, адаптируясь к аномалиям.Научная картина мира представляет собой не просто сумму или набор отдельных знаний, а результат их взаимосогласования и организации в новую целостность, т.е. в систему. С этим связана такая характеристика научной картины мира, как ее системность. Научная картина мира выполняет следующие функции: 1) интегративную, обеспечивающую синтез базовых научных знаний. Наш современник физик А. Фридман был убежден, что как бы ничтожна ни была сумма людских знаний, всегда находились мудрецы, пытающиеся на основании ничтожных данных воссоздать картину мира. С этим связана системность научного мировоззрения. На протяжении истории философии формировалась идея развития и взаимосвязи природных процессов и общества. Гегель в философии природы подчеркивал диалектическую взаимосвязь и переход от механических явлений к химическим, далее к органической жизни и к практике. Его философия духа подразделялась на учение о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), объективном духе (социально-историческая жизнь человека), абсолютном духе (философия как наука наук). Родоначальник позитивизма Огюст Конт выделял два основных условия, необходимых при построении научной картины мира: (а) расположение наук, при котором каждая из них опирается на предыдущую и подготавливает последующую, (б) расположение наук сообразно ходу их действительного развития — от начальной (математико-астрономической) к конечной (биолого-социологической) через промежуточную (физико-химическую). Конечной целью всякой теоретической системы выступает человечество; 2) нормативную, которая состоит в том, что научная картина мира задает, опираясь на выработанные в недрах парадигмы стандарты и критерии, систему установок и принципов освоения универсума, влияет на формирование социокультурных и методологических норм научного исследования, формирует свойственный данному периоду метаисторический словарь. Так как научная картина мира опирается на совокупный потенциал научных дисциплин той или иной эпохи, то важно иметь в виду историчность научной картины мира, подчеркивающую пределы тех знаний, которыми располагает человечество на данный период своего развития. Понятие «научная картина мира» является более строгим, чем понятия «образ мира» или «видение мира», так как в него входят знания, характеризующиеся достоверностью, обоснованностью, доказательностью. Важное требование объективности тесно связано с интерсубъективностью и общезначимостью. Интерсубъективностъ фиксирует общность между познающими субъектами, условие передачи знания, значимость опыта одного субъекта для другого. Общезначимость – это гносеологический идеал единодушного восприятия той или иной информации, претендующий на то, чтобы знания были приняты всеми мыслящими индивидами, всем обществом.В рамках нормативной функции научная картина мира обеспечивает формирование целостного научного мировоззрения. Научное мировоззрение — это стройная, научно обоснованная совокупность воззрений, дающая представление о закономерностях развивающегося универсума и определяющая жизненные позиции, программы поведения людей. От религиозного научное мировоззрение отличается тем, что строит общую картину мира посредством понятий, теорий, логических аргументов и доказательств, в то время как для религии характерны вера в сверхъестественное, упование на откровение и логическая недоказуемость «догматов».В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами для сохранности центрального теоретического ядра образуется ряд дополнительных гипотез, которые видоизменяются с учетом появившихся контрпримеров. Таким образом, научная картина мира обладает определенным иммунитетом, направленным на сохранение имеющегося концептуального основания. В ее рамках происходит кумулятивное (собирательное) накопление знания; 3) парадигмалъную, которая (а) указывает на идентичность убеждений, ценностей и технических средств, этических правил и норм, принятых научным сообществом; (б) обеспечивает существование научной традициц; (в) обусловливает постановку и решение исследовательских задач, поведение ученых; (г) накладывает определенные «разумные» ограничения на характер допущений и гипотез и влияет на формирование норм научного исследования. Трудно представить ситуацию, чтобы античный ученый или ученый классической эпохи придерживались бы идей квантово-механического описания объекта и делали бы поправки на процедуры, средства наблюдения и самого наблюдателя, что впоследствии стало требованием создателей квантовой механики Бора, Гейзенберга, Шредингера. Парадигмальная функция научной картины мира способствует установлению на достаточно долгий срок стойкой непротиворечивой системы научных идей и знаний, теоретических постулатов, стандартов научной практики. Эта система транслируется посредством механизмов обучения, образования, воспитания, популяризации и охватывает менталитет современников. Смена научной парадигмы, переход в фазу «революционного разлома» сопровождается полным или частичным замещением элементов научной картины мира.Можно выделить следующие исторические формы научной картины мира: классическую, неклассическую и постнеклассическую. Классическая картина мира формируется начиная с научных идей Галилея и Ньютона и в дальнейшем получает название механистической. Она господствовала вплоть до середины XIX века. Под влиянием развития термодинамики, оспаривающей универсальность законов классической механики, на смену классической картине мира пришла неклассическая. Постнеклассическая картина мира сформировалась под влиянием научных достижений бельгийской школы И. Пригожина в области изучения нелинейных самоорганизующихся систем, что привело к открытию принципов синергетики.