Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философские идеалы эпохи Просвещения.



Как идейно-мировоззренческое движение Просвещения достигло высшего расцвета во Франции, хотя и получило распространение во всех странах Европы. Философы эпохи Просвещения не только продолжали классические идеи рационализма, но и формулировали новые, основываясь на критике картезианской метафизики за ее умозрительность и недостаточную связь с наукой и практикой. Просвещение усилило критику религиозной идеологии, основываясь на достижениях науки и принципов материалистической философии. Во Франции Просвещение приняло форму материализма и атеизма. Тем самым подготовило почву для появления социалистических идей. Идеологи Просвещения ставили перед собой не только собственно философские и научные проблемы, но и общие социально-культурные задачи, пытаясь просветить народ, научить его пользоваться возможностями своего разума. Освободить народ от предрассудков, сделать людей «совершеннолетними», научить их критически относиться к предлагаемым религиозным и социальным проектам. Эти идеи развивали Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро во Франции; Мандевиль, Т. Рид в Англии; X. Вольф в Германии. Исходная ценностно-мировоззренческая установка Просвещения – «имей мужество пользоваться собственным умом». Тем самым идеологи Просвещения утверждали веру в человеческий разум, который наиболее полно реализуется в науке и технике. Отсюда опора на научное знание, пропаганда самоценности научного разума. Философы Просвещения подчиняли научный разум жизни, преобразованию социальных отношений, улучшению жизненных условий и т.д. Отсюда защита ими естественных прав человека и гражданина, критика суеверий, воплощенных в религиях, пропаганда идей религиозной терпимости, пантеизма и деизма. Согласно философии Просвещения, «разум не дает вечных и общеобязательных истин. Разум – возможность истины, а не обязательная способность постижения всех тайн бытия. Разум – основа деятельности, помогает установить связь между различными событиями и фактами». Таким образом, основным свойством человеческого разума в эпоху Просвещения является готовность и способность искать истину. Возвышая разум, философы Просвещения ставили его в зависимость от опыта; в конечном итоге он контролируется опытом и потому не всемогущ. Таким образом, трактовка разума основана не столько на философско-методологической установке, сколько на достижениях науки. Философия Просвещения отрицает правомерность заранее установленных принципов, которые должны быть метафизическими указателями.

Основная идея просветителей состоит не в том, что все в человеке сводится к разуму и все, что неразумно – бессмысленно, а в том, что все, что человек делает, думает, чувствует, все, во что он верит, может и должно быть осмыслено разумом. «Человек – существо разумное, и в нем не должно быть ничего не осмысленного разумом.»

Социальный прогресс философы Просвещения видели в распространении знания, науки, образовании населения. Они считали, что особое внимание следует уделять просвещению правителей, обладающих реальной властью.

 

Материально-производственная сфера общественной жизни.

Определяющей сферой общества является материально-производственная, экономическая. На основе экономической жизни формируется социальная сфера общества, предполагающая различные социальные группы, исторические общности людей и их отношения.

Социальная сфера общества в свою очередь обусловливает политическую, которая включает в себя политическое сознание, политические отношения, политические институты и действия.

Наконец, духовная сфера - интегритивное свойство и компонент всех видов человеческой деятельности.

Определяющей сферой жизни общества является экономическая, прежде всего материальное производство, которое придает историческому процессу целостность, связь и непрерывность.

Ведущее значение материального производства связано с тем, что именно труд выделил общество из природы. Труд является вечной и естественной необходимостью человеческого общества, а материальное производство - основой его жизни и развития.

Производство можно рассматривать и в более широком плане - как общественное производство, в котором материальное играет ведущую, определяющую роль. Понятием " общественное производство" фиксируется тот факт, что люди производят не только вещи и материальные блага, но и свою социальность: общественные отношения, социальные институты, духовные ценности.

Способ производства - представляет собой единство двух сторон - производительных сил и производственных отношений, выражающих два ряда отношений людей: отношения к природе и друг к другу.

Исторические этапы развития производства отражаются понятиями - первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический строй общества.

Общими и необходимыми компонентами процесса труда являются предмет труда, средства труда и сам труд, составляющие в своем единстве производительные силы. Предмет труда - это все то, к чему человек прилагает свои усилия.

Вторым элементом производительных сил являются средства труда. Предмет труда и средства труда, взятые вместе, составляют средства производства. Таким образом, производительные силы - это созданные обществом средства производства (прежде всего, орудия труда), а также люди, обладающие навыками к труду.

Производительные силы изменяются количественно и качественно.

Необходимой стороной производства являются собственно производственные отношения, представляющие совокупность материальных, экономических отношений между людьми. Производственные отношения связаны главным образом с собственностью. Складываясь в сфере производства, отношения собственности во многом определяют отношения обмена, распределения и потребления продуктов труда. Собственность - это не свойство вещей, а особый вид отношений к средствам производства.

Производственные отношения не пассивны, а активны. Причем эта активность может быть положительной, если она способствует развитию производительных сил, и отрицательной, если выступает тормозом развития последних.

Прослеживая историческое развитие производства, мы обнаруживаем, что на определенном этапе старые производственные отношения становятся тормозом развития производительных сил, перестают им соответствовать. Преодолевая противоречия между ними, тем самым преобразуют общественный способ производства. Переход от старого способа производства к новому осуществляется обычно путем социальных революций, которые могут приобретать самую различную форму.

 

Билет 18

Теория познания И. Канта.

Кант, Иммануил выдающийся немецкий философ.

Кант уделял много времени естествознанию и выдвинул гипотезу о происхождении солнечной системы из первоначальной туманности. Можно сказать, что Кант впервые дал глубокую критику метафизическому пониманию природы. В целом система Канта ориентируется на компромисс между материализмом и идеализмом. Идеализм у Канта приобрел форму апприоризма (знания без ссылки на опыт).

Благодаря развитию рационалистических идей Декартом, Спинозой и Лейбницем, чувственное восприятие являлось вторичным источником знания, ему не хватало ясности и несомненности истин разума, которые простираются за пределы чувственного опыта и утверждают существование и природу Бога, бессмертие души и свободу воли. Противоположное рационализму движение - английский эмпиризм. Дж.Локк начал с отрицания врожденных идей, отдав предпочтение теории разума как 'чистой доски'. Юм, отрицал возможность по-настоящему достоверного знания. Канту удалось избежать крайностей предшествующих направлений философской мысли; его более сложная философская теория соединила в себе элементы, как рационализма, так и эмпиризма.

Критики Канта:

1. Критика чистого разума.

2. Критика практического разума.

3. Критика способности суждения.

Человек обладает тремя познавательными способностями: чувственностью, рассудком и разумом. В их основе находятся априорные формы.

Формы чувственности – пространство и время. Формы рассудка – категории. Формы разума – идеи: космологическая, теологическая и психологическая.

Философия Канта в вертикальном разрезе имеет две ипостаси: теоретическую (учение о познании) и практическую (учении о человеческом поведении), т.е. моральную.

Цель философии - анализ условий достижения адекватного, всеобщего знания, которое, в свою очередь, должно стать условием достижения свободы. Эта направленность – «трансцендентальный».

Кант убежден в том, что всякое познание начинается с опыта, т.е. с воздействия предметов внешнего мира на органы чувств человека. Однако отсюда не следует, что оно целиком из него происходит. Опыт не может быть основой всеобщих истин.

Проблема бога – это не проблема рационального знания, это проблема веры.

По Канту, ни опыт ни наука невозможны до тех пор, пока к чувственным данным не будет прибавлено определение, имеющее нечувственный характер. «Все наше познание начинается с опыта», но «познание не исходит из опыта». Познание имеет два источника: эмпирический и априорный.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1042; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь