Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Николай Коперник- Творчество Бога – Творчество природы, приверженец материалист. понимания мира
Френсис Бекон: Задача философии Бекона: познать единство природы + создать научный метод познания Создал теорию «Двойственной системы» = Бог познаваем только верой + Природа изучается только разумом» Философия – это часть культуры, но быть ей частью культуры мешают идолы: идол рода – одухотворение природы, идол пещеры – субъективное восприятие мира, идол театра – вера в авторитет, идол рынка – слова в разных значениях + Бекон выработал свой метод познания: имперический – индукцию (от частного к общему) Рене Декарт Задача: выработка подменных истин Признаки знания: - достоверность - соответствие знания предмету познания - общеобязательность – доказанное, обоснованное знание - сомнение – «Мыслю, значит существую» Мысль по Декарту выражает знания в форме идей, которые бывают порождаемые и врожденные (бога, чисел, фигур)Мир у Декарта состоит их 2-х субстанций: материальной(обладает такими характеристиками как протяженность и мышление) и духовной, Бог в данном случае свзязующее звено между субстанциями. Мифологическое сознание, его особенности. Философия и мифология. Мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытных людей мифология выступала как универсальная форма их сознания, как целостное мировоззрение. Мифология – свод, система взаимосвязанных и взаимодополняющих преданий, сказаний о происхождении данного народа, об образе жизни, традициях, нравах, поучительных случаях, об отношениях с человекоподобными животными, о природных явлениях, и в большей мере о героических деяний предков и вождей. Эта система и воспроизводит господствующий способ мышления первобытных людей. Сегодня «миф» понимается по-другому по сравнению с тем, какой смысл вкладывали в него люди, жившие в те далекие времена. Если сегодня «миф» понимают как легенду или сказку, то тогда «миф» выступал как: · «аспект реальности» племенного бытия; · способ их мышления и мировосприятия, «адекватное» отражение действительности; · способ передачи и воспроизводства родо-племенной истории; · нормативы их взаимоотношений и жизнедеятельности. Структура мифа включает в себя: 1. содержание 2. исполнение 3. ритуальные танцы, с помощью которых первобытные люди обучали молодых и показывали, как надо действовать. По содержанию мифы очень многообразны. Тем не менее, можно выделить несколько общих тем мифов. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев - с последующим его возрождением. Миф выполнял многообразные функции. С его помощью осуществлялась связь " времен" - прошлого, настоящего и будущего, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалось духовное единение поколений. Мифологическое сознание закрепляло принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживало, поощряло определенные формы поведения. Оно заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, стремление найти разрешение противоречий и обрести согласие, внутреннюю гармонию человеческой жизни. Мифология исторична. В результате внешнего толчка - великих переселений и смешений различных первобытных племен, расшатывается их целостность и однородность, происходит взаимозаимствование, сложный синтез опыта, навыка, знаний, видов профессий, производственной деятельности, образовываются новые структуры общественной жизни, миф расщепляется, мифологические коллективные представления становятся путанными и теряют свое господство над индивидуальным мышлением, которое в свою очередь становится свободным. Новая действительность и отсутствие ответов на любой вопрос заставляют человека воспринимать мир, основываясь на полученных ранее представлений практического опыта и опыта новых смешанных племен. Структура и связь этих опытных представлений уже соответствуют структуре и связям объективной действительности, они логичны. Эти логические знания и представления, образовывают новое видение окружающей среды и новый способ мышления – философский, который в свою очередь является отрицанием мифологического. Проблемы познания, специфика их решения в философии Ф. Бэкона Бэконовское учение о методе и познании; Фрэнсис Бэкон – английский философ, родоначальник эмпиризма. Наиболее значительной является работа «О достоинстве и приращении наук». Автор изречения – «знание сила». Ф. Бэкон был сторонником доктрины «двойственной истины», суть которой заключается в том, что философия должна зависеть только от разума человека, хотя он может прибегать и к помощи веры, когда разум оказывается бессильным в достижении истины. В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент. Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим чёрную особь. Это заключение всегда носит вероятностный характер. Бэкон разработал индуктивный метод познания. Он включает в себя: наблюдение фактов, их систематизацию и классификацию, отсечение ненужных фактов, разложение явления на составные части и проверку фактов на опыте; обобщение. Бэкон ценил свой метод за то, что он позволил классифицировать факты, на которые опирается наука. Опытно-индуктивный метод Бэкона имел в качестве своей главной цели выработку строго обоснованных понятий («аксиом»), опираясь на которые только и можно достичь эффективных знаний о природе. Путь к таким понятиям является путем аналитического расчленения сложных предметов явлений природы на более простые элементы.. Критикуя рационализм, Ф. Бэкон предостерегал человечество от 5 «идолов», то есть дурных привычек ума, которые порождают ошибки. Это «идолы рода», то есть ориентации, в частности ожидание большего порядка, чем существующий в реальности. «Идолы пещеры» - личные суеверия, присущие отдельному исследователю - это является персональной слабостью индивида в рассуждении по причине собственных предпочтений и антипатий. «Идолы рынка» - использование дурных слов, влияющих на ум. «Идолы театра» - связаны с общепринятыми системами мышления, например религиозные. «Идолы приверженности к старым школам» - когда слепое правило способно заменить рассудительность в исследовании. Р. Декарт, его вклад в развитие рационалистической традиции в философии Нового времени Рене Декарт Занялся опытной философией (медицина, геометрия, механика). Философия Декарта – начало рациональной философии. Декарт делает упор на силу, определяемую человеческим разумом. Рационализм был еще в античной философии (Платон). Рационализм связан с познанием природы, связан с познанием в области естествознания. В познании 2 стороны: - материя – объект - мышление – субъект Активным элементом познания является мыслительный субъект. Философия Декарта дуалистическая. Существует 3 субстанции, высшая субстанция – Бог. Бог создал духовную субстанцию и материальную субстанцию, а дальше не вмешивается. Это деизм! Он пытается доказать самостоятельность духовной субстанции. Надо создать философскую систему. Она должна опираться на очевидную истину. Он применяет философский метод сомнения для доказательства существования философской субстанции. «Мы можем сомневаться во всем, сомнения – это есть мышление. Если я мыслю, я существую. Мышление – идеальная субстанция=> существует идеальная субстанция, созданная Богом. Если мы чувствуем предметы, существует материальная субстанция, существование которой не зависит от нас». Объективный дуализм: 1) двойственная природа человека (био-социальное существование человека, мышление подчинено законам логики, мозг – материальный носитель) 2) основание дуализма Противоречие процесса познание. Субъект изучающий и объект изучения. Главная задача познания – познание причины. В процессе познания появляется заблуждения, ошибки из-за свободы воли. Разум, отталкиваясь от свободы воли, дает определение, вывод (заключение), а логическое мышление может подтвердить. Сравнивая ощущение и понятия, понятия наиболее достоверны. Чувственное восприятие является модусами мышления (проявляется мышление, т.е. человеческие чувства не могут быть неосознанными). Свойства материи: - форма, движение, покой и все остальные свойства вторичны. - Материя делима до бесконечности, но мышление человека неделимо. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы