Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Рационализм Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.
Рационализм, в отличие от эмпиризма, более тесно связан со средневековой традицией. Но в отличие от схоластики рационализм ориентирован на методологические и гносеологические проблемы. Рене Декарт- основатель философии Нового времени и рационализма. Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие 2 сущностей: протяжённой и мыслящей, проблема их взаимодействия решалась введением общего источника(Бога). Бог становится у Декарта гарантом постижимости мира и объективности человеческого познания. Декарт полагает, что все возможные вещи составляют 2 самостоятельных субстанции- души и тела. Эти субстанции познаются нами в их основных атрибутах: для тел- протяжение, для душ- мышление. Душа едина и неделима. Тело протяженно, делимо и сложно. В противовес индукции Бэкона Декарт выдвинул дедукцию. Правила Декарта: первое- истинное то, что очевидно, второе- разделяйте сложные проблемы на простые, третье- мыслите, двигаясь от простого к сложному, четвёртое- учёт всех пройденных этапов познания. Мышление для Декарта- первично, существование- вторично. «Я мыслю, следовательно я существую». Картезианство- философия Декарта, главное- это разум. Спиноза – вводит понятие единой и бесконечной субстанции, называя её и Богом и Природой одновременно. Эта субстанция обладает множествами атрибутов, но человеку открыты только 2 атрибута: протяжённостью и мышлением. Атрибут- это то, что составляет сущность субстанции. В своём философском трактате «Этика» Спиноза различает 2 класса идей. Одни возникают в нашем представлении, воображении, другие- возникают в нашем разуме. Дуализму философии Декарта он противопоставляет учение о единой субстанции (она тождественна природе, равна Богу). Бог- самопроизводящая сила природы. Бог находится не над природой, а в самой природе. Пантеизм- отождествление Бога и природы. Лейбниц- Центральное понятие философии Лейбница - понятие монады. Монада - простая неделимая сущность, и весь мир представляет собой собрание монад. Каждая из них замкнута в себе и неспособна влиять на другие. Весь мир монад есть в конечном счете отражение Бога как верховной монады. Поскольку всякая душа - монада, и ее деятельность направлена лишь на самое себя, то познание есть лишь процесс постепенного осознания того, что имеется в состоянии бессознательного. Тем самым Лейбниц вносит некоторые изменения в декартовскую теорию врожденных идей.
Сенсуализм Д. Локка и скептицизм Д. Юма Сенсуалист, считает, что только чувственные данные обладают качеством непосредственной истинности, все знание должно быть выделено из чувственного восприятия. Сенсуализм составная часть эмпиризма, в понимании которого познание только на опыте, прежде всего – чувственном. Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Голова новорожденного – чистая доска (tabularasa), на которой жизнь рисует свои узоры – знание. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении, - основной тезис Локка. Локк выдели три вида знания по степени его очевидности: исходное (чувственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид – интуитивное знание, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу. Юм: Часто называя себя скептиком, а свою философию скептической, Юм буквально навязывал такое представление о себе читателям его произведений. Юм выделяет четыре вида скептицизма: 1) Пирронизм, или крайний скептицизм, исповедующий тотальное сомнение. Пирроник неизбежно должен рано или поздно пробудиться от своего скептического сна. Негативное отношение Юма к пирронизму возрастает от “Трактата о человеческой природе” к “Исследованию о человеческом познании” 2) Методический скептицизм Декарта. Это сомнение, развиваемое с целью отыскания несомненного. Юм одобряет такой подход и вообще принимает рационалистический метод Декарта, что, кстати, не позволяет бездумно причислять его к эмпиристской традиции. 3) Академическая философия, или “смягченный” скептицизм. Академический скептицизм сводится к требованию осторожности в рассуждениях. 4) Консеквентный – последовательный скептицизм, т.е. скепсис в отношении возможности решения ряда философских вопросов, наступающий в результате тщательного исследования человеческих способностей познания. Что же в итоге? Юм отвергает скептицизм в том единственном смысле, который соответствует исконному значению этого термина, а принимает его в таком облике, который не имеет отношения к реальному скептицизму. Вопрос о скептицизме имеет важное значение для понимания юмовской философии в целом. Его правильная трактовка позволяет сменить привычные установки при чтении юмовских текстов и настроиться на понимание позитивной сути его философской программы.
Основные идеи философии Просвещения. Французский материализм ХIII в. Руссо, Дидро, Гольбах Считали, что человек должен быть нравственным, разумным. Жан-Жак Руссо(1718-1778) «Свобода, равенство, братство» Выступал против социального неравенства, причиной которого являлась частная собственность. Идеал государства – республика. Рассматривал причины неравенства, считал, что для решения этих проблем необходимо создать общественный договор. «Человек рождается свободным, но повсюду он в окопах». Причины неравенства – государство, частная собственность, наличие науки и искусства(могут быть зависимыми от пороков). Решение проблем – объединить людей. Идеи: 1)идея естественного права- человек обладает всеми правами, прежде всего правом на жизнь, допускает естественное неравенство. 2) идея общественного договора. Философия Просвещения направлена против церкви, но не против Бога. Французский материализм - новая историческая ступень в развитии материалистической философии, существенно отличающейся от предшествующих материалистических учений. Англ. матер-м имел в значительной мере аристократический характер, его учение предполагалось для избранных, а фр-е материлисты несут свои идеи в широкие круги городского общества. Они излагают свои философские взгляды преимущественно в форме широкодоступных изданий. Они опирались на широкое развитие свободомыслие в Англии. Другим важным источником были для них физический мате-м Декарта, а также мат-е учение Спинозы о природе, субстанциях и ее атрибутах, о человеке, о душе и ее отношению к телу. Джон Локк не исключает роль разума, но ограничивает простыми эмпирическими суждениями. Он отрицает существование вражденных идей (принципов). Душа ребенка-табула расса (чистая доска, лист бумаги), на кот. природа записывает свои письмена.
Гносеология И. Канта. Гносеология – философское учение о познании. Главными сочинения Канта являются «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Во всех этих работа речь идет об интеллектуальной работе субъекта. Он разделяет вещи на две части. «Вещи в себе» – как бы природа сама по себе, мы ее не знаем, но она оказывает на нас влияние и складывается второй мир – «вещи для нас». Этот мир не объективный, а просто систематизированные знания о мире и природе. Кант задается вопросом насколько то, что мы видим и слышим, соответствует «вещам в себе». Он был агностиком и говорил, что нельзя познать мир объективно. Кант изучает границы человеческого разума. Кант называет свою философию трансцендентальный. Метод работы Канта – критический. Теория познания. «Критика чистого разума». Суть науки, суть человеческого познания, по Канту, заключается в том, что человек не тащится на поводу у природы. Революционную перемену Кант видит в том, чтобы раскрыть творческий, конструктивный характер человеческого познания, мышления, деятельности человеческого разума. Человек есть по природе своей творческое существо, способное производить новые знания. Кант осуществляет своего рода переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей – природы, мира, человека, - а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. Кант различает два вида знания (и познания): опытное, основанное на опыте (апостериорное) и внеопытное (априорное). Чувственность и ее всеобщие формы – пространство и время. Учение о чувственности Кант называет трансцендентальной эстетикой. Опыт Кант определяет как взаимодействие чувственности и рассудка. То, что в явлениях соответствует ощущениям Кант называет материей явления; нечто упорядочивающее, организующее мир ощущений Кант называет формами чувственности. Иными словами, есть что-то в нас, что сразу задает форму предметности – «дает» предмет в пространстве и времени. Пространство и время Кант и считает прежде всего формами чувственности. Их Кант также называет априорными формами чувственности. Разум – это способность к самому высокому обобщению, синтезу, единству познания. Учение о разуме- трансцендентальная диалектика. Панлогизм Г. Гегеля. Панлогизм — метафизическая теория, согласно которой всё существующее представляет собой воплощение разума. Гегель большое внимание уделял диалектике. Его логика диалектическая. Законы диалектики: 1. Закон противоречия. То есть везде есть противоречия, и этот принцип объясняет, почему происходят изменения. 2. Закон перехода количества в качество. Объясняется, какие именно происходят изменения. 3. Закон отрицания отрицания. Объясняет, как развивается все – развитие происходит по спирали. Гегель разрабатывал не только логику диалектики, он вообще создатель философской системы. Он пытался ответить на все вопросы: как возник мир, как развивается и куда движется. Здесь необходимо отметить разницу между системой философии Гегеля и диалектики. Система претендует на бесконечность, когда диалектика говорит о бесконечном развитии. Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости " вещи в себе"; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. В основе мироздания по Г. Лежит Абсолютная идея, неизменная духовная сущность, не зависящая ни от кого и ни от чего. Это есть не что иное, как Бог. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 3639; Нарушение авторского права страницы