Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные способы организации общественной жизни. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Политическая система общества. Понятие политики. Государство и его основные признаки. Политика - определяемые прежде всего экономическими Интересами отношения между классами и другими социальными Общностями по поводу государственной власти. Существуют следующие основные трактовки власти. Власть - Способ самоорганизации человеческой общности, основанной на Разделении функций управления и исполнения, выступает как Средство социального общения, позволяющее регулировать Конфликты и обеспечивать консолидацию общества. Компонентами Власти выступают субъект, объект, средства (ресурсы - Экономические, социальные, культурно-информационные, Принудительные) и процесс. Государство - важнейший элемент политической системы общества. Если родовая организация осуществляла лишь функции Регламентации общественных отношений, обусловленных природой Человеческого общежития, то функции государства значительно Расширяются и усложняются. Они включали в себя организующее Начало, принудительно-усмиряющую функцию, защиту права Человека на жизнь, на мир и выживание в условиях нестабильности, Войн, задачу регулирования отношений с другими странами, Решение социальных вопросов. С XVII - XVIII вв. постепенно Начинает осознаваться значение государства для защиты ценностей Естественной природы человека (индивидуальной свободы, Возможности выбора, проявления творческих начал и т.д.). Основные признаки гос-ва: организационные документы, публичная Власть, управленческая деятельность, территория, население, Суверенитет. Личность и общество. Диалектика формирования личности Слово «личность» («persona») первоначально обозначало мас-ку, Которую надевал актер в античном театре (сравни: русское «личина»). Затем оно стало означать самого актера и его роль (персонаж). У римлян слово «persona» употреблялось не иначе, как с Указанием определенной социальной функции, роли, амплуа (личность отца, личность царя, судьи, обвинителя и т. д.). Превра-тившись в термин, в общее выражение, слово «личность» Сущест-венно изменило свой смысл и даже стало выражать нечто Обратное тому, что разумели под ним в древности. Личность — это Человек, который не играет выбранную им роль, не является ни вкаком смысле «лицедеем». Социальная роль (скажем, роль революцио-нера, исследователя, художника, учителя, отца) Принимается им абсолютно всерьез; он возлагает ее на себя как Миссию, как крест — свободно, но с готовностью нести всю полноту Связанной с этой ролью ответственности. Понятие личности имеет смысл лишь в системе обществен-ных Отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и Совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не Своеобразие и многообразие последних, а преяеде всего Специ-фическое понимание индивидом своей роли, внутреннее Отноше-ние к ней, свободное и.заинтересованное (или наоборот — Вынуж-денное и формальное) ее исполнение. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных Действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой Они получают органичное предметное воплощение. О личности Можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Сами свершения личности (например, трудовые достижения, открытия, Творческие успехи) истолковываются нами прежде всего в качестве Поступков, то есть преднамеренных, произвольных поведенческих Актов. Личность — это инициатор последовательного ряда Жизнен-ных событий, или, как точно определил М. М. Бахтин, «субъект поступания». Достоинство личности определяется не Столько тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не Состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что Он сам себе вменяет. Личность и общество: Хотя между личностными качествами отдельного человека и Условиями его бытия нет и не может быть однозначной и жесткой Связи, в каждую историческую эпоху формируется совокупность Условий — материальных, социальных, духовных, — которые Определяют социальный тип человека и характер его Взаимоотно-шений с обществом. Это может быть «слияние» индивида и общества (коллектива), антагонистические отношения Между ними или, напротив, их единство. В каждом конкретном Обществе тот или иной тип его взаимосвязи с индивидом всегда Оказывается доминирующим. Диалектика личности -??? Роль народных масс и личности в истории одна из коренных проблем философии и социологии. Домарксистская и совр. бурж. социология рассматривает нар. массы как пассивную толпу, как объект воздействия выдающихся личностей. Социальное неравенство и отстранение трудящихся от участия в управлении гос-вом оправдывается утверждением, что нар. массы неспособны к интеллектуальному творчеству в силу своей " косности" и " отсталости". Марксистский анализ. Решающая роль народных масс в истории обусловлена прежде всего тем, что они являются главной производит. силой общества. Влияние народных масс на прогресс культуры проявляется в многообразных формах, как непосредственно, так и опосредствованно. Основа всякой духовной культуры – язык – создан нар. массами. Величайшие творения иск-ва и лит-ры подлинно народны, в них получают отражение актуальные обществ. проблемы. В развитии естеств. науки и техники важную роль играет обобщение производств. опыта масс. Науки об обществе развиваются на основе обобщения данных обществ. практики, освободит. борьбы масс. Марксизм вместе с тем не умаляет роль выдающихся личностей в истории. Только на основе науч. понимания решающей роли нар. масс в истории, роли классов и классовой борьбы можно правильно раскрыть значение историч. личностей, вождей тех или иных классов, партий, обществ. деятелей, выдающихся ученых, деятелей лит-ры и иск-ва. Марксизм опроверг антинауч. измышления идеалистов о том, что выдающиеся личности могут по своему произволу творить историю; он объективно оценивает роль отд. личностей, их творч. инициативы, пределы их влияния на ход историч. событий, показывая, какие условия определяют успех и значение их деятельности. Общий ход и направление историч. развития не зависит от отд. личностей. Личность может влиять на историч. события, но она не может ни отменить, ни изменить объективные обществ. закономерности. Результаты деятельности той или иной личности в конечном итоге определяются историч. необходимостью. При прочих равных условиях, индивидуальные качества лица, стоящего во главе движения, могут ускорить или замедлить, облегчить или затруднить необходимый ход развития событий, наложить на них определ. индивидуальный отпечаток. При исследовании роли личности в истории следует различать категории историч. и великой личности. Исторической можно назвать личность, с именем к-рой связаны крупные историч. события и к-рая наложила свой отпечаток на эти события. При этом еще не учитывается в каком направлении – прогрессивном или реакционном – действует данная личность. Но не всякая историч. личность является великой. Великая личность – та, к-рая своей деятельностью ускорила прогрессивное закономерное течение обществ. процесса. Ни один класс не может прийти к власти, не выдвинув своих политич. руководителей, вождей. Каждой обществ. эпохе и каждому классу присущи свои методы формирования, воспитания и выдвижения вождей, организации руководителей и руководства, взаимоотношения вождей, класса и масс. Идеологи и вожди эксплуататорских классов стремятся стать над массами и их выборными органами, командовать массами. Вожди рабочего класса, напротив, выражают коренные интересы трудящихся масс. Основоположники марксизма-ленинизма глубоко верили в разум и творч. силы народа, решительно выступали против культа личности политич. вождя. Характер и формы творчества нар. масс всегда исторически обусловлены. Марксизм, во-первых, учитывает историч. условия развития и положения масс в различные эпохи; во-вторых, требует уяснения соотношения нар. масс, классов, партий и их вождей применительно к каждому этапу обществ. развития. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1092; Нарушение авторского права страницы