Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет и основные функции философии.



Мировоззрение

Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.

Типы мировоззренческих систем:

- Космоцентризм, древней демократической философии

- Теоцентризм, философии и культуры средних веков.

- Антропоцентризм, эпохи Возрождения XIV-XVI I веков.

 

Структура:

1.знания -гносеология -раздел фил знания, изучающий процесс познания. Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и места в нем человека.

-Натуралистические(природные)

-гуманитарный(социальный) компоненты

-методологическая

2. ценности - аксиология. Ценность-категория, указывающая на личностное, социальное или общечеловеческое значение определённых явлений действительности. Ценности в мировоззрении выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, детерминируют важнейшие императивы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.

-предметная ценность

-субъективная ценность

3. убеждения - праксиология-раздел фил знания, изуч поведение людей, их деятельность. Убеждения- те знания, в кот чел верит, принимает как регулятивы своей деят-ости.

4. чувства, эмоции. Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире.

-эмоционально - психологическая (первичный образ мира, Основанный на чувственном восприятии, чувства, настроения) - мироощущение;

-опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений (складывается из 1, позволяет видеть мир в единстве, даёт + или- хар-ку мира.)- мировосприятие;

-познавательно - интеллектуальная сторона (подключение рациональных качеств) - миропонимание.

классификации:

по субъекту:

- личностная форма -мировоззрение класса -социальной группы -общества в целом или определенной исторической эпохи.

По полноте:

а) нетеоретическое формами которого выступают обыденные или стихийные воззрения на мир, мифологическое и религиозное мировоззрение;

б) философско-теоретическое

в) научное мировоззрение

По генезису:

Мифологическое

Мифология – это исторически первый, возникший на ранних архаических этапах развития общества и культуры тип мировоззрения. Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека.

Хар-ка:

1.Эмоц-образная форма выражение

2.антропоморфизм

3.отсутствие рефлексивности

4.неразделённость

5. практическая направленность

Функции: 1.регулирующая, 2. обобщающая, 3.объясняющая

Религиозное

Религиозное мировоззрение

1. исторически зарождается в недрах мифологического сознания и первоначально содержит в себе отпечаток политеизма и пантеизма, которые последовательно преодолеваются в процессе становления мировых религий, для которых характерен монотеизм (христианство, ислам) или тенденция к монотеистическому пониманию универсума (буддизм). В развитых формах религиозного сознания, в отличие от мифологии, Бог трактуется как Абсолют, который бесконечно выше естественного космоса и человека в иерархии форм бытия. При этом вера в Бога предполагает наличие внутреннего иррационального состояния сознания, позволяющего ощущать факт безосновного, личного и глубоко интимного соединения с Богом.

2. хар-ся верой в сверхъестественное

3 тенденция развития от политеизма к монотеизму

4 религиозный культ

5 иррационалистическая

Функции: 1. социально-обобщающая 2. психологическое убежищу 3 объясняющая 4 регулирующая

 

философское- Переход к более сложным формам цивилизационных отношений, изменения в структуре материального и духовного производства обусловили необходимость формирования философско-теоретического мировоззрения.

В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев.

 

Материализм и идеализм, их сущность и значение.

Основной вопрос философии -об отношении бытия и мышления. Две стороны этого вопроса:

Что является первичным

А) монизм - философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит одно первоначало - материальное или идеальное

материализм одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия: , физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи. Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Близким к понятию " материализм" является понятие " натурализм" - взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий сверхъестественное, универсальный принцип объяснения всего сущего. (материя первична, а сознание вторично 3 стадии: наивный(Греция, Китай), метаф-ий(Новое время)(механистический), диалектический

идеализм (идеальное первично, а материальное вторично).

Идеализм бывает объективным (творящей силой является нечто, лежащее вне этого мира) и субъективным (творец мира - разум человека).

Б) дуализм признаёт 2 первоначала мира(Аристотель, Декарт)

2)Познаваем ли мир. (1 гностицизм ( Оптимизм) - признание познаваемости мира 2 агностицизм - отрицание познаваемости мира. 3) Скептицизм не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира

Философия древнего Китая.

Подлинный расцвет древней китайской философии приходится на период 6-3вв. до н.э., который по праву называется золотым веком китайской философии. Именно в этот период происходит формирование китайский философских школ – даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософовских

Всю китайскую философию можно разделить на 3 периода:

1. предфилософский (10-8 в. до н.э.).

Для данного периода характерно:

- формируются основные литературные памятники (книга перемен, книга песен, книга истории)

- развивается почитание культа предков, который строился на признании влияния умерших, на жизнь и судьбу потомков

- жертвоприношение духам природы и предкам

- мифологическая форма мышления – господствующая

- развивается кровно-родственная община, осознается ее ценность

- формируется поклонение небу

- формируется представления о человеке как о большой семье

2. натурфилософский (8-6 вв. до н.э.)

Натурфилософия – ранняя стадия развития философских знаний, характеризуется формированием первоначальных реалистических воззрений на природу (что есть мир? )

Для данного периода характерно:

- формирования идеи перемен

- формирование учений об Инь и Ян – противоположные начала

- формирование учений о первоэлементах (т.е. с чего состоит мир). Тогда выделяют воду, огонь, металл, землю, дерево

- формируется учение о даах

 

3. Золотой век китайской философии (6-3 вв. до н.э.).

 

Для этого периода характерно:

- происходят крупные экономические и общественные изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю

- острая социальная борьба между царствами

- расцвет культуры и философии

- формирование даосизма, конфуцианства

 

Для всех трех периодов древнекитайской философии характерно:

- специфика китайского письма (афористический стиль, образность, метафоры)

- приверженность традиций. Накопленная в прошлом мудрость берется за основу, а авторские новации имеют смысл и ценность только в том случае, если они претендуют на более ясное и адекватное прочтение традиции.

- светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как надличностному принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в священное божество древние китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала. Вся мощь философского рационализма в Китае была направлена на прояснение норм и правил повседневного существования, нравственное воспитание людей, гармонизацию хозяйственной и политической жизни, разработку эффективных методов управления государством. Эти проблемы были центральными для таких философских школ, как конфуцианство и легизм.

- холизм – философская концепция, утверждающая, что целое больше суммы частей

- интуитивность как метод познания

- включенность человека в систему этических отношений

 

Легисты

- считали, что если будут хорошие законы, то и самый заурядный человек может быть мудрым правителем

- выступали за равные возможности для возвышения в стране каждого человека

- выдвижение талантливых людей вне зависимости от ранга

- особое значение уделяли хозяйственной функции государства, главная задача власти – забота о поддержании землевладений, создание сильной армии

 

Основные отличия китайской философии:

- морально-этическая направленность

- ориентация на внутреннюю активность человека

- активность человека во вне

Философия древней Индии.

Философия возникает в 5-6 веках в трех регионах: Индия, Китай, античность. Этому способствовали следующие причины:

Экономические причины:

1) развитие производственных сил (растут навыки, производительность труда)

2) разделение труда

3) специализация труда

4) переход от бронзы к железу

5) развитие товарно-денежных отношений (обмен)

Социальные причины:

1) возникновение частной собственности

2) ослабление родоплеменных связей

3) возникновение первых государств

Духовные причины:

1) возникновение умственного труда как специфического рода деятельности

2) критика и недостаточность мифологического и религиозного мировоззрения

3) рост потребностей в научных знаниях

Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре восходит к началу VIII в. до н. э. и связано с древнейшим памятником индийской мифологии – Ведами.

Веды состоят из:

1) Самхиты – самые древние

2) Брахманы

3) Араньяки

4) Упанишады – философская часть Вед; (букв. – «сидеть у ног учителя»)

Веды включают в себя:

1)Ригведа

2)Брахманы

3)Араньяки

4)Упанишады

 

Образование первых философских школ относится к VI – II вв. до н. э. Все школы древнеиндийской Ф. Можно разделить на 2 группы:

2) Ортодоксальные (астика). Признают авторитет Вед.

- Веданта

- Йога

- Миманса

- Вайшешика

Особенности ортодоксальных школ:

1) приверженность традиций

2) рассматривают познание, состоящее из 3-х компонентов:

- освоение Вед

- Рационально-философское осмысление Вед а сутрах

- Признается роль интуитивного достижения истины по средствам медитации и интуиции.

3) связь с религией

Ортодоксальные школы разработали такие категории, как Брахман, Атман, самсара, карма, мокша.

Понятие Брахман – безличное духовное начало всего мира.

Атаман – телесное (личностное) начало всего мира

Сансара – круговорот перерождений личности и души

Карма – карма говорит о причинно-следственных связях между поведением и хорошим перевоплощением.

 

В структуре человека выделяют 5 слоев:

1) телесный (т.е. биологический)

2) жизненный

3) умственный (сознание, ум, психологическая деятельность, хар-ся чувственностью)

4) развернутое сознание (может функционировать без контакта с объектом)

5) свернутое сознание ( он нашел гармонию себя миром)

 

2) Неортодоксальные (настика). Отрицают авторитет Вед. Вели постоянные дискуссии с ведантой, опираясь на систему категорий, разработанную буддизмом. Среди важнейших понятий буддийской философии следует назвать категорию Пустоты (Шуньята), понятия дхарма, сансара, нирвана.

 

- буддизм

- джайнизм

- локаята

Особенности неортодоксальных школ:

4 истины буддизма

1) жизнь наполнена страданиями

2) существует причина возникновения страданий

3) имеется возможность прекращения страданий

4) человек должен достичь нирваны

 

Для этого необходимо соблюдать следующие правила:

1) правильное поведение, образ жизни

2) правильная речь, направление мыслей

 

Что приносит буддизм:

2) Во-первых, нет Брахмана как духовной субстанции, сущность мира пустотна (учение о Шуньяте).

3) Во- вторых, нет бессмертной души, тождественной Абсолюту (учение о несубстанциальности личностного начала). Индивид представляет временное состояние, возникающее вследствие констелляции мельчайших первоэлементов бытия (дхарм).

4) В-третьих, действия человека включены во всеобщий причинно-следственный поток

5) В-четвертых, следует помнить, что существует путь, ведущий к достижению покоя в безбрежной мировой Пустоте (учение о нирване).

 

Специфические черты древнеиндийской философии:

1) древнеиндийская философия носит морально-этический характер

2) основные проблемы это: проблемы человека, его психики, сознания, познания

3) она направлена на развитие способностей совершенствования

4) она носит безличностный характер (нет личного авторства произведений)

 

Оригинальные идеи древнеиндийских мыслителей были восприняты и продолжены другими народами Востока, повлияли на ход философского развития античного мира и европейских стран, продолжают оказывать мощное воздействие на духовную жизнь современной западной цивилизации

 

 

Апологетика

Патристика

3) схоластика

1) Апологетика-защита

Представители – Ориген, Тертуллиан, Юстин.

Цель:

(крестьянство не стало монорелигией – доказать, что крестьянство единая религия)

- защита крестьянства

- христианская философия наследует лучшие черты античной философии

- христианская теология – единственная прав. философия до 325г.

 

2) Период разработки «отцами церкви» основ христианской догматики обычно называют патристикой (IV – VIII вв.) В патристике выделяют два направления:

- западную патристику (Аврелий Августин);

- восточную патристику (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Григорий Палама).

Своей кульминации патристика достигает после признания христианства госуд. Религией Римской империи. В отличие от античной философии, где требовалось познать истину, отцы церкви закрепили в догматах новую для своего времени идею откровения в Священном Писании. Понятая таким образом истина сама стремилась проникнуть в человека, овладеть им. Полагалось, что человек должен постичь истину не ради себя, а ради самой истины, поскольку источником ее был Бог. Именно с тех пор христианская философия встала на путь, который характеризовался формулой: «Философия – служанка теологии».

Цель:

- систематизация догматов

- распределение

- детальная трактовка – «верю, чтобы понимать»

 

 

3) С XI по XIV вв. в европейской философии господствует схоластика. Для этого типа философии было характерно соединение догматики с рационально-дискурсивным методом ее обоснования и интерпретации.

Представители: Абеляр, Эриугена, Ансельм. Осн. представитель – Фома Аквинский, который прославился как великий систематизатор средневековой философии. Он считал, что в философии вероучение должно обрести рациональную форму «здравого смысла».

Проблемы:

- обоснование бытия Бога

- спор реализма и номинализма (спор о сущности понятий)

Реализм – философская концепция, которая признает реальное существование понятий.

Номинализм – в реале сущ. вещи, а понятия – функция.

- проблема соотношения веры и разума

 

 

Основные идеи средневековой философии:

Монотеизм

2) креационизм (творчество)

Идея откровения

4) провиденциализм (предустановленности)

5) эсхатологизм. Развитие общества трактовалось средневековыми богословами в соответствии с принципами провиденциализма и эсхатологизма. История понималась как проявление воли Бога, осуществление божественного плана «спасения» человечества. Главной движущей силой считалось внеисторическое божественное провидение. Люди – только актеры драмы, задуманной Богом. Руководимая Богом история должна преодолеть себя в приходе «грядущего мира» – вечности.

6) Принцип оппозиции души и тела составлял фундамент христианской антропологии, согласно которой человек сотворен по образу и подобию Бога.

Важнейшей задачей философского мышления в эту эпоху было соблюдение соответствий между философскими построениями и догматами христианского вероучения.

 

Философия эпохи Возрождения

Эпоха Ренессанса (XIV – XVI вв.) была переломным этапом в культуре западной цивилизации. Происходит возврат к ценностям Античной философии. Средневековье отрицается.

Предпосылки:

1) возникают первые мануфактуры

2) время геогр. Открытий

3) бурный рост городов

4) необходимость обмена, торговли

5) изменение идеологии

6) растет критика религиозных идей, идет запрос на науку, искусство

 

В развитии философии Возрождения можно выделить три периода:

- гуманистический,

- неоплатонический,

- натурфилософский.

1) гуманистический (13-14вв)

Представители: Данте, Петрарка, Монтени.

Человека гуманисты рассматривали как высшую ценность, критерий развития общества и культуры. Они отстаивали блага земной жизни и необходимость реализации его творческого назначения.

Концепции гуманистического периода:

1) идея гуманизма (человек – высшая ценность)

2) идея антропоцентризма (человек – центр Вселенной)

3) идея равенства

4) идея индивидуализма

 

Неоплатонический

Представители: Никола Кузанский (1401-1464), Мирандола

 

Во второй половине XV в. в развитии философской мысли ренессанса наступает период неоплатонизма. Для него характерно:

1) возрождение античной идеи тождества микро- и макрокосма;

2) идея познания (как устроено наше познание) « Об ученом незнании»

Пантеизм – философское учение, признающее существование Бога во всей природе.

 

Натурфилософский

Представители: Кеплер, Бруно, Коперника, Леонардо да Винчи. Согласно идее тождества макро- и микрокосма, устройство Вселенной мыслилось по аналогии с устройством человеческого организма. В этот период доминировала качественная, органицистская модель природы. Основоположник экспериментального естествознания Леонардо да Винчи выдвинул положение о наличии в природе естественной необходимости, гениально предвосхитил связь эксперимента с математическим анализом. Благодаря астрономическим открытиям Н. Коперника появилась идея гелиоцентризма, радикально подрывавшая религиозную космологию и учение о творении. На этом основании Дж. Бруно выдвинул концепцию бесконечности миров во Вселенной, в каждом из которых есть свое Солнце, а И. Кеплер установил математически точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него. Тем самым единство планетной системы стало ассоциироваться с математической гармонией чисел, а сам космос был представлен как сложнейший часовой механизм, который доступен научному познанию.

 

Установки:

1) Новая трактовка природы.

- идея бесконечности природы

- множественность миров

- однородность этих миров (единство, связь)

- формирование гелиоцентрической модели мира

2) Внимание к политической философии. Человек стал рассматриваться как творец своей судьбы. Общество понималось как союз свободных и равных творческих личностей.

Микола Маккиавели (1469-1527)

Ученик, разделявший политику и мораль, проповедующий: В политике все средства хороши.

Эмпиризм 2) рационализм

Эмпиризм – взгляды английского философа Френсис Бэкон (1561-1626). «Новый Органон» - все предшествующее развитие науки и знаний недостаточно,

1) там есть масса неверных вещей, 2) там нет метода познания. Основа познания – эмпирические факты (опыт) – а) плодоносные и б) светоносные. а) практические знания, б) дают понятие метода. Идолы познания: 1)идолы рода (мешают всем и характерны всем), 2) идолы пещеры (ошибки, свойственные части людей), 3) идолы площади ( хар-р общения), 4) идолы театра (ложные представления, штампы)

 

Рационализм – Рене Декарт (1596-1650)

Позиции:

1) критикует всю предшествующую схоластическую традицию и утверждает, что в поисках истины надо руководствоваться разумом, надо пересмотреть старую систему знаний. Радикальное сомнение – уходят чувства, образы, понятия. Р. Декарт сформулировал его важнейшую идею – («мыслю, следовательно, существую»), положил в основу философии принцип очевидности и автономии рационально мыслящего и самосознающего субъекта.

Отец европейского рационализма был убежден в том, что правильно рассуждающий ум обладает огромной эвристической силой. Р. Декарт формулирует четыре правила рационалистического метода:

1) принцип интеллектуальной интуиции (т.е. допускать в качестве истинных положений очевидное)

2) мысленно делить исследуемый вопрос на максимально простые элементы, чтобы выстроить иерархию между ними

3) последовательное движение мысли при осуществлении вывода научных положений из первичных и самоочевидных принципов (методическая энумерация).

4) Не допускать пропусков в изложении

Таким образом, в новоевропейском рационализме научное познание уподоблялось конструированию гигантского механизма, состоящего из простейших элементов – ясных и отчетливых идей, которые интеллектуальная интуиция усматривает в человеческом разуме. Инструмент такого конструирования – рационалистический метод. Именно он должен вывести науку за узкие рамки кустарного промысла и превратить в организованное, планомерное производство новых знаний, столь необходимых молодой капиталистической промышленности.

 

 

10. Немецкая классическая философия и ее место в историко-культурном процессе. Философия Канта.

Опделенный период в развитии немецкой философской мысли - с середины 18 до середины 19 в., представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Одновременно Н. К. Ф. - это особая линия, высшее, завершающее звено в развитии новоевропейского философского рационализма и т. н. философской классики.При всем разнообразии идей и концепций, Н. К. Ф. представляет собой преемственный ряд систем философского идеализма, органически связанных между собой: каждый из мыслителей этого направления, начиная выработку собственной концепции, целиком опирался на идеи своего предшественника. Более того, приверженность Н. К. Ф. на протяжении всего этапа собственного развития ряду существенных принципов позволяет говорить о ней как об относительно целостном, едином духовном образовании. К числу такого рода принципов следует отнести:

1) сходное понимание всеми немецкими мыслителями роли самой философии в истории человеческого общества: " философия, - писал Гегель, - есть... современная ей эпоха, постигнутая в мышлении";

2) формирование качественно нового облика этой философии осуществлялось ее авторами в виде более дифференцированой, тщательно отработанной в категориально-понятийном плане, специальной системы дисциплин, характеризующейся высокой степенью обобщенности и абстрагированности;

3) ориентация на создание (впервые в истории философской мысли) целостной диалектической концепции развития;

4) наличие ряда общих подходов к трактовке социально-исторической проблематики - обоснование исторической закономерности, принципов свободы и гуманизма. Н. К. Ф. обогатила духовную мысль новым способом философствования, взяв в качестве особого, исходного его пункта сосредоточение всех интеллектуальных интересов гл. о. на гносеологической проблематике. В отличие от предшествующей философской метафизики Н. К. Ф., стремилась дать именно познавательную оценку всему существующему, отправляясь в своих рассуждениях от рассмотрения познавательного процесса и установления границ его компетенции. Поэтому Н. К. Ф. - это еще и критическая философия, четко осознающая диапазон познавательных сил и подвергающая все и вся суду разума. Развитие этой тенденции привело, однако, к своеобразной гипертрофированной оценке рассудочности и абстрактного рационализма и обернулось впоследствии радикальной внутрифилософской переориентацией, выразившейся в протесте против рационалистической гармонизации мира и его панлогического усечения (см. Иррационализм). Н. К. Ф. явилась значительным этапом в истории мировой философской мысли, оказав чрезвычайно важное и глубокое воздействие на духовную историю человечества. Общечеловеческое значение Н. К. Ф. определяется ее стремлением дать ответы на вечные вопросы философии, а, следовательно, и человеческого бытия. И хотя ответы, данные виднейшими немецкими мыслителями, во многом обусловлены современной им эпохой, они шли далеко за пределы 18-19 столетий. Один из наиболее ярких представителей Н.К.Ф. является И.Кант

 

В философии Канта выделяют 2 этапа: докритический и критический.

В первый период интересы философа сосредоточены главным образом на проблемах естественнонаучного и натурфилософского характера. Кант занимается вопросами природы. Он выступал как учёный, астроном и географ.

Критический этап начинается с 1770 года. после опубликования: " Критики чистого разума" -гносеология –главное произведение данного периода, " Критики практического разума" - этика, " Критики способности суждения" - эстетика. Философское творчество Канта представляет собой синтез двух основных традиций европейской философии – эмпиризма и рационализма. Кант ввел понятие априорных форм чувственности и рассудка. Введение понятие «априорные формы чувственности и рассудка» меняло познавательную ситуацию по существу. Доступ к вещам самим по себе оказался невозможен из-за этих форм. Мы можем знать лишь мир явлений, внутренние же содержимое вещей непознаваемо, т.е.

Кант выделяет 2 понятия:

- вещь в себе - мир, существующий независимо от нас;

- вещь для нас - это то, что мы знаем об этом мире.

Таким образом, вещь сама по себе является субъектом и человек может знать только явления, т. е. вещь остаётся " вещью- в - себе" (непознанной и нераскрытой вещью). Категорический императив Канта - человек должен вести себя так, чтобы его поведение стало законом для других людей.

Различие мира явлений и мира вещей Кант связывал с понятиями трансцендентального и трансцендентного. Первый термин означает, что явление имеет признаки априорности, второй – указывает на нахождение чего-либо за границами опыта. Свою этику Кант строил с учетом результатов критики теоретического разума. Данной проблеме посвящен основной труд философа «Критика практического разума». Главным законом своей этики немецкий философ провозгласил формальное внутреннее повеление – категорический императив. Категорический императив Канта предполагает наличие свободы воли, воли как свободной причины наших поступков. Государство, по мнению Канта, должно обеспечить такое положение, когда свободное проявление произвола одного совместимо со свободой каждого.

Т.о., критическим исследованием разума Кант обосновал идею новой метафизики, имеющей в качестве основы морального поведения закон свободы. Философия же в целом признана отвечать на фундаментальные вопросы: «Что я могу знать? », «Что я должен делать? », «На что я могу надеяться? », «Что такое человек? »

В самом субъекте Кант различает 2 уровня:

эмпирический (опытный);

трансцендентальный (нах -ся по ту сторону опыта).

Философия по Канту не должна изучать природу, мир, человека, но и открывать законы разума и познавательной деятельности.

.

 

 

Основные законы диалектики.

Закон отрицания отрицания.

Развитие - такое изменение предмета, когда последующая стадия процесса не просто включает в себя в преобразованном виде какие-то стороны, элементы предшествующих стадий, а имеет возможность сохранить положительное содержание данных стадий. Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому.

Изменения, происходящие с явлениями, носят как прогрессивный, так и регрессивный характер. Прогрессивное развитие того или иного явления зачастую бывает связанно с регрессом некоторых, составляющих его элементов (пр. переход от рабовладения к феодализму – прогресс, но в области духовной культуры наблюдался известный регресс, связанный с господством церкви). Регрессивные изменения могут выступать и как определенный этап развития. Живые организмы возникают, совершенствуются, а затем постепенно стареют и гибнут.

Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).

 

Природа.

В предельно широком смысле понятие природа обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений.

История понимания природы:

1. Философия древнего мира

2.средневековье(природа ниже чем человек)

3. Эпоха Возрождения (обожествление природы)

Модели взаимодействия человека с природой:

1. Архаическая(мифологическая)

2.индустриально-технологическая( конец эп.Возрождения, Новое время, надо покорить природу)

3.диалогическая, возникает в 20 в в связи с осознанием катастрофизма глобальных проблем.

Античная философия космоцентрична. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой. Средневековая христианская философия понимает природу как последнее звено лестницы, которая ведет вниз, от Бога к человеку и от человека к природе. В Новое врем я природа понимается как объект приложения сил человека в соответствии с данными естественных наук, физики, химии, биологии. В ХХ веке (20-е годы) на фоне превращения деятельности человека в планетарную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В. И. Вернадским и французскими философами Т. де Шарденом и Е. Ле-Руа вырабатывается концепция ноосферы. Теперь человек должен руководить ходом природных процессов. И делать это следует на основе разума. Вера в силу разума объединяет философов ноосферы с философами Нового времени.

Научная картина природыстроилась на принципах объективности (мир как совокупность объектов). Наука второй половины XX в. разработала методы исследования сложных систем. Определяющую роль в утверждении нового понимания природы сыграл синергетический подход (Г. Хакен, И. Пригожин, В. Эбелинг), сформированный благодаря важнейшим открытиям неравновесных структур, возникающих в результате необратимых процессов, способных к самоорганизации своих связей; признанию конструктивной роли времени, что позволило рассматривать любые типы объектов как исторически развивающиеся.

Принцип процессуальности -природный мир видится в череде событий. Мир предстает как многомерный, открытый, бесконечный.

Структура природы:.

Естественное ассоциируется с природой (гео- и биосферой):

-геологические( неживая) и биологические(живая) компоненты

- естественные источники средств жизни и естественные богатства как предметы труда

искусственное – с различными сферами деятельности человека и социальной организацией его жизни (социо-, антропо-, техносферой).

-социосреда и техносреда

Взаимодействие естественной(1) и искусственной(2)

-2 возникла на базе 1

-качественный и количественный рост 2

-повышение давления 2 на 1

Философия природы:

1. Установка на синтетические концепции взаимодействия человека и природы

2. обосновывает ценность любых форм жизни

3. выступает за разнообразие форм жизни

4. постулирует, что вторжение человека в природу ухудшает состояние и человека и природы

5. надо менять экономические, политические и технологические установки взаимодействия человека с природой.

Географический детерминизм (Монтескье, в России Мечников) немарксистская социологическая концепция, пытающаяся объяснить явления общественной жизни особенностями природных условий и географическим положением страны или района. Представители видят в географической среде или её отдельных элементах определяющую силу развития человеческого общества.

В 20 в перерождается в геополитику(родина Германия, Ратцель, швед Челлен). Реальный учёт геополитических возможностей получает выход из кооперации, интеграции и разделения труда.

 

Загрязнение литосферы.

- Почвенный покров Земли представляет собой важнейший компонент биосферы. Именно почвенная оболочка определяет многие процессы, происходящие в биосфере.Несовершенство сельскохозяйственных приемов приводит к быстрому истощению почв, а применение крайне вредных, но дешевых ядохимикатов для борьбы с вредителями растений и в целях повышения урожайности усугубляет эту проблему.

- Не менее важной проблемой является экстенсивное использование пастбищ, превращающее в пустыни огромные участки земли.

- Огромный вред почвам наносит вырубка лесов. Так, если под влажными тропическими лесами вследствие эрозии теряется ежегодно 1 кг почвы с гектара, то после вырубки этот показатель увеличивается в 34 раза.

- С вырубкой лесов, а также с крайне неэффективными методами ведения сельского хозяйства связано такое угрожающее явление как опустынивание.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.17 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь