Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раскол как фактор культурно-исторического развития



Образование централизованного государства

В XIV в. Русь начинает постепенно выходить из-под золото-ордынского ига. Одержанная в 1380 г. на Куликовом поле победа вызвала громадный творческий подъем в стране. К концу XV века завершается объединение русских земель под началом Москвы, оформляется мощное централизованное государство, переставшее с 1480 г. платить дань Золотой Орде. В области культуры эту эпоху с полным основанием можно назвать Русским Возрождением, оно опиралось на владимиро-суздальские историко-культурные традиции.

" Москва-Третий Рим"

Московское царство, не успев достаточно укрепиться, оказалось единственным в мире православным государством. Южнославянские земли, Византия были захвачены турками. В конце XV века оформляется идеологическая доктрина русского самодержавия " Москва-Третий Рим", опиравшаяся на идею преемственности власти московских государей от византийских императоров и самого римского кесаря Августа. Ее распространению способствовала женитьба великого московского князя Ивана III в 1472 году на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Развил теорию игумен псковского монастыря Филофей.
Концепция Москвы - Третьего Рима переносила мировое значение Византии на Русь. Москва остается последним православным царством, должна в качестве опоры чистоты веры противостоять остальному миру.

Особенности духовной жизни

Для духовной жизни Руси XIV-XV веков был характерен особый интерес к человеку, ценностям его внутренней жизни, индивидуальным переживаниям. Это типично ренессансная культурная тенденция. Для Руси и Византии в отличие от Западной Европы она более сосредоточивалась в области поиска трансцендентного смысла жизни и проявлялась в распространении исихазма. Практика внутреннего сосредоточения и молчальничества (исихия) получила широкое развитие в Византии в XIV века и была связана с именем Григория Паламы. В русскую среду на этом этапе исихазм проникал через переводную литературу и был распространен в монашеском быту.
Эпоха Московского царства, совпавшая с освобождением Руси от татаро-монгольского ига, возрождением политической целостности земли и духовно-нравстренным подъемом жизни, была временем наивысшего взлета русской религиозной духовности. Это наиболее зримо воплотилось в иконописи и зодчестве. Над горизонтом Руси взошла плеяда великих подвижников, личными усилиями преобразивших национальный дух, поднявших его на недосягаемую высоту. За всю историю Руси не было другого такого периода, когда светская и духовная власть столь гармонично взаимодействовали бы друг с другом. Только что оформившееся Московское государство не обрело еще жесткости власти, авторитет которой покоился на духовной мощи церкви. Именно она освящала деятельность московских князей по собиранию Русских земель и свержению иноземного ига. Зависимая от светской власти материально, Русская Православная Церковь не противопоставляла себя ей, не претендовала на первенство, выбрала роль духовника и наставника государей. Все эти процессы повлияли на оформление в мировосприятии современников понятия " Руси Святой", оплота мирового православия, хранителя заветов Христа до Его второго пришествия.

Раскол как " архетипическая модель" развития России

За внешним великолепием церкви того времени крылось начало ее долгого заката как авторитетного общественного и культурного института. Победа иосифлян (выступали под главенством игумена Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого за незыблемость церковного землевладения и развивали идею о превосходстве духовной власти над светской), в споре с нестяжателями (их представляли Нил Сорский и заволжские старцы, проповедовавшие отказ церкви от собственности и, прежде всего, земельных владений, поддерживающие уход от мира и аскетическую практику), на несколько столетий пресекла линию на духовное совершенствование, которую представляли Нил Сорский и заволжские старцы. Церковный раскол XVII века стал первым предзнаменованием будущих бурь.
Следует согласиться с мыслью, высказанной в " Русской идее" Н. А. Бердяевым о том, что " раскол XVII века имел для всей русской истории гораздо большее значение, чем принято думать4".
Необходимость пересмотра всех церковных обрядов и приведение их в соответствие с греческим богослужебным порядком вызывалось прежде всего стремлением упорядочить обрядовую практику русской церкви в условиях роста религиозного вольномыслия и падения авторитета духовенства. Сближение с греческой церковью должно было поднять престиж Российского государства на православном Востоке, а разночтения в русских и греческих церковных книгах приводили порой к настоящим скандалам.

Особенности церковного раскола на Руси
Причины раскола были значительно глубже и касались вопроса об универсальности Церкви и всеобщности ее влияния. В этом смысле русский раскол имеет ряд черт, сходных с западным протестантизмом. Но при сравнении с западным протестантизмом обнаруживается любопытная особенность: на Западе протестантами, отколовшимися от римско-католической Церкви, стали проповедники и носители новшеств. В России знаки меняются на противоположные: проповедники и носители новшеств становятся создателями новой официальной церковной традиции, которая полностью поглощает собой прежнюю, а приверженцы этой прежней традиции и оказываются своеобразными протестантами, упрямо настаивающими на своем. Иными словами, свойство универсальности, всеобщности, соборности оказывается принадлежащим именно новой традиции, ставшей официальной, а прежняя традиция становится не только неофициальной, но и частичной, охватывающей более или менее узкий круг людей.

Предреформенная культура

Социальный фон, на котором развертывались культурные процессы в дореформенное время, во многом предопределил их содержание. Надежды на либеральные реформы, которые внушал в начале своего царствования Александр I, рост патриотических настроений в связи с изгнанием Наполеона из России сменились ужесточением полицейских функций режима при императоре Николае I, особенно после восстания декабристов в 1825 г. На это накладывался кризис феодально-крепостной системы. Он сопровождался оформлением класса предпринимателей и слоя разночинной интеллигенции. Новые социальные группировки несли вместе с собой и новый тип сознания. Он утверждал себя на противопоставлении официозу.
Первым критиком официальной идеологии был П.Я. Чаадаев, автор " Философических писем", в которых он сформулировал свое представление об исторической судьбе России, особенностях ее народа. Отныне эта тема станет определяющей в размежевании позиций общественной мысли. Сам же Чаадаев высказал столь широкий спектр идей, что они дали начало одновременно и западничеству, и славянофильству. Его ориентация на Запад как столбовую дорогу мировой духовности определила направление поисков западников, а мысль об особом предназначении России стала отправным пунктом для славянофилов.
Итак, в условиях социально-экономического кризиса николаевской России под влиянием идей П.Я. Чаадаева в 30-40-е годы XIX в. оформляются две линии в русской культуре, которые во многом будут определять направление ее развития.

Одна линия сосредоточится на объяснении национальной специфики, поиске корней самобытности, выявлении черт психического склада русского народа, его национального самосознания. Ее будет отличать интерес к устойчивым составляющим национальной культуры, глубинным процессам, задающим целостность культурного состояния нации. Мировоззренческая ориентация позволяет назвать эту линию культурного самосознания центростремительной, в широком смысле - культурно-самобытной. Ее фундамент базируется на утверждении формообразующей черты русского национального характера - соборности, основы всех социальных институтов страны, построенных на доверительных отношениях власти и народа. Ею задается доминирующий тип " цельной" личности - носителя " живого знания", рожденного из синтеза роли и логики, противостоящего стяжательству и бездуховности. Историческая миссия России - показать миру, как избавиться от политического и классового противостояния. В условиях секуляризации культуры, усиления настроений ниспровергательства, нигилизма, обличительства позитивным полюсом остается только народная среда, корнями уходящая в родную почву и питающаяся ее здоровыми соками.
Эта линия проходит через столетия. К ней можно в той или иной мере отнести:

  • ученых: М.Ломоносова, Д.Менделеева, И.Павлова, В. Ключевского;
  • писателей: Г.Державина, В.Жуковского, Н.Карамзина;
  • идеологов славянофилов: А. Хомякова, братьев Аксаковых, братьев Киреевских, К. Случевского, Н. Данилевского;
  • собирателей русского фольклора: А. Афанасьева, Н.Рыбникова, П. Якушкина;
  • деятелей " русского культурного ренессанса" конца XIX - начала XX веков: Д. Мережковского, В. Розанова, М. Гершензона, Н. Бердяева, Вл. Соловьева, С. Франка;
  • литературного критика Ал. Григорьева;
  • писателей русской эмиграции 20-х годов XX века:
  • Г.Федотова, Н. Лосского, братьев Трубецких. Много общего обнаруживают с этой линией взгляды Ф. Достоевского и Л. Толстого.

Другое направление, представленное идеологией западников, акцентируется на идеях общечеловеческого прогресса, приоритете мировой культуры над национальной, утверждает творческую силу разума над стихией народной почвы. Оно стремится вырвать Россию из границ ее национально-культурной обусловленности, мира, с точки зрения западников, косного, искусственно отгороженного от передовой цивилизации, мешающего прогрессу, вхождению страны в сообщество развитых народов. Эта центробежная, модернизаторская, революционно-освободительная линия русской культуры стимулирует ее динамизм, дает внешние толчки развитию, способствует приобщению к мировому целому. Она представлена не меньшим числом имен выдающихся деятелей культуры самых разных политических ориентацией, от либеральных (Н. Новиков, Т. Грановский, С. Соловьев, И. Тургенев, Н. Кавелин) до радикальных (А. Радищев, В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарев, Д. Писарев, Н. Чернышевский, А. Добролюбов, М. Салтыков-Щедрин и т.д.).
" Умственное брожение" 30-40-х гг. власти пытались нейтрализовать созданием охранительной идеологии и усилением сословности образования. Министром просвещения графом С. С. Уваровым (1786- 1855) была сформулирована официальная идеология - " самодержавие, православие, народность".

Пореформенная культура

Пореформенное время, период конца XIX - начала XX веков, несмотря на свою непродолжительность, сыграл важную роль в истории русской культуры. Он подвел итог целой эпохе, выявил все скрытые направления и потенции культуры, расставил окончательные точки. Динамика культуры в Новое время обнаруживала устойчивую тенденцию к обмирщению и в конце концов реализовала ее в светском варианте, достигшем предела в начале XX века. Взлет научно-технической мысли определил смену ориентации в мировоззрении, способствовал отходу от религиозного в сторону научного понимания мира. Расцвет искусств выразился в нарастании все большего многообразия стилей, жанров, форм, быстрой смене изобразительных приемов и техник. Постепенно утрачивая сокровенную глубину, искусство тяготеет к выявлению специфики внешних форм и игре с ними. Однако поверхность, на которую вышел человек в своих неутомимых поисках смысла, оказалась неспособной всецело удовлетворить его. Трагизм культуры Новой эпохи отразил положение человека на распутье. Старые ценности уже не удовлетворяли, а новые выглядели, хотя и привлекательно внешне, но не отвечающими требованию глубин человеческого духа. Эстетизация мира, с одной стороны, и его огрубление, с другой, яркое свидетельство растерянности человека перед беспредельностью открывшегося ему мира.
Таким образом, новое время в России открывает эпоха Петра Великого (1689-1725). Страна вступает в полосу модернизации. Это общеевропейский процесс перехода от традиционного аграрного общества, основанного на почтении к авторитету, общинно-корпоративных ценностях, идеализации прошлого, к современному индустриальному.
В области культуры эпоха модернизации сопровождается автономизацией личности, ростом научного понимания мира, секуляризацией всех сфер сознания и жизни.

  • Первый ее этап приходится на XVIII век, когда закладывался фундамент нового общества и особенно сильно давала о себе знать ломка сложившегося образа мыслей, жизни и поведения.
  • Второй этап, XIX век, вошел в историю русской культуры как время создания ее классических образцов во всех видах искусства. Недаром он носит название " золотого века". Достигнув высшего своего взлета, русская светская культура к началу XX века обнаружила исчерпание своего оптимистического запала.
  • Начался ее третий, непродолжительный, но очень динамичный период, охвативший последнее десятилетие XIX и первые семнадцать лет XX века. Упаднические настроения в среде интеллигенции переплетались с бурным развитием поэзии, взлетом научного творчества. Так, сотканная из противоречий, русская культура и подошла к своему новому переломному рубежу.

Список рекомендуемой литературы

  1. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX - нач. XX века -М., 2000.
  2. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. - М., 1989.
  3. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - М., 1990.
  4. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. - М., 1994.
  5. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М., 1997.
  6. Культура: теории и проблемы. - М., 1995.
  7. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 2000.
  8. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства /ХVIII-начало XIX века/.- Спб., 1994.
  9. Очерки русской культуры XVII века.- М., 1979.
  10. Очерки русской культуры XVIII века. - М., 1985-1990, - Ч. 1-4.
  11. Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. - Л., 1984.
  12. Познанский В. В. Очерк формирования русской национальной культуры. -М., 1975.
  13. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1994.
к.ф.н. Н.П.Шевцова
Работа посвящена одной из важных для понимания особенностей русской национальной культуры тем в курсе " Культурология" - процессу смены типа культуры в Древней Руси. Для студентов 2 курса всех специальностей.
К СОДЕРЖАНИЮ

 

Тема XII " Язычество и христианство в генезисе русской национальной культуры" в курсе Культурологии является одной из основополагающих. Ее знание дает ключ к пониманию становления и развития специфических черт культуры русского народа. Предлагаемые студентам методические указания позволят разобраться в сложном процессе трансформации древнеславянской языческой культуры в христианскую. Работу над темой следует связать с вопросами, которые помогут в ее усвоении. 1. Предпосылки становления древнерусской культуры; 2. Общие черты культуры Киевской Руси; 3. Язычество как основа культуры древних славян; 4. Принятие христианства, двоеверие и создание самостоятельной русской культуры; 5. Развитие письменности и образования, литературы и художественной культуры. Формирование древнерусского государства – Киевская Русь, объединившего восточнославянские, составлявшие его основной компонент, и некоторые неславянские племена относится к IXв. Политическое объединение этих племен способствовало их этнической консолидации, формированию единой древнерусской народности и складыванию ее культуры. Мощной основой формирования и развития самобытной древнерусской культуры было богатое культурное наследие восточных славян. Ко времени образования Киевской Руси восточнославянская культура прошла длительный путь своего развития, измеряемый тысячелетиями.. Начало процесса возникновения и формирования культуры восточных славян связывают с развитием протославянских племен в недрах индоевропейского единства, на невыгодной окраине индоевропейского мира, в стороне от центров развития. Начиная с XV – Xв. до н.э можно уже с достаточной определенностью говорить о праславянах, составивших основу восточно-славянской этнической общности. Древнейшая русская летопись " Повесть временных лет" (XIIв.) сохранила рассказ о приходе славян на Днепр с Дуная через Карпаты, но по мнению современных историков, существовал и иной путь славян в Восточную Европу – с южных берегов Балтики к берегам Волхва и Ладоги. Историческим ядром восточных славян на протяжении полутора тысяч лет была сравнительно небольшая область Среднего Поднепровья возглавившая процесс рождения феодального государства на огромном пространстве Восточной Европы – от Вислы до Волги и от Балтики до Черного моря. Развитие культуры восточных славян было связано с последующим их расселением по лесной зоне и ассимиляцией с ними литовско-латышских, а позднее – финно-угорскими племенами Севера. Переселенцы оказывались в новых природных условиях, в соседстве с племенами, сформировавшими свою систему понимания мира. Однако фольклор свидетельствует о том, что многое вынесенное из наследия общеславянской прародины, было сохранено и передавалось из поколения в поколение, дойдя во фрагментах до ХХ века. В результате освоения новых земель образовались две зоны с разным уровнем и темпом развития: 1. южная, лесостепная, со всем наследством прародины и сколотских царств; 2. северная зона далекого расселения в чужих, менее благоприятных землях. Это было бурное время стремительных перемещений и нашествий, союзов и вторжений десятков племен. Происходило взаимопроникновение и ассимиляция ряда народов, которое завершилось расселением славян на Балканах и в лесах северо-востока Европы. Возникшая новая форма переселенческой культуры отличалась наскоро построенными избами-землянками, набольшими поселками, огрубленным бытовым инвентарем. Именно таких славян и антов, быстро меняющих места поселения, и наблюдали греческие и итальянские писатели VIв. в лесостепном Среднем Поднепровье. С этого времени заселившие почти половину Византийской империи, славяне стали играть самостоятельную роль на политической арене раннесредневековой Европы. Во второйполовине IX в. происходит объединение основной части восточных славян под главенством Киева. Это событие ознаменовало собой создание древнерусского государства – Киевской Руси, рождение военно-феодального класса, слияние воедино обеих зон, предопределило участие племенной знати в регулярных далеких экспедициях в Византию и арабский халифат. Границы познаваемого мира раздвинулись. Если некогда слово " мир" означало поселок, " вервь" (" мирская сходка" – собрание крестьян одной деревни), то теперь географические рубежи мира раздвигаются до пределов всего Старого Света – от " аглян" во " Вретании", до индов и китайцев-" серов", " живущих на коньць земля". К тому же времени относится и появление понятия " Русь", " Русская земля". В широком смысле " Русь" означала все земли восточных славян, подвластные Киеву. В узком смысле (в географическом отношении) Русь – место южнее Киева, ограничиваемое реками Рось, Росава и Днепр.[1] IX в. у славянских и некоторых других племен, обитавших на обширной территории Восточной Европы являлся переходным периодом от первобытнообщинной формации к раннефеодальной. Окруженная огромной зоной феодального мира развитой в Европе, Азии, Северной Африке и втягивающей в свою орбиту все новые общества, Русь избежала рабовладельческого пути развития. (Рабовладение у восточных славян существовало с VIв., оставаясь, однако, на уровне патриархального. Сформировавшийся рабовладельческий уклад так и не стал ведущим в системе экономических и социальных связей, хотя и способствовал выделению знати.) Русская культура формировались на основе языческого мировоззрения славян, финно-угров, балтов, викингов (норманнов, или, в древнерусском употреблении – варягов), при участии христианской Византии, исламской Волжской Булгарии (и через нее Арабского халифата) и иудейского Хазарского каганата.

 

 

 

Содержание Общие черты культуры Киевской Руси Язычество древних славян Развитие письменности и образования Развитие литературы Музыка Развитие художественной культуры Киевской Руси Рекомендуемая литература Ссылки на используемую литературу

 

 

 

Общие черты культуры Киевской Руси Характерными особенностями культуры древних славян являются: 1. значительный материальный и духовный культурный запас, позволивший сформироваться славянам в государство – Киевскую Русь; 2. языческое мировоззрение; 3. синтез с культурными традициями соседствующих стран, в первую очередь с византийскими и развитие культурного наследия прошлого; 4. двоеверие как православно-языческий синкретизм, связанный с принятием языческой Русью христианства; 5. высокая интенсивность духовной жизни общества после принятия христианства; 6. внеличностные формы и стили творчества, обращенность культуры к внутреннему миру человека; 7. создание самобытной русской культуры на уровне передовых стран средневекового мира того времени. По уровню развития материальной культуры, которая отражала условия повседневной жизни народа, Киевская Русь не уступало средневековым европейским государствам. Главным занятием населения было хозяйство на общей земле. Рядом с земледелием существовало и разведение домашнего скота. Из других занятий славяне особенно славились пчеловодством. Древний славянин сам производил в своем хозяйстве все, что нужно было для его обихода. Потребности славян в одежде и пище отличалась простотой и несложностью. Повсеместное распространение пашенного земледелия предполагало применение разнообразных орудий труда, что было связано с различными ремеслами. Были развиты такие отрасли ремесленного производства, как выплавка и обработка металла, обработка дерева, камня, кожи. Городские ремесленники были наиболее искусны в изготовлении различных изделий из железа, и в первую очередь – оружия и военных доспехов. Мастера-оружейники производили мечи, боевые топоры, копья, сабли, ножи, кольчуги, щиты, колчаны со стрелами и др. Среди этих мастеров раньше всех появилась специализация. Летописи упоминают о седельниках, лучниках, тульниках (" тул" - колчан), щитниках и других мастерах. Уверенно освоили гончарный круг горшечники. В Киеве получило развитие стеклянное производство, секреты которого были полностью утрачены во время монголо-татарского нашествия и восстановлены лишь в XVIIв. Среди ремесленников выделялись мастера ювелирного дела, ткачи, гончары, иконописцы, переписчики книг и др. Высокого уровня ремесла достигли ремесленники-древоделы – строители жилищ, крепостей, резчики посуды. В качестве жилища наиболее распространенными на Руси были деревянные срубы (как правило 6Х6 м) с деревянным полом (пол мог быть и земляной) и потолком под двускатной крышей. Такой тип постройки – изба, т. е. жилье с печью, сохранился как основной тип жилого строения в сельской местности и поныне. К избам пристраивались другие срубы – сени, клети; в них печи не ставились, и они использовались под кладовки, либо летние спальни. Различные варианты построек, основанием которых служила изба, назывались хоромами, гридницами, теремами и др. На новых лесостепных и лесных землях поселенцы занимались тяжелой работой по расчистке территорий под жилье и пашни. Обилие рек и озер на территории Древней Руси обусловило наличие множества водных путей и разнообразие типов речных судов. Прокладывать дороги было трудно. Они быстро зарастали или заболачивались, появлялась необходимость постройки мостов. Ремесленное производство обычно связано с городским образом жизни. Из древних исторических источников известно о существовании на славянской земле множества городов. Скандинавы даже называли Русь " царством городов (Gardariki)". Славянские города представляли собой укрепленные места для обороны от нападения неприятелей. Потребность в них должна была почувствоваться очень рано: во многих местах без таких укреплений, славяне не могли вовсе продвигаться вперед на новые земли среди окружавших их неприятелей. Приемы их постройки были строго определены обычаем. В VIIIв. вследствие успешной восточной торговли возникают древнейшие города торговые города – Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. На рубеже IX-Xвв. в летописях упоминались названия 25 городов, а накануне монголо-татарского нашествия их было уже около 300. Большинство этих городов, если не все они, по видимому, были уже значительными поселениями. Древнерусский феодальный город был сложным структурным поселением, совмещающий в себе центр феодального властвования (крепость-детинец) и самоуправляющийся торгово-ремесленный посад (подол)[2], основная масса населения которого представляла собой союз (общину) мелких свободных производителей и торговцев. С возникновением городов и развитием городской жизни тесно связаны многие процессы переходного периода от первобытности к классовому обществу. В городах развивалась монументальная архитектура, создавались памятники письменности. Они являлись опорными пунктами обороны, местом сосредоточения княжеских властей и свободных соседских общин ремесленников и купцов. Они явились символами новой сословно-классовой эпохи.[3] На Руси развивались и научные знания, в первую очередь, аграрные. Носителями этих знаний являлись " волхвы" (жрецы). Простые сельские волхвы должны были знать и помнить обряды, заговоры, ритуальные песни, уметь вычислять календарные сроки магических действий, знать целебные свойства трав. Без непрерывной преемственности поколений нельзя представить себе тысячелетнюю традиционность всех разновидностей восточнославянского фольклора. Свидетельством древней календарной регламентации аграрных молений являются сосуды-календари, обнаруженные археологами. Отштампованные на сосуде для священной воды знаки этого календаря отмечали дни празднеств и молений о дожде для яровых хлебов и воздействия на них вегетативной силы. Календарный орнамент этих сосудов и чаш отражал состояние агротехнических знаний VI века достаточно высокого уровня для того времени. Такие же длительные на протяжении многих десятков поколений наблюдения велись над свойствами разнородных трав. Фармакология XIX в. примерно на две трети состояла из набора лекарственных трав, изученных в древности и ставших достоянием науки. Система экономических, торговых, политических и культурных связей на Руси рассматриваемого периода – Руси городской, ремесленной, торговой – охватывала огромный регион, где реки играли огромную роль. Течение двух великих рек Восточно-европейской равнины – Днепра и Волги – определило, несмотря на географическую близость Руси Западу, традиционный путь сначала к Греции, затем Византии, и, с другой стороны – на мусульманских Восток (по Волге вместе с товарами продвигались ислам и иудаизм). [4]
К СОДЕРЖАНИЮ

 

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-13; Просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь