Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 16. Философия как мировоззрение.
Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Мировоззрение же отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). Философия выступает как размышление над мировоззрением и культурой. Философия стремиться показать каково значение для человека определенного осознания, понимания, обоснования, каким образом это влияет на самосознание личности. Понятие мировоззрение достаточно широкое, и нельзя выделить четкой границы. Все от примитивного созерцания до глубокого осмысления является нашим мировосприятием. Философия, как термин, не тождественна мировоззрению, потому что является хоть и значительной, но все же частью этого понятия. Философия действительно глубоко и многогранно рассматривает наш мир, место в этом мире человека, но это далеко не априорная точка зрения, и есть множество иных взглядов, которые наряду с философией включены во всеобъемлющее понятие мировоззрения. Философия как мировоззрение сформировалась тогда, когда человек отошел от мифических форм мышления, прошел этап становления религии и постепенного отклонения от нее. Действительно, глубокое философское познание мира началось тогда, когда человек стал задумываться о природных процессах не с мистической точки зрения, а с точки зрения естественных процессов на планете. Это, так называемые, разные уровни отражения действительности. Первый, самый примитивный, уровень - это уровень созерцания, ощущений. Ничего не объясняется, нет никаких попыток понять реальность. Мир воспринимается только как совокупность непонятных явлений, как неизбежное, как неоспоримое. Второй уровень уже включает в себя элементы осмысления. Теперь это можно назвать мировосприятием. Делаются попытки понять взаимосвязь между событиями и явлениями. Но тяжело назвать это венцом человеческой мысли, так как этот процесс не основан на рационализме, а больше построен на чувствах. Все обусловлено субъективным эмоциональным состоянием, опытом, через призму которого анализируются явления. Так невозможно выделить общее объективное понятие мироустройства, основанное на каких-то законах, которые будут работать независимо от человека и места. Но вот третий уровень, на котором происходит полное осмысление явлений, построение причинно-следственных связей, сухое рациональное мышление без доли эмоций, вот тогда в действие вступает философия как мировоззрение. Тогда делаются попытки вскрыть все секреты происходящего вокруг, создать законы природы, которые бы помогли что-то предсказать, спрогнозировать, предотвратить. Такой понятийный подход основан на глубоких естественных познаниях и абстрактном, не всегда стандартном и традиционном, мышлении. Таким образом, можно сказать, что философия как мировоззрение представляет собой высший уровень восприятия мира, его понимания. Она представляет систему рационализма и теоретических оснований под любое размышление о мире и его строении. Философия считается матерью всех наук, потому что она сформулировала все принципы рационализма и логического мышления. Но не только науки обязаны ей своей структурой и упорядоченностью, но и каждый человек в отдельности, потому что философия является самым последним и самым развитым видом мировоззрения для человеческой цивилизации. Философия как мировоззрение является основой жизни почти каждого живущего на Земле, органично уживаясь с ранними видами мировосприятия, такими как, например, религия.
Вопрос 17. Основные идеи ранней греческой натурфилософии. Философия начиналась с поиска ответов на вопрос, уже поставленный до нее в мифологии, – о происхождении мира. Философия сформулировала его в более чистом теоретическом виде и сумела найти принципиально новое решение с помощью учения о первоначале. Фалес - Первоначало – вода. Анаксимен - Первоначало – воздух. Анаксимандр - Первоначало – апейрон (частицы, из которых все состоит). Пифагор – родоначальник идеализма. Первоначало – число (как закон отношения величин). Гераклит – основоположник античной диалектики.(огонь) Борьба есть отец сущего. Все возникает в борьбе, изменяется через борьбу и исчезает в ней. Panta pei – «все течет, все изменчиво». Диалектический логос: бытие – взаимопревращение состояний; новое возникает в результате взаимодействия противоположных начал. Демокрит Первоначало – атом как единица бытия, обладающая свойствами: 1. Форма 2. Тяжесть (масса) 3. Расположение элементов (отношение друг с другом) 4. Движение (возможно, если есть 2 точки) Ввел понятие пустоты. Атомы движутся в пустоте. Причина многообразия мира – постоянное движение атомов. Идея детерминизма – идея причинной обусловленности: «Нет ничего случайного, все предопределено».
Вопрос 18. Диалектический логос Гераклита. Логос — критерий истины, конечный пункт метода упорядочения вещей. Диалектический логос – это закон изменчивости мира. Его Логос – это не вещество или материал, из которого сделаны вещи, как вода или воздух у милетцев, а вечный закон, которому следует всё существующее, так сказать, Речь, с которой Природа обращается к отдельным вещам и управляет ими. Логос не существует отдельно от вещей, его частица пребывает во всякой вещи. Этот Логос, в сущности, не что иное, как закон природы, в том смысле, в каком этим выражением в наши дни пользуются ученые. Причина, «виновница» изменения и становления вещей – всеобщая «вражда», «распря» -идея возникновения движения из столкновения противоположного. Главные идеи: 1) идея вечной изменчивости природы и человека. 2) идея изменения развития в результате борьбы противоположностей (борьба – есть отец сущего) 3) мир – это вечный неугасающий огонь временами угасающий, временами вспыхивающий. 4) В одну и ту же рек нельзя войти дважды. Все течет, все изменяется (Panta rei)
Вопрос 19. Атомизм Демокрита. Первоначало – атом как единица бытия, обладающая свойствами: 1. Форма 2. Тяжесть (масса) 3. Расположение элементов (отношение друг с другом) 4. Движение (возможно, если есть 2 точки) + бесконечность, неизменность, неделимость, спонтанность и атомный вес атомов. Ввел понятие пустоты. Атомы движутся в Великой пустоте, иногда сталкиваясь и сцепляясь друг с другом. Тела – это комбинации атомов. Причина многообразия мира – постоянное движение атомов. Идея детерминизма – идея причинной обусловленности: «Нет ничего случайного, все предопределено». Он полагал, вслед за Левкиппом, что не только ничего не возникает из ничего, как это считали предшествующие философы, но и что ничего не возникает без причины. Все происходит по строгой необходимости. Все детерминировано механическим движением атомов. Для Демокрита не существует случайности, все имеет свою причину, а это значит, что оно не может быть случайным. Даже такое явление, как пересечение двух независимых рядов событий, порождающих случайное совпадение, Демокрит называет необходимым, так как и здесь к этому событию привела причинная цепь явлений. Таким образом, Демокрит стоит на позициях жесткого детерминизма, вытекающего из его признания механического движения единственной формой движения. Своим учением Демокрит объясняет происхождение общества – как совокупности индивидов соединившихся для защиты. Также решает проблему о месте и роли рационального и чувственного знания. Чувственное – первичная, но низшая ступень познания. Открытие истинных причинных связей только с помощью рационального. Чувства- это соединение атомов. Дает материалистическое объяснение богов.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы