Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Диалектика как концепция развития, ее основные принципы. Альтернативы диалектики.
Диалектика – это понимание мира и способ мышления, при котором объекты, явления и процессы действительности рассматриваются во множестве их связей, взаимодействии противоположных сил и тенденций, в изменении и развитии. Диалектика формировалась на протяжении всего периода существования философии, приобретая на каждом из этапов ее развития новые содержательные смыслы мировоззренческого, гносеологического, логического, методологического и социально-критического планов. Одним из первых философов древности, кто обратил внимание на многие стороны диалектического мышления, был Гераклит. Однако в изначальном смысле понятие «диалектика» ассоциировалось преимущественно с представлением об искусстве вести беседу или полемику. Участие всех свободных граждан в делах государства, формулирование и отстаивание собственной независимой позиции – это все предполагало свободу для дискуссий, формировало критичность мышления. Сократ начал целенаправленно осмысливать диалектику как искусство диалога. Традицию Сократ продолжил его ученик Платон, который обобщил опыт своего учителя и представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли к общим понятиям (идеям). В зависимости от меры вклада в разработку диалектики как миропонимания и способа мышления различных философских школ и течений выделяют несколько исторических форм диалектики. Наиболее ранняя из них – стихийная диалектика древнегреческих философов, развивающаяся как на материалистической (Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор), так и на идеалистической (Сократ, Платон) основе. Вторая наиболее влиятельная форма диалектики – идеалистическая диалектика классической немецкой философии (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Третья – материалистическая диалектика, основы которой заложили К. Маркс. Ф. Энгельс, Ленин. В настоящее время существует ряд концепций диалектики, разрабатываемой преимущественно на идеалистической основе – диалектика органической целостности, диалектика интегрального рационализма, негативная диалектика и др. К основным принципам диалектики относят принципы универсальной взаимосвязи, развития, детерминизма, системности, материального единства мира. В соответствии с принципом универсальной взаимосвязи все объекты (явления, процессы) действительности существуют во взаимосвязи и взаимной обусловленности; в соответствии с принципом развития – существуют, претерпевая закономерные качественные и количественные изменения. Согласно принципу детерминизма, они причинно обусловлены и взаимозависимы; принцип системности предполагает наличие в мире закономерной организации; в соответствии с принципом материального единства мира считается, что его субстанцией является материальное начало.
Закон единства и борьбы противоположностей. Содержание философских принципов конкретизируется в системе законов и категорий диалектики. Ф.Энгельс представил логику развития в виде трех законов диалектики (о чем имплицитно речь велась в философии Гегеля): закона единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и закона отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей полагает, что противоположности, несмотря на противостояние, не могут исключить друг друга, подобно двум полюсам магнита. Если магнит разделить пополам, получится два магнита, у каждого из которых будут оба полюса. Если магнит разделить пополам, получится два магнита, у каждого из которых будут оба полюса. Этот закон ориентирует на раскрытие внутреннего механизма и динамики саморазвития. Он позволяет понять всякую целостность как сложную и расчленённую систему, заключающую в себе элементы или тенденции, непосредственно друг с другом несовместимые. Он даёт возможность всякую ставшую структуру истолковать так, что её пронизывает логика её исторического становления. Закон единства и борьбы противоположностей снимает иллюзию окончательности со всякой ограниченной формы существования в природе и обществе, он ориентирует на раскрытие преходящего характера таких форм, их переход в более высокие и развитые формы по мере исчерпания ими своих возможностей. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Закон перехода количественных изменений в качественные представляет идею о том, что изменение количественных параметров объекта не может бесконечно идти в одном направлении без изменения качества объекта. Предметом закона является переход от незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений к изменениям коренным, открытым — качественным, где качественные изменения наступают не случайно, а закономерно, вследствие накопления незаметных и постепенных количественных изменений, не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, через ломку линейного закона изменения и перехода к нелинейным законам и формам изменения. Закон перехода количественных изменений в новое качество — момент закона развития меры. Основа закона — взаимосвязь двух свойств — качества и количества. Несмотря на существенные различия, количество и качество рассматриваются в диалектическом материализме как части одно целого, представляющие собой стороны одного и того же предмета. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества. Переход количественных изменений за пределы меры (как интервала количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета) ведет к изменению качества предмета, то есть к его развитию. В этом и заключается закон перехода количества в качество — развитие осуществляется путем накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству. Например, при увеличении атомной массы водорода до двух единиц, он становится дейтерием, а при массе в три единицы – тритием.
Закон отрицания отрицания. Отрицания отрицания закон, один из основных законов диалектики, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого. Впервые был сформулирован Г. Гегелем, хотя отдельные черты этого закона (диалектический характер отрицания, роль преемственности в развитии, нелинейный характер направления развития) фиксировались и в предшествующей истории философии. В системе гегелевской диалектики развитие есть возникновение логического противоречия и снятие его в дальнейшем; в этом смысле оно есть зарождение внутреннего отрицания предыдущей стадии, а затем и отрицание этого отрицания. Поскольку отрицание предыдущего отрицания происходит путём снятия, оно всегда есть в известном смысле восстановление того, что отрицалось, возвращение к уже пройденной стадии развития. Однако это не простой возврат к исходной точке, а «... новое понятие, но более высокое, более богатое понятие, чем предыдущее, ибо оно обогатилось его отрицанием или противоположностью; оно, стало быть, содержит в себе старое понятие, но содержит в себе более, чем только это понятие, и есть единство и его и его противоположности». Отрицания отрицания закон оказывается, таким образом, всеобщей формой раздвоения единого и перехода противоположностей друг в друга или, иными словами, всеобщим проявлением закона единства и борьбы противоположностей. Гегель гипертрофировал значение триады как формы действия Отрицания отрицания закон, стремился «подвести» под нее все процессы изменения и развития.
Категории диалектики. Категории диалектики - случайности и необходимости, возможности и действительности, сущности и явления, единичного, особенного, общего, формы и содержания, части и целого – способствуют обнаружению универсальных, всеохватывающих связей бытия и мышления. При этом каждая из категорий оказывается не в статистике, а в динамике, в изменении, в развитии, во взаимосвязях и взаимопереходах: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого». При изучении парных категорий диалектики их сопоставление производится в двух основных аспектах – онтологическом и гносеологическом. Соотнося категории диалектики в онтологическом аспекте, мы с помощью них фиксируем всеобщие противоположные формы существования и развития материального мира и связи между ними. Сопоставляя категории диалектики в гносеологическом плане, мы преследуем цель не только адекватно отразить развитие, но и выделить в процессе познания определённые «ступеньки», восходя по которым можно познать сущность мира. В этом смысле с помощью категорий диалектики можно установить, в какой последовательности необходимо изучать мир, чтобы от внешнего, являющегося его образа проникнуть в его сущность. Лишь находясь в системе, категории диалектики могут описывать развитие во всем многообразии его противоположных сторон и выступать в качестве неосновных законов, а в отдельных случаях приобретать статус принципов (принципы детерминизма, системности, целостности).
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы