Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
По генезису: ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
Мифологическое Мифология – это исторически первый, возникший на ранних архаических этапах развития общества и культуры тип мировоззрения. Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека. Хар-ка: 1.Эмоц-образная форма выражение 2.антропоморфизм 3.отсутствие рефлексивности 4.неразделённость 5. практическая направленность Функции: 1.регулирующая, 2. обобщающая, 3.объясняющая Религиозное Религиозное мировоззрение 1. исторически зарождается в недрах мифологического сознания и первоначально содержит в себе отпечаток политеизма и пантеизма, которые последовательно преодолеваются в процессе становления мировых религий, для которых характерен монотеизм (христианство, ислам) или тенденция к монотеистическому пониманию универсума (буддизм). В развитых формах религиозного сознания, в отличие от мифологии, Бог трактуется как Абсолют, который бесконечно выше естественного космоса и человека в иерархии форм бытия. При этом вера в Бога предполагает наличие внутреннего иррационального состояния сознания, позволяющего ощущать факт безосновного, личного и глубоко интимного соединения с Богом. 2. хар-ся верой в сверхъестественное 3 тенденция развития от политеизма к монотеизму 4 религиозный культ 5 иррационалистическая Функции: 1. социально-обобщающая 2. психологическое убежищу 3 объясняющая 4 регулирующая
философское- Переход к более сложным формам цивилизационных отношений, изменения в структуре материального и духовного производства обусловили необходимость формирования философско-теоретического мировоззрения. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев.
Предмет и основные функции философии. Философия - это наука о природе, обществе и человеческом мышлении. Основной вопрос философии- вопрос об отношении мышления к бытию. Три важнейших типа философского познания или три мировоззренческие проблемы: 1. Проблема универсума 2. Проблема человека. 3. Проблема взаимосвязи человека и мира. В древности вычленяются проблемы сущности явлений и единства и первоосновы мира. Сократ: Главная задача философии в познании человека –высшей и единственно достойной цели. Философские учения в древних цивилизациях Китая, Индии, Греции были ориентированы на космологическую проблематику и поиск первоначал мироздания как источника и основания всего существующего. Поэтому первые философские концепции чаще всего формулировались как учения о природе или натурфилософия. В рамках древних философских школ и направлений натурфилософия трансформируется в онтологию – учение о фундаментальных принципах бытия и наиболее общих основаниях сущего. Развитие проблематики познания космоса, первоначал бытия как такового, было связано со становлением логики (наука о законах правильного мышления, об универсальных формах и средствах рационального познания) и эпистемологии (как раздел философии, изучающий проблемы знания и познания. Философия обращается к исследованию природы и сущности человека. Так зарождается антропология– учение о человеке, в котором вопросы его сущности и форм бытия в мире рассматриваются как центральная мировоззренческая проблема. Поскольку человеческое существование сопряжено со сферой нравственных ценностей и поступков, а также протекает в обществе, философское познание расширяет область своей определенности и формирует такие философские дисциплины, как этика, эстетика, политика и др. А также: 1). Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе 2). Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо 3). Проблемы преобразовательной деятельности человека, или праксиологии: способен ли человек преобразовать мир 4). методология - диалектика - метафизика Специфика: -Философское знание является системно-рациональным, т.е. оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого -Философское знание является целостным выражением мира отношением человека к миру, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. -Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного. -Являясь ценностным, философское знание характеризуется особой ролью субъективностью личностного момента, ему всегда присуще ценностная ориентация автора. В этом сближается с религией Функции философии: мировоззренческая - даёт готовый теоретический уровень мировоззрения, состоит в том, что она вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, она связана с осмыслением таких проблем, как природа человека и смысл человеческой жизни, происхождение человечества и его историческое предназначение. Круг этих вопросов относится к так называемым «вечным» проблемам человеческого бытия. методологическая - даёт готовые методы познания мира: диалектику и метафизику, состоит в разработке научной картины мира, обосновании образа познания и формировании обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека. Кумулятивная функция философии означает обобщение и интеграцию совокупного научного знания и формирование на этой основе общенаучной картины мира. Регулятивно-эвристическая функция философии проявляется в разработке системы принципов и норм научно-познавательной деятельности. Логическая функция философии состоит в разработке категориально-понятийного аппарата научного мышления. аксиологическая - духовные ценности гуманистическая - воспитание гуманистических идей. Социально-критическая состоит в том, что она оказывает значительное влияние на формы и принципы организации социальной жизни, обосновывает стратегические цели и приоритеты развития общества и культуры. Эта функция проявляется в обосновании системы социальных целей и ценностей, идеалов переустройства общества, исходя из различных идеологических представлений и социально-классовых интересов. Реализуется в следующих основных направлениях: 1) философия осуществляет теоретический анализ причин возникающих проблем и критику наличной социальной действительности. 2) она разрабатывает новые идеалы общественного устройства, ценностные приоритеты социального и культурного развития. 3)в философии вырабатываются и получают рациональное обоснование новые системы норм. Концепции генезиса философии: -мифогенная- философия возникает в процессе рационализации мифов и перевода чувственно-конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму. -гносеогенная- рассматривает философию как результат становления протонаучного знания. Материализм и идеализм, как основные направления в философии: их сущность и значение. Основной вопрос философии -об отношении бытия и мышления. Две стороны этого вопроса: Что является первичным А) монизм - философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит одно первоначало - материальное или идеальное материализм одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия: , физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи. Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Близким к понятию " материализм" является понятие " натурализм" - взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий сверхъестественное, универсальный принцип объяснения всего сущего. (материя первична, а сознание вторично 3 стадии: наивный(Греция, Китай), метаф-ий(Новое время)(механистический), диалектический идеализм (идеальное первично, а материальное вторично). Идеализм бывает объективным (творящей силой является нечто, лежащее вне этого мира) и субъективным (творец мира - разум человека). Б) дуализм признаёт 2 первоначала мира(Аристотель, Декарт) 2)Познаваем ли мир. (1 гностицизм ( Оптимизм) - признание познаваемости мира 2 агностицизм - отрицание познаваемости мира. 3) Скептицизм не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира Философия Древнего Китая. Подлинный расцвет древней китайской философии приходится на период 6-3вв. до н.э., который по праву называется золотым веком китайской философии. Именно в этот период происходит формирование китайский философских школ – даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософовских Всю китайскую философию можно разделить на 3 периода:
1. предфилософский (10-8 в. до н.э.). Для данного периода характерно: - формируются основные литературные памятники (книга перемен, книга песен, книга истории) - развивается почитание культа предков, который строился на признании влияния умерших, на жизнь и судьбу потомков - жертвоприношение духам природы и предкам - мифологическая форма мышления – господствующая - развивается кровно-родственная община, осознается ее ценность - формируется поклонение небу - формируется представления о человеке как о большой семье 2. натурфилософский (8-6 вв. до н.э.) Натурфилософия – ранняя стадия развития философских знаний, характеризуется формированием первоначальных реалистических воззрений на природу (что есть мир? ) Для данного периода характерно: - формирования идеи перемен - формирование учений об Инь и Ян – противоположные начала - формирование учений о первоэлементах (т.е. с чего состоит мир). Тогда выделяют воду, огонь, металл, землю, дерево - формируется учение о даах
3. Золотой век китайской философии (6-3 вв. до н.э.).
Для этого периода характерно: - происходят крупные экономические и общественные изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю - острая социальная борьба между царствами - расцвет культуры и философии - формирование даосизма, конфуцианства Для всех трех периодов древнекитайской философии характерно: - специфика китайского письма (афористический стиль, образность, метафоры) - приверженность традиций. Накопленная в прошлом мудрость берется за основу, а авторские новации имеют смысл и ценность только в том случае, если они претендуют на более ясное и адекватное прочтение традиции. - светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как надличностному принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в священное божество древние китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала. Вся мощь философского рационализма в Китае была направлена на прояснение норм и правил повседневного существования, нравственное воспитание людей, гармонизацию хозяйственной и политической жизни, разработку эффективных методов управления государством. Эти проблемы были центральными для таких философских школ, как конфуцианство и легизм. - холизм – философская концепция, утверждающая, что целое больше суммы частей - интуитивность как метод познания - включенность человека в систему этических отношений
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы