Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социальные, гносеологические и естественно-научные предпосылки возникновения марксизма.



Социальные: Развитие мировой истории является живым и наглядным подтверждением правоты марксистского учения. Развернутое строительство коммунизма в нашей стране, успешное строительство социализма в странах народной демократии — убедительное доказательство жизненности марксизма, правоты его учения о неизбежном крушении капитализма и смене его коммунизмом. Марксизм возник в 40-х годах XIX в. как обобщение опыта мирового революционного движения. Капитализм к этому времени уже обнажил свои противоречия, борьба между трудом и капиталом обострилась. Пролетариат выступил в ряде стран на историческую арену в качестве самостоятельной силы: во Франции в 1831 г. и 1834 г. имели место восстания лионских ткачей, требования которых объективно были направлены против капиталистической системы; в Англии в 30-х годах началось движение чартистов, выражавшее интересы пролетариата. В первой половине XIX столетия капитализм начал развиваться и в Германии, хотя все еще сохранявшиеся здесь феодальные отношения задерживали это развитие. Затянувшееся господство феодальных отношений придавало особую остроту всем противоречиям — противоречия феодализма переплетались с противоречиями, возникавшими на почве нарождающегося капитализма. Б этих условиях немецкий пролетариат начал свою борьбу против капитализма. Ярчайшим взрывом противоречий было восстание силезских ткачей в 1844 г., которое показало, что немецкий рабочий класс вышел на арену политической борьбы и стал самостоятельной силой. Маркс очень высоко оценил значение силезского восстания: «ни одно из французских и английских рабочих восстаний не имело столь теоретического и сознательного характера, как восстание силезских ткачей… Силезское восстание, — писал он, — начинает как раз тем, чем французские и английские рабочие восстания кончают, — тем именно, что осознается сущность пролетариата». Накал противоречий в Германии 40-х годов вызвал перемещение центра революционного движения в Германию. Здесь складывалась напряженная революционная ситуация и назревала буржуазно-демократическая революция. Последней как писали Маркс и Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» предстояло совершиться при гораздо более прогрессивных условиях, с гораздо более развитым пролетариатом, чем в Англии XVII в, или во Франции XVIII в. «…Немецкая буржуазная революция, следовательно, может быть лишь непосредственным прологом пролетарской революции». Совокупность этих обстоятельств и определила то, что марксизм возник именно в 40-х годах и именно в Германии.

Гносеологические: Маркс также попытался создать своеобразную онтологию, которая позволяла в новом свете ставить и решать традиционные для Нового времени проблемы гносеологии. Хотя многие критики марксизма считали, что Марксу удалось создать оригинальное экономическое учение, а вот своей гносеологии у него не было, поэтому основоположники марксизма и вынуждены были, по оценкам критиков, воспользоваться гносеологическими концепциями французских материалистов ХУ111 века, кантовским учением и другими. Убежденный последователь Маркса и Энгельса, Ленин доказывал самостоятельность гносеологии марксизма, и вся сила его аргументов была направлена на то, чтобы показать противоположность гносеологии диалектического материализма читай: марксизма идеалистическим концепциям познания и кантовской гносеологии в первую очередь, а также и метафизическим концепциям к числу которых были отнесены воззрения французских материалистов. Здесь не место раскрывать целостную концепцию познания, развитую Марксом, Энгельсом и Лениным, нам в данном случае важно показать, что марксизм разрывает самозамкнутость классической гносеологии, вводя онтологию практики. Практика творит мир человеческого существования, за пределами человеческой практики бытие для человека превращается в ничто как в кантовском примере с невидимыми звездами на небе. Онтология марксистской философии это прежде всего онтология не мира вообще и не онтология некоего сверхчувственного, внечеловеческого бытия, а онтология человеческой практики предметно-чувственной и социальной по своей сути. Практика а не Абсолютный дух снимает разделенность и противопоставленность субъекта и объекта, именно в практике происходит их соединение, причем не мыслительное соединение, а реально ощутимое, ведь практика это материальная предметно-чувственная деятельность. В практике преодолевается абстрактность индивидуального, атомизированного субъекта, поскольку практика — социальная по своей природе деятельность, хранящая через язык, технологию и инструменты опыт предшествующих поколений и вбирающая в себя то, что еще О.Конт называл чувством социальной солидарности. В онтологии практики материально-предметная деятельность обусловливает собой все и объектные характеристики, и особенности субъекта познания, нацеленного, в конечном счете на практику, а также особенности и способы взаимосвязи субъекта и объекта в процессе познания. Ради справедливости все же заметим, что марксистское преодоление гносеологизма с помощью практики не выводит данное направление за пределы рационализма. Наука и разум, интеллект — важнейшие ценности данной теоретико-познавательной концепции. Любопытен тот факт, что многие представители религиозно-антропологического направления отечественной философии рубежа Х1Х и ХХ столетий, резко отрицательно настроенные в отношении рационалистической гносеологии, высоко оценивали практически ориентированную гносеологию. А многие из них прошли через марксизм, со временем разочаровавшись в его идеях. Популярность марксизма во многом и объяснялась жизненностью этой философии, выходом в жизненное пространство наиболее сложных теоретических ее разделов, в том числе и таких, как гносеология.

Естественнонаучные: Выражались в ускоренном развитии капиталистических отношений, когда все в большей степени стали обнажаться противоречия между трудом и капиталом. Один за другим следовали кризисы перепроизводства, которые сопровождались сокращением производства, безработицей, резким ухудшением социального положения наемных рабочих. В рамках существовавшей в то время философско-социологической теории дать правильное объяснение всему этому было невозможно. Требовался новый методологический подход к анализу происходящих процессов в обществе и соответствующие им научные обобщения и выводы. Политическое положение в таких странах, как Франция, Англия, Германия отличалось сложностью и противоречивостью. Формировался новый субъект исторического процесса — пролетариат, который не принимался в расчет прежними теоретиками конца XVIII — первой половины XIX века. В 30-40-е годы XIX века он открыто заявил о своих экономических, социальных, политических правах. Классовая борьба пролетариата с буржуазией приняла острый характер. Эволюция капиталистического способа производства требовала философской, социологической и политической теории общественного развития, способных не только дать адекватную оценку, но и предложить альтернативу существующему строю. Мирные способы разрешения антогонистических противоречий казались утопией. Общество нуждалось в новой философии и социологии, которые охватывали бы общество и природу, общество и человека, выявляли бы основные социологические противоречия и предлагали действенные способы их разрешения. К середине XIX века наука достигла такого уровня развития, когда появилась реальная возможность теоретического обоснования принципов материалистической диалектики. В этот период получили развитие такие науки, как физиология, эмбриология, геология. Был сделан ряд открытий, свидетельствовавших о диалектическом характере процессов природы: открытие немецким биологом Т. Шванном и М. Шлейденом клеточного строения животных и растительных организмов, обоснование немецкими учеными Р. Майером и Г.Гельмгольцем и английским физиком Дж. Джоулем закона сохранения и превращения энергии, разработка Ч. Дарвином эволюционной теории. К опосредованным теоретическим источникам марксистской философии относятся учения древнегреческих мыслителей, идей эпохи Возрождения и Просвещения, а к непосредственным — философские и социологические взгляды немецких мыслителей: Г. Лессинга, И. Гердера, Ф. Шиллера, И. Гете, Г. Гейне и других. Особую роль при этом сыграла и классическая философия в лице таких ее представителей, как И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Л.Фейербах.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.069 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь