![]() |
Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия Нового времени и Просвещения (17 век).
Ведущей наукой становится физика. Новое время провозглашает науку наиболее важной деятельностью человека. Саму себя философия нового времени мыслит как универсальную систему окончательных научных истин, которая в случае правильного построения должна стать системой идей, дающая окончательные ответы на все возможные вопросы. В философии нового времени две конфликтующие позиции: 1. Эмпиризм (сенсуализм) – гносеологическая позиция, согласно которой все знания выводимы из опыта. Сенсуализм - философское направление, объединяющее учения, считающее исходным пунктом познания чувственное восприятие и выводящее из них все содержание знания. Представители: Френсис Бэкон, Джон Локк, Томас Гоббс. Суть: душа человека – чистая доска, на которой природа пишет свои письмена. На этом основании представители эмпиризма называют индукцию универсальным научным методом. 2. Рационализм - философское направление, объединяющее учения, которые рассматривают разум, мышление и рассудок исходным пунктом философского анализа. Представители: Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Лейбниц. Утверждают, что всеобщее и необходимое знание невозможно получить из опыта, достоверные знания выводимы только из разума, которые является главной познавательной способностью человека. В разуме изначально заложены всеобщие и необходимые истины, из которых по определенным логическим правилам выводится все содержание знаний. На этом основании универсальный философский метод – дедукция. Индукция – логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу. От отдельных фактов к обобщению. Дедукция – от общих к частным.
Центр и одновременно исходная точка философии нового времени – размышляющий субъект. « Я мыслю следовательно я существую« (Рене Декарт) Галилей – принцип относительности Ньютон – создание теоретической механики В новое время сформировалось идеалистическая версия сенсуализма – субъективный идеализм. Представители: Джордж Беркли, Дэвид Юм. Суть: Все, с чем человек сталкивается в опыте – это его собственное чувственное впечатление. Человек не знает ничего кроме данных своего сознания. Поэтому познаются не объективные вещи, а их субъективные образы. Философия эпохи просвещения. ( французские философы 18 век. ) Франсуа Вальтер, Жан Жак Руссо, Дэнни Дидро. Основная тематика: гносеологическая, антропологическая. Характерной чертой эпохи просвещения является исторический оптимизм. В философский размышлениях о природе просветители проводят принципы детерминизма(причинно следственная связь) и механического материализма. Природа понимается как часовой механизм, который может быть разобран по винтику, а затем вновь собран в нужном виде. Также механически понимается и человек. Грандиозным культурным проектом эпохи просвещения стала Энциклопедия наук, искусств и ремесел(1 том), в которой предполагалось собрать в алфавитном порядке все достижения и знания человечества. Вдохновитель и руководитель – Дидро. Немецкая классическая философия. Представители: Кант, Фифте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. Основные темы: гносеологическая, онтологическая. Новое представление о природе, возможностях и задачах разума было предложено в первой системе НКФ трансцендентальном(находящееся за пределами возможного опыта, выходящее за пределы человеческого сознания) идеализме Канта. Эммануил Кант рассматривает не только чистый, познающий разум, но и практический действующий в сфере свободы, а также эстетическую способность суждения, соотносимую с миром красоты. Кант желает объяснить самое трудное для понимания – возможность научного и философского знания. Для него очевидны две вещи: 1. Существует знание априорное и апостериорное (послелующее). Источником первого является познавательные способности души (разум, рассудок), второго - опыт 2. Все суждения делятся на аналитические и синтетические В философской эволюции существуют два периода: докритический и критический. В основной работе первого периода: Всеобщая история и теория неба. Опираясь на ньютоновскую физику Кант выдвигал космогоническую теорию, согласно которой солнечная система возникла из первоначального облака частиц, взаимодействующих на основе законов механики. Второй период: Критика чистого разума, Критика практического разума, Критика способности суждения. Под критикой чистого разума Кант понимал выяснение возможностей и границ человеческого познания. По Канту эмпирическое знание, основанное на чувственном опыте, это знание единичного, случайного, подлинное научное знание необходимого и всеобщего имеет априорный источник, высший синтез знаний осуществляет разум посредством идеи – это психологическая идея души, постулируемая в процессе познания человека, космологическая идея природы, постулируемая в процессе познания внешнего мира и теологическая идея Бога, формулируемая когда разум стремится постичь абсолютный источник всего. Согласно Канту разум в своем стремлении постичь сущность всех явлений приходит к антиномиям – неразрешимым противоречиям, включающие равнодоказуемые утверждения. Тезис: Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Антитезис: Мир не имеет начало во времени и неограничен в пространстве. Тезис: В мире существует не только причинность по законам природы, но и свободную причинность. Антитезис: В мире нет никакой свободы и все совершается только по законам природы. Кант утверждает, что реальность состоит из двух миров: феноменов и вещей для нас, вещей как они нам являются(этот мир человеческого познания) и мир ноуменов – вещей в себе, какие они есть на самом деле, недоступных чувственному созерцанию и тем самым непознаваемы, известно лишь то что он существует.
Фихте. Развивает идею Канта, делая акцент на творческой активности разума. Сущность человека он обнаруживает в деятельности одним из средств которой выступает мышление. Вопрос о творческих способностях разума также развивается в философии откровения Шеллинга. Интеллектуальная интуиция – подлинный философский метод и единственный способ для человека постичь сущность мира. Гегель. Создает собственную философскую концепцию – панлогизм (абсолютный идеализм). Философия понимается им как наука о всеобщих законах духа. Подлинным философским методом Гегель считает диалектику, законы и принципы которой он последовательно и подробно разрабатывает. По мнению Гегеля история человечества проникнута разумностью, она и есть путь разума, на котором он постигает самого себя. Продолжение СЛЕДУЕТ!!! ЗавершениеНКФ - антропологический материализм Фейербаха. Ставит в центр мира чувствующего человека, среди многих чувств, определяющее – любовь. Освобождаясь от догм религии Фейербах акцентирует внимание на человеке. Пр. следует!!! Постклассическая философия. это переходный этап от классики к модерну и постмодерну. основные школы: философия воли и философия жизни, неокантианство, марксизм, позитивизм, прагматизм. Общей характеристикой философских учений этого периода(кроме марксизма) является иррационализм(философское направление объединяющее учение, в котором утверждается что подлинное знание о мире можно получить с помощью интуиции или инстинкта, а разум – препятствие длядостижения истины). Философия воли и философия жизни. Фил. воли и родоначальник иррационализма – Артур Шопенгауэр. Волюнтаризм – сущность жизни и человека Шопенгауэр обнаруживает в воле. Ничем неограниченная мировая воля порождает все события и явления и при этом сама не имеет основы. Воля понимается как бесконечное стремление без цели. Человек – орудие воли, он не может вырваться из круга желаний. Единственным способом ослабления желания Шопенгауэр считает чистое созерцание без цели. Фридрих Ницше. В основе всего – воля к власти. Сторонник сильных личностей, которых надо воспитывать, чтобы те вели за собой слабовольные массы людей.
Марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Марксизм предложил всеобъемлющий материалистический взгляд на бытие и сознание, природу и культуру, общества и человека. Философия предстает в марксизме как инструмент преобразования общества на гуманистических началах. Главное достижение марксизма – материалистическая диалектика и материалистическая концепция истории. Поздний период творчества Маркса и Энгельса – это пример политизированного философствования, когда цели теоретического исследования подчиняются решению политических задач. Позитивизм(40 годы 19 века) Огюст Конт. Философия из науки о первоначалах должна превратиться в методологию. Позитивная философия должна стать наукой о методе и освободиться от всяких признаках метафизичности. Никаких философских законов в мире нет. Наука сама себе философия – основной тезис позитивизма. Историю человеческого духа Конт делит на три стадии: 1.Теологическая стадия, на которой человек объясняет мир с помощью взаимодействия сверхъестественных сущностей 2. Метафизическая, на которой для объяснения мира применяются вымышленные абстракции. 3. Позитивная, на которой человечество приходит к объективным научным объяснениям, существующих в природе закономерностей. Неокантианство. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы