Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Движение, свойства, формы. Развитие



Движение - это важнейшее свойство материи, выражающееся в любом ее изменении.

Виды движения: 1) восходящее; 2) нисходящее; 3) кратковременное (маятниковое).

Свойства движения:

1. Объективность. Движение - это неотъемлемое свойство предметов материальной реальности.

2. Всеобщность. Движение - это свойство любого устойчивого объекта. Нет объектов без движения.

3. Неуничтожимость. Материя не может существовать без движения. Движение не может исчезнуть, а только перейти в другую форму (закон сохранения энергии).

4. Абсолютность. Движение, в отличие от покоя, абсолютно, а покой наступает лишь на краткое время.

Формы движения по Энгельсу:

1) Механическое (в пространстве).

2) Физическое (изменение вещества).

3) Химическое (превращение вещества).

4) Социальное (исторические изменения в обществе).

*5) Жизнь - Энгельс отрицал такую форму движения. Сейчас под жизнью понимается форма движения высокоорганизованных открытых материальных систем (необязательно белковых), способных к саморегуляции и самовоспроизводству с передачей наследственной информации.

 

 

Познание. Основные концепции гносеологии

Познание - это процесс, протекающий в сознании человека. Познание является предметом такого раздела ф., как гносеология. Она изучает познание человеком мира, цели и методы познания, виды знания, критерии определения истины, а также отвечает на вопрос: «Познаваем ли мир? »

Основные концепции гносеологии:

I. Агностицизм, или гносеологический пессимизм - это учение гласит, что мир нельзя познать.

1) Кратил: в мире все слишком быстро движется. Нельзя войти в ту же воду дважды. Философы должны бездействовать.

2) Пирон: мир непознаваем, и настоящий философ не должен пытаться познать его.

3) Гессли ввел термин агностицизм вместо скептицизма.

4) Юм: существует ли реальный мир - человек не может доказать, поскольку мозг работает лишь с ощущениями. Реальные вещи не существуют вне опыта. Возможности разума ограничены.

5) Кант («Критика чистого разума», «Пролегомены»): он не был агностиком в абсолютном смысле. Он критиковал только такое познание, которое сопряжено с метафизикой, т.е. познание трансцендетных предметов («вещей в себе»: Бога, души и др.). Остальное, обыденное, познаваемо, и составляет границы логического материального опыта.

II. Гносеологический оптимизм - это учение не отрицает познаваемости мира. Это учение разделяет большинство философов. Данное учение признает ограниченность познания: а) местом, б) временем, в) сложностью предмета, г) возможностями человеческого разума и д) ошибками.

6) Сенсуализм (Бэкон, Локк, Беркли) - учение о приоритете чувственного познания над рациональным.

7) Рационализм (Спиноза, Декарт, Лейбниц) - наоборот.

8) Релятивизм - учение об истине, гласящее, что существуют только относительные истины.

9) Догматизм - учение об истине, гласящее, что есть абсолютные истины, и только они и ценны.

 

 

Чувственное познание и его формы

Чувственное (сенсуальное, от лат. sensus - чувство) - это первая ступень познания, наряду с рациональным. Оно является основой и предпосылкой рационального познания, необходимой связью с внешним миром.

Формы:

1) Ощущение - субъективный образ отдельного предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на отдельный орган чувств.

2) Восприятие - целостный чувственно-конкретный структурированный образ предмета, возникающий при обработке мозгом ощущений от всех органов чувств, с учетом интересов и потребностей человека. Характеристики: 1) уникальность, 2) постоянство, 3) предметность, 4) целостность. Условия: 1) постоянство, 2) структурированность. Восприятие помещается в память: а) генетическую и б) прижизненную (двигательную, образную, эмоциональную, словесную и логическую).

3) Представление - чувственный образ предмета, взятый из памяти (воспоминающее созерцание). Оно отделено от действительности.

4) Эмоции - это специфическая реакция на действительность, характерная для обоих уровней познания. Фундаментальные эмоции: страх, радость, удовольствие и гнев. Характеристики эмоций: тональность, содержание и экспрессия (выражение в мимике, моторике и болезнях).

 

Рациональное познание и его формы

Рациональное, абстрактное познание, или мышление (лат. ratio - разум) - это вторая ступень познания, выраженная в переработке информации, полученной на первой ступени.

Формы:

1) Понятие - основной компонент мышления; это абстрактная и обобщенная совокупность свойств данного предмета.

2) Суждение - это форма мышления, при которой посредством соотношения понятий что-либо отрицается или утверждается. Состоит из субъекта (предмет), предиката (свойства) и отношения («есть» или «не есть»).

3) Умозаключение - это форма мышления, при которой из двух или более суждений (посылок) выводится новое знание (вывод).

4) Гипотеза - это совокупность вероятностных суждений.

5) Теория - достоверное знание, полученное в результате проверки гипотезы практикой.

 

Учение об истине. Классическое определение истины. Возможные критерии истины

Истина - это соответствие мысли (знаний об объекте) самому этому объекту. Это классическое понятие истины, или понятие гносеологической корреспонденции. Существует также гносеологическая когерренция, или установление истины путем логики.

Основные позиции учения об истине:

1) Гегель: истина существует, и задача науки - в ее поиске. Кант выделил абсолютные и относительные истины. Абсолютные истины независимы, самодостаточны и безусловны, а относительные (их большинство) верны только в данных условиях.

2) Постмодернизм (Лакатош, Кун, Хабермас, Назаретян): понятие истины не нужно науке. Задача науки - не в поиске единственной (истинной) точки зрения, а в построении модели мира через взаимодополнение разных точек зрения.

Критерии истины:

1. Объективность - соответствие знания его объекту. Меняется объект - меняется знание.

2. Конкретность (для относительных истин) - соответствие истины окружающим условиям места и времени.

3. Она является целью (положительным результатом) человеческой деятельности, в процессе которой человек также может прийти к заблуждению (отрицательному результату).

 

Диалектика о развитии

Развитие - это качественный, необратимый и направленный процесс порождения целостностью новой целостности; ряд последовательных изменений в элементах данной системы; ряд сменяющихся состояний данной системы.

Диалектика - это учение о развитии и всеобщих связях в природе, обществе и мышлении.

Принципы диалектики: 1) принцип развития: все находится в непрерывном развитии; 2) принцип всеобщих связей: все связано со всем.

Законы диалектики:

1) Закон единства и борьбы противоположностей: каждый объект реальности развивается в силу наличия в себе самом противоположных процессов.

2) Закон перехода количества в качество: в ходе развития сначала накапливаются количественные изменения, и затем они переходят в качественные.

3) Закон отрицания отрицания: развитие есть процесс бесконечных отрицаний.

Законы понимаются через категории.

Категории первого закона: развитие тождества различных объектов приводит к их противоречию, т.е. к борьбе противоположностей.

Категории второго закона: при определенной мере количественных изменений происходит качественный скачок.

Категории третьего закона: в отличие от метафизического отрицания, диалектическое отрицание не абсолютно и не окончательно, а преемственно, т.е., разрешаясь, оно сохраняет в себе самое ценное из отвергнутого.

 

С.Л. Франк о смысле жизни

Данная работа была написана русским философом Семеном Людвиговичем Франком в 1925 году в эмиграции (Великобритания).

Основная тема работы: «Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да – то какой именно? » Ответ на данный вопрос Франк опосредует следующим вопросом: «Что делать? », или «Как прожить жизнь, чтобы она имела смысл? », или «Как жить, чтобы осмыслить и через то незыблемо утвердить свою жизнь? »

Первый тезис. Если мы верим в смысл жизни и хотим его обрести, это означает, что мы предполагаем найти в нашей жизни какую-то ей самой присущую ценность или цель, а не только средство для чего-то другого. Поэтому не может являться смыслом жизни «строительство светлого будущего», а также «жизнь ради самой жизни» (ради удовольствий), поскольку, как показывает практика, несчастий и страданий в жизни больше, чем радости.

Второй тезис. Единственный ответ на вопрос «Что делать? » выглядит следующим образом: «Приобщаться к Истинному благу, к Первоисточнику жизни, то есть к Богу». Приобщение это не связано с грандиозными внешними свершениями, великими делами, а только с внутренним самоотречением, покаянием и верой.

Третий тезис. Таким образом, жизнь наша осмысляется лишь постольку, поскольку она есть путь к разумной высшей цели (к Богу), иначе она есть бессмысленное блуждание. Здесь следует привести Евангельскую цитату: слова, сказанные Господом Понтию Пилату. Когда Пилат спросил, что есть истина, Иисус ответил: «Я есть Истина».

Итог. По Франку, жизнь становится осмысленной при наличии двух условий:

1. Существование Бога как единственного Истинного блага, как Первоисточника жизни, как Цели устремлений человека.

2. Наша причастность Богу, то есть свободное и осознанное служение Ему, движение по пути добра против страстей и зла.

 

 

Методы научного познания

Одним из атрибутов науки является строгая определенность методов (см. вопрос 4). Метод научного познания - это научно апробированный способ получения достоверного знания. Гегель: «Истинным должен быть не только результат, но и путь, ведущий к нему».

Классификация методов:

I. По широте предмета.

1) Всеобщие методы: а) философские диалектика и метафизика, б) логические - дедукция, индукция, анализ, синтез, восхождение от абстрактного к конкретному.

2) Общенаучные методы: применяются для широкого круга наук (e.g. статистика, историко-сравнительный метод и др.)

3) Частно-научные методы: применяются в каких-либо конкретных областях знания (e.g. метод толкования норм права).

II. По уровню познания:

1. Эмпирические методы:

1-1. Операциональные методы - наблюдение и измерение.

1-2. Эксперимент = наблюдение + искусственное создание условий.

1-3. Моделирование - создание модели-заменителя объекта.

2. Теоретические методы:

2-1. Аксиоматический - построение вывода на основе аксиом, т.е. утверждений, принимаемых без доказательств.

2-2. Гипотетико-теоретический - создание теорий на основе выдвигаемых и проверяемых на практике гипотез.

2-3. Описательный - описание практики. Включает в себя методы рефлексии, идеализации, математического моделирования и др.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь