Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема активности познающего субъекта в «Критике чистого разума» И. Канта.
Кант Иммануил (1724-1804) - нем. философ и ученый, родоначальник нем. классического идеализма, профессор Кенигсберского университета. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: • докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.); • критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.). В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта: • " Критика чистого разума"; теоретический, мышление, дает науку • " Критика практического разума"; нравственный закон, априори человек свободен • " Критика способности суждения". Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития. Философские выводы Канта были революционными для его эпохи: • Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц. • природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна; • природа находится в постоянном изменении и развитии; • движение и покой относительны; • все живое на земле, в том числе и человек, — результат естественной биологической эволюции. В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоззрения того времени: • механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину; • данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволюции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца). В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания. В своей книге " Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности. Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности — бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум. Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями(когда разум приходит к своим границам) (Антино́ мия (греч. anti — против и nomos — закон; противоречие в законе или противоречие закона самому себе) — ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование).
Кант использовал понятие «антиномия» для оправдания основного тезиса своей философии, согласно которому разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещи в себе». По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, так как делают возможным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса) каждой из следующих «антиномий чистого разума»:
С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума. Также в " Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание: • апостериорное знание; • априорное знание; • " вещь в себе". Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или " все лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность. Априорное знание — доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: " Все тела протяженные", " Человеческая жизнь протекает во времени", " Все тела имеют массу". Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости. Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначально истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине ХХ в. теория относительности поставила ее под сомнение. " Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей философии Канта. " Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Ноумен-вещь в себе, феномен-вещь для нас! Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой: • внешний мир первоначально осуществляет воздействие (" аффицирование" ) на органы чувств человека; • органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений; • человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира; • целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром; • реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является " вещью в себе" — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом; • человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира — " вещей в себе", но не их внутреннюю сущность. Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы: • собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия — антиномии; • внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе. Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых " вещей в себе" — окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя: • формы чувственности; восприятие представление • формы рассудка; априорные, категории • формы разума, априорные, идеи Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувственности — пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени. Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в " системе координат" пространства и времени. (Примеры категорий — количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.) Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др. Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях. Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе с греческого — высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом. Данными классами являются: • количество; • качество; • отношение; • модальность. (То есть все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью.) Сами категории: • количества — единство, множество, цельность; • качества — реальность, отрицание, ограничение; • отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие; • модальность — возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность. Согласно Канту с помощью категорий — предельно общих характеристик всего сущего — рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по " полочкам разума" хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность. Наряду с " чистым разумом" — сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет " практический разум", под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении — " Критика практического разума". Главные вопросы " Критики практического разума": • Какой должна быть мораль? • Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим выводам: • чистая нравственность — признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное; • между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие; • мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону. И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: " Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства". В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом: • человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; • человек должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству. В своей третьей книге критического периода — " Критика способности суждения" — Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности: • целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры); • целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии); • целесообразности духа (наличие Бога). Историческое значение философии Канта в том, что им было: • дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов); • выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, " вещи в себе" ); • выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления; • сформулирован категорический императив — моральный закон; • выдвинута идея демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях; • осуждены войны, предсказан " вечный мир" в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.\ Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание? » (чистое - «неэмпирическое», то есть такое к которому не примешивается ощущение). Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь - всеобщность и необходимость не из него. Однако если Юм из этого делает скептический вывод о том, что связь опыта является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой априорной (вне опыта) деятельности сознания, а выявление это деятельности сознания в опыте - трансцендентальное исследование. Кант называет свою философию «критической» (в противоположность догматической, которая оставляет нерешенным вопрос возможности знания). Кант, по его словам, совершает Коперниковский переворот в философии, тем, что первый указывает, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразоваться с нашими способностями. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), а, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: сознание является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт = содержание материи, которое дается миром (вещь в себе, вещь сама по себе) + субъективная форма , познаваемая сознанием. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 969; Нарушение авторского права страницы