Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 40. Проблема становления русской философии.
Характер древнерусской философской культуры определялся важнейшим историческим событием - крещением Руси. Философские идеи находили свое выражение прежде всего в богословских сочинениях. Через богословскую литературу к нам приходили философские идеи античности, патристики и ранней схоластики. Переводились сочинения Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Ниского, Иоанна Дамаскина и других представителей византийской патристики, пользовались известностью произведения болгарских мыслителей - Кирилла и Мефодия, Иоанна, экзарха Болгарского. Философские идеи наших авторов периода Киевской Руси XI-XII вв. мы находим в литературных памятниках " Русская Правда", " Повесть временных лет", " Слово о полку Игореве", в произведениях митрополита Иллариона, митрополита Климента Смолятича, великого князя Владимира Мономаха, Кирилла Туровского и др. Формирование русской мыслительной традиции хронологически совпадает с утверждением на Руси христианства, и затем на протяжении многих веков русская мысль живет и находит свое выражение почти исключительно на языке христианских понятий и образов. Она движется в фарватере тех вопросов и методов их решения, которые были восприняты из христианской богословско-философской традиции, достигшей к моменту своей русской рецепции уже без малого тысячелетнего возраста. Наряду с религиозной литературой на Руси появляется светская, возникают еретические течения, Тринитарность понимания мира выражена в образах трех задумчивых ангелов, склонившихся друг к другу. Левый ангел изображает творца мира и земли - Саваофа, средний ангел - олицетворяет божественный Логос, Иисуса Христа, правый - духа Истины Параклита, Святого духа. Формируется идея о перемещении политического и духовного центра восточного христианства в Москву. Старец Философей говорил: " Два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать". Сформировалось новое религиозное движение - старообрядчество.. Сложилась оппозиция так называемых " традиционалистов", выступавших против многих новаций, и " модернистов", считавших необходимым усовершенствования в обществе. " Модернист" Симеон Полоцкий обсуждает проблему соотношения философии и богословия, знакомит читателей с высказываниями античных авторов, пропагандирует светское знание. В 1687 г. Основана Московская славяногреколатинская академия. В ней изучалась философия, в основе учебного курса лежали взгляды Аристотеля и схоластов. Восемнадцатый век начинает новый этап в истории страны. Реформы Петра I затронули все стороны общественной жизни. Создается Петербургская академия наук, закладываются основы естествознания, формируются философия и социология, свободные от богословия. Новые научно - философские идеи нашли яркое выражение в кружке Феофана Прокоповича. В кружок, который называли " Ученой дружиной Петра I", входили В.П. Татищев, А. Д, Кантемир, А.М. Черкасов, И.Ю. Трубецкой. Члены кружка четко разграничивали компетенцию духовной и светской власти, призывали к образованности общества, обсуждали философские вопросы состояния души и тела, проблемы гносеологии. В екатерининское время официальной становится идеология " просвещенного абсолютизма". Тогда же в дворянских кругах образовалась оппозиционная группа, так называемое национально - консервативное направление, во главе с М.М. Щербатовым. В духовных академиях и Московском университете преподавалась лейбнице-вольфианская метафизика. В середине века в Россию проникает и становится модным масонство. Религиозно - идеалистической идеологии противостояло движение Русского просвещения. Оно инициировало начало освободительного движения. У его истоков стоял Александр Николаевич Радищев. Его главные работы: " Путешествие из Петербурга в Москву" и " О человеке, о его смертности и бессмертии". Анализируя ситуацию в России, Радищев приходит к выводу о всеобщем беззаконии на всех ступенях общества. Необходимы радикальные перемены - отмена крепостного права, переход к республике и т.п. В своем основном философском труде " О человеке…" Радищев использует любопытный прием. В первых двух частях утверждается, что бессмертие души есть не что иное, как пустая мечта, а в двух заключительных - излагаются религиозно - идеалистические суждения о бессмертии души. С точки зрения материализма душа возникает вместе с рождением человека, телесный орган души - мозг, а когда человек умирает, разрушается " мысленный орган", исчезает душа. С точки зрения идеализма душа - простая, неделимая субстанция, отсюда делается вывод о ее неуничтожимости. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в развитии русской философии постоянно противоборствовали две точки зрения: православно - консервативная и просветительско-западническая.
Вопрос 41. Основные особенности русской философии. 1. Отечественная философия тесно связана с общественно-политической деятельностью, с художественным и религиозным творчеством. Отсюда публицистический характер многих философских работ, авторы которых — общественные деятели, писатели, ученые. 2. Отечественная философия не занимается специально разработкой теоретико-познавательной проблематики, познание становится предметом изучения в связи с проблемами бытия – в этом видят онтологизм русской философии. 3. Особое внимание уделяется проблеме бытия человека, в этом плане отечественная мысль антропоцентрична. 4. С проблемой человека тесно связаны социально-исторические проблемы: проблема смысла истории, места России во всемирной истории. Русская философия историософична. 5. Русская философская мысль этически ориентирована, о чем свидетельствует нравственно-практический характер решаемых ею проблем, большое внимание к внутреннему миру человека. В целом отечественная философская мысль неоднородна, указанные черты неодинаково представлены в учениях различных мыслителей. Следует иметь в виду, что некоторые исследователи выделяют в рамках отечественной философии оригинальную русскую философию, по сути религиозно-мистическую. По замечанию А.Ф. Лосева, «русская самобытная философия представляет собой непрекращающуюся борьбу между западно-европейским ratio и восточно-христианским, конкретным, богочеловеческим Логосом». В истории отечественной философской мысли выделяют несколько периодов: 1-й - философская мысль Древней Руси X – XVII вв.; 2-й - философия эпохи Просвещения (XVIII - начало XIX века); 3-й - развитие оригинальной русской философии (вторая треть XIX века – начало XX века); 4-й – послеоктябрьский период (большая часть XX века). Несмотря на то, что определенное философское значение имеют работы таких мыслителей как Илларион («Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати»), Владимира Мономаха («Поучение»), агиографическая (житийная) литература, концепция старца Филофея «Москва – третий Рим», идеи М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева, есть основания полагать, что самостоятельный характер и особое мировое значение русская философия получает лишь в с творчества В.С. Соловьева, прямыми предшественниками которого являются славянофилы и западники. Основы предмета русской философии составляли: a.) Проблема человека, его судьбы и смысла жизни; b.) Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); c.) Проблемы морали и нравственности; d.) Проблема исторической судьбы России (западники и славянофилы); e.) Проблема власти; f.) Проблема государства; g.) Проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии); h.) Проблема будущего.
Вопрос 42. Учение о бытии. Понятие " бытие " – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует. Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир. Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека. Основные формы бытия: материальная, идеальная, бытие человека, бытие социума. Категория " материя" введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. На разных этапах научного познания существовали различные модели понимания материи: -атомистическая модель (Демокрит); -эфирная модель (Декарт); -вещественная (Гольбах). Процесс понимания бытия во многом равносилен процессу освоения окружающей действительности и самопознания, смысла существования природы, человека и общества. Поэтому качество представлений о бытии характеризует уровень культуры, философской зрелости того или иного общества, человечества в целом. В ранней античной философии бытие представлялось множеством материальных объектов, возникших в рез-те взаимод-я различных стихий-земли, воды, воздуха, огня. В средние века бытие-это прежде всего Бог, а также сотворенный им мир. Человек в этом мире, с одной стороны, венец творения, самое совершенное из всего сотворенного, с другой-несамостоятельное, слабое существо. В Новое время развивались и материалистические, и идеалистические представления о бытии. Рост научных знаний, усложнение картины мира привели к необходимости большего внимания к отдельным элементам бытия, к качествам этих элементов, к изменениям отдельных систем и свойств. В фил-ии 19-20 вв. наряду с классическими философскими школами появились новые неклассические философские системы; несмотря на развитие науки были популярны иррациональные воззрения. Бытие в некоторых случаях фактически сводилось к бытию человека (фил-я жизни, экзистенциализм). А в позитивистском подходе при описании реальности предлагалось опираться только на научные факты, исключать метафизические измышления, спекулятивные конструкции. При всем многообразии подходов можно выделить некоторые относительно общие принципы отношения к бытию, сложившиеся в 19-20 вв. Важным принципом явл-ся реализм, означающий очевидность, действительность окружающего человека мира и самого человека- части этого мира. Субстанциализм - свидетельствует о некой онтологической основе мира, позволяющей воспринимать его не как совокупность самостоятельных систем и процессов, а как единое, как целостность. При этом для одних субстанция-это материя, для других - идеальная сущность. Динамизм - бытие представляет собой множество объектов, находящихся в постоянном движении, в динамике, в развитии.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы