Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные принципы и проблемы средневековой философии.



Середина 5 века н.э.

Основные источники:

1) античная философия

2) идеи и догматы христианства

3) социокультурные основания:

- натур. хоз-во

- жесткая зависимость

- примитивный уровень знаний

- мракобесие (запрет на поиски), познающая активность на низком уровне

Основные ветви:

1) арабская философия

2) европейская философия

3) христианская философия

Основные функции христианской философии:

- систематизирующая

а) сбор и обобщение религиозных идеологий

б) защита этих убеждений

- герменевтическая (искусство понимания, толкования)

а) толкование священных текстов

 

Исторические этапы развития средневековой философии.

Апологетика

Патристика

3) схоластика

1) Апологетика-защита

Представители – Ориген, Тертуллиан, Юстин.

Цель:

(крестьянство не стало монорелигией – доказать, что крестьянство единая религия)

- защита крестьянства

- христианская философия наследует лучшие черты античной философии

- христианская теология – единственная прав. философия до 325г.

 

2) Период разработки «отцами церкви» основ христианской догматики обычно называют патристикой (IV – VIII вв.) В патристике выделяют два направления:

- западную патристику (Аврелий Августин);

- восточную патристику (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Григорий Палама).

Своей кульминации патристика достигает после признания христианства госуд. Религией Римской империи. В отличие от античной философии, где требовалось познать истину, отцы церкви закрепили в догматах новую для своего времени идею откровения в Священном Писании. Понятая таким образом истина сама стремилась проникнуть в человека, овладеть им. Полагалось, что человек должен постичь истину не ради себя, а ради самой истины, поскольку источником ее был Бог. Именно с тех пор христианская философия встала на путь, который характеризовался формулой: «Философия – служанка теологии».

Цель:

- систематизация догматов

- распределение

- детальная трактовка – «верю, чтобы понимать»

 

 

3) С XI по XIV вв. в европейской философии господствует схоластика. Для этого типа философии было характерно соединение догматики с рационально-дискурсивным методом ее обоснования и интерпретации.

Представители: Абеляр, Эриугена, Ансельм. Осн. представитель – Фома Аквинский, который прославился как великий систематизатор средневековой философии. Он считал, что в философии вероучение должно обрести рациональную форму «здравого смысла».

Проблемы:

- обоснование бытия Бога

- спор реализма и номинализма (спор о сущности понятий)

Реализм – философская концепция, которая признает реальное существование понятий.

Номинализм – в реале сущ. вещи, а понятия – функция.

- проблема соотношения веры и разума

 

 

Основные идеи средневековой философии:

Монотеизм

2) креационизм (творчество)

Идея откровения

4) провиденциализм (предустановленности)

5) эсхатологизм. Развитие общества трактовалось средневековыми богословами в соответствии с принципами провиденциализма и эсхатологизма. История понималась как проявление воли Бога, осуществление божественного плана «спасения» человечества. Главной движущей силой считалось внеисторическое божественное провидение. Люди – только актеры драмы, задуманной Богом. Руководимая Богом история должна преодолеть себя в приходе «грядущего мира» – вечности.

6) Принцип оппозиции души и тела составлял фундамент христианской антропологии, согласно которой человек сотворен по образу и подобию Бога.

Важнейшей задачей философского мышления в эту эпоху было соблюдение соответствий между философскими построениями и догматами христианского вероучения.

 

Философия эпохи Возрождения

Эпоха Ренессанса (XIV – XVI вв.) была переломным этапом в культуре западной цивилизации. Происходит возврат к ценностям Античной философии. Средневековье отрицается.

Предпосылки:

1) возникают первые мануфактуры

2) время геогр. Открытий

3) бурный рост городов

4) необходимость обмена, торговли

5) изменение идеологии

6) растет критика религиозных идей, идет запрос на науку, искусство

 

В развитии философии Возрождения можно выделить три периода:

- гуманистический,

- неоплатонический,

- натурфилософский.

1) гуманистический (13-14вв)

Представители: Данте, Петрарка, Монтени.

Человека гуманисты рассматривали как высшую ценность, критерий развития общества и культуры. Они отстаивали блага земной жизни и необходимость реализации его творческого назначения.

Концепции гуманистического периода:

1) идея гуманизма (человек – высшая ценность)

2) идея антропоцентризма (человек – центр Вселенной)

3) идея равенства

4) идея индивидуализма

 

Неоплатонический

Представители: Никола Кузанский (1401-1464), Мирандола

 

Во второй половине XV в. в развитии философской мысли ренессанса наступает период неоплатонизма. Для него характерно:

1) возрождение античной идеи тождества микро- и макрокосма;

2) идея познания (как устроено наше познание) « Об ученом незнании»

Пантеизм – философское учение, признающее существование Бога во всей природе.

 

Натурфилософский

Представители: Кеплер, Бруно, Коперника, Леонардо да Винчи. Согласно идее тождества макро- и микрокосма, устройство Вселенной мыслилось по аналогии с устройством человеческого организма. В этот период доминировала качественная, органицистская модель природы. Основоположник экспериментального естествознания Леонардо да Винчи выдвинул положение о наличии в природе естественной необходимости, гениально предвосхитил связь эксперимента с математическим анализом. Благодаря астрономическим открытиям Н. Коперника появилась идея гелиоцентризма, радикально подрывавшая религиозную космологию и учение о творении. На этом основании Дж. Бруно выдвинул концепцию бесконечности миров во Вселенной, в каждом из которых есть свое Солнце, а И. Кеплер установил математически точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него. Тем самым единство планетной системы стало ассоциироваться с математической гармонией чисел, а сам космос был представлен как сложнейший часовой механизм, который доступен научному познанию.

 

Установки:

1) Новая трактовка природы.

- идея бесконечности природы

- множественность миров

- однородность этих миров (единство, связь)

- формирование гелиоцентрической модели мира

2) Внимание к политической философии. Человек стал рассматриваться как творец своей судьбы. Общество понималось как союз свободных и равных творческих личностей.

Микола Маккиавели (1469-1527)

Ученик, разделявший политику и мораль, проповедующий: В политике все средства хороши.

Философия Нового времени и ее особенности.

Предпосылки:

1) бурное развитие мануфактурного производства

2) формируется центр национальный рынок

3) заявляет о себе буржуазное государство

4) формируется гражданское общество (совокупность независимых организаций)

 

Задачи:

1) методологические задачи (надо объяснить возникновение знаний)

2) обоснование верности знаний

3) раскрытие сущности социальных структур

Предмет философии по-прежнему делили на три части: Бог, природа, человек. Для философов Нового времени важнейшим предметом исследования стала природа, а также познающий и преобразующий ее в своей деятельности разумный субъект – творец техники, культуры и государственности. Таким образом, основной задачей новоевропейской философии было создание целостной системы знаний о Вселенной и открытие ранее неизвестных истин, которые стали бы действенным основанием практической философии, усиливали бы власть человека над природой, способствуя учреждению подлинного царства человека.

Основные направления:

Эмпиризм 2) рационализм

Эмпиризм – взгляды английского философа Френсис Бэкон (1561-1626). «Новый Органон» - все предшествующее развитие науки и знаний недостаточно,

1) там есть масса неверных вещей, 2) там нет метода познания. Основа познания – эмпирические факты (опыт) – а) плодоносные и б) светоносные. а) практические знания, б) дают понятие метода. Идолы познания: 1)идолы рода (мешают всем и характерны всем), 2) идолы пещеры (ошибки, свойственные части людей), 3) идолы площади ( хар-р общения), 4) идолы театра (ложные представления, штампы)

 

Рационализм – Рене Декарт (1596-1650)

Позиции:

1) критикует всю предшествующую схоластическую традицию и утверждает, что в поисках истины надо руководствоваться разумом, надо пересмотреть старую систему знаний. Радикальное сомнение – уходят чувства, образы, понятия. Р. Декарт сформулировал его важнейшую идею – («мыслю, следовательно, существую»), положил в основу философии принцип очевидности и автономии рационально мыслящего и самосознающего субъекта.

Отец европейского рационализма был убежден в том, что правильно рассуждающий ум обладает огромной эвристической силой. Р. Декарт формулирует четыре правила рационалистического метода:

1) принцип интеллектуальной интуиции (т.е. допускать в качестве истинных положений очевидное)

2) мысленно делить исследуемый вопрос на максимально простые элементы, чтобы выстроить иерархию между ними

3) последовательное движение мысли при осуществлении вывода научных положений из первичных и самоочевидных принципов (методическая энумерация).

4) Не допускать пропусков в изложении

Таким образом, в новоевропейском рационализме научное познание уподоблялось конструированию гигантского механизма, состоящего из простейших элементов – ясных и отчетливых идей, которые интеллектуальная интуиция усматривает в человеческом разуме. Инструмент такого конструирования – рационалистический метод. Именно он должен вывести науку за узкие рамки кустарного промысла и превратить в организованное, планомерное производство новых знаний, столь необходимых молодой капиталистической промышленности.

 

 

Философия эпохи Просвещения

 

XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что “знание – сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать “господами и хозяевами” этой природы (Р.Декарт).

 

В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Если в эпоху Возрождения принималось, что наш разум безграничен в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.

 

Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества” является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.

 

Первой в эту эпоху вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм еще не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но в рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.

 

И все же английское просвещение было просвещением для избранных, носило аристократический характер. В отличие от него французское просвещение ориентировано не на аристократическую элиту, а на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле этого демократического просвещения зарождается идея создания “Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел”, энциклопедии, которая бы в простой и доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел.

 

Идейным вождем этого начинания выступает Д.Дидро, а его ближайшим соратником – Д.Аламбер. Статьи же для этой “Энциклопедии” соглашались писать самые выдающиеся философы и естествоиспытатели Франции. По замыслу Д.Дидро в “Энциклопедии” должны были отражаться не только достижения конкретных наук, но и многие новые философские концепции относительно природы материи, сознания, познания и т.д. Более того, в “Энциклопедии” стали помещаться статьи, в которых давались критические оценки традиционной религиозной догматики, традиционного религиозного мировосприятия. Все это определило негативную реакцию церковной элиты и определенного круга высших государственных чиновников к изданию “Энциклопедии”. Работа над “Энциклопедией” с каждым томом все усложнялась и усложнялась. Последних ее томов XVIII век так и не увидел. И все же даже то, что было все-таки издано, имело непреходящее значение для культурного процесса не только во Франции, но и во многих других странах Европы (в том числе для России и Украины.

 

В Германии движение Просвещения связано с деятельностью Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга и др. Если иметь в виду популяризацию наук и распространение знаний, то здесь особую роль играет деятельность Х.Вольфа. Его заслуги отмечали впоследствии и И.Кант, и Гегель.

 

Философия для Х.Вольфа - это “мировая мудрость”, предполагающая научное объяснение мира и построение системы знаний о нем. Он доказывал практическую полезность научных знаний. Сам он известен был и как физик, и как математик, и как философ. И характеризуется он часто как отец систематического изложения философии в Германии (И.Кант). Работы свои писал Х.Вольф на простом и доходчивом языке.

 

Его философская система излагалась в учебниках, заменивших схоластические средневековые курсы во многих странах Европы (в том числе и в Киеве, а затем и в Москве). Х.Вольф был избран членом многих академий Европы.

 

Кстати у самого Х.Вольфа учились М.В.Ломоносов, Ф.Прокопович и другие наши соотечественники, проходившие учебу в Германии. И если деятельность Х.Вольфа не освещалась должным образом в нашей философской литературе, то, по-видимому, потому, что он был сторонником телеологического взгляда на мир. Он не отвергал бога как творца мира, и ту целесообразность, которая характерна для природы, для всех ее представителей, он связывал с мудростью бога: при сотворении мира бог все продумал и все предусмотрел, а отсюда и следует целесообразность. Но утверждая простор для развития естественных наук, Х.Вольф оставался сторонником деизма, что несомненно предопределило последующем и деизм М.В.Ломоносова.

 

Итак, подводя итоги сказанному выше о философии Просвещения, можно отметить следующие важные моменты в ее общей характеристике:

 

• получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании);

 

• развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;

 

• формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

Философия эпохи Просвещения была основана на вере в безграничные возможности человеческого разума. Все традиционные мнения стремились подвергнуть критике, а от недоказанных принципов освободиться. Провозглашалось право каждого человека на самостоятельное суждение и принятие самостоятельных решений. Вольтер (1694-1778): Я не разделяю Ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы Вы могли их высказать.

 

Подвергались критике действующие политические системы, провозглашались идеи прав и свобод человека. Философы-просветители стремились к идеям построения общества без ссылок на авторитеты, на основе здравого смысла. Провозглашалось, что власть должна принадлежать народу, цель государства - защита прав человека. Во Франции и в России философами Просвещения критиковались сложившиеся абсолютистские системы, при этом русские просветители критиковали самодержавие и крепостничество. Как говорил А.Н. Радищев (1749-1802), Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние.

 

Философы Просвещения подвергали сомнению традиционную религию. Были распространены мысли, признававшие Бога-творца, но характеризовавшиеся скептическим отношением к церкви. Особо сильное противостояние просветителей церкви было во Франции, где к 18 веку сложился строй, характеризовавшийся абсолютной монархией и идеологическим господством католической церкви. Как говорил французский философ Дени Дидро (1713-84), Философы говорят много дурного о духовных лицах, духовные лица говорят много дурного о философах; но философы никогда не убивали духовных лиц, а духовенство убило немало философов. Просветители в Англии и Германии относились к этому вопросу терпимее.

 

Просветители смотрели на историю как на нечто закономерное, они стали искать логику общественного развития и увидели её в развитии человеческого разума. Возникла теория общественного прогресса, считающая, что история - непрерывное и бесконечное совершенствование человечества. Культ науки и прогресса был характерным для концепций многих философов Просвещения. Лишь немногие философы, например, Жан-Жак Руссо (1712-78), считали, что развитие науки и техники не ведёт к счастливой жизни. Руссо говорил: Народы! Знайте раз и навсегда, что природа хотела оберечь вас от наук, подобно тому, как мать вырывает из рук своего ребенка опасное оружие. Все скрываемые ею тайны от вас являются злом. Как полагал Руссо, цивилизация отрывает человека от природы, чем дальше мы от первобытного состояния, тем дальше мы от счастья.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 816; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь