Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Экономическая сфера жизни общества. Понятие общественного производства. Способ производства. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Экономическая подсистема – это производственно–распределительные взаимодействия и отношения, связанные с разделением труда и распределением людей по своеобразным социально–профессиональным ячейкам, внутри и между которыми устанавливаются трудовые и экономические отношения. Общественное производство – это многогранный процесс, включающий в себя все необходимые слагаемые общественной жизни: производство самих людей; материальное производство, т.е. создание материальных условий и средств сохранения и поддержания их жизни; духовное производство – производство знаний, идей, идеалов, ценностей; управление людьми, обеспечивающее согласованность их деятельности, цельность и организованность общества, систему общественных отношений (семейно-бытовых, производственных, политических, социальных, правовых и т.д.), поскольку общественное производство это коллективный процесс. Главным достижением марксистской социальной философии явилось материалистическое понимание истории. Оно исходит из того, что условия человеческой жизни (общественное бытие) определяют взгляды людей, их цели ценности, теории (общественное сознание). Согласно Марксу, признание материальности экономических отношений не имеет ничего общего с приписыванием им вещественного характера. Их материальность заключается в том, что они складываются и развиваются по своим внутренним законам, независимо от того, осознаем мы это или нет, а потому могут быть зафиксированы с научной точностью. Основу (базис) общественного бытия составляет способ производства материальных благ. Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это предмет труда, средства производства (орудия труда ┼ источник энергии, помещение, транспортные расходы и т.д.) и занятые производстве люди. Производственные отношения – отношения между людьми, характеризующиеся формой собственности на средства производства и общественным разделением труда. Производительные силы и производственные отношения находятся в органическом единстве. Определенному уровню и характеру развития производительных сил соответствуют определенные производственные отношения. Получается, что источником общественного развития является противоречие между производительными силами, развивающимися быстрее, и производственными отношениями, которые отстают в своем развитии от производительных сил и сдерживают их развитие. Постепенно это противоречие перерастает в конфликт, который приводит к социальной революции и последующему установлению нового, более прогрессивного строя. Социальная структура общества. Типы социальных структур: социально-классовая, социально-этническая, социально-демографическая. Общество обладает сложной многокомпонентной структурой. Эта структура имеет сложный иерархический характер, в ней в качестве основных системообразующих выступают: 1) несколько подсистем, составляющих в своей совокупности систему общества; 2) несколько структурных компонентов, тесно взаимодействующих с основными подсистемами общества и частично включенных в них, а частично выходящих за их пределы. Общество функционирует и развивается в качестве единой и целостной системы, в которой органично взаимосвязаны четыре основные подсистемы. Они таковы: Экономическая подсистема – это производственно–распределительные взаимодействия и отношения, связанные с разделением труда и распределением людей по своеобразным социально–профессиональным ячейкам, внутри и между которыми устанавливаются трудовые и экономические отношения. Политическая подсистема – это управляющая система с соответствующими органами руководства (от вождя племени до парламента и президента республики), политическими организациями и общественными объединениями. В рамках этой подсистемы люди также подразделяются на управляющих или управляемых. Эта подсистема пронизывает все общество сверху донизу: от государственного управления до управления в семье и в первичном производственном коллективе (например, в бригаде Социокультурная подсистема включает в себя образование, искусство, мораль, философию, науку, религию и т.д.; организации и учреждения культуры: театры, филармонии, концертные залы и т.д.; средства массовой информации. Продуктом духовной деятельности человека является информация, адресованная человеческому сознанию, – идеи, образы, чувства. Социальная подсистема представляет собой исторически изменяющуюся, основанную на социальных взаимодействиях, форму жизнедеятельности людей, реализующуюся в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей, групп и отдельных личностей, интегрирующую собой все остальные структурные компоненты общества. В состав этой подсистемы общества входят: социальная и этнонациональная структура общества, его территориальная и профессиональная структура, его социально-демографические характеристики – соотношение мужчин и женщин, детей и взрослых, пожилых и молодых людей, динамика рождаемости и смертности, продолжительность жизни. Социальная структура общества включает в себя следующие элементы: 1) социально-классовая структура - совокупность классов и социальных слоев (рабочие, предприниматели, крестьяне); 2) социально-этническая структура - общности выделяются на основе этнического признака (род, племя, нация, этнос); 3) социально-демографическая структура -- общности выделяются на основе таких критериев, как пол и возраст (женщины, мужчины, молодежь, пенсионеры); 4) социально-профессиональная структура -- общности выделяются на основе такого критерия, как квалификация (низкая, средняя и высокая квалификации); 5) социально-территориальная структура (население города и деревни, малых и больших городов, население различных регионов).
Политическая сфера жизни общества. Государство как социальный институт. Понятие гражданского общества. Политическая подсистема – это управляющая система с соответствующими органами руководства (от вождя племени до парламента и президента республики), политическими организациями и общественными объединениями. В рамках этой подсистемы люди также подразделяются на управляющих или управляемых. Эта подсистема пронизывает все общество сверху донизу: от государственного управления до управления в семье и в первичном производственном коллективе (например, в бригаде). Политическая сфера общественной деятельности имеет сложную внутреннюю структуру, где главным звеном является государство. Государство, в свою очередь, представляет собой сложнейший инструмент, имеющий множество функций, связанных с законодательной, исполнительной, судебной властью, армией, аппаратом принуждения и т.д. Говоря о государстве, мы должны обозначить также, что в социальной структуре государство также представляет собой разновидность социального института, или это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей. Его возникновение обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности. Государство – это необходимый, центральный, интегрирующий общество политический институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий должный социальный порядок. Категория «гражданское общество» отражает особый срез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общественного устройства, основанного на разуме, свободе и справедливости. Формирование гражданского общества практически всегда соотносилось с проблемами совершенствования государства, возвышение роли права и закона. Термин «гражданское общество» принадлежат Аристотелю. Выясняя в «Политике» смысл понятия «гражданин», Аристотель говорит о совокупности граждан, гражданском обществе, которое возможно лишь в правильном государстве, где лица, признаваемые гражданами, принимают «равное участие во всех выгодах общественной жизни» и действуют «в интересах общей пользы». Аристотель не отождествлял государство с гражданским обществом, но и не противопоставлял их: разные аспекты того и другого в жизни античного полиса тесно соприкасались. Последовательное развитие общественных отношений предопределило и трансформацию взглядов ученых на гражданское общество. Философскую характеристику устоев гражданского общества можно обнаружить у И. Канта, которым был сделан вывод о том, что для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества. Глубокое осмысление гражданского общества получило в трудах Гегеля, в его знаменитой «Философии права». Особую роль Гегель отводил противостоящим друг другу индивидам. «В гражданском обществе каждый для себя - цель, все другие для него ничто. Но без соотнесения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей». Гегель был первым философом, который пытался провести грань между гражданским обществом и государством. Современное понимание гражданского общества предполагает, что гражданское общество - правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому, развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. . |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы