Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Факторы формирования философского мировоззрения.



Факторы формирования философского мировоззрения.

Философское мировоззрение ориентируется на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологического и религиозного совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т. п., но отличается логически упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы. В философское мировоззрение входят политические, правовые и естественно-научные представления, нравственные, эстетические, религиозные/ атеистические принципы.
От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.
В современном мире сосуществуют обыденное, религиозное и философское мировоззрения, нередко представляя собой их сложное сочетание. Сохраняются также элементы мифологического мировоззрения.

 

Специфика философского знания. Предмет и методы философии.

Основная специфика заключается в двойственности. Имеется ввиду, что в философском знании много общего с научными знаниями. Однако философские знания не являются научными в чистом виде. Главное отличие от других наук заключается в том, что являются теоретическими.

Философские знания носят предельно общий теоретический характер. Философия содержит базовые идеи и понятия, которые лежат в основе других наук. Выдвигаются основополагающие идеи. Философия во многом субъективна и несет отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов. Философия связана с религией, мифологией и тд. Сама может выступать предметом познания. Философия испытывает сильное влияние школ и течений, которые были раньше. Философия опирается на категории – предельно общие понятия. По существу философия неисчерпаема и ограничена особенностями субъекта – мыслящего человека и зависима от философа. Философия - знания личностные и несет на себе отпечаток личности. Каждый человек является философом.

 

Предмет философии - всеобщие свойства и связи (отношения) действительности – природы, общества и человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления.

Методы:
- Диалектика - вещи, явления рассматриваются более гибко, критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, единства и борьбы противоположностей;
- Метафизика - противоположно диалектике, объекты рассматриваются обособленно, сами по себе, статично и однозначно (ведётся поиск абсолютной истины);
- Догматизм - восприятие окр. мира через призму догм;
- Эклектика - произвольное соединение разрозненных, не имеющих единого начала фактов, понятий, концепций, в результате чего достигаются поверхностные, но правдоподобные выводы;
- Софистика - выведение из ложных, но правдоподобных посылок новой посылки, логически верной, но ложной по смыслу либо выгодной для принимающего данный метод;
- Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов;

 

Значение философии для управленцев.

 

философия полезна для руководителей - управленцев:

чтобы управлять, надо быть мудрым. J Философия - наука о началах и начальниках.

 

 

Древнекитайская философия: основные проблемы.

Древний Китай – конфуцианство. Возникло конфуцианство примерно в 6-5 вв. до н.э.

Конфуцианство как философия имело определенную основу, связанную с небом. Небо управляет обществом, землей. Конфуций говорил «Небо породило во мне моральные качества, человек должен следовать воле неба».

Основным понятием конфуцианства является понятие «жень» - гуманность. У Конфуция не было сочинений, а книги является плодом творчества его учеников. В книгах есть выражения: «Тот, кто стремится к человеколюбия, тот не совершит зла», «тот, кто способен проявлять 5 качеств является человеколюбивым:

1. Почтительность.

2. Обходительность.

3. Правдивость.

4. Сметливость.

5. Доброта»

Основными принципами конфуцианства являются:

1. Взаимность. Означает «не делай другому того, чего себе не желаешь».

Человеколюбие.

Сдержанность и осторожность в поступках.

Правила управления государством, уподобленные правилам управления колесницей: Император – правитель, чиновники – вожжи, закон и мораль – узда, народ – лошади.
Конфуций говорил, что «если умело держать вожжи, лошади побегут сами».

Конфуций считал, что совершенствование общества начинается с совершенствования человека. Признавал необходимость воспитания характера, воли к учению, умение слушать себя внутри.

Очень важным понятием в философии Конфуция является «ли» - ритуал. В целом «ли» - нормы, образцы общественного поведения. Ритуал по Конфуцию гуманизируют человеческие отношения, является нравственной нормой отношения, является тем, что делает отношения между людьми согласными.

Благородный муж – идеал, к которому необходимо стремится всю жизнь. Он учится у людей хорошим чертам, воспитывая себя на положительных примерах других людей. Благородный муж не осуждает других людей, а может осуждать только самого себя. Благородный муж является искренним человеком, его поступки почтительны и должен является примером для других. Благородный муж - самостоятельная и самодостаточная личность, постоянно совершенствующаяся.
Благородному мужу противопоставляется низкий человек, который делает себе карьеру, стремится подняться как можно выше. Поднявшись, он делает все, чтобы удержаться – в общем, это карьерист. Низкий человек как трава, слоняется в ту строну, в которую дует ветер.

Конфуций говорит о том, что плохо, когда в государстве есть бедные и богатые. Должно быть равенство. Наличие бедных и богатых вызывает стыд.

Даосизм – еще одно направление философии в Древнем Китае. Основателем даосизма считается Лао-Цзы, который жил во времена Конфуция. «Дао» - путь, судьба. Человек должен следовать естественным законам. Высшей добродетелью признается недеяние и молчание.

 

 

Древнеиндийская философия.

Буддизм предлагает особый образ жизни. Возник в 6-5 вв до н.э.

Будда пришел к выводу о том, что в жизни почти все связано со страданиями и их необходимо как-то избегать. Путь преодоления страданий существует, и, встав на него, человек может преодолеть их. Будда вывел 8 элементов, шагая по которым можно преодолеть эти страдания.

1. Правильные взгляды. Взгляды, свободные от заблуждений.

2. Правильная решимость. Нужно освободиться от привязанностей к миру, отрешиться от вражды к людям.

3. Правильная речь. Речь, лишенная фривольности, грубости и т.д.

4. Правильное поведение.

5. Правильный образ жизни. Это связано с тем, что надо зарабатывать на жизнь и жить своим трудом

6. Правильные усилия. Искоренять любые мысли, обращаться к хорошим идеям.

7. Правильные направления мысли. Понимать, что происходит в мире, что было раньше, что есть сейчас и что будет в будущем.

8. Правильное сосредоточение. Это та ступенька, от которой буддист может подняться на уровень нирваны. Нирвана - совершенная иная субстанция, которая позволяет отрешиться от всего земного, некая духовная жизнь. Человека как бы покидает земные дела, превращается в нечто идеальное и соединяется с высокой духовностью. Он достигает той жизни, где все хорошо, нет невзгод и страданий

Будда разработал принципы жизни, которые ведут к принципу высокого самосовершенствования человека. Простой человек не может подниматься по этим ступеням, это доступно только монаху, который отрешился от всего земного. Простой человек может улучшить свою жизнь, если следовать некоторым правилам:

1. Необходимо воздерживаться от нанесения зла.

2. Необходимо воздерживаться от лжи.

3. Необходимо воздерживаться от кражи.

4. Необходимо воздерживаться от чувственных излишеств.

5. Воздержание от алкоголя.

Буддизм как философское учение обращается к человеку с предложением вести определенный образ жизни, который помогает самосовершенствоваться и достигнуть чего-то высшего. Буддизм предлагает любовь ко всему живому: природе, другим людям. Человек должен надеяться только на самого себя, он сам хозяин своей судьбы и своего счастья, все зависит от него самого.

 

 

Учение Платона об идеях.

Чтобы объяснить явление нужно найти его идею т. е. понятие: то постоянное и устойчивое что не дано чувственному восприятию. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие.

Материальный мир, окружающий нас и который мы познаем своими чувствами, является лишь «тенью» и производен от мира идей, т.е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются; идеи же являются неизменными, неподвижными и вечными.

Идеи – подлинные сущности, существуют вне материального мира и не зависят от него, объективны, материальный мир им лишь подчинен. Под идеями Платон понимает не просто понятие о вещи, но причину и цель её существования. 2 мира: 1) мир идей вечных, прекрасных 2) мир вещей.

Мировые идеи составляют основу мира. В своей классификации идей, он утверждает, что основанием мировых идей являются 3 идеи: идея добра, идея истины, идея красоты. Краткий анализ идей. Идея красоты выражается, прежде всего, через искусство и выражает мир человеческих чувств. Идея истины отражается наукой и Ф. и выражает человеческий разум.

Познание мира идей необходимо для достижения добродетели.

 

 

Гносеология И. Канта.

Гносеология – философское учение о познании. Главными сочинения Канта являются «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Во всех этих работа речь идет об интеллектуальной работе субъекта. Он разделяет вещи на две части. «Вещи в себе» – как бы природа сама по себе, мы ее не знаем, но она оказывает на нас влияние и складывается второй мир – «вещи для нас». Этот мир не объективный, а просто систематизированные знания о мире и природе. Кант задается вопросом насколько то, что мы видим и слышим, соответствует «вещам в себе». Он был агностиком и говорил, что нельзя познать мир объективно. Кант изучает границы человеческого разума. Кант называет свою философию трансцендентальный. Метод работы Канта – критический.

Теория познания.

«Критика чистого разума». Суть науки, суть человеческого познания, по Канту, заключается в том, что человек не тащится на поводу у природы. Революционную перемену Кант видит в том, чтобы раскрыть творческий, конструктивный характер человеческого познания, мышления, деятельности человеческого разума. Человек есть по природе своей творческое существо, способное производить новые знания. Кант осуществляет своего рода переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей – природы, мира, человека, - а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. Кант различает два вида знания (и познания): опытное, основанное на опыте (апостериорное) и внеопытное (априорное). Чувственность и ее всеобщие формы – пространство и время. Учение о чувственности Кант называет трансцендентальной эстетикой. Опыт Кант определяет как взаимодействие чувственности и рассудка. То, что в явлениях соответствует ощущениям Кант называет материей явления; нечто упорядочивающее, организующее мир ощущений Кант называет формами чувственности. Иными словами, есть что-то в нас, что сразу задает форму предметности – «дает» предмет в пространстве и времени. Пространство и время Кант и считает прежде всего формами чувственности. Их Кант также называет априорными формами чувственности. Разум – это способность к самому высокому обобщению, синтезу, единству познания. Учение о разуме- трансцендентальная диалектика.

Панлогизм Г. Гегеля.

Панлогизм — метафизическая теория, согласно которой всё существующее представляет собой воплощение разума.

Гегель большое внимание уделял диалектике. Его логика диалектическая. Законы диалектики:

1. Закон противоречия. То есть везде есть противоречия, и этот принцип объясняет, почему происходят изменения.

2. Закон перехода количества в качество. Объясняется, какие именно происходят изменения.

3. Закон отрицания отрицания. Объясняет, как развивается все – развитие происходит по спирали.

Гегель разрабатывал не только логику диалектики, он вообще создатель философской системы. Он пытался ответить на все вопросы: как возник мир, как развивается и куда движется. Здесь необходимо отметить разницу между системой философии Гегеля и диалектики. Система претендует на бесконечность, когда диалектика говорит о бесконечном развитии. Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости " вещи в себе"; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. В основе мироздания по Г. Лежит Абсолютная идея, неизменная духовная сущность, не зависящая ни от кого и ни от чего. Это есть не что иное, как Бог.

Философия экзистенциализма.

В основном, это философия, которая была во Франции, в Германии, Италии. Экзистенциализм возникает в условиях двух мировых войн и их страшных последствий. Выдающимися представителями были Ясперс, Камю и д.р. В произведениях этих авторов отразились эфемерность и трагичность жизни. Рассматривается смысл жизни, свободы и ответственности. Человек рассматривается вне истории и общества. Челочек – это нечто незаконченное, некий замысел или проект. Человек создает себя сам. Свободно выбирает себя.

Смысл жизни по экзистенциализму есть движение к смерти, которая рассматривается как компенсация за непрерывную горечь жизни, за тяжкое бремя свободы.

В экзистенциализме есть такие понятия как истинной и неистинное бытие человека. Человек в обществе осуществляет неистинное бытие, так как живет правилами, выработанными в обществе. Он не принадлежит себе. Бытие становится истинными, когда уходит от этой ситуации зависимости от общества, начинает жить своими истинными ценностями. Экзистенциалисты считают своим учителем Достоевского, который рассматривал пограничную ситуацию. В Экзистенциализме есть понятие «пограничная ситуация» - между жизнью и смертью. Сам Достоевский пережил такой момент, когда его вывели на казнь, но в последний момент помиловали. Человек проявляет свою истинную сущность только в пограничной ситуации. Именно в ней начинается истинное бытие.

Основные идеи философии экзистенциализма:

1.Дух одержал победу над разумом. И это – основа экзистенциализма.

2.Бунт против рациональности. Это не разрушение, а бунт против абсурдности бытия, утверждения свободы, любви, творчества.

 

 

Философская герменевтика.

Герменевтика – искусство понимания, истолкования текстов, памятников прошлого. Философия этим словом обозначает учение о понимании и научном постижении сферы культуры, а в целом человеческого духа. Основная задача философии сводилась к практике толкования и осмысления текстов. Под текстом понимается сама культура, все знания человечества о мире. Все знания человека рассматриваются как текст. Текст – жизнь человечества. Понимание – главная категория герменевтики. Понимать – это значит проникать в механизм жизни, теоретически и опытно познавать ее. Философия пронизана пониманием. Человек понимает бытие как предельную смысловую возможность. Понимает свое место в мире и свое значение. Понимание – характеристика самого существования человека. Главной истиной герменевтики Гадомер считал положение «Истину не может познавать и изучать кто-то один». Один человек не может участвовать в познании. Необходим диалог и инакомыслие. Нужно уметь усваивать произносимое другим человеком. В умении слушать и понимать состоит некая душа герменевтики. Смысл понимания, как метода состоит в том, что понимающий субъект не занимает место автора, а, напротив, осмысливает текст с позиции реальных проблем и своего времени. При рассмотрении текстов всегда три участника:

1. Текст

2. Интерпретатор

3. Время

Интерпретатор осуществляет свою миссию не только от себя, а как бы от того времени, в котором он живет.

С точки зрения герменевтики, отражая историческое время, мы заполняет его и сегодняшним смыслом.

 

Формы научного знания:

Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком (знание о незнании). Проблема возникает тогда, когда открыто новое явление, которое не поддастся объяснению в системе имеющегося знания.

Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве.

Закон - знание, в котором в форме теоретических утверждений отражаются существенные, необходимые и повторяющиеся связи явлений.

Теория - целостная, непротиворечивая, обобщенная система знаний, раскрывающая существенные связи и отношения между элементами исследуемой реальности, закономерности связей и описывающая их посредством системы законов. На основе теории достигается объяснение и предсказание новых явлений. (греч. - наблюдение, исследование)

Основные методы научного познания:

Эмпирические методы:

Наблюдение - целенаправленное созерцание, восприятие предметов и явлений в их естественном виде (т.е. такими, какие они в действительности).

Эксперимент - исследование в специально созданных, искусственных условиях, при активном воздействии на изучаемый предмет.

Теоретические методы:

Синтез - вещественное или мысленное объединение частей, сторон предмета с целью раскрыть их внутренние связи и присущие предмету закономерности.

Анализ - расчленение предмета на образующие его элементы, стороны, чтобы понять их место, выделить главное.

Индукция - движение мысли от единичных явлений к общим выводам.

Дедукция - движение мысли от общего к единичному (частному).

Аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых отношениях.

Моделирование - воспроизводство одного предмета посредством другого (аналогично ему).

Теория - логически обоснованная система знаний о целостной группе явлений, о закономерностях существования этой группы.

 

 

Факторы формирования философского мировоззрения.

Философское мировоззрение ориентируется на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологического и религиозного совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т. п., но отличается логически упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы. В философское мировоззрение входят политические, правовые и естественно-научные представления, нравственные, эстетические, религиозные/ атеистические принципы.
От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.
В современном мире сосуществуют обыденное, религиозное и философское мировоззрения, нередко представляя собой их сложное сочетание. Сохраняются также элементы мифологического мировоззрения.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь