Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 7. Общество как развивающаяся система
Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В истории философии мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития общества занимали значительное место. Античным мыслителям было свойственно отождествление общества и государства, попытки осмыслить природу общественной жизни с точки зрения не только ее прошлого, но и будущего. Образцом утопического социально-политического устройства общества являются взгляды Платона, в которых представлено идеальное государство, основанное на исходном неравенстве людей и управляемое философами. Идеологи Средневековья давали теологическое объяснение истории, видя в ней воплощение божественного провидения. Смысл всемирной истории, по мнению Августина, заключен в процессе противоборства двух противоположных сообществ – земного и небесного. В основе этого противопоставления лежит концепция божественной благодати, которая ведет к спасению избранное меньшинство – «град божий» и осуждает на греховную жизнь подавляющее большинство человечества – «град земной». Это противостояние завершится в день Страшного суда прекращением земного существования человека и человечества. Начиная с эпохи Возрождения складываются элементы светского анализа истории человеческого общества. Английский философ Т. Гоббс, социальное учение которого оказало существенное влияние на развитие европейской общественной мысли, рассматривал государство как человеческое, а не божественное установление, возникшее на основе общественного договора из естественного догосударственного существования, когда люди жили разобщенно и находились в состоянии «войны против всех». Государство было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира и безопасности. В результате общественного договора на государя или государственные органы были перенесены права граждан, добровольно ограничивших свою свободу. Эти взгляды были развиты Дж. Локком, который обосновывал неизбежность государственной власти с позиций теорий естественного права и общественного договора. Но, в отличие от Гоббса, правительству передается только некоторая часть «естественных прав» ради эффективной защиты всех остальных – свободы слова, веры и собственности. Иную позицию высказал французский философ Ш. Монтескье в работе «О духе законов». Телеологической интерпретации исторического процесса он противопоставил идеи географической школы в социологии, основоположником который он считается. Согласно Монтескье, климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер общественного развития. Всеобщие законы истории определяются также и комплексом социальных факторов: производством, собственностью, принципами правления, обычаями и религией. Сущность философско-исторической концепции Гегеля формулируется как «разум в истории». Его поиски привели к обнаружению исторической закономерности, в которой реализуется диалектика необходимого и случайного. Согласно Гегелю, история движется вперед не как автоматический процесс, она слагается из действий отдельных людей, каждый из которых стремится реализовать свои собственные интересы и цели. Однако в результате деятельности людей возникает нечто новое, отличное от их первоначальных замыслов, с чем в своей дальнейшей деятельности люди вынуждены считаться как с объективной предпосылкой. Так случайность становится необходимостью. В этом бесконечном диалектическом процессе их взаимного перехода осуществляется то, что Гегель назвал «хитростью» мирового духа. Она заключается в «опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель». Разум у Гегеля предстает как надындивидуальное, всемирно-историческое начало, которое осуществляется в истории как развитие мирового духа. Цель мировой истории – в познании мировым духом самого себя. В этом процессе он проходит ряд конкретных ступеней, воплощаясь в понятии народного духа, заключающегося в единстве законов, государственных учреждений, искусства, религии и философии. Носителем мирового духа в ту или иную эпоху является дух какого-то одного конкретного народа. Гегель установил четкий критерий периодизации всемирной истории, которым является прогресс в сознании свободы. Ему соответствуют четыре этапа: восточный мир; греческий мир; римский мир; германский мир. Таким образом, согласно Гегелю, всемирная история – воплощение свободы в реальной жизни народов, представляющее собой шествие мирового духа по своеобразным ступеням непрерывного исторического процесса. Г. Спенсер – один из родоначальников позитивизма – явился основоположником органической школы в социологии. Классовое строение общества и возникновение в его рамках различных институтов он истолковывал по аналогии с живым организмом, для которого характерно разделение функций между органами. Основным законом социального развития Спенсер считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из концепции эволюции выводил наибольшую приспособленность «дифференцированного» (т. е. разделенного на классы) общества. В марксистской концепции общества особое место занимает учение об общественно-экономической формации, а также роли материального производства в функционировании и развитии общества. Выделив среди сфер общественной жизни основную – экономическую, К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что без постоянного процесса материального производства общество не могло бы существовать и тем более развиваться. Материальное производство имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы – это люди, впитавшие в себя культурный опыт предшествующих поколений, обладающие определенными навыками к труду и осуществляющие производство материальных благ, а также созданные обществом средства производства, организация труда, технология производства, техника и достижения науки. Производственные отношения – отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления создаваемых благ, главной, определяющей их стороной являются отношения собственности. Существуя и развиваясь в неразрывном единстве, производительные силы и производственные отношения образуют исторически конкретный способ производства. Развитие производства осуществляется прежде всего в системе производительных сил, которое детерминирует соответствующие изменения в производственных отношениях. Таким образом, в марксизме был сформулирован закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, и на этой основе введено понятие общественно-экономической формации как исторически определенного типа общества, представляющего особую ступень его развития. Исследование общественно-экономической формации дало возможность подметить повторяемость в общественных порядках различных стран, находящихся на одной ступени общественного развития. Структура общественно-экономической формации характеризуется категориями базиса и надстройки, которые, по мысли идеологов марксизма, призваны объяснить, каким образом производственные отношения определяют иные стороны социальной жизни. Базис – это совокупность производственных отношений, складывающихся независимо от сознания людей и составляющих экономическую структуру общества. Надстройка – это совокупность идеологических отношений, формирование которых опосредовано общественным сознанием; она включает в себя также соответствующие организации и учреждения – государства, политические партии, общественные организации. Категории базиса и надстройки в самом общем виде раскрывают механизм детерминации общественных явлений и отношений: базис определяет надстройку, ее особенности и структуру. Таким образом, если Гегель сформулировал сущность идеалистического понимания истории, то Маркс и Энгельс – материалистического. Философский анализ общества предполагает выяснение вопроса о делении истории на определенные периоды или этапы. Гегелем и Марксом в основу деления были положены, соответственно, духовный и материальный факторы. Однако в истории философии периодизация истории общества совершалась и по другим основаниям, в частности, О. Шпенглер и А. Тойнби стремились переосмыслить все общественно-историческое развитие человечества в духе теории круговорота локальных цивилизаций. О. Шпенглер в работе «Закат Европы» развивал мысль о цикличности развития множества разрозненных, но равноценных по уровню достигнутой зрелости культурных миров. Выделив в развитии культурно-исторических миров три стадии: юность, расцвет и упадок, он считал, что последняя переходит в цивилизацию. Эта идея была развита в философско-исторических взглядах А. Тойнби. Он рассматривал всемирную историю как совокупность историй отдельных относительно замкнутых цивилизаций, каждая из которых проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Цивилизации зарождаются, по мнению Тойнби, в результате поиска адекватных ответов на вызовы, которые предъявляются людям либо природой, либо человеческим окружением. Движущей силой процесса формирования цивилизаций является «творческое меньшинство» (элита), которое, удачно отвечая на различные исторические «вызовы», увлекает за собой «инертное большинство». Современный американский исследователь С. Хантингтон в отличие от Тойнби выделяет не пять, а восемь цивилизаций и полагает, что в современном мире на первое место выходит столкновение цивилизаций. Во второй половине XX века на Западе были сформулированы концепции «индустриального» и «постиндустриального» общества. В основу членения всемирной истории на доиндустриальное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное общество был положен уровень развития техники. В соответствии с эти критерием в обществе последовательно преобладают сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг. Каждой из этих трех стадий присущи специфические формы социальной организации, а также господствующая роль определенных сословий. Анализ общественного развития предполагает стремление объяснить смысл исторического процесса, его направленность; ответить на вопросы о том, куда идет человечество и как оно развивается. По мнению Бердяева, смысл истории можно анализировать только с позиции христианства, придавшего историческому процессу характер историчности, т. е. показавшему, что он имеет начало и конец, а не вращается вечно в одном и том же кругу. Осмысливать историю заставляет катастрофическая ситуация, в которой оказывается общество и человек, судьбу которого русский мыслитель объявляет не только земной, но и божественной и связывает с христианством. Другую интерпретацию смысла истории дал представитель экзистенциализма К. Ясперс. В полемике с марксизмом, а также с технократическими концепциями мировой истории он делал акцент на духовной составляющей человеческого бытия. Признавая реальность всемирной истории как особой стадии развития человеческого духа и как результат взаимодействия различных культур, он отмечал, что подлинная связь между народами не родовая, не природная, а духовная. Поэтому реальность мировой истории, по его мнению, обусловлена прежде всего духовным единством человечества. Проблема смысла истории активно обсуждается и современными футурологами, в частности, идея о неизбежности глобальной катастрофы при существующих тенденциях общественного развития, а японский мыслитель Ф. Фукуяма выдвинул понятие «конца истории» как следствия ухода с исторической арены мощных идеологий и основанных на них государств. Краткий обзор социально-философских и исторических воззрений мыслителей ориентирован на раскрытие сути общества и закономерностей его развития, принцип взаимоотношений людей в обществе, структуры общественных отношений. То обстоятельство, что общество представляет собой сложную систему, развивающуюся на своей, собственной основе, не отвергалось и не отвергается практически никем из мыслителей прошлого и настоящего. Общество как социальная система представляет собой целостность, объединяющую индивидов многообразными связями и отношениями. Характер объединения элементов в систему трактуется в соответствии с тем или иным способом объяснения человека и его истории. Поэтому основной системообразующий фактор может быть усмотрен либо в материальных, либо в духовных связях людей. История общества отличает от истории природы прежде всего тем, что первую творят люди, а вторая происходит сама. Можно ли в сознательных действиях людей усмотреть порядок, направленность, закономерность? Вне общественных закономерностей немыслима жизнь людей? И хотя эти законы проявляются в совокупной сознательной деятельности людей, они тем не менее носят не субъективный, а объективный характер, ибо не зависят от воли и сознания отдельных людей. Говоря о реализации закономерностей в историческом процессе, следует конкретизировать роль объективных условий и субъективных факторов в развитии общества. К объективным усЗловиям относится определенный уровень развития производства и общественных отношений. Но каждое новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предшественниками, а реализует свои собственные потребности и интересы. Разнообразная деятельность людей и есть то, что составляет сущность субъективного фактора истории. Его содержание раскрывает механизм воздействия людей на объективные условия их жизни, сущность движущих сил истории, показывая процесс обратного влияния идеологических отношений на экономический строй общества. Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его «участников»: это и социальные общности (включая их организации), и индивиды, и отдельные выдающиеся личности. Понятие «субъекты исторического процесса» включает в себя индивидуального (т. е. отдельного человека) и социального субъекта, в качестве которого может выступать та или иная социальная группа, социально-историческая общность, народ, человечество. Рассматривая общество как целостную систему жизнедеятельности людей, необходимо выделить в его структуре основные сферы социальной жизни: экономическую, социальную, политическую, духовную. Экономическая или материально-производственная сфера – необходимое условие существования общества и человека. В процессе материального производства происходит соединение человека – главной производительной силы – со средствами труда. На разных этапах общественного развития оно происходило по-разному: на раннем, общинном этапе человек является собственником средств труда и результатов трудовой деятельности. Позже, в результате общественного разделения труда и появления классов, появились частная собственность и эксплуатация. В XX веке та форма эксплуатации, которая была, в основном, предметом исследований К. Маркса, стала постепенно вытесняться другой – эксплуатацией человека государством и обществом. Состояние современных производительных сил общества представляет собой результат научно-технической революции, основными чертами которой является превращение науки в ведущую силу производства, изменение технологических методов производства и форм его организации. Социальная сфера общества – исторически сложившаяся, относительно устойчивая система связей и отношений между различными элементами общества как целого: отдельными индивидами и социальными общностями людей (род, племя, народность, нация, семья), классами, социальными группами. В зарубежной и отечественной философской современной литературе вошло в употребление выражение «средний класс». Политическая сфера общества – это совокупность организаций, учреждений, институтов, призванных регулировать отношения между государствами, классами, социальными группами и индивидами для поддержания жизнедеятельности социума. Она возникает с разделением общества на классы и включает в себя, прежде всего, государство и политические партии. Духовная сфера общества. В течение длительного времени ее рассматривали в качестве синонима общественного сознания. Исследования последних десятилетий показали, что понятие общественного сознания не охватывает всю духовную реальность, которая включает в себя и практическую сторону духовной жизни. Общественное сознание является главным элементом духовной сферы общества и представляет собой воззрения людей в их совокупности на явления природы и общества, выраженные в творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах отдельных людей, социальных групп, человечества в целом. Общественное сознание обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от обыденного, от социальной психологии и заканчивая самым сложным теоретическим и общественной идеологией. Структурными элементами общественного сознания являются различные его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное и философское, которые различаются между собой по предмету и форме отражения, по социальным функциям, по характеру закономерностей развития, а также по степени зависимости от общественного бытия.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы