Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ученик Платона – Аристотель.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Философия Этика Платона Платон об обществе. Величайшее благо – справедливость, не справедливость – это зло. Справедливое гос.устройство Платон «выводит» из 3 состояний души: 1. Разумный (мудрый) должны управлять государством – философы, ученые. 2. Аффективный (мужественный) – военоначальники охраняют гос-во 3. Вожделеющий – ремесленники, земледельцы обеспечивают гос-во Теория любви. Истинная любовь – это продвижение к прекрасному, весьма скромное в физиологическом желании тел, как мужского, так и женского, более высокое в очарованности душой другого че-ка, и достигающая блага предела в сеянии блага. Ученик Платона – Аристотель. Самобытное единичное бытие Аристотель называет субстанцией. Это такое бытие, которое не способно пребывать в другом бытии, оно существует в самом себе. Мир – совокупность субстанций, каждая из которых некое единичное бытие. Единичное бытие – сочетание материй и эйдоса (форма). Форма – это последнее видовое различие, она выражается понятием. # Из меди можно сделать шар или статую, т.е. медь как материя есть возможность и шара, и статуи. Понятие шара или стати справедливо, когда еще из меди еще не сделан шар или статуя, но мастер уже определил что из нее сделать. Эйдос(форма) – сущность отдельного единичного предмета. Всякая вещь имеет 4 причины: 1. Сущность (форму) 2. Материю (субстрат) 3. Действие (начало движения) 4. Цель (то, ради чего) Эйдосом че-ка - душа. Эйдос всех эйдосов – перводвигатель и, вместе с тем, первоум. Аристотель называет его Богом, но это не персонифицированный христианский Бог. Действительность – осуществленная возможность. На основе законов логики Аристотель строит учение о силлогизме (вид умозаключения). Смысл силлогизма в том, что два крайних(близких) термина соединяются посредством третьего, общего обоим термина. В итоге получается определение – выводом. Форма гос. устройства по Аристотелю. Делит на правильные и не правильные формы гос. устройства. Суть правильных – достигается общая польза для всех(монархия, аристократия, полития(#вече, община)). Неправильные – польза для избранных или некоторых(тирания, олигархия, демократия).
Эллинистический период. Основные школы: -Эпикур и эпикурейцы (Лукреций Кар) -Стоики (Панацей) -Неостоики (Сенека) -Скептики (Пиррон) -Киники (Антисфен, его уч. Диоген) -Неоплатоники (Плотин) Основные темы: Проблемы воли и свободы, морали и удовольствий, счастья и смысл жизни, структуры космоса и мистического взаимодействия че-ка и мира. Эпикурейцы Пока мы существуем, нет смерти. Когда есть смерть – нас более нет. Жизнь – вот главное наслаждение( гедонизм ) с ее началом и даже концом. Темы: 1. Все состоит из атомов, которые могут самопроизвольно отклоняться от прямолинейных траекторий. 2. Человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств и удовольствий 3. Мир чувств неиллюзорен, он главное содержание человечества. 4. Боги безразличны к человеческим делам (об этом свидетельствует зло в мире) 5. Для счастливой жизни человеку необходимы 3 главные составляющие: отсутствие телесного страдания, невозмутимость души и дружба. Стоики Стои (портик – между колоннами и входом в здание). Человек подвержен року, судьбе, от судьбы деться некуда. =Фаталисты Что мешает счастливой жизни? Страсти, такие как печаль, страх, вожделение, удовольствие, поэтому страсти надо контролировать посредством добродетели, которое вырабатывает разум. 1. Космос – огненный организм 2. Человек существует в рамках космических законов, отсюда его фатализм. 3. Смысл мира и человека – значимость слова, которое нейтрально как к психическому, так и к физическому. 4. Понимание мира включает в себя этику добродетели и долга. 5. Не только отдельный человек, но и люди в целом составляют неразделимое единство с космосом. Космос можно и нужно рассматривать и как Бога, и как мировое государство.
Неоплатоники (возрождение древнегреческой философии)
Человек определяет, кто он и двигается в выбранном направлении. Благо достигается не рациональным путем, а лишь в результате сверхразумного экстаза(#божественное озарение ума). Скептики (сомневаются в познаваемости мира) Скептицизм – характернейшая черта всей античной философии. Высшая степень скептицизма – агностицизм(отрицают познавание мира). Основные положения: 1. Мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности. 2. Всякое утверждение есть, вместе с тем, и отрицание. Подлинная философия скептицизма – молчание. 3. Следуйте «миру явлений» сохраняйте внутренний покой Киники (собачья философия). Человек может стать по-настоящему самодостаточным и свободным лишь при сведении своих потребностей к минимуму. Символ кинизма – Диоген синопский. Он руководствовался 3 моральными максимами: 1. Анадейа (свобода) 2. Аскеза (самовоспитание под воздействием физических перегрузок и непризнание наслаждений) 3. Автаркие (безразличие к благам) Средневековая философия философия Западно-европейского средневековья возникла и развивалась в течение 4 исторических этапов: 1. подготовительный этап (2-8 век) В течение этого этапа постепенно формируется культура и философия Средневековья 2. Ранняя схоластика (школьная философия, 9-12 века). Знания и вера практически не разделены. В школах преподавался богословский и др. предметы. В этот период Пьер Абеляр создал основной метод познания истины – «да и нет». Суть: при решении любой проблемы мы должны вначале выслушать авторитетов, говорящих За, потом выступающих против и позднее принять решение. 3. Средняя схоластика. (13 век) – окончательное отделение философии и других наук от теологии. 4. Поздняя схоластика (14-15 века) – отличалась рационалистической систематизации получаемых знаний, дальнейшим формированием естественнонаучного и натурфилософского мышления (создание логики). Патристика (одно из направлений схоластики, отцы церкви) - Аврелий Августин – образцовая теологическая теория: любая проблема «замыкается» на Боге. Бог как подлинное бытие вечен, а весь остальной мир временен. Основные темы: проблемы сущности бытия Бога, происхождения зла в мире, теодицея (богооправдание), свобода воли человека и возможность спасения души, проблема божественной предопределенности истории и человеческой жизни. Джордано Бруно Пантеизм Бруно – самая радикальная и последовательная из всех натурфилософских систем(Итальянского возрождения). Один из главных выводов пантеизма Бруно – утверждение о бесконечности природы. Вселенная едина, бесконечна и вечна. Земля – малая пылинка в беспредельных просторах мироздания. Большое значение в развитии философии имела Теория Познания Бруно. Против схоластических догм церковного авторитета он выдвинул принцип сомнения, утверждая критическое отношение к старым теориям и общепринятым положениям, отбросив истину веры и признав лишь истину научного знания, Бруно развивал в основе своей материалистическую теорию познания. Предметом познания - природа. задача познания – установить за внешней изменчивостью вещей постоянство природных законов. Процесс познания бесконечен. Характерные черты философии эпохи Возрождения. 1. Антропоцентризм – внимание философов направлено на человека 2. Гуманизм – признание человека личность, его право на свободу и счастье 3. Постулирование творческой сущности человека: никому не подражает ни Богу, ни природе, он сам творит 4. Личностно-материальное положение мира: все существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу 5. Идея доминирования эстетического понимания действительности над моральными научными представлениями 6. Антисхоластика – стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы. В это время происходит реформация. Движение в пользу религиозных форм.(Ян Гус и Лютер) 7. Геометрические структуры понимания мира 8. Пантеизм 9. Посюсторонность, акцент на земной, а не потусторонней жизни человека. Постклассическая философия. это переходный этап от классики к модерну и постмодерну. основные школы: философия воли и философия жизни, неокантианство, марксизм, позитивизм, прагматизм. Общей характеристикой философских учений этого периода(кроме марксизма) является иррационализм(философское направление объединяющее учение, в котором утверждается что подлинное знание о мире можно получить с помощью интуиции или инстинкта, а разум – препятствие длядостижения истины). Фридрих Ницше. В основе всего – воля к власти. Сторонник сильных личностей, которых надо воспитывать, чтобы те вели за собой слабовольные массы людей.
Марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Марксизм предложил всеобъемлющий материалистический взгляд на бытие и сознание, природу и культуру, общества и человека. Философия предстает в марксизме как инструмент преобразования общества на гуманистических началах. Главное достижение марксизма – материалистическая диалектика и материалистическая концепция истории. Поздний период творчества Маркса и Энгельса – это пример политизированного философствования, когда цели теоретического исследования подчиняются решению политических задач. Позитивизм(40 годы 19 века) Огюст Конт. Философия из науки о первоначалах должна превратиться в методологию. Позитивная философия должна стать наукой о методе и освободиться от всяких признаках метафизичности. Никаких философских законов в мире нет. Наука сама себе философия – основной тезис позитивизма. Историю человеческого духа Конт делит на три стадии: 1.Теологическая стадия, на которой человек объясняет мир с помощью взаимодействия сверхъестественных сущностей 2. Метафизическая, на которой для объяснения мира применяются вымышленные абстракции. 3. Позитивная, на которой человечество приходит к объективным научным объяснениям, существующих в природе закономерностей. Неокантианство. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Начало эволюции древнерусской философии – 9-13 век н.э. 15-16 век – расцвет отечественной средневековой философии. 17 век – русская философия нового времени и просвещение. Первоначальный этап развития русской философии характеризуется теснейшей связью с природой и поклонение ей. Первое определение философии на славянском языке дал известный первоучитель Кирилл. Он понимает ее как знание вещей божественных и человеческих, насколько может человек приблизиться к Богу, которое учит человека делами своими быть по образу и подобию сотворившего его. В русской средневекой философии она понималась как духовная и практически-деловое наставничество, направленное на исцеление «заблудшей» человеческой души. Основная цель философии как священной мудрости – научить человека постоянному поиску высшего смысла своей жизни и духовно практической ориентацией на православные добродетели. Школа исихазма. Это учение о внутренней духовной концентрации внимания при помощи медитации, учение, созданное ранними христианскими отшельника. Нил Сорский. Утверждал, что поскольку в человеческой душе коренятся страсти. От сердца происходят помыслы зла и оскверняют человека, то борьбу со злом нужно начинать с очищения своего сознания и своей души. Максим Грек. Утерждал единство филологии как науки о языке и философии как науки о мышлении. В 40-50 года 19 века все идейные споры велись в основном о будущих путях развития России. Западники – это кружок Н.В.Станкевича. Суть: стремление придать философским идеям прикладной характер, использовать для быстрейшего преобразования российской действительности. Чадаев, Белинский, Герцен – ранние западники. Герцен – идеи единства природы и человека, материи и сознания, индивида и народа, естествознания и философии. Чернышевский разрабатывал проблемы экономики, определяя материальные условия быта как имеющие первостепенное значение для жизни человека. Славянофилы – Кириевский, Аксаков, А.С.Хомяков. Кириевский ставил принцип непротиворечивой цельности, устранения болененных противоречий между умом и верой, истиной духовной и истины естественно-жизненнойю Хомяков считал истинной христианской религией православие. Только для православия характерна соборность ли общинность, сочетание единства и свободы, опирающиеся на любовь к Богу., Соборность, единство, свобода и любовь – ключевые философские идеи Хомякова. Славянофилы, выступавшие за самобытность России, которую они видели в крестьянской общине, православии в соборности русского народа. Революционизм Революционная демократия. Чернышевский полагал, что политика главенствует над философией. Этическая цель – польза для всех. В России может быть достигнута только в результате революции. Анархист Бакунин превыше всего ставил ценность свободы. Во имя ее он готов был разрушить и государство и политику и религию и науку. Народник Лавров П.Л. на первое место ставил идеал справедливости. Марксисты. Плеханов, Богданов и Ульянов. Все они делали акцент на производительных силах общества. Революция должна была открыть дорогу их развитию, что привело бы к социальной справедливости: лозунг социализма – кто не работает, тот не ест. Философия В.С. Соловьева (философия положительного всеединства). Всякое многообразие скреплено божественным единством, материальное многообразие выступает как «софия(мудрость, знания, мастерство)», как результат божественного мастерства и творчества. Философы под «Софией» понимают смыслонаполненность вещей. Абсолютная осуществляет благо через истину в красоте. Три абсолютные ценности – благо, истина и красота всегда образуют единство, смысл которого является любовь. Любовь – это та сила, которая подрывает корни любого эгоизма и всякой отдельности. Истинная любовь – это воссоединение в Боге, по преимуществу это платоническая любовь, это истинная духовность, что обеспечивает спасение, воскресение человека и вместе с тем приобщение его к вечности. То есть преодоление им смерти. Человек – вершина творения Бога. Общество – это расширенная личность, а личность есть сосредоточенное общество. Гг. Сталинизм в философии. Сталин сделал ставку на молодых философов: М.В.Митин, П.Ф. Юдин. К середине 50ых гг советская философия оказалась заключенной в полутюремные стены канонических положений Сталинской философии. Гг. Гг. Застой в развитии марксистско-ленинской философии. Застой наблюдается не только в жизни, но и в области исторического материализма. Здесь стараются обосновать законы развитого социализма, якобы вполне реального явления. Гг. Увядание марксистско-ленинской философии. Крушение в 1991 году социалистической системы привело к решающему надлому м-л философии и двух ее главных составляющих – диалектического и исторического материализма. В 2001 году вышла новая философская энциклопедия в 4 томах. Экзистенциализм. Сформировался в Европе. Своеобразие э. можно считать то, что природа бытия вообще постигается через анализ бытия человека. Понятие экзистенциализм объединяет ряд философских учений различаемых по национальному признаку. Русские – Николай Бердяев, Лев Шестов. Франция – Жан Поль Сартр, Альберт Камю. Германия – Мартин Хайдеггер, Карл Яскерс. Испания – Хосе Ортего- и-Гассе Япония – Кобо Абе Исходным в экзистенциализме признается индивидуальное бытие, которое выступает источником любых знание и ценностей. Основная тема – тема человека, находящегося в кризисной конфликтной ситуации, эферемность и иллюзорность индивидуального бытия, отсутствия гарантированности и обеспечиваемости жизни – такой основной мотив филосфского существования. Человек сначала рождается в определенном месте и времени, которых не выбирал, живет в мире чьих законов не устанавливал и только в процессе существования и только в процессе существования обретает свою сущность, создает ее. Важнейшими особенностями, которые отличают от классической являются: 1. Разработка нового понятийного аппарата 2. Замена понятий традиционной философии как бытие, материя, время и т.д. понятиями связанными с переживаниями отдельной личности, отчужденной от общества в условиях кризисной ситуации. 3. утверждение идеи уникальности, неповторимости человека и его судьбы, поэтому главным понятием стало понятие человеческого существования, как выражение глубинной основы, сущности бытия человека, его самосознание. Только через осознание специфики собственного бытия человек может правильно взаимодействовать с внешним миром и реализовать себя 4. Утверждая уникальность человеческого бытия э. подчеркивает особую роль активности каждого человека в осознании самого себя, своей сущности. Человек в течение своей жизни сам твори, формирует себя, поэтому человек и только он несет ответственность за свою судьбу.
Появление этого течения обусловлено кризисом европейского общества 20 века. Герминевтика(18 век) – методика истолкования текста Ганс Гадамер, Поль Риккер Основные понятия: текст, понимание, диалог. Любая культурная и человеческая реальность рассматривается как текст который должен быть прочитан и понят. Понимание – постижение смысла культурных явлений и событий. Для достижения понимания вводится ситуация диалога между автором текста – создателем той или иной знаковой системы и ее читателем – интерпретатором. Для того чтобы понимание состоялось оно должно опираться на дорефлексивные, дорациональные структуры, которые обозначаются терминами: «предпонимание», «предзнание», «предрассудки» и т.п. Герминевтика как метод познания выделяет следующие этапы: 1. Выдвижение некоторой гипотезы, в которой содержится предчувствие смысла текста как целого. 2. Интерпретация. Исходя из этого смысла отдельных его. (движение от целого к частям) 3. Корректировка целостного смысла исходя из анализа отдельных фрагментов текста (движение от частей к целому). Позитивизм Главная идея – отрицание традиционной философии. Бесплодности ее основной проблематики, так как истинными являются лишь знания, которые опираются на опыт – обоснованный эмпирический и логический. Такое знание дают естественные науки(физика, химия). В то время как философские понятия, как бытие, сознание, материя лишены смысла. Это надуманные понятия, которые основываются на рассуждениях, а не на посредственном опыте или эксперименте, поэтому древней философии должна придти новая, позитивная философия, опирающаяся на данные науки. Это направление отрицает познавательную ценность философского знания. В своем развитии позитивизм прошел три этапа. Огюст Конт – первый позитивист(19 век). Поставил основные проблемы позитивной философии, видя ее задачи в обобщении и систематизации конкретно-научного знания. При этом позитивизм оставался еще материалистическим учением, признавая существование объективной реальности. Карл Оппер, Томас Кун Для постпозитивизма главной проблемой становится динамика научного знания и в центре внимания оказывается социокультурная детерминация научного знания, проникновение новых теорий их принятия. В качестве такого критерия выдвинут новый принцип – принцип конвенции(содружество, объединенное одной идеей). эта стабильность объясняется группой ученых, профессионалов, состоящих в конвенции, соглашении понимания картины мира, методов исследования, стиль мышления, т. е. приверженных одной научной парадигме. Философия и наука. В ходе дискуссии определились два взгляда на философию, теории, панфилософская, согласно которой философия является наукой о науках, т.е. вбирает в себя все богатство других наук, обобщая их содержание. Позитивисткая, утверждает, что философия как наука была необходима лишь в условиях, когда специальные науки были недостаточно развиты. Теперь же она исчерпала себя, а ее предмет «разобрали» другие конкретные науки. Идеология сциентизма( наука) считает научным исключительно строго рациональное познание, достоверным считается знание, подтвержденное строго научными доказательным методами – наблюдение, опыт, эксперимент. Сциентисты считают, что подобные критерии достоверности философского знания не существуют. Иррационалистическая считает философию как высшую науку, которую можно постичь только интуитивно и иррационально, отвергает какие-либо научные методы для решения философских проблем. Хотя философия не может строиться по естественно научному образу, она имеет свою меру точности и доказательства и подобно науке имеет целью построения объективного знания и нахождение объективной истины. Философия способна осуществлять процесс обобщения, интеграции знаний. Как и в других науках философия неразрывная интуиция и логически мыслящий разум. Различия философии и науки заключается в том, что философия стремится к такой доказанности своих положений, которые подтверждаются совокупным практическим опытом человечества. Более того положение естественных наук не зависят от субъективного фактора, психологически эмоциональных и культурных характеристик исследователя, а философия стремится к такой выстроенности своих знаний, которое обязательно обладает глубокой мировоззренческой убедительностью при сохранении важности рациональных доказательств. Другими словами ставит и решает проблемы мировоззрения.
Функции философии 1. Мировоззренческая функция – выражая знание мира и человека как целостной и сложной системы. Является абстрактно теоретическим понятийным объяснением мира, оно служит основой его правильного понимания или осмысления, ориентируясь на раскрытие самых общих вопросов. 2. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает систему способов и приемов объяснения, изучение мира и его изменения, при этом философия выступает в качестве наиболее общей методологией, то есть формулирует общие принципы познания и освоения мира 3. Аксеологическая функция предполагает оценку существующего с точки зрения различных ценностей – социальных, нравственных, идеологических. Эта функция особенно важна в переломные периоды развития общества, когда решается выбор пути и система ценностей 4. Критическая функция связана с аксеологической, т.к. утверждая определенные ценности любая философская система подвергает критике существующие ценности и господствующие порядки. Философия с самого начала своего существования выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм. Принцип повергать все сомнению был характерен для всей истории философии. 5. Прогностическая – формулирует гипотезы об общих тенденциях развития человека и мира, материи и сознания 6. Интеллектуальная. Развитие способностей человека, формированию интеллекта и становление собственного становления. Каждое новое поколение решает извечную проблему человек и окружающий мир. Философия предлагает различные варианты ее решения в соответствии с особенностями той или иной исторической эпохи и культуры Философия Этика Платона Платон об обществе. Величайшее благо – справедливость, не справедливость – это зло. Справедливое гос.устройство Платон «выводит» из 3 состояний души: 1. Разумный (мудрый) должны управлять государством – философы, ученые. 2. Аффективный (мужественный) – военоначальники охраняют гос-во 3. Вожделеющий – ремесленники, земледельцы обеспечивают гос-во Теория любви. Истинная любовь – это продвижение к прекрасному, весьма скромное в физиологическом желании тел, как мужского, так и женского, более высокое в очарованности душой другого че-ка, и достигающая блага предела в сеянии блага. Ученик Платона – Аристотель. Самобытное единичное бытие Аристотель называет субстанцией. Это такое бытие, которое не способно пребывать в другом бытии, оно существует в самом себе. Мир – совокупность субстанций, каждая из которых некое единичное бытие. Единичное бытие – сочетание материй и эйдоса (форма). Форма – это последнее видовое различие, она выражается понятием. # Из меди можно сделать шар или статую, т.е. медь как материя есть возможность и шара, и статуи. Понятие шара или стати справедливо, когда еще из меди еще не сделан шар или статуя, но мастер уже определил что из нее сделать. Эйдос(форма) – сущность отдельного единичного предмета. Всякая вещь имеет 4 причины: 1. Сущность (форму) 2. Материю (субстрат) 3. Действие (начало движения) 4. Цель (то, ради чего) Эйдосом че-ка - душа. Эйдос всех эйдосов – перводвигатель и, вместе с тем, первоум. Аристотель называет его Богом, но это не персонифицированный христианский Бог. Действительность – осуществленная возможность. На основе законов логики Аристотель строит учение о силлогизме (вид умозаключения). Смысл силлогизма в том, что два крайних(близких) термина соединяются посредством третьего, общего обоим термина. В итоге получается определение – выводом. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы