Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет ф. Структура ф-знания



Предмет ф. Структура ф-знания

В советское время ф. определяли как «науку о наиболее общих законах природы, общества и человеческого сознания. Сегодняшняя мировая философия не может дать определение самой себя. Ее можно только описать:

1) универсальность - предельная широта предмета;

2) парадоксальность - подвержение сомнению всех идей;

3) теоретичность - существование в виде теорий.

В древности Демокрит определял ф. как philosofia - любовь к мудрости. По мнению Демокрита, быть мудрым = хорошо мыслить, говорить и делать.

Пифагор ввел термин ф.

Существует три грани знания: обыденное (житейский ум), научное (интеллект) и мировоззренческое (собственно мудрость). На востоке мудрость = возвышение души, на западе = творчество, воплощение идеи.

В то же время, ф. - не вся мудрость, а только одна из трех ее граней, наряду с теософией (мудростью Бога) и этософией (житейской мудростью). В этом смысле, ф. - это абстрактное теоретическое знание о сути мира и вещей.

Ф. - это одновременно наука, мировоззрение и важнейший компонент культуры.

Структура ф-знания:

Предметом ф. является наиболее всеобщее в системе отношений «мир-человек». Ф-знание делится в связи с этим на следующие области:

1. Онтология - учение о бытии.

2. Гносеология - учение о познании.

3. Антропология - учение о человеке.

4. Аксиология - учение о ценностях.

5. Праксиология - учение о практической реальности и ее проблемах.

 

Ф. как мировоззрение. Общее и отличное ф. и религиозного мировоззрения

Мировоззрение - это совокупность взглядов на мир и свое место в нем, ценностей и идеалов, представлений о Боге, человеке и смысле жизни.

Существует три типа мировоззрения:

1. Мифологическое - см. вопрос 3.

2. Религиозное: 1) связано с верой в «сверхъестественное», отделенное от «реальности» и управляющее ей; 2) при этом к сверхъестественному относятся с особым чувством «веры»; 3) в отличие от мифологического, религиозное мировоззрение делит мир на сакральный (сверхъестественный) и профанический (реальный, обыденный); 3) в отличие от мифологического, религиозное мировоззрение рождается в умах не всего народа, а избранной группы служителей культа.

3. Философское. Определим его через сравнение с предыдущим пунктом.

Общее:

а) и религия, и философия ставят круг вопросов о Боге, человеке, мироздании и др.;

б) и религия, и философия обладают стройной системой знаний, обеспеченных понятийным аппаратом (тезаурусом);

в) и религия, и философия существуют на двух уровнях: высшем, доступном только специалистам (священнослужители, ученые-философы) и обыденном.

Различное:

г) для религии характерен догматизм (догмат - утверждение вечной истины), а для философии - плюрализм+парадоксальность (кроме советской марксистской философии, та тоже была догматичной).

д) религия - замкнутая система, философия - открытая в своей совокупности мировых философских течений;

е) религия регламентирует всю жизнь человека, философия только оказывает влияние на мировоззрение и самосознание;

ж) философия не связана с верой в сверхъестественное, хотя и признает его существование («мировая воля», «ноосфера» и проч.).

 

 

Мифологическое мировоззрение. Феномен ремифологизации

Мифологическое мировоззрение является древнейшим, при этом на определенном этапе общественного развития оно было единственным. Mythos (греч.) - слово, разговор, рассказ.

1. Рождено в умах всего народа.

2. Миф - это не отдельная область знаний, это единственный способ познания мира.

3. В отличие от религии, мифология не делит мир на сверхъестественный и обыденный; для нее весь мир синкретичен. Боги живут бок о бок с людьми, и люди могут стать богами. Поведение богов похоже на поведение людей. Вместе с тем, мифология одушевляет всю природу: отсюда боги рек, гор, ветров и др. В общем, миф = реальность.

Ремифологизация - это феномен сохранения мифов в наши дни. Он выражается: а) в политических мифах; б) в мифах о «красивой» или «ужасной» жизни определенных соц. групп; в) в «обожествлении» музыкальных и кинозвезд; и др. Он связан с тем, что у некоторых людей в мозгу превалирует правое полушарие, отвечающее за синкретичное, неабстрактное, эмоциональное мышление. В связи с этим люди теряют причинно-следственную связь.

 

Ф. и наука

Советская ф. считала себя наукой. Однако современная ф. такой считаться не может в связи с критериями неопозитивизма (науковедения). Научным является только такое знание, которое соответствует критериям:

1. Верификационный. Теоретическое знание подтверждается практикой.

2. Фальсификационный. Практическое знание частично опровергается теоретически.

3. Парадигмальный. Наука создает фундаментальные парадигмы (эволюция, генетика, ОТО), а философия плюралистична.

4. Методологический. Наука пользуется только строго определенными методами, философия - любыми.

5. Критерий круга проблем. Наука ограничивает его, философия - нет.

6. Критерий прогресса. Наука его имеет, философия - нет и не может, т.к. ее идеи субъективны.

7. Критерий безличности. Научное знание безотносительно своего автора, а философское носит авторский характер.

Вместе с тем, наука и философия имеют и общие черты:

1) Теоретичность.

2) Системность.

4) Рациональность.

5) Двухуровневость. Популярность изложения теорий для широкого круга лиц (беллетристика).

 

Функции философии

Функции ф. определены ее задачами.

1. Мировоззренческие: формирование у человека определенного мировоззрения и самосознания.

1-1. Гуманистическая: осмысление жизни через высшие ценности.

1-2. Социально-оценочная: формирование идеалов, их интерпретация и критика.

1-3. Культурно-постигательная.

1-4. Объяснительно-информационная.

2. Гносеологические (теоретико-познавательная).

2-1. Эвристическая: выработка новых знаний путем выдвижения гипотез и др.

2-2. Дефинитивно-категориальная: выработка категорий и определение понятий.

2-3. Методологическая: выработка способов получения знаний.

2-4. Критическая: преодоление прежних взглядов.

3. Интегрирующая: объединение всех элементов данной культуры.

 

 

Категория времени в философии. Свойства времени.

Время - это философская категория для описания объектов материальной реальности, характеризующая длительность их существования, взаимодействия, последовательность причинно-следственных отношений и смены форм материи.

В истории философии было две основных точки зрения:

1) Релятивизм (время - это структура процессов измерения, связанных с пространством и движением). Эйнштейн.

2) Субстанционная концепция (время - это особая независимая субстанция). Платон, Ньютон.

Свойства времени:

1. Объективность: время атрибут объективной материи.

2. Длительность: выражена в фактах возникновения каждого последующего момента за предыдущим. Нет мгновенного процесса. Материя существует последовательно.

3. Однонаправленность и необратимость. Прошлое порождает настоящее, а настоящее - будущее, но прошлое и будущее недоступны для воздействия, а существуют только через настоящее: прошлое как наследие, а будущее как возможность. Паранормальное явление «петля времени» противоречит этому. Направленность движения времени не имеет цели, поскольку время вечно.

4. Перцепция: выражается в том, что субъективное восприятие длительности времени зависит от психоэмоционального состояния человека (перцептуальное время).

 

 

Структура сознания

Сознание состоит из трех сфер:

1. Рациональная: совокупность впечатлений, мнений, понятий, суждений, умозаключений и проч.

2. Эмоциональная: совокупность эмоций, чувств, настроения и аффектов.

3. Волевая: совокупность желаний, побуждений, влечений и воли.

4. Самосознание: совокупность самопознания, самооценки, самоконтроля и самосовершенствования.

Характеристикой сознания является интенциальность (направленность процессов). В связи с этим процессы можно разделить на два типа: 1) направленные вовне, поддающиеся временной фиксации (акты мышления, эмоции, волевые побуждения); 2) направленные вовнутрь, постоянные (душевные состояния, ценностные переживания).

Бессознательное открыто отнюдь не Фрейдом. До него существовали следующие идеи:

1) древнеиндийский эпос Бхавад-Гита: «разум, окутанный мраком»;

2) учение Упанишады: жизненная энергия «прана»;

3) Спиноза: наряду с разумом, человеком управляют чувственные аффекты;

4) Юм: бессознательные желания и влечения определяют разум;

5) Фихте: бессознательное есть свобода, основа бытия и исходный материал сознания, которе ограничивает свободу;

6) Шеллинг: бессознательное = необходимый атрибут человеческого духа;

7) Шопенгауэр: иррациональное учение о «мировой воле»: бессоззнательной, слепой, неуправляемой;

8) Ницше: бессознательное = воля, выраженная в виде инстинктов (напр., инстинкт к власти); 9) Гартман: бессознательное имеет как плюсы (а) оно формирует тело, б) оно служит самосохранению, в) оно действует как предчувствие, г) как вдохновение), так и минусы (а) оно непредсказуемо, б) оно неизменно, в) оно несет в себе демоническое).

10) Лебон: бессознательное, определенное наследственностью, определяет поступки человека; кроме того, свое бессознательное существует у толпы и народа.

 

Диалектика о развитии

Развитие - это качественный, необратимый и направленный процесс порождения целостностью новой целостности; ряд последовательных изменений в элементах данной системы; ряд сменяющихся состояний данной системы.

Диалектика - это учение о развитии и всеобщих связях в природе, обществе и мышлении.

Принципы диалектики: 1) принцип развития: все находится в непрерывном развитии; 2) принцип всеобщих связей: все связано со всем.

Законы диалектики:

1) Закон единства и борьбы противоположностей: каждый объект реальности развивается в силу наличия в себе самом противоположных процессов.

2) Закон перехода количества в качество: в ходе развития сначала накапливаются количественные изменения, и затем они переходят в качественные.

3) Закон отрицания отрицания: развитие есть процесс бесконечных отрицаний.

Законы понимаются через категории.

Категории первого закона: развитие тождества различных объектов приводит к их противоречию, т.е. к борьбе противоположностей.

Категории второго закона: при определенной мере количественных изменений происходит качественный скачок.

Категории третьего закона: в отличие от метафизического отрицания, диалектическое отрицание не абсолютно и не окончательно, а преемственно, т.е., разрешаясь, оно сохраняет в себе самое ценное из отвергнутого.

 

С.Л. Франк о смысле жизни

Данная работа была написана русским философом Семеном Людвиговичем Франком в 1925 году в эмиграции (Великобритания).

Основная тема работы: «Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да – то какой именно? » Ответ на данный вопрос Франк опосредует следующим вопросом: «Что делать? », или «Как прожить жизнь, чтобы она имела смысл? », или «Как жить, чтобы осмыслить и через то незыблемо утвердить свою жизнь? »

Первый тезис. Если мы верим в смысл жизни и хотим его обрести, это означает, что мы предполагаем найти в нашей жизни какую-то ей самой присущую ценность или цель, а не только средство для чего-то другого. Поэтому не может являться смыслом жизни «строительство светлого будущего», а также «жизнь ради самой жизни» (ради удовольствий), поскольку, как показывает практика, несчастий и страданий в жизни больше, чем радости.

Второй тезис. Единственный ответ на вопрос «Что делать? » выглядит следующим образом: «Приобщаться к Истинному благу, к Первоисточнику жизни, то есть к Богу». Приобщение это не связано с грандиозными внешними свершениями, великими делами, а только с внутренним самоотречением, покаянием и верой.

Третий тезис. Таким образом, жизнь наша осмысляется лишь постольку, поскольку она есть путь к разумной высшей цели (к Богу), иначе она есть бессмысленное блуждание. Здесь следует привести Евангельскую цитату: слова, сказанные Господом Понтию Пилату. Когда Пилат спросил, что есть истина, Иисус ответил: «Я есть Истина».

Итог. По Франку, жизнь становится осмысленной при наличии двух условий:

1. Существование Бога как единственного Истинного блага, как Первоисточника жизни, как Цели устремлений человека.

2. Наша причастность Богу, то есть свободное и осознанное служение Ему, движение по пути добра против страстей и зла.

 

 

Методы научного познания

Одним из атрибутов науки является строгая определенность методов (см. вопрос 4). Метод научного познания - это научно апробированный способ получения достоверного знания. Гегель: «Истинным должен быть не только результат, но и путь, ведущий к нему».

Классификация методов:

I. По широте предмета.

1) Всеобщие методы: а) философские диалектика и метафизика, б) логические - дедукция, индукция, анализ, синтез, восхождение от абстрактного к конкретному.

2) Общенаучные методы: применяются для широкого круга наук (e.g. статистика, историко-сравнительный метод и др.)

3) Частно-научные методы: применяются в каких-либо конкретных областях знания (e.g. метод толкования норм права).

II. По уровню познания:

1. Эмпирические методы:

1-1. Операциональные методы - наблюдение и измерение.

1-2. Эксперимент = наблюдение + искусственное создание условий.

1-3. Моделирование - создание модели-заменителя объекта.

2. Теоретические методы:

2-1. Аксиоматический - построение вывода на основе аксиом, т.е. утверждений, принимаемых без доказательств.

2-2. Гипотетико-теоретический - создание теорий на основе выдвигаемых и проверяемых на практике гипотез.

2-3. Описательный - описание практики. Включает в себя методы рефлексии, идеализации, математического моделирования и др.

 

 

Общественная психология

Общественная психология - это совокупность разнообразны чувств, настроений, эмоций, а также иллюзий, суеверий и традиций, которые формируются стихийно под влиянием повседневных условий социальной жизни людей на основе жизненного опыта и личных наблюдений.

Это второй компонент обыденного общественного сознания, наряду с обыденным знанием. На данном уровне общественного сознания доминирует не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, оценка действительности.

Общественная психология выступает духовным стимулом всех форм общественного сознания.

По Марксу, она обусловлена конкретно-историческими условиями.

В отличие от идеологии, она не систематизирована и не является уделом узкой группы ученых, а представляет собой совокупность стихийных представлений о жизни всех членов общества.

 

 

Ф. о смысле жизни

Смысл жизни - это духовная категория философии, отвечающая на вопрос «для чего (во имя чего) живет человек (живу я)? ».

Кант: смысл жизни внутри человека, и заключается он в следовании нравственному категорическому императиву (закону). Императив гласит: «все, кроме человека, может быть средством, но человек может быть только целью, субъектом морали, святым в силу своей свободы».

О смысле жизни можно сказать следующее:

1) Смысл жизни - наджизненный вопрос. Ответ на него определяет всю жизнь.

2) Смысл жизни телеономен (определяется ее целью). Он связан с ценностями, принимающими вид высшей цели.

3) Смысл жизни выражен в содержании ее высшего идеала, в твердой мировоззренческой позиции - либо религиозной, либо философской. Третьего не дано.

4) Смысл жизни несовместим с индивидуализмом и эгоизмом. Эгоистическая жизнь бессмысленна и пессимистична. Бессмысленность жизни - причина агрессии человека.

5) Смысл жизни нельзя навязать, выбор его строго индивидуален и связан со свободой воли человека.

Виды жизнесмыслов:

1) Смысл самоутверждения (самореализации) - аксиома западной культуры.

2) Смысл самоотречения (самообуздания) - восточная самоидентификация с обществом.

3) Смысл соборности (сотворчества) = эмпатия (сострадание) + индивидуализм. Русский смысл.

 

 

Фромм о природе человека

Взгляды Фромма на природу человека изложены в первых главах его труда «Душа человека» (1964):

1. Существует два психотипа людей: «волки» (приказывают, желают власти и смерти других) и «овцы» (подчиняются, желают жить сами). Из-за того, что меньшинство волков живет бок о бок с большинством овец, происходят все беды в истории.

2. Человек наделен Богом свободой воли и способен устремляться в поступках как к добру, так и ко злу. Хотя первородный грех и сделал нас «удобоприклонными» ко греху, мы свободны делать добро.

3. Нельзя считать человека абсолютно злым от природы, ибо это приведет к оправданию войн.

4. Сущность человека = дилемма, выраженная в двух феноменах его существования: 1) по сравнению с животными у человека всего два инстинкта; 2) человек, в отличие от животных, обладает сознанием.

5. Эта дилемма ведет к конфликту: с одной стороны, человек - пленник природы, а с другой - он осознает это и мучается этим.

6. Конфликт разрешаем двумя путями: либо прогресс к абсолюту (как призывает религия), либо регресс до животного (зло).

7. Свобода воли как абстрактное качество у человека отсутствует. Она присутствует как индивидуальное качество до тех пор, пока злые наклонности в нем не взяли верх. Свобода = осознанная возможность разумно действовать на благо себе и окружающим во имя добра.

8. Пока человек свободен, он ответственен за свои действия.

 

 

Фромм «Душа человека»

Работа рассказывает о двух вещах: (а) о природе человека (см. вопрос 35) и (б) о трех компонентах «синдрома распада».

Основные тезисы по пункту (б):

1. Добро состоит в том, чтобы действовать осознанно, разумно и во благо себе и окружающим. Зло состоит в том, чтобы пытаться избегать своей человеческой природы, пытаться скатываться к до-индивидуализму и животному состоянию. Цели зла достичь невозможно.

2. Стремление к добру выражено «синдромом роста», а стремление к злу - «синдромом распада».

3. «Синдром распада» = три бессознательных инстинкта: некрофилия + нарциссизм + инцестуальный симбиоз.

4. Некрофилия, в противоположность биофилии - это деструктивная любовь к мертвому, стремление к насилию, разрушению и смерти.

5. Нарциссизм - это болезненное самолюбие, когда и либидо человека, и его жизненная цель направлены не вовне, а в себя самого.

6. Инцестуальный симбиоз - это болезненное пред-эдипальное сексуальное влечение к собственной матери мальчиков и девочек.

7. Три составляющие «синдрома распада» взаимодополняют друг друга.

8. Душа человека (heart of man) ожесточается или смягчается, в зависимости от его стремления к добру или злу. Чрезмерное ожесточение души делает человека несвободным.

Предмет ф. Структура ф-знания

В советское время ф. определяли как «науку о наиболее общих законах природы, общества и человеческого сознания. Сегодняшняя мировая философия не может дать определение самой себя. Ее можно только описать:

1) универсальность - предельная широта предмета;

2) парадоксальность - подвержение сомнению всех идей;

3) теоретичность - существование в виде теорий.

В древности Демокрит определял ф. как philosofia - любовь к мудрости. По мнению Демокрита, быть мудрым = хорошо мыслить, говорить и делать.

Пифагор ввел термин ф.

Существует три грани знания: обыденное (житейский ум), научное (интеллект) и мировоззренческое (собственно мудрость). На востоке мудрость = возвышение души, на западе = творчество, воплощение идеи.

В то же время, ф. - не вся мудрость, а только одна из трех ее граней, наряду с теософией (мудростью Бога) и этософией (житейской мудростью). В этом смысле, ф. - это абстрактное теоретическое знание о сути мира и вещей.

Ф. - это одновременно наука, мировоззрение и важнейший компонент культуры.

Структура ф-знания:

Предметом ф. является наиболее всеобщее в системе отношений «мир-человек». Ф-знание делится в связи с этим на следующие области:

1. Онтология - учение о бытии.

2. Гносеология - учение о познании.

3. Антропология - учение о человеке.

4. Аксиология - учение о ценностях.

5. Праксиология - учение о практической реальности и ее проблемах.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь