Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Становление философского понятия «материя», его гносеологическое значение. Основные формы бытия материи: движение, пространство, время.
Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. Стремясь постичь природу объективной реальности, которую в философии принято обозначать с помощью категории «материя», люди уже в древности стали задумываться над тем, из чего состоит окружающий мир, есть ли какой-то «первокирпичик», «первооснова» в строении материального мира. Поиск основы объективной реальности в философии называют проблемой субстанции. Были в древности разные гипотезы: вода — основа всех вещей греческий философ Фалес; огонь — основа всего сущего Гераклит; в основе мира лежит не какое-то конкретное вещество, а бесконечная неопределенная субстанция «апейрон» греческий философ Анаксимандр; в основе мира лежит неделимая субстанция — атомы Демокрит, Эпикур; первооснова мира — это Бог, Божественная мысль, Слово, Логос Платон, религиозные философы. Если в XVII в. под материей понимали вещество, то уже в XIX в.. наука показала, что в мире имеются такие материальные объекты, которые не есть вещество, например электромагнитные поля, что возможен взаимопереход между веществом и энергией, светом. В начале XX в. было сформулировано: под материей понимается категория т. е. философская абстракция для обозначения всего того, что лежит вне нашего сознания объективная реальность, о каких-либо конкретных формах ее проявления говорить бессмысленно, так как этих форм, вероятно, бесконечное множество. Под материей понимается субстанция, «общее в вещах». Но общее в природе существует через конкретные вещи и явления. Поэтому под материей понимают и единичное, которое непосредственно воздействует на органы чувств, вызывая ощущения. Материя как объективная реальность способна воздействовать на наши ощущения, что создает основу для того, чтобы наше сознание могло воспринимать окружающий мир, то есть познавать эту объективную реальность. Материя — это нечто, что по своим качествам противоположно тому, что принято называть «сознанием», или субъективной реальностью. Единство общего и единичного в каждом конкретном объекте предполагает третье значение термина «материя», когда под ней понимается совокупность всех материальных образований в природе, существующих независимо от познания их человеком. В философии существует несколько подходов к понятию категории «материя»: материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие; объективно-идеалистический подход — материя объективно существует как порождение объективизация независимо от всего сущего первичного идеального абсолютного духа; субъективно-идеалистический подход — материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт феномен — кажущееся явление, «галлюцинация» субъективного существующего только в виде сознания человека духа; позитивистский — понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования. В современной российской науке философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия — дух, человек, общество — проявления материи и производны от нее. Элементами структуры материи являются: неживая природа, живая природа, социум общество. От философского понятия «материя», определение которого связано с признанием лишь свойства быть объективной реальностью, следует отличать современные представления о структуре и свойствах материи, которые изменяются с каждым новым открытием в области естествознания. Философское понятие «материи» представляет собой неизменную истину, а естественно — научные представления о структуре материи — относительны, изменчивы по мере развития науки. Философия выработала такое понимание материи, которое характеризует любые ее формы, независимо от того, познаны они сейчас или будут Узнаны в будущем. Материя — это философская абстракция, понятие, посредством которого обозначается многообразие природных явлений и процессов, обозначается объективная реальность, которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них. Современные естественно — научные представления о структуре материи базируются на следующих положениях: каждое материальное образование, отдельная вещь представляет собой единство вещества и поля. Главное отличие вещества от поля заключается в том, что вещество обладает массой покоя, механической массой, тогда как электромагнитное, гравитационное и другие поля, а также нейтрино массой покоя не обладают. Уровнями неживой природы являются: субмикроэлементарный кварки, глюоны, суперструны — мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом, микроэлементарный адроны, состоящие из кварков, электроны, ядерный ядро атома, атомарный атомы, молекулярный молекулы, уровень единичных вещей, уровень макротел, уровень планет, уровень систем планет, уровень галактик, уровень систем галактик, уровень метагалактик, уровень Вселенной, мира в целом. К уровням живой природы относятся: доклеточный ДНК, РНК, белки; клеточный клетка, органный, организменный, уровень многоклеточных организмов, уровень видов, уровень популяций, биоценозы, уровень биосферы в целом, уровень ноосферы преобразованная с помощью труда и разума человека часть биосферы. К уровням социума относятся: отдельный индивид, семья, группа, коллективы разных уровней, социальные группы классы, страты, этносы, нации, расы, отдельные общества, государства, союзы государств, человечество в целом. Все структурные уровни могут рассматриваться как своеобразные качественные узлы развивающейся материи, этапы глобальной эволюции. На каждом структурном уровне находятся, системные образования, свойства которых не сводятся к сумме свойств составляющих их элементов: например, свойства атома не сводятся к сумме свойств элементарных частиц, биологические процессы не сводятся к физико-химическим и т. п. Характерными чертами материи являются: наличие движения, самоорганизация, размещенность в пространстве и времени, способность к отражению. В связи с развитием науки конкретные картины мироздания могут меняться. Но неизменным остается признание принципа материального единства мира. Категория «движение» — одна из старейших в философии. Это связано с тем, что сам факт движения всегда был очевиден: двигались предметы вокруг человека, двигался сам человек. Так, древний философ Гераклит сформулировал вывод «нельзя дважды войти в одну и ту же реку», смысл которого в том, что все течет, все изменяется. Поэтому в философии под движением принято понимать всякое изменение вообще, из чего следует, что движение — неотъемлемое свойство бытия и атрибут материи. Системные образования каждого структурного уровня материальной действительности находятся в сложном взаимодействии с другими процессами, явлениями. В связи с этим каждому структурному уровню материи присуща своя форма движения. Движение есть следствие взаимодействия вещей, явлений между собой: взаимодействие объектов неизменно вызывает изменения в каждом из них. Выделяются движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. Движение материи: возникает из самой материи из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы; всеобъемлюще движется все: отталкиваются и притягиваются атомы микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов — работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы — движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество. Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца звезд; звездные системы движутся в галактиках, галактики — во вселенной; в обществе тоже наблюдаются изменения на всех его уровнях: даже мышление человека представляет собой движение мысли; постоянно существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения. То общее, что присуще всем формам движения, есть не что иное, как изменение, понимаемое в самом широком смысле этого слова, начиная от простого перемещения и кончая мышлением. Движение — единственный способ существования материи, ее атрибутивное качество. Мысль о. том, что движение имеет абсолютный характер, не отрицает его относительности в том смысле, что изменение одного объекта можно зафиксировать лишь относительно другого объекта, и появление новых систем и свойств объектов можно заметить только при сравнении с ранее существовавшими системами и свойствами. Выделяют два типа движения, характеризующие направленность изменений: 1. от низшего к высшему, то есть прогресс рост, познание; 2. от высшего к низшему, то есть регресс старение, смерть, распад. Эти типы движения взаимосвязаны и взаимообусловлены. Взаимосвязь форм движения материи такова, что каждая более высокая форма движения предполагает все низшие, но не сводится к этим «подчиненным» формам, например, социальные закономерности не сводятся к биологическим или физико-химическим закономерностям, хотя человек одновременно подчиняется и социальным, и биологическим, и физико-химическим закономерностям. Существует зависимость между двумя свойствами материи — массой тела, которая характеризует меру инерции, устойчивости, и энергией, выражающей меру материального движения, изменяемости. Принцип сохранения материи и движения является наиболее фундаментальным свойством материи: материя и движение несотворимы и неуничтожимы, они лишь способны превращаться из одной формы в другую при строгом соблюдении законов сохранения массы, энергии, импульса и других свойств микрочастиц. Движение также может быть: количественным — перенос материи и энергии в пространстве; качественным — изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств. Качественное движение самоизменение материи делится на: динамическое; популяционное. Динамическое движение — изменение содержания в рамках старой формы, раскрытие потенциала прежних материальных форм. Популяционное движение — кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию возникновению совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение — изменение может происходить как эволюционно, так и эмержментно путем ничем не обусловленного «взрыва». Материя имеет способность к самоорганизации — созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя.без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация — постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения. В результате данных спонтанных изменений и отношений флуктуации существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи — материя приобретает новое состояние, так называемую «диссипативную структуру», которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам: «диссипативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии — притока энергии из внешней среды — и затем развивается по динамическому типу; «диссипативная структура» распадается и гибнет — либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии — притока энергии из внешней среды. Учение о самоорганизации материи получило название «синергетика». Разработчиком синергетики был бельгийский философ русского происхождения И. Пригожий. Материя имеет расположение во времени и пространстве. По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода: субстанциональный; реляционный. Сторонники первого — субстанционального Демокрит, Эпикур — считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей, пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные. Пространство отождествлялось с пустотой-местом, понимаемой как самостоятельная субстанция, благодаря которой все явления и процессы получают пространственные характеристики. Эта идея сыграла существенную роль в процессе становления классической физики. Время тоже рассматривается как самостоятельная сущность, как «длительность вообще», как условие всех возможных изменений. Время имеет свое «течение», независимо от того, происходит что-либо или не происходит. Сторонники второго — реляционного от лат. relatio — отношение Аристотель, Лейбниц, Гегель — воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Реляционная концепция времени исходила из первичности движения, изменения конкретных объектов, относительно которых в зависимости от характера изменений формируются временные отношения. Время выступает как выражение упорядоченности, последовательности происходящих изменений.В настоящее время более достоверной исходя из достижений науки выглядит реляционная теория, в соответствии с которой: время — форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений смены состояний данных объектов в процессе их развития; пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой. Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. Гегель, соединяя пространство и время с движением, утверждал, что они действительны только при наличии движения, изменения чего-либо. А движение, по Гегелю, является непосредственным единством пространства и времени. Теория относительности, открытая в середине XX в. Альбертом Эйнштейном: подтвердила правильность реляционной теории — то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи; перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины. С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся — пространство материальные объекты уменьшится, а время замедлится. Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел. Категории пространства и времени носят универсальный характер, так как применимы для анализа и объективной, и субъективной реальности, то есть носят всеобщий характер. Всеобщность обусловлена единством бытия и абсолютным характером происходящих в нем изменений. Признается существование и психологического пространства и времени. Их особенности и характеристики обусловлены психикой отдельного человека, а также внешними обстоятельствами его существования. Например, психологическое время «тянется» тогда, когда вокруг происходит мало событий или они не представляют интереса для данного человека, и наоборот, чем больше событий, интересных для человека, тем быстрее «идет время» для него. Можно выделять пространство и время социального бытия. Единицей социального пространства может выступать деревня, полис, феодальное поместье, национальное государство. Ощущение времени в различные эпохи связано с темпом жизни, с применением календарей, часов, с насыщенностью жизни событиями, с динамичностью социальных процессов в целом. Социальное время — форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе деятельности людей. Таким образом, понятие пространства и времени имеют смысл для объективной и субъективной реальности, поскольку всякая действительность дифференцирована, структурирована, а мир находится в состоянии движения, изменения. Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея качественного многообразия пространственно-временных структур: развитие материи и появление новых форм ее движения должно сопровождаться становлением качественно специфичных форм пространства и времени. В начале XX в. физика выявила глубокую связь между пространством и временем. Оказалось, что время есть четвертое измерение мира, а пространственно-временной срез нашей Метагалактики характеризуется формулой 3+1 три пространственных измерения и одно временное. Эта фундаментальная характеристика определила материальное строение Метагалактики. Современная наука считает, что могут существовать миры с другими пространственно-временными параметрами. Ученые предполагают, что при рождении нашей Метагалактики существовало десятимерное пространство — время. Четыре измерения формула 3+1 стали формами бытия материи на макроскопическом уровне, а шесть — определили структуру микромира, размеры которого меньше 10-33 см. Очевидно, что эта структура не имеет аналогов в макромире, в котором живет человек. Четвертым базовым свойством материи наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенности в пространстве и времени является отражение.Отражение — способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов одного материального объекта на другом материальном объекте — следы человека на грунте, следы действий человека, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоема. Эти следы, запечатлеваемые в другом и используемые самоорганизующимися системами, называются информацией. Например, при раскопках ученые находят отпечатки давно умерших животных и исчезнувших растений. Отпечатки — тоже отражение, несущее информацию. Гладкая поверхность воды, отбрасывая падающие на нее лучи света, воспроизводит окружающие предметы — деревья, дома, людей. Это воспроизведение — тоже отражение. Отражение в неживой природе — это элементарные формы отражения: механическая, физическая, химическая. Приведенные примеры как раз демонстрируют эти формы отражения. Элементарные формы отражения еще не обладают формой активности. Отображаемая и отображающая системы здесь выделяются лишь условно. «Активность» неживых систем равнонаправлена. Здесь еще нет избирательно направленной активности.Особый вид отражения — биологический, который включает в себя стадии: раздражимости, чувствительности, психического отражения. Раздражимость — это биологическое отражение. Она имеется уже у растений. Раздражимость — это реакция живых организмов на благоприятные и неблагоприятные условия среды, вызывающая активность. Пример — высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы возвращение в прежнее положение после дождя, движение подсолнуха за Солнцем. Более высокой разновидностью биологического отражения является чувствительность, то есть способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Опережающее отражение реальности у животных осуществляется элементарными формами психики — ощущениями, восприятиями, представлениями, конкретным образным мышлением. Его физиологический механизм И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой. Психическое отражение — систематизация ощущений, способность живых организмов животных, особенно высших моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход. Высшим уровнем видом отражением является сознание. Согласно материалистической концепции сознание — это способность высокоорганизованной материи отражать материю. Для возникновения сознания одних биологических предпосылок недостаточно. Новый способ жизнедеятельности человека — его предметно-практическая деятельность — есть необходимое условие формирования человеческого сознания. Общественный труд формирует человеческое сознание. Трудовой способ деятельности порождает надобность в знании, потребность в понимании объективных законов вещей и процессов. Это необходимо человеку уже для первого акта его трудовой деятельности — изготовления орудий труда. Сознание продуцирует продукты «второй природы», которыми живет человек и которые удовлетворяют его многочисленные потребности. Человек начинает противопоставлять себя природе, выступая субъектом ее познания и преобразования. Одновременно с этим и сам человек становится объектом познания. У человека возникает самосознание.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 917; Нарушение авторского права страницы