Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социальные и этические взгляды Аристотеля.
Соц.взгляды Арист.: управление гос-вом нельзя отдавать философам, их надо доверить сред.классу (людям со сред. достатком) – не слишком богатым, не слишком бедным --- заинтересованность в развитии общ-ва. Душа государства - военных и членов законно-совещательного органа, то есть людей с практическим умом. Человек по Аристотелю-« Политическое животное»-соц-ное.существо, а целью государства является общее благо. Гос-во – самая совершенная совершенная форма общения между людьми, оно объединяет всех членов общ-ва, в отличие от дружбы и хоз-ной деят-ти.Аристотель называл след. формы правления (эти формы правления считал наилучшими): - монархия; -аристократия(гл. цель- общее благо); ( непреемлемые): -тирания; -олигархия; -демократия(гл.цель - материальные блага).Этические взгляды Аристотеля.Этику- Аристотель называл наукой о добродетели. Добродетель человека – соответствие чел-кой жизни, разумной природе его души.Виды добродетели: -Добродетели ума- мудрость( теоретический разум) и рассудительность( практический разум).-Добродетели характера- этические добродетели; принцип «Золотой середины» между двумя крайностями. К ним относятся: мужество, умеренность, щедрость, благородство, достоинство, скромность, правдивость, любезность --- 10 Аристотелевских добродетелей. Добродетели возникают тогда, когда разум начинает управлять страстями. Социально-политические взгляды Аристотеля тесно переплетаются с его взглядами на мораль. По его мнению, государство, которое он не отделял от общества, должно требовать от члена общества добродетельного поведения, без чего невозможна жизнь последнего. Добродетели у Аристотеля разделяются на этические, основанные на привычке и обычае, и дианоэтические - разумные, основанные на рассуждении. Этические добродетели деятельны, дианоэтические - созерцательны, хотя и связаны с поведением. Поэтому этику Аристотель называл практической философией. Добродетельный член общества стремится избегать чрезмерности во всех отношениях, так как нравственность состоит в соблюдении определенной меры. Среди добродетелей Аристотель особо выделяет справедливость. Для него справедливость бывает двух видов - уравнительная и распределительная. Первый вид справедливости относится к благам отдельных лиц и имеет отношение к обмену в соответствии с количеством и качеством труда. Второй вид имеет дело с общими благами и направлен на разделение благ в соответствии с достоинствами граждан. Этику Аристотель характеризует как проповедь активной деятельности человека. Он отвергает стремления к власти и наслаждениям. Такая жизнь - паразитическая и животная, и он называет ее. Заслуживающей внимания Аристотель считает жизнь, которая характеризуется как практическая (политическая) или теоретическая (познавательная) деятельность. Надо, по его мнению, не только знать, что такое добродетель, но и действовать согласно с нею. Аристотелю принадлежит значительный вклад в античную эстетику. Для него искусство имело познавательное значение, и в этом он резко расходился с Платоном, который разделял и противопоставлял искусство и познание. Искусство, как считает Аристотель, воспроизводит действительность, используя при этом все возможности творчества. Высшим видом искусства для Аристотеля выступала трагедия, которая путем катарсиса очищает человека и облагораживает его чувства. Творчество Аристотеля в области философии и науки считается вершиной античной мысли. Он подвел итог развитию целого периода в древнегреческой культуре - с ее начала вплоть до IV века до н.э. Ему принадлежит заслуга в систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые в последующем стали отпочковываться в самостоятельные направления.
32. Философские школы эпохи эллинизма. Эпоха эленизма(сер.4-1вв до н.э).Эпоха соц-го кризиса, кризис культуры.Новые ценности: власть, воинские заслуги, богатства-все что было опровергнуто классической эпохой. Гл. Фил-е проблемы-этические и нравственные. Философию эпохи эллинизма (3 в. до н.э. – 6 в. н.э.) можно подразделить на два периода: 1. Ранний эллинизм (3 – 1 вв. до н.э.). В период раннего эллинизма определяющим является греческое влияние. В это время зарождаются существовавшие до крушения античности философские школы: стоицизм, скептицизм, эпикуреизм; продолжают привлекать к себе последователей школы киников, функционируют Академия и Ликей. 2. Поздний эллинизм (римский период) (1 в. до н.э. – 6 в. н.э.). В целом философия в этот период продолжает тенденции, заложенные в эпоху раннего эллинизма. Существуют те же философские школы, значительных изменений не претерпевает и проблематика, над которой размышляли философы. Однако значительную роль в философствовании начинают играть пишущие на латинском языке философы-римляне. Из философских направлений наиболее влиятельным к концу существования античной философии становится неоплатонизм. Философия эпохи эллинизма характеризуется рядом особенностей, отличающих её от философии античной классики. Античная философия началась с преобладания физической проблематики, в классический период физика и этика были в системах Платона и Аристотеля уравновешены между собой. В эллинистический период изучение природы окончательно отодвигается на второй план и подчиняется этике как способу достижения благой жизни. Даже занятия естествознанием, как стало представляться, были предназначены для того, чтобы дать душе покой, избавить её от страхов.[1] В эллинистический период происходит размежевание философии и частных наук: появляются учёные, занимающиеся частнонаучными вопросами и не интересующиеся философией (Архимед, Эвклид и др.). Центром развития наук становится Александрия с её Мусейоном и знаменитой библиотекой. Одновременно всё чаще встречались философы, занимающиеся лишь сугубо философскими (как правило, этическими) вопросами и не принадлежащие собственно сфере науки (Эпиктет, Цицерон, Марк Аврелий). Для раннего и классического этапа античной философии такое разделение философии и наук нехарактерно. (Невозможно точно разделить в наследии Фалеса, Демокрита или Аристотеля, где у них пролегает граница между научной и философской деятельностью.) 4фил-е школы: киников, Эпикура, скептиков и стоиков. 1) киники (Антисфен, Диоген). Упрощение жизни, принцип апатии, самодостаточности; аскетичности (отказ от желания и потребности) –образ жизни. Идеал жизни- жизнь животных. Призыв к духомному самосовершенствованию чел. Смысл жизни- внутренняя духовная свобода след-но счастье.2) Школа Эпикура. Гл. Ценность –удовольствие (отсутствие страдания). Основа этики- учение Демокрита об атомах но они свободно движутся след-но чел. тоже свободен. Принцип сенсуализма- приоритет чувственного знания над рацион-м. Страдание: физ-е и душевные. Они возникают из-за чрезмерного стремления чел. к удовольствию. Принцип: довольствуйся малым, живи незаметно.3) Школа скептиков (Пиррон). Цель в жизни- достичь свободу и счастья. Вопросы: 1)Из чего состоит мир? - неизвестно что яв-ся сущ-ю мира.2) Что есть знание о мире? -отказ от необоснованных суждениях, о вещах.3)Что последует из знаний о мире? - отказ от необоснованных суждений сделающих чел. счастливым. Скептики-релетивисты-отриц-щие сущ-е объективной истины.4) Школа стоиков(Зинон). Строение мира: сущность мира-огонь- универсальный закон бытия. Этот божественный логос- носитель единой причинной связи всех процессов. Стоики-фаталисты- верели в судьбу, рок. Счастливая жизнь – согласована с божественным логосом. Важный принцип- любовь к себе, сохран-е в себе разумного божеств-го начала. Добродейтели (в сотруднечестве с логосом): рассудительност умеренность, мужество, справедливость. Стоики---подчинение судьбе, безразличие к горестям и напастям, чувству долга, мужеству. Древняя Стоя (3-4 вв. до н. эры): Зенон из Китиона (разорившийся торговец), Клианф (бывший кулачный боец), Хрисин (бегун). Средняя (н.э.): Понеций, Посейдоний. Новая (по 1 в. н.э.): Луций Сенека (воспитатель Нерона), Марк Аврелий (император), Эвдип (вольноотпущенный раб).Идеи: скорлупа---логика, белок---этика, желток---физика. Физика пантеистического направления--- стремление Физика пантеистического направления--- стремление отождествить Бога со всей природой. Они отрицают традиционных богов. Бог разлит по всей природе---Нусс. Мироздание полностью заполнено четырьмя субстанциями. Пустоты нет (выступают против атомистов). Активные начала: огонь, воздух; пассивные: земля, вода. Мир---замкнутая Вселенная. Бог разлит повсюду--- одушевленное начало. Пневма---некая огневоздушная смесь, которая одухотворяет (анимирует) любую частицу мироздания.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы