Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия советского периода. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
1. 17-30 годы. Подъем знамени Ленинизма. Выступая от имени диалектического материализма В.И.ленин настаивал на: союз с естествоиспытателем развитие диалектики борьба против религии как форма идеализма с позиции воинствующего материализма. Полагая что материя первична, а сознание вторично, все существующее познаваемо, благодаря практике мир отображается теоретическим знанием. Все философы кроме Маркса и Энгельса грубо заблуждались. Ошибки Ленина: о ряде великих философов знал понаслышке, был не очень осведомлен о развитии наук, из общественных признавал только политическую экономию Маркса. Исходя из установок Ленина, советские философы стремились реализовать союз диалектики и частных наук. Яростные дискуссии между диалектиками и механистами. Первые обвиняли вторых в незнании диалектики, а механисты ругали диалектиков за непонимание содержания наук. Гг. Сталинизм в философии. Сталин сделал ставку на молодых философов: М.В.Митин, П.Ф. Юдин. К середине 50ых гг советская философия оказалась заключенной в полутюремные стены канонических положений Сталинской философии. Гг. Расцвет марксистско-ленинской философии. Философское 60-чество начиналось как возрождение марксизма. Зиновьев – формальный логик. Диалектика была не нужна. Ильинков Э.В. – увлечен именно диалектикой. Щедровицкий преобразует философию в методологию. Н.К. Мармадашвили сдвигается в сторону трансцендентализма. Партийные функционеры, выступая от имени ортодоксального ленинизма, резко критиковали всех вышеперечисленных. Гг. Застой в развитии марксистско-ленинской философии. Застой наблюдается не только в жизни, но и в области исторического материализма. Здесь стараются обосновать законы развитого социализма, якобы вполне реального явления. Гг. Увядание марксистско-ленинской философии. Крушение в 1991 году социалистической системы привело к решающему надлому м-л философии и двух ее главных составляющих – диалектического и исторического материализма. В 2001 году вышла новая философская энциклопедия в 4 томах. Основные направления философии 20 века. Особенностью развития современной философии является плюрализм философских идей, концепций, школ и направлений. Наиболее известные и влиятельные: феноменология, философская антропология, экзистенциализм(ф-ия существования), герменевтика, неопозитивизм, постпозитивизм. постмодернизм. Феноменология 20гг 20 века. Эдмунд Гуссель. Ф. иногда характеризуют как разновидность интуитивизма поскольку предметом философского познания Гуссель считает чистые сущности интуитивно усматриваемые в потоке сознания. Естественная установка - направленность сознания во вне должна быть изменена на феноменологическую в результате которой сознание обратится к самому себе. Способом изменения естественной установки Гуссель считает особый метод – феноменологическую редукцию. В результате феноменологической редукции сознание освобождается от эмпирического, индивидуального содержания и обращается к собственным чистым структурам. Чистое сознание конституирует мир смыслов. Основным свойством чистого сознания Гуссель считает интециональность – направленность на объект. Сознание никогда не является пустым, оно всегда есть сознание о чем-то. Философская антропология. 20-30 гг 20 века Макс Шеллер, Гельмут Плеснер, Арнольд Гелен. Основная проблема – построение целостной концепции человека. Шеллер определяет ф.а. как науку о сущности человека, о его отношении к различным сферам природы, о его происхождении, силах, которые им движут и о возможностях его развития. Главной особенностью человека считается наличие у него духа, который позволяет подняться над биологической природой, преодолеть инстинктивную запрограммированость, а также биологическую ограниченность и адаптироваться к реальностям лучше чем животные. Человек может быть чем-то большим или чем-то меньшим чем животное, но животным никогда. Экзистенциализм. Сформировался в Европе. Своеобразие э. можно считать то, что природа бытия вообще постигается через анализ бытия человека. Понятие экзистенциализм объединяет ряд философских учений различаемых по национальному признаку. Русские – Николай Бердяев, Лев Шестов. Франция – Жан Поль Сартр, Альберт Камю. Германия – Мартин Хайдеггер, Карл Яскерс. Испания – Хосе Ортего- и-Гассе Япония – Кобо Абе Исходным в экзистенциализме признается индивидуальное бытие, которое выступает источником любых знание и ценностей. Основная тема – тема человека, находящегося в кризисной конфликтной ситуации, эферемность и иллюзорность индивидуального бытия, отсутствия гарантированности и обеспечиваемости жизни – такой основной мотив филосфского существования. Человек сначала рождается в определенном месте и времени, которых не выбирал, живет в мире чьих законов не устанавливал и только в процессе существования и только в процессе существования обретает свою сущность, создает ее. Важнейшими особенностями, которые отличают от классической являются: 1. Разработка нового понятийного аппарата 2. Замена понятий традиционной философии как бытие, материя, время и т.д. понятиями связанными с переживаниями отдельной личности, отчужденной от общества в условиях кризисной ситуации. 3. утверждение идеи уникальности, неповторимости человека и его судьбы, поэтому главным понятием стало понятие человеческого существования, как выражение глубинной основы, сущности бытия человека, его самосознание. Только через осознание специфики собственного бытия человек может правильно взаимодействовать с внешним миром и реализовать себя 4. Утверждая уникальность человеческого бытия э. подчеркивает особую роль активности каждого человека в осознании самого себя, своей сущности. Человек в течение своей жизни сам твори, формирует себя, поэтому человек и только он несет ответственность за свою судьбу.
Появление этого течения обусловлено кризисом европейского общества 20 века. Герминевтика(18 век) – методика истолкования текста Ганс Гадамер, Поль Риккер Основные понятия: текст, понимание, диалог. Любая культурная и человеческая реальность рассматривается как текст который должен быть прочитан и понят. Понимание – постижение смысла культурных явлений и событий. Для достижения понимания вводится ситуация диалога между автором текста – создателем той или иной знаковой системы и ее читателем – интерпретатором. Для того чтобы понимание состоялось оно должно опираться на дорефлексивные, дорациональные структуры, которые обозначаются терминами: «предпонимание», «предзнание», «предрассудки» и т.п. Герминевтика как метод познания выделяет следующие этапы: 1. Выдвижение некоторой гипотезы, в которой содержится предчувствие смысла текста как целого. 2. Интерпретация. Исходя из этого смысла отдельных его. (движение от целого к частям) 3. Корректировка целостного смысла исходя из анализа отдельных фрагментов текста (движение от частей к целому). Позитивизм Главная идея – отрицание традиционной философии. Бесплодности ее основной проблематики, так как истинными являются лишь знания, которые опираются на опыт – обоснованный эмпирический и логический. Такое знание дают естественные науки(физика, химия). В то время как философские понятия, как бытие, сознание, материя лишены смысла. Это надуманные понятия, которые основываются на рассуждениях, а не на посредственном опыте или эксперименте, поэтому древней философии должна придти новая, позитивная философия, опирающаяся на данные науки. Это направление отрицает познавательную ценность философского знания. В своем развитии позитивизм прошел три этапа. Огюст Конт – первый позитивист(19 век). Поставил основные проблемы позитивной философии, видя ее задачи в обобщении и систематизации конкретно-научного знания. При этом позитивизм оставался еще материалистическим учением, признавая существование объективной реальности. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы