Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философские аспекты творчества З. Фрейда. Проблема сознательного и бессознательного



Психоанализ — направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.

Основателем психоанализа считается австрийский ученый -психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом:

• бессознательного — особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;

• реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической зашиты. Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде " случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, " странностей".

Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.

Что является " ядром" бессознательной сферы? Отвечая на этот вопрос, Фрейд выдвигает сначала так называемую " первую психоаналитическую систему", которая господствовала с 1905 по 1920 гг., а после 1920 года — " вторую психоаналитическую систему".

Согласно первой психологической системе в основе бессознательного лежит " либидо" — сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение: • в сексуальных действиях; • в других сферах жизни через преобразование сексуальной энергии в несексуальную. Частой причиной замещения сексуального объекта на несексуальный являются социальные нормы, традиции, запреты.

Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализован трояко: • " выпущен на свободу" через непосредственные действия, как сексуальные, так и несексуальные; • вытеснен в бессознательное; • подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).

Таким образом, психическая деятельность человека есть процесс превращений его сексуального инстинкта.

В 20-е гг. ХХ в. Фрейд разрабатывает вторую психологическую систему, где по-новому смотрит на проблему возникновения энергии бессознательного. Центральные понятия данной системы — Эрос и Танатос. Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род. Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему " чужим" и опасным.

Жизнь человека — постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.

Фрейдом выделяются две схемы психики:

• топографическая;

• динамическая.

При топографическом подходе бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции человека. Сознание — небольшой кабинет, куда периодически " вызываются" посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть " ненужных посетителей" прорывается в кабинет — в сознание. Но затем они снова изгоняются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.

При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я.

• " Оно" — мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека.

• " Я" - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики.

• " Сверх-Я" — давящая и влияющая на личность внешняя реальность, " внешняя цензура": законы, запреты, мораль, культурные традиции.

" Я" пытается подчинить себе " Оно". Это редко удается сделать. Обычно " Оно" в скрытых или открытых формах подчиняет " Я". Также " Сверх-Я" — нормы и запреты - часто подчиняет " Я".

Таким образом, " Я" человека (по Фрейду - " несчастное человеческое Я" ) испытывает мощное давление с трех сторон: бессознательного - " Оно"; внешнего мира; норм, запретов - " Сверх-Я"; и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.

Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направляют психикой человека, являются:

• удовольствия — психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;

• вытеснение — психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие " цензуру" желания, мысли подвергаются преобразованию в другие " разрешенные" типы социальной деятельности и культурного творчества.

Согласно Фрейду человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри. Происходит массовое преобразование подавленной энергии и преобразование ее в культуру.

Вопрос.

Возможно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы - экзистенциалисты:

уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

проблема отчуждения человека (общество, страна стали для человека вполне чужими, реальностью, которая целиком пренебрегает человеком, подавляет его «Я»);

проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя необходимым);

проблема бессмысленности жизни;

проблема внутреннего выбора;

проблема поиска человеком собственного как внутреннего «Я», в частности и внешнего - занятия в жизни.

Экзистенциализм антирационалистичен. Он считает рассудок непригодным инструментом для исследования истины и приписывает ценность процессу познания только в том случае, если познание рассматривается как естественный образ действий личности в целом, но не как духовная функция, взятая изолированно. Неизуродованный, связанный повседневностью, инстинктивно действующий человек мыслит экзистенциально, т. е. он не мыслит абстрактно, спекулятивно, систематически. Экзистенциальное мышление - это такое мышление, о котором по мере надобности участвует физически-душевно-духовный человек целиком, вместе со всеми своими чувствами и желаниями, со своими предчувствиями и опасениями, своим опытом и надеждами, своими заботами и нуждами. Только такому мыслителю открывается истина, существенное в вещах. Рассудок по своей природе слеп к ценностям, он исторически сложился как таковой, а ценности и являются именно тем, что делает вещи познаваемыми данностями и приводит в движение жизнь. Экзистенциализм есть попытка дать картину изначального экзистенциального мышления и представить его результаты.

Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьёркегора, которая (в качестве протеста против гегелевского панлогизма) освобождает человека от всякой целостности (человеческих организаций, мира идей, понятий), обусловливающей его жизнь и тяготеющей над ним, и ставит его перед лицом такого же изолированного Бога, перед которым он предстает co страхом и трепетом.

 

Альбер Камю

Главные произведения: " Посторонний" (1942), " Миф о Сизифе" (1942), " Чума" (1947), " Взбунтовавшийся человек" (1951).

Главные идеи. Абсурд заключен в противостоянии человеческой потребности в смысле, с одной стороны, и безразличного, бессмысленного мира, с другой. Существование абсурда делает главным философским вопросом проблему самоубийства.

Взбунтовавшись против абсурдных обстоятельств - социальных, политических или личных, - бунтовщик проявляет солидарность с другими людьми и поощряет борьбу за более человечный мир.

 

Жан-Поль Сартр (1905-1980)

Он развивал свои взгляды в беллетристической форме - рассказах, романах и пьесах, работая в то же время над очерками и теоретическими работами, охватывавшими целый спектр предметов - от литературоведения до психоанализа и философии.

Главные произведения: " Тошнота" (1938), " Бытие и ничто" (1943), " Экзистенциализм и гуманизм" (1946).

Главные идеи. " Существование человека предшествует его сущности"; человека характеризуют его предпочтения и поступки, а не устойчивая " человеческая природа".

Направление, в котором будет развиваться жизнь личности, всегда под вопросом и является делом случая.

Неограниченная свобода, которая пронизывает наши жизни, делает нас ответственными за самих себя и друг за друга; это также означает, что от нас ускользает полное и окончательное понимание самих себя. Свобода накладывает на нас неизмеримую ответственность, и поэтому люди часто живут " в дурной вере", избегая ответственности за собственную жизнь посредством отрицания реальности своей свободы.

 

Жан-Поль Сартр широко высказывался по эстетическим вопросам. Его эстетические воззрения прошли два этапа:

Первый этап. Сартр высказывает мысль о том, что произведение искусства есть ирреальное. Образ предмета - результат смысловой активности субъекта, эмоции - магический мир. Поэтому художник создает лишь материальный аналог своего замысла, который время от времени посещается ирреальным - воображением зрителя. Эстетическое восприятие подобно сновидению, а возвращение к действительности связано с тошнотворным отвращением к реальному миру.

Второй этап. Сартром излагается ангажированная медаль литературного творчества, вовлеченность, ответственность художника, его сопричастность проблемам эпохи.

 

Религиозный экзистенциализм

Карл Ясперс (1883-1969)

Известный немецкий философ-экзистенциалист.

Основные произведения. " Всеобщая психопатология" (1913), " Психология мировоззрений" (1919), " Философия" (1931-1932), " Об истине" (1947), " Истоки истории и ее цель" (1948), " Философская вера" (1948), " Куда движется ФРГ? " (1969), " Смысл и назначение истории" (1991), " Истоки истории и ее смысл", " Философская вера", " Духовная ситуация эпохи".

Ясперс проповедует необходимость философии нового типа - экзистенциальной философии, решает многие философские проблемы, главной из которых, в конце концов, оказывается человек и история как изначальное измерение человеческого бытия.

Он отказывается признать наличие в человеке некоторой неизменной природы. Однако для Ясперса, постоянно подчеркивающего, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития, мучительно трудным оказывается поиск основы этого единства. Основой этого единства, полагает Ясперс, может стать лишь " философская вера", черпающая свои истины из библейской религии.

Христианская трактовка истории неприемлема для философа-экзистенциалиста, поскольку для верующего христианина история обладает единством и гуманистическим содержанием благодаря явлению Христа, символизирующему слияние божественного и человеческого. Ясперс ратует за " библейскую религию", обозначая этим то общее, что находит в иудаизме, христианстве и исламе, представляющееся ему в виде проповеди единства человеческого рода, единой духовной связи. При этом философ особо подчеркивает, что речь идет не вообще о христианстве, а лишь о христианстве с " догматическим содержанием". Несмотря на то, считает он, что мировые религии не смогли предложить общей для всех веры, таковая все же имеется. Это - философская вера.

Во французском и русском экзистенциализме, а также у Ясперса в центре внимания стоит проблема человеческой свободы. Экзистенциализм отвергает как рационалистическую просветительскую традицию, сводящую свободу к познанию необходимости, так и гуманистически-натуралистическую, для которой свобода состоит в раскрытии природных задатков человека, раскрепощении его " сущностных" сил. Свобода, согласно экзистенциализму, должна быть понята исходя из экзистенции. Согласно Марселю и Ясперсу, свободу можно обрести лишь в боге. Согласно Сартру, у которого трансценденция - это ничто, понятое нигилистически, свобода есть отрицательность по отношению к бытию, которое он трактует как эмпирически сущее.

Экзистенциализм отразил духовную ситуацию современного западного общества, но предложить выход из этой ситуации он не смог. Все попытки обновления проблематики философии существования (" оптимистическая" реформация экзистенциализма О. Ф. Вольнова; " позитивный экзистенциализм" Аббаньяно) также оказались безуспешными.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 737; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь