Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные проблемы и сущность критической философии И. Канта.



2 сущности:

- безусловная (не подчиняется законам природы)

- явление (подчиняется законам природы)

обусловлены те, которые приобретают форму благодаря априорным понятиям (мир явления).

Априорное понятие образовалось спонтанно.

2 поточных знания:

- чувственный опыт

- априорное понятие

a) чувственного опыта

b) рассудочное (качества; количества; отношения)

c) идеи разума (целостности системного знания)

Главное – чем определяется объективность, всеобщность наших знаний?

«Если мы очистим свой разум от чувств опыта, то в нашем разуме останется познание, не связанное с нашим опытом. Внеопытные понятия – априорные, но не враждующие, возникающие спонтанно.

Априорные понятия – это способ бытия человеческого разума. Преобразованный для нас мир, явления (априорные понятия). Априорные понятия объективны и всенощные. Они образуют наши знания на основании причинно-следственных связей.

Наш разум формируют наши идеи, которые не подчиняются законам природы.

- безусловные (Бог, добро, красота, душа человека). Мышление не подчиняется физике, химии, анатомии.

- Обусловленные

Обе противоположные стороны истинные – антиномия разума «Человек смертен – человек бессмертен». Возникновение антиномно – разум подошел к определенной границе познавательной возможности человеческого разума.

· Критика чистого разума

· Критика практического разума – этика, нравственность

· Критика способности суждения – эстетика

Кант возродил активную роль человеческого разума. Активность в процессе чувственного опыта. Процесс познания формируется. Критика – выявляет границу познавательной возможности человеческого разума.


Особенности философского материализма А.Герцена и Н.Чернышевского.

Чернышевский и Герцен – западники, материалисты. Указывали на общность исторических задач России и ЗАПАДА. Они об считали, что демократия неразрывно связана с с экономическим раскрепощением народных масс. Во главу угла ставили способность народных масс(бывших крепостных) влиять на власть. Для развития слабых и подавленных крепостным правом народных масс необходимы реформы и широкое просвещение. Поэтому для этих философов философия была не отвлеченной теорией, а орудием изменения российской действительности. Материализм Чернышевского и его диалектика служили теоретическим обоснованием политической программы революционной демократии. Неудовлетворенный философской системой Гегеля, Чернышевский обратился к сочинениям виднейшего философа того времени - Людвига Фейербаха.
Чернышевский был очень образованным человеком, он изучил труды очень многих философов, но своим учителем называл только Фейербаха.Чернышевский критикует идеалистическую сущность гносеологии Гегеля и его российских последователей, указывая, что она идет не от материального мира к сознанию, что она рассматривает природу и человека как порождение абстрактных понятий, божественной абсолютной идеи.
Чернышевский отстаивает материалистическое решение основного вопроса философии. Наряду с критикой идеалистической философии и материалистическим решением вопроса об отношении мышления к бытию, Чернышевский вел борьбу против агностицизма, всевозможных теорий, утверждавших непознаваемость мира, явлений, предметов. В своих статьях " Критический взгляд на современное эстетическое понятие", " Комическое и трагическое" и других Чернышевский, высмеивал идеалистические философские системы за их пустоту и никчемность, за их оторванность от жизни народа, от потребностей общественного развития, показывал, то эти системы не выдержали натиска материалистических воззрений, победоносно утверждающихся в философии, в науке.Герцен высказывал глубокие, близкие к совершенному пониманию идеи о движении, материи.Он также отстаивал идею о познаваемости мира, настаивая на единстве опыта и умозрения в познании, т. е. единстве чувственной и рациональной ступеней познания.

Герцен внес огромный вклад в разработку проблемы диалектического метода. В качестве его основных достоинств он выделял требования рассматривать явления в развитии, в целостности.Осваивая диалектику Гегеля, Герцен многое сделал для осмысления связей философских категорий (сущность и явление, содержание и форма).

Герцен трактовал диалектику как алгебру революции, т. е. считал необходимым использовать диалектику, как для осмысления действительности, так и для организации деятельности по ее преобразованию.


Проблема человека, смысла жизни, свободы и ответственности в философии Н.А. Бердяева.

Сам Бердяев определял свою философию как “философию субъекта, философию духа, философию свободы”. Противоположность между духом и природой, по Бердяеву, является главной. Дух — это субъект, творчество, природа — неподвижность и пассивная длительность, объект. Главным элементом в этом противопоставлении выступает субъект, вплоть до того, что, по мнению Бердяева, объективный мир не существует сам по себе, но зависит от воли субъекта, является результатом экстериоризации его личного состояния: Это не означает того, что Бердяев был солипсистом, утверждал, что окружающий мир — это лишь комплекс элементов, созданных воображением субъекта. Природа, в которой царствует необходимость и подавляется свобода, где личное, особенное поглощено всеобщим, была порождена злом, грехом.

Одна из важнейших в философии Бердяева — категория свободы. Свобода, по его мнению, не была сотворена Богом. Бердяев считает, что ее источник — первичный хаос, ничто. Поэтому Бог не имеет власти над свободой, властвуя лишь над сотворенным миром, бытием. Бердяев принимает принцип теодицеи, утверждает, что вследствие этого Бог не ответственен за зло в мире, он не может предвидеть действия людей, обладающих свободной волей и лишь способствует тому, чтобы воля становилась добром.

Бердяев выделяет два вида свободы: первичная иррациональная свобода, свобода потенциальная, которая обусловливает гордыню духа и вследствие этого его отпадение от Бога, «вторая свобода, свобода разумная, свобода в истине и добре». Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.

Понятие личности также является важным для Бердяева, он разделяет понятия “личность” и “человек”, “индивид”. Человек — божье творение, образ и подобие Бога, точка пересечения двух миров — духовного и природного. Личность — это категория “религиозно-духовная”, это творческая способность человека, реализация которой означает движение к Богу. Личность сохраняет общение “с духовным миром” и может проникнуть в “мир свободы” в непосредственном духовном опыте, по природе своей являющемся интуицией.

Человек по своей природе существо общественное, история — это способ его жизни. В своем развитии человечество прошло несколько этапов понимания истории. Сначала для греческой философии, осознававшей себя в неразрывной связи с обществом и природой и рассматривавшей движение истории как круговорот. Затем, с возникновением принципа историзма в западноевропейской философии Возрождения и особенно Просвещения появляется новое толкование истории как поступательного развития. Ее наивысшее выражение — “экономический материализм” Маркса.

Историю определяют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода. Смысл исторического процесса состоит в борьбе добра против иррациональной свободы: в период господства последней реальность начинает возвращаться к первоначальному хаосу, наступает процесс распада, падение веры, утрата людьми объединяющего духовного центра жизни и наступает эпоха революций. Творческие периоды истории приходят на смену после революций, несущих разрушение.

Среди философов русского зарубежья творчество Бердяева было самым значимым, он внес самый весомый вклад в развитие онтологии и гносеологии, философской антропологии и этики.


Философия В.Соловьева

Соловьёв- выдающийся мыслитель России. Он обладал глубокими знаниями мировых философских систем и учений и критиковал такие недостатки, как отвлечённость и односторонность: одни подчёркивали всеобщее и рационализм, другие- эмпиризм и частное. Все они заводили философскую мысль в тупик, преграждая путь к осмыслению единого сущего.

Предельно высшим единством сущего, по Соловьёву, был Бог. Вся глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, всеблагой любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Именно Бог олицетворяет всеединство сущего. Всё многообразие сущего скреплено божественным началом. Всё материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мировой души, или Софии. Таким образом, Стержневым принципом философии Соловьёва является философия положительного всеединства. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разума, красоту как проявление чувства. Из этого вытекает: Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Три начала истина красота и благо составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь, подрывающую корни эгоизма.

По мнению Соловьёва, философия освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровения истинного Божества. Им была заложена основа принципа всеединства. Соловьёв развивал тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального и иррационального типов философствования, единения западных и восточных культур.

Реальный мир представал у него как самоопределение, или воплощение абсолютно сущего - это тело Божие или материя Божества, субстанциональная премудрость Бога, проникнутая началом божественного единства, посредником между ними выступала София-Мудрость Божия. Человечество является посредником между Богом и природой, человек должен выступить как освободитель и спаситель природы. В сознание человека уже содержится форма всеединства. Человек должен изменить природу до её одухотворения, совершенной интеграции. Отсюда цель мировой истории - единство Бога и внебожественного мира. Нравственный смысл личности реализуется в любви к другому человеку, природе, Богу. В сущности, акт любви есть нравственный поступок, которым человек приближает себя к Абсолюту. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, личный образ всеединства.

В обществе идея всеединства раскрывается как некая вселенская церковь, объединяющая все национальности и снимающая все социальные противоречия и способствующая становлению на земле «царства божьего». Залогом такого единения является объединение католической и православной церквей.

Соловьёв утверждал, что человек – вершина творения Бога. Общество – есть расширенная личность, а личность – это сосредоточенное общество. Идеалы совершенного добра открывает христианство. Юридическое право не способно это сделать, оно может лишь преградить путь для проявления крайних форм зла. Требования добра необходимы в политике, экономике и вообще во всех сферах социума.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь