Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 6. Природа как предмет философского осмысления
В широком смысле природа – это все сущее, весь мир в многообразии его форм. В этом значении понятие природы стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, Вселенной. Чаще, однако, это понятие употребляется в более ограниченном и определенном смысле, обозначая всю совокупность естественных условий существования человека и человечества. Различие между живой и неживой природой принадлежит к числу наиболее фундаментальных и значимых для человеческого восприятия внешнего мира, для ориентации в нем и для взаимодействия с ним. Без подобного разграничения невозможна практическая деятельность человека. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, приспособляемостью к среде. Возникновение земной жизни явилось закономерным результатом предшествующей эволюции Земли и привело к формированию новой целостной системы – биосферы. Она включает в себя верхнюю часть земной коры и нижнюю часть атмосферы. Ее структура и энергоинформационные процессы определяются прошлой и современной деятельностью живых организмов. Человеческое общество и противостоит природе, и включено в нее. Анализируя деятельность человека, необходимо различать естественную и искусственную окружающую среду, «первую» и «вторую» природу. «Первая» природа – совокупность тех материальных систем, которые возникли и существуют независимо от человека, но которые могут стать объектами его деятельности. «Вторая» природа включает в себя неодушевленные предметы, созданные человеком и не существующие в природе; живые организмы, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии; общественные отношения, искусственно созданные человеком на ранних этапах развития общества. Наибольший интерес для человека представляют явления естественной среды обитания, но в дальнейшем, по мере развития производительных сил, он переместился к искусственной среде обитания. Вопрос о взаимоотношениях общества и природы был и остается одним из ключевых вопросов для человечества. В системе античного мышления вся природа охватывалась понятием космоса. Поэтому человек не только не противопоставлялся природе, а рассматривался в качестве ее неотъемлемой части. Идеалом провозглашалась жизнь в согласии с природой. Этот тип ценностного отношения определил и направление теоретических размышлений о природе: античному мышлению было свойственно обращаться к природе как к эталону организации и мерилу мудрости. Существенно иное отношение к природе сложилось в средневековой христианской культуре. Природа рассматривалась как нечто, сотворенное Богом и более низкое, чем человек, поскольку он в процессе божественного творения был наделен душой. Природа нередко мыслилась как источник зла, которое необходимо преодолеть, а жизнь человека – как борьба божественного и природного начал. В противоположность античности основной идеей явилось не слияние с природой, а возвышение над ней. Возрождение вновь возвращается к античным идеалам толкования природы как воплощения гармонии и совершенства. Впоследствии в философии и эстетике романтизма природа начинает пониматься как убежище, противостоящее развращенной и порочной человеческой цивилизации, что проявилось в активно проводившемся лозунге «назад к природе». В новое время развитие науки и становление промышленности существенно трансформировали принципы идеализации и поэтизации природы. По отношению к познавательной и практической активности человека природа начинает выступать как объект, как сила, требующая покорения и установления над ней господства разума. Когда мир, созданный деятельностью человека, становится соизмеримым с миром природы, т. е. когда деятельность общества достигает планетарных масштабов, утилитарно-прагматическое отношение к природе перестает быть безграничным, оно дополняется осознанием растущей зависимости природы от человека и его деятельности. На этой основе складывается новый тип отношения к природе, который исходит из оценки ее как уникального и универсального вместилища человека и всей его культуры. Такая оценка предполагает ответственное отношение к природе, постоянное соизмерение нужд общества и возможностей природы. В научно-теоретическом плане этой ценностной переориентации соответствует переход от идеи абсолютного господства над природой к идее отношения общества и природы как отношений партнеров, соизмеримых по своему потенциалу. Представление о жизни как определенной стадии в эволюции не только Земли, но и космоса, Вселенной в целом формировалось в начале XX века представителями русского космизма К. Циолковским, В. Вернадским, А. Чижевским. В их трудах центральной стала проблема единства человека и космоса. Она решалась по-разному: либо на естественно-научной основе и эволюционной теории, либо опираясь на религию. Идея русского космизма наиболее полно воплотилась в творчестве В. Вернадского, который рассматривал в единстве природную (космическую) и человеческую (социально-гуманитарную) стороны объективной реальности, исследовал проблему перехода биосферы в ноосферу. Помимо растений и животных биосфера включает в себя и человека. Причем его влияние ускоряет процесс изменения биосферы, оказывая на нее все более интенсивное воздействие в связи с развитием науки и техники. По мысли В. Вернадского, с возникновением человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию биосферы – ноосфере – сфере живого и разумного. Ноосфера, таким образом, не отвлеченное царство разума, а исторически закономерная ступень развития биосферы, создаваемая ростом науки и социальным трудом человечества. Ноосфера – это новая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобразующего воздействия общества на природу. Она предполагает не только использование достижений естественных и гуманитарных наук, но и сотрудничество государств, всего человечества в деле утверждения гуманистических принципов отношения к природе. Идеи В. Вернадского стали особенно актуальны в последние десятилетия, когда в результате развития научно-технической революции произошло небывалое обострение экологических проблем, т. е. проблем, связанных с нарушением динамического равновесия в системе «общество – природа». С развитием практически-преобразующей деятельности человека увеличиваются и масштабы его вмешательства в естественные связи биосферы. В прошлом использование человеком сил природы и ее ресурсов носило преимущественно стихийный характер: человек брал у природы столько, сколько позволяли его собственные производительные силы. Но научно-техническая революция привела к появлению ряда проблем: ограниченности природных ресурсов, исчезновению с лица Земли некоторых видов растений и животных, загрязнению атмосферы, истощению и порче почвенного покрова, химическому заражению водных акваторий. Осознание возможности глобального экологического кризиса диктует необходимость изменения типа отношения общества к природе – отношение глобального, научно обоснованного регулирования, охватывающего как природные, так и социальные процессы, учитывающего характер и границы допустимого воздействия общества на природу с целью не только ее сохранения, но и воспроизводства. Теперь становится ясно, что воздействие человека на природу должно происходить не вопреки ее законам, а на основе их познания. Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет тем самым границы своей свободы по отношению к ней. Это должно порождать в человеке чувство ответственности да преобразующее воздействие на природу. Здесь находит свое конкретное выражение общефилософский принцип, связанный с диалектикой свободы и ответственности: чем полнее свобода, тем выше ответственность. Этот принцип имеет глубокий нравственно-эстетический смысл: человеку свойственно не только рациональное, сугубо практическое, но и эмоциональное, нравственно-эстетическое отношение к природе. Глобальный, планетарный характер экологических проблем приводит к осознанию необходимости международного сотрудничества для сохранения жизни на Земле. Примером тому может служить, в частности, основанная в 1968 году международная общественная организация – Римский клуб. Его цели: обсуждение и стимулирование исследований глобальных проблем, содействие формированию мирового общественного мнения в отношении этих проблем, диалог с руководителями государств, выработка рекомендаций относительно тенденций научно-исследовательского прогресса, выявление путей решения конкретных глобальных проблем. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы