Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные концепции в теории познания.



Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира.

Большинство философских систем нового времени выделяли 2 основных этапа: чувственное (эмпирическое) и рациональное. Их роль и значение в процессе познания определялись разными философиями по-разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рациональному познанию, не отрицая и значения чувств познания в качестве механизма связи разума с внешним миром. Сторонники эмпиризма считали чувственное познание главным и даже единственным источником знаний (Гоббс, Локк).

Кроме того, существует еще и иррациональное познание.

Чувственное познание является начальным этапом познания.

Для познания объектов данного типа необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов.

Рационализм - учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует и проявление (Спиноза, Кант, Гегель).

Рациональное познание занимается идеализированными объектами. Главное – математика и логика. Вера в разум, в очевидность рационального рассмотрения.

Недостатки рационализма – в недоверии к опытным фактах и переоценка достоверности умозрительных конструкций. Логические принципы часто опровергаются жизненной практикой. Рационализм не знает диалектику – знание всегда стоит на месте. Нет синтеза. Ничем не обогащается и кристаллизовывается. Познание должно соприкасаться с практикой.

Иррационализм (Ницше) - философское учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт. Считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчиненной игре слусая, слепой воле.

Тактика иррационализма: человека объемлет реальность, но она дана ему не в полной мере и постигнута вся быть не может.

 

Билет 8

Философия Платона.

Платон является крупнейшим древнегреческим философом. Также отметим, что именно он является основоположником идеалистического направления философии.

В отличие от своего учителя он оставил после себя много письменных трудов. Самые важные из них:

· Апология Сократа;

· Законы;

· Государство;

· Горгий;

· Пармелид;

· Феодон.

Как уже говорилось выше, он является основателем идеализма. В его идеалистическом учении можно выделить следующие идеи:

· окружающий мир все время меняется. Он не существует как самостоятельная субстанция;

· реально могут существовать только бестелесные (чистых) идеи;

· мир – это не что иное, как отражение чистых идей;

· чистые идеи постоянны, бесконечны, истинны;

· все существующие вокруг нас вещи являются отображением изначальных идей – то есть чистых.

Платон выдвинул идею учения о триаде. Согласно ей в основе всего сущего лежат три субстанции: единое, ум, душа.

Единое в данном случае является основой любого бытия, не может быть связано ни с какими общими признаками. По сути дела философия Платона уверяет в том, что именно единое является основой всех чистых идей. Единое есть ничто.

От единого происходит ум. Он не только отделен от единого, но и является и его противоположностью. Является чем-то вроде сущности всех вещей, обобщением всего живущего.

Душа, в данном случае, представляется подвижной субстанцией, связывающей такие понятия, как «единое - ничто», а также «ум – живое». Также она связывает абсолютно все предметы и явления нашего мира. Душа есть у мира и у отдельного человека. Ее также имеют вещи. Души вещей и живых существ – это частички мировой души. Они являются бессмертными, а земная смерть – это только повод для принятия новой оболочки.

Философия Платона очень часто задевает проблемы государства. Отметим, что подобных вопросов его предшественники практически не касались. По Платону существует семь типов государства:

· монархия;

· тирания;

· аристократия;

· олигархия;

· демократия;

· тимократия. Несправедливая власть большинства.

Философия Платона выдвигает своеобразный план устройства государства. В этом государстве все люди делятся на три большие категории: работники, философы, а также воины. При рассмотрении данного вопроса Платон часто задумывался о частной собственности.

Философия Платона и Аристотеля имеют много общего. Аристотель критиковал Платона за его чистые идеи, так как считал, что мир постоянно меняется – рассматривать что-либо можно только с учетом произошедших вокруг изменений.

Понятие истины и ее характеристики.

Проблема истины является ведущей в философии познания. Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем а так же научного познания. Первые попытки теоретического исследования и определения истинности связанны с именами древних мыслителей-философов Платоном и Аристотелем. «Стремление к истине и красоте как к высшему благу есть, согласно Платону, исступленность, восторженность и влюбленность.»Аристотелю же принадлежит определение истины являющееся основапологающим в философской мысли и по сей день: «истина – это соответствие мысли и предмета, знания и действительности».

Понятие истинности люди сопоставили с нравственными понятиями правды и искренности. Правда и истинность являются целью науки и искусства, и являются идеалом нравственных побуждений. Во все времена все величайшие мыслители видели в понятии истинности высокий смысл нравственности и эстетичности.

Как уже говорилось, истину определяют как соответствие знания объекту. «Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.»Исходя из этого можно сказать, что существование истины зависит не от объекта, а от субъективной реальности и её информационных и ценностных аспектов. Для человека ценность и значимость знания, или объекта исследования зависит от его истинности. Таким образом, истина «есть свойство знания, а не самого объекта познания». Т.е. истина это есть разумное, адекватное отражение объекта познающим субъектом, которая обличает реальность такой какой она является вне человеческого сознания, это выражается в объективных и субъективных сторонах истины. Истинные знания дают возможность человеку рационально организовывать свои действия. Сама деятельность человека, то как он преобразовал окружающий мир, говорит о существовании истины, т.е. адекватное и правильное восприятие всего сущего помогло человеку использовать знания для своего развития. Можно сказать, что «истина «не сидит в вещах» и «не создаётся нами»; истина есть характеристика меры адекватности знания, постижения сути объекта субъектом».

 

Билет 9

Философия Аристотеля.

А. выявляет типы бытия в соответствии с типами суждений: »оно есть». Но бытие им понимается как всеобщий предикат, котрый относится ко всем категориям, но не является родовым понятием. Опираясь на проводимый им принцип взаимосвязи формы и материи, а. преодолевает присущее прежней философии противопоставление сфер бытия, поскольку форма для него есть неотъемлемая хар-ка бытия. Он признает также нематериальную форму всех форм т.е. бога. Для объяснения того, что существует, А. принимал 4 причины:

· сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть(формальная причина)

· материя и подлежащее (субстрат)- то, из чего что-либо возникает (материальная причина)

· движущая причина, начало движения;

· целевая причина-то, ради чего что-либо осуществляется

Хотя А. признавал материю одной из первых причин и считал ее некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трем причинам, причем сути бытия-форме-приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало-бога. Бог Аристотеля-«перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1730; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь