Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Познание как предмет философского анализа.



Познание - это отражение внешнего мира, действительности в голове человека, воспроизведение изучаемого объекта таким, каков он есть вне человеческого сознания, обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.Теория познания (гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, условия достоверности знания, формы и уровни познания, его социокультурные факторы. Теория познания тесно связана с такими фундаментальными науками как онтология - учение о бытии как таковом, и диалектика - учение о всеобщих законах развития бытия и познания, а также с логикой и методологией. Субъектом познания является человек. Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. Познание есть активный творческий процесс поиска нового, оригинального и даже уникального - того, чего раньше не было. В этом процессе " задействованы" все способности познающего субъекта - его органы чувств, память, мышление, воображение, фантазия, интуиция и др. - в их единстве и взаимодействии. Творческое познание - это всегда непрерывный, активный, целенаправленный поиск новых подходов, выводов и результатов, а его фундаментальная характеристика - мысленное прогнозирование будущего.Рациональное познание - это моделирование реальности в форме логико-понятийных конструкций с помощью логических средств мышления.Реальный процесс познания не осуществляется как чисто рациональный: он всегда переплетается с нерациональными формами. К иррациональному относятся предрассудки, эмоции, подсознательные влечения, интуиция, мистические озарения и т.д. Познание состоит из: цели (достижение истины) и результата (знание). В процессе познания человек использует также различные логические приёмы (анализ и синтез, дедукцию, индукцию и т.д.)

 

Научное познание, его специфические признаки. Вненаучные формы (обыденное, художественное, религиозное) познания.

Научное познание – познание, целью которого является открытие объективных обоснованных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи. Научное познание – высший уровень познавательной деятельности, обеспечивающий формирование теоретических знаний, подтвержденных практикой. Познание состоит из: цели (достижение истины) и результата (знание).

В структуре научного познания выделяют три уровня: эмпирический, теоретический и метатеоретический.

Эмпирический уровень - преобладает чувственный опыт, рациональное познание имеет место, но подчинено чувственному. Исследователь взаимодействует с изучаемым предметом непосредственно. Как методы исследования используются: наблюдение, эксперимент, описание.

Теоретический уровень – преобладает рациональное познание. Методы: аналогия, моделирование, абстрагирование, логика. В итоге выявляются законы, создаются научные теории.

Метатеоретический уровень включает методологию и философию науки. Методология науки - это учение о методах, формах и внутренних механизмах научного познания.

 

Виды ненаучного познания.

Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и необходимо для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы. И. Кант называл познавательную способность, обеспечивающую такую деятельность, рассудком.

Религиозное познание представляет собой мышление на основе догматов, признанных неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является требование верить в сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в которой бессильны и обыденное познание, и научное. Религия, будучи формой получения и расширения духовного опыта, оказала значительное воздействие на развитие человечества.

Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить — в литературе, музыке, живописи, скульптуре — тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы. Художественный образ как бы дополняет научное понятие. Если наука пытается показать объективную сторону мира, то искусство (наряду с религией) — личностно окрашенную его составляющую.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

В структуре научного познания выделяют несколько уровней: эмпирический, теоретический.

Эмпирический уровень - преобладает чувственный опыт, рациональное познание имеет место, но подчинено чувственному. Исследователь взаимодействует с изучаемым предметом непосредственно. Знание на этом уровне фрагментарно (только об отдельных сторонах изучаемого объекта). Как методы исследования используются: наблюдение, эксперимент, описание.

Теоретический уровень – преобладает рациональное познание, при подчиненном положении чувственного; однако при создании (формулировании) теории используются только формы рационального познания. Системность знания (сущность изучаемого объекта). Методы: аналогия, моделирование, абстрагирование, логика. В итоге выявляются законы, создаются научные теории. Следует отметить, что эмпирический и теоретический уровни взаимосвязаны, и граница между ними условна и весьма подвижна.

 

 

Научные революции и смены типов рациональности

Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Это - классическая рациональность; неклассическая рациональность и постнеклассическая рациональность. Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания.

Классический тип научной рациональности, сосредотачивая внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

 

 

41. Методы и формы научного познания.

Формы научного знания:

Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком (знание о незнании). Проблема возникает тогда, когда открыто новое явление, которое не поддастся объяснению в системе имеющегося знания.

Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве.

Закон - знание, в котором в форме теоретических утверждений отражаются существенные, необходимые и повторяющиеся связи явлений.

Теория - целостная, непротиворечивая, обобщенная система знаний, раскрывающая существенные связи и отношения между элементами исследуемой реальности, закономерности связей и описывающая их посредством системы законов. На основе теории достигается объяснение и предсказание новых явлений. (греч. - наблюдение, исследование)

Основные методы научного познания:

Эмпирические методы:

Наблюдение - целенаправленное созерцание, восприятие предметов и явлений в их естественном виде (т.е. такими, какие они в действительности).

Эксперимент - исследование в специально созданных, искусственных условиях, при активном воздействии на изучаемый предмет.

Теоретические методы:

Синтез - вещественное или мысленное объединение частей, сторон предмета с целью раскрыть их внутренние связи и присущие предмету закономерности.

Анализ - расчленение предмета на образующие его элементы, стороны, чтобы понять их место, выделить главное.

Индукция - движение мысли от единичных явлений к общим выводам.

Дедукция - движение мысли от общего к единичному (частному).

Аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых отношениях.

Моделирование - воспроизводство одного предмета посредством другого (аналогично ему).

Теория - логически обоснованная система знаний о целостной группе явлений, о закономерностях существования этой группы.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь