Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Материализм и идеализм, их сущность и значение.



Основной вопрос философии -об отношении бытия и мышления. Две стороны этого вопроса:

Что является первичным

А) монизм - философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит одно первоначало - материальное или идеальное

материализм одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия: , физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи. Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Близким к понятию " материализм" является понятие " натурализм" - взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий сверхъестественное, универсальный принцип объяснения всего сущего. (материя первична, а сознание вторично 3 стадии: наивный(Греция, Китай), метаф-ий(Новое время)(механистический), диалектический

идеализм (идеальное первично, а материальное вторично).

Идеализм бывает объективным (творящей силой является нечто, лежащее вне этого мира) и субъективным (творец мира - разум человека).

Б) дуализм признаёт 2 первоначала мира(Аристотель, Декарт)

2)Познаваем ли мир. (1 гностицизм ( Оптимизм) - признание познаваемости мира 2 агностицизм - отрицание познаваемости мира. 3) Скептицизм не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира

Философия древнего Китая.

Подлинный расцвет древней китайской философии приходится на период 6-3вв. до н.э., который по праву называется золотым веком китайской философии. Именно в этот период происходит формирование китайский философских школ – даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософовских

Всю китайскую философию можно разделить на 3 периода:

1. предфилософский (10-8 в. до н.э.).

Для данного периода характерно:

- формируются основные литературные памятники (книга перемен, книга песен, книга истории)

- развивается почитание культа предков, который строился на признании влияния умерших, на жизнь и судьбу потомков

- жертвоприношение духам природы и предкам

- мифологическая форма мышления – господствующая

- развивается кровно-родственная община, осознается ее ценность

- формируется поклонение небу

- формируется представления о человеке как о большой семье

2. натурфилософский (8-6 вв. до н.э.)

Натурфилософия – ранняя стадия развития философских знаний, характеризуется формированием первоначальных реалистических воззрений на природу (что есть мир? )

Для данного периода характерно:

- формирования идеи перемен

- формирование учений об Инь и Ян – противоположные начала

- формирование учений о первоэлементах (т.е. с чего состоит мир). Тогда выделяют воду, огонь, металл, землю, дерево

- формируется учение о даах

 

3. Золотой век китайской философии (6-3 вв. до н.э.).

 

Для этого периода характерно:

- происходят крупные экономические и общественные изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю

- острая социальная борьба между царствами

- расцвет культуры и философии

- формирование даосизма, конфуцианства

 

Для всех трех периодов древнекитайской философии характерно:

- специфика китайского письма (афористический стиль, образность, метафоры)

- приверженность традиций. Накопленная в прошлом мудрость берется за основу, а авторские новации имеют смысл и ценность только в том случае, если они претендуют на более ясное и адекватное прочтение традиции.

- светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как надличностному принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в священное божество древние китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала. Вся мощь философского рационализма в Китае была направлена на прояснение норм и правил повседневного существования, нравственное воспитание людей, гармонизацию хозяйственной и политической жизни, разработку эффективных методов управления государством. Эти проблемы были центральными для таких философских школ, как конфуцианство и легизм.

- холизм – философская концепция, утверждающая, что целое больше суммы частей

- интуитивность как метод познания

- включенность человека в систему этических отношений

 

Школы в китайской философии.

Конфуцианство Конфуций (551-479 до н.э.)

Осн. произведения Конфуция «Беседа и суждения»

- разделяли традиционные представления о небе и небесной судьбе, но делали упор не на проповедь величия неба, а на страз перед небом. Небо определяет место человека в обществе, награждает и наказывает его

- идея единства физических и нравственных законов

- разработал концепцию «благородного мужа». «Б.м.» должен обладать следующими качествами:

а) человеколюбие, б) гуманность, в) следование долгу, г) сыновья почтительность, д) ритуал, е) благопристойность, ж) разумность

Благородный муж проявляет осторожность к тому, чего не знает

Благородный муж может проявляться в следующих отношениях:

* государство и подданность

· отец – сын

· старший брат – младший брат

· муж – жена

· друзья

- отстаивал старые традиции и обычаи, яростно выступал против каких либо изменений в управлении страной

 

Даосизм Основатель – Лао-цзи. Основное произведение «Книга о пути и добродеятели»

Дао употребляется:

- дао – это порожденное начало

- дао – это синоним мирового целого

- дао – законом. Бытия космоса

- дао – это источник движения

- само небо и его выраженная небесная судьба отвергается даосистами

- отбрасывали одухотворение природы

- отрицали роль чувственных знаний, требовали ухода из жизни, от активной деятельности

Их главный принцип в познании: «Не выходи со двора, можно познать мир; Не выглядывай в окно, можно увидеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь»

 

Школа – моистов Моц-зы (480-400 до н.э.)

- моисты единственные приблизились к пониманию логического анализа и к его применению и практическому использованию в своих рассуждениях

- воспринимали идею веры в небо и его волю, воля неба – познаваема и всем известна – это всеобщая любовь и взаимная выгода, рассматривая небо как образец для поднебесной

- развивают естественнонаучные взгляды на природу

- центральным в учении моистов являлся принцип «всеобщей любви»

 

Легисты

- считали, что если будут хорошие законы, то и самый заурядный человек может быть мудрым правителем

- выступали за равные возможности для возвышения в стране каждого человека

- выдвижение талантливых людей вне зависимости от ранга

- особое значение уделяли хозяйственной функции государства, главная задача власти – забота о поддержании землевладений, создание сильной армии

 

Основные отличия китайской философии:

- морально-этическая направленность

- ориентация на внутреннюю активность человека

- активность человека во вне

Философия древней Индии.

Философия возникает в 5-6 веках в трех регионах: Индия, Китай, античность. Этому способствовали следующие причины:

Экономические причины:

1) развитие производственных сил (растут навыки, производительность труда)

2) разделение труда

3) специализация труда

4) переход от бронзы к железу

5) развитие товарно-денежных отношений (обмен)

Социальные причины:

1) возникновение частной собственности

2) ослабление родоплеменных связей

3) возникновение первых государств

Духовные причины:

1) возникновение умственного труда как специфического рода деятельности

2) критика и недостаточность мифологического и религиозного мировоззрения

3) рост потребностей в научных знаниях

Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре восходит к началу VIII в. до н. э. и связано с древнейшим памятником индийской мифологии – Ведами.

Веды состоят из:

1) Самхиты – самые древние

2) Брахманы

3) Араньяки

4) Упанишады – философская часть Вед; (букв. – «сидеть у ног учителя»)

Веды включают в себя:

1)Ригведа

2)Брахманы

3)Араньяки

4)Упанишады

 

Образование первых философских школ относится к VI – II вв. до н. э. Все школы древнеиндийской Ф. Можно разделить на 2 группы:

2) Ортодоксальные (астика). Признают авторитет Вед.

- Веданта

- Йога

- Миманса

- Вайшешика

Особенности ортодоксальных школ:

1) приверженность традиций

2) рассматривают познание, состоящее из 3-х компонентов:

- освоение Вед

- Рационально-философское осмысление Вед а сутрах

- Признается роль интуитивного достижения истины по средствам медитации и интуиции.

3) связь с религией

Ортодоксальные школы разработали такие категории, как Брахман, Атман, самсара, карма, мокша.

Понятие Брахман – безличное духовное начало всего мира.

Атаман – телесное (личностное) начало всего мира

Сансара – круговорот перерождений личности и души

Карма – карма говорит о причинно-следственных связях между поведением и хорошим перевоплощением.

 

В структуре человека выделяют 5 слоев:

1) телесный (т.е. биологический)

2) жизненный

3) умственный (сознание, ум, психологическая деятельность, хар-ся чувственностью)

4) развернутое сознание (может функционировать без контакта с объектом)

5) свернутое сознание ( он нашел гармонию себя миром)

 

2) Неортодоксальные (настика). Отрицают авторитет Вед. Вели постоянные дискуссии с ведантой, опираясь на систему категорий, разработанную буддизмом. Среди важнейших понятий буддийской философии следует назвать категорию Пустоты (Шуньята), понятия дхарма, сансара, нирвана.

 

- буддизм

- джайнизм

- локаята

Особенности неортодоксальных школ:

4 истины буддизма

1) жизнь наполнена страданиями

2) существует причина возникновения страданий

3) имеется возможность прекращения страданий

4) человек должен достичь нирваны

 

Для этого необходимо соблюдать следующие правила:

1) правильное поведение, образ жизни

2) правильная речь, направление мыслей

 

Что приносит буддизм:

2) Во-первых, нет Брахмана как духовной субстанции, сущность мира пустотна (учение о Шуньяте).

3) Во- вторых, нет бессмертной души, тождественной Абсолюту (учение о несубстанциальности личностного начала). Индивид представляет временное состояние, возникающее вследствие констелляции мельчайших первоэлементов бытия (дхарм).

4) В-третьих, действия человека включены во всеобщий причинно-следственный поток

5) В-четвертых, следует помнить, что существует путь, ведущий к достижению покоя в безбрежной мировой Пустоте (учение о нирване).

 

Специфические черты древнеиндийской философии:

1) древнеиндийская философия носит морально-этический характер

2) основные проблемы это: проблемы человека, его психики, сознания, познания

3) она направлена на развитие способностей совершенствования

4) она носит безличностный характер (нет личного авторства произведений)

 

Оригинальные идеи древнеиндийских мыслителей были восприняты и продолжены другими народами Востока, повлияли на ход философского развития античного мира и европейских стран, продолжают оказывать мощное воздействие на духовную жизнь современной западной цивилизации

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь