Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия о природе человека



По американскому философу Пинкеру, это - совокупность эмоций, мотивов и способностей, общих для всех индивидов.

По американскому философу японского происхождения Фукияме, это - сумма поведения, определенная генетически.

В философской антропологии существует три точки зрения на природу человека:

1) Человек - это в первую очередь существо биологическое, и его природа определена главным образом биологическими факторами, такими как генетика и эволюция (Дарвин, Ломброзо).

2) Человек - в первую очередь существо социальное, и его природа определена социально-историческими факторами, такими как семья, общественно-экономическая формация и др. (Маркс, Энгельс).

3) В современной философской антропологии признается, что человек - существо биосоциальное (интегративный подход), воплощение единства биологического и социального.

Биологические факторы природы человека:

1) Уникальный генотип -> уникальный фенотип.

2) Особенности нервной системы (темперамент: С, Х, Ф, М; экстраверт/интроверт).

3) Заданные способности.

4) Интеллект.

5) Черты характера.

Социальные факторы природы человека:

6) Происхождение.

7) Окружающие люди.

8) Достигнутый соц. статус.

9) Экономические, политические и проч. взгляды.

 

 

Проблема свободы человека в философии

Свобода - одна из центральных ценностей человеческого бытия. В философии она понимается в трех смыслах:

1) Физический смысл свободы: отсутствие материальных ограничений для движения тел.

2) Метафизический смысл свободы: свобода сознательной постановки целей и действий ради их достижения.

3) Социальный смысл свободы: свобода жизни в обществе, связанная со многими ограничениями со стороны чужих свобод. Нарушение этих ограничений ведет к утрате свободы первого смысла.

В истории философии наиболее известны следующие взгляды на свободу:

1. Гегель (раздел «Этика» работы «Философия права»): развитие свободы воли включает в себя три стадии. 1) Природная воля (неограниченные желания, несвобода, но возможность ее). 2) Произвол (способность случайного выбора под воздействием влечения). 3) Развитая воля = осознанная необходимость.

2. Энгельс: свобода воли есть принятие решений со знанием дела. Действие по необходимости же - это осознанная беспомощность, ведущая к апофеозу несвободы.

3. Современная философия: свобода = осознанное самовыражение, т.е. а) формулирование и выражение интересов, б) постановка и достижение целей, г) управление эмоциональным компонентом сознания. Свобода - органический атрибут человека. Она связана с иерархией моральных ценностей и личной ответственностью. Поэтому, хотя казаться свободными хотят все, быть свободным хочет не каждый.

 

Ф. о смысле жизни

Смысл жизни - это духовная категория философии, отвечающая на вопрос «для чего (во имя чего) живет человек (живу я)? ».

Кант: смысл жизни внутри человека, и заключается он в следовании нравственному категорическому императиву (закону). Императив гласит: «все, кроме человека, может быть средством, но человек может быть только целью, субъектом морали, святым в силу своей свободы».

О смысле жизни можно сказать следующее:

1) Смысл жизни - наджизненный вопрос. Ответ на него определяет всю жизнь.

2) Смысл жизни телеономен (определяется ее целью). Он связан с ценностями, принимающими вид высшей цели.

3) Смысл жизни выражен в содержании ее высшего идеала, в твердой мировоззренческой позиции - либо религиозной, либо философской. Третьего не дано.

4) Смысл жизни несовместим с индивидуализмом и эгоизмом. Эгоистическая жизнь бессмысленна и пессимистична. Бессмысленность жизни - причина агрессии человека.

5) Смысл жизни нельзя навязать, выбор его строго индивидуален и связан со свободой воли человека.

Виды жизнесмыслов:

1) Смысл самоутверждения (самореализации) - аксиома западной культуры.

2) Смысл самоотречения (самообуздания) - восточная самоидентификация с обществом.

3) Смысл соборности (сотворчества) = эмпатия (сострадание) + индивидуализм. Русский смысл.

 

 

Ортега-и-Гассет «Восстание масс»

1930 год. Основные тезисы:

1. Во всяком обществе существует меньшинство (аристократия) и массы. Чтобы общество жило, им должно править меньшинство.

2. В настоящее время массы вытесняют меньшинство и стремятся править европейским обществом.

3. Причины этого - в небывалом социальном прогрессе XIX века: росте населения (со 180 до 500 млн.) и благосостояния, при котором каждый «средний» человек оказался вовлеченным в политическую жизнь государства.

4. Наступила «полнота времени», когда мы больше не обращаемся к прошлому, что ведет к духовному кризису настоящего.

5. «Восстание масс» + «полнота времени» = «закат Европы».

6. После него наступит «междуцарствие», поскольку второй столь могущественной цивилизации нет.

 

 

Ортега-и-Гассет о «человеке массы»

«Человек массы», или «средний человек», по Гассету - это член массы, обладающий следующими признаками:

1) он не обладает никакими талантами и прочим, что выделило бы его из массы;

2) он не обладает отличными от массы интересами, целями и образом жизни;

3) он доволен этому и рад быть таким: (а) доволен высоким уровнем жизни; (б) доволен гипермобильностью в обществе; (в) доволен свободой от моральных догм;

4) он болен вожделением бесконечных удовольствий;

5) он воспринимает все это как должное (он неблагодарен миру);

6) он живет ради себя («пошлая» жизнь) и не желает жить «благородно».

 

 

Фромм о природе человека

Взгляды Фромма на природу человека изложены в первых главах его труда «Душа человека» (1964):

1. Существует два психотипа людей: «волки» (приказывают, желают власти и смерти других) и «овцы» (подчиняются, желают жить сами). Из-за того, что меньшинство волков живет бок о бок с большинством овец, происходят все беды в истории.

2. Человек наделен Богом свободой воли и способен устремляться в поступках как к добру, так и ко злу. Хотя первородный грех и сделал нас «удобоприклонными» ко греху, мы свободны делать добро.

3. Нельзя считать человека абсолютно злым от природы, ибо это приведет к оправданию войн.

4. Сущность человека = дилемма, выраженная в двух феноменах его существования: 1) по сравнению с животными у человека всего два инстинкта; 2) человек, в отличие от животных, обладает сознанием.

5. Эта дилемма ведет к конфликту: с одной стороны, человек - пленник природы, а с другой - он осознает это и мучается этим.

6. Конфликт разрешаем двумя путями: либо прогресс к абсолюту (как призывает религия), либо регресс до животного (зло).

7. Свобода воли как абстрактное качество у человека отсутствует. Она присутствует как индивидуальное качество до тех пор, пока злые наклонности в нем не взяли верх. Свобода = осознанная возможность разумно действовать на благо себе и окружающим во имя добра.

8. Пока человек свободен, он ответственен за свои действия.

 

 

Фромм «Душа человека»

Работа рассказывает о двух вещах: (а) о природе человека (см. вопрос 35) и (б) о трех компонентах «синдрома распада».

Основные тезисы по пункту (б):

1. Добро состоит в том, чтобы действовать осознанно, разумно и во благо себе и окружающим. Зло состоит в том, чтобы пытаться избегать своей человеческой природы, пытаться скатываться к до-индивидуализму и животному состоянию. Цели зла достичь невозможно.

2. Стремление к добру выражено «синдромом роста», а стремление к злу - «синдромом распада».

3. «Синдром распада» = три бессознательных инстинкта: некрофилия + нарциссизм + инцестуальный симбиоз.

4. Некрофилия, в противоположность биофилии - это деструктивная любовь к мертвому, стремление к насилию, разрушению и смерти.

5. Нарциссизм - это болезненное самолюбие, когда и либидо человека, и его жизненная цель направлены не вовне, а в себя самого.

6. Инцестуальный симбиоз - это болезненное пред-эдипальное сексуальное влечение к собственной матери мальчиков и девочек.

7. Три составляющие «синдрома распада» взаимодополняют друг друга.

8. Душа человека (heart of man) ожесточается или смягчается, в зависимости от его стремления к добру или злу. Чрезмерное ожесточение души делает человека несвободным.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь