Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Этапы развития средневековой философии: патристика и схоластика.
Основными этапами средневековой философии являются патристика и схоластика. Патристика (христианское богословие II—VIII вв.). Представителями: Тертуллиан, Аврелий Августин и др. Эти философы отстаивали религиозные христианские догматы против язычества и гностицизма, утверждая несовместимость античной мудрости с христианской верой. Основными темами средневековой патристики являются проблема сущности и бытия Бога, происхождения зла в мире), свобода воли человека и возможность спасения души. Схоластика (IX—XIV вв.). Термин обозначает «школьную философию», мудрость, которой обучают в монастырских школах и университетах. Схоластика развивает проблематику патристики, систематизирует и рационализирует христианское мировоззрение. Схоластика подразделяется на ряд этапов: · ранняя (IX—XI вв.): Ансельм Кентерберийский; · зрелая или классическая (XII—XIII вв.): Фома АквинскийПьер Абеляр, Иоанн Росцелин и др; · поздняя (XIII—XIV вв.): Иоанн Дуне Скот Проблемы соотношения веры и разума, единичного и общего, по-прежнему в качестве важнейших тем сохраняются вопросы о бытии Бога, возможности спасения души и т.п. Центральную проблему зрелой схоластики составляет спор об универсалиях — общих идеях, об отношении единичного к общему и о реальности существования общего. В зависимости от ответа на этот вопрос в средневековой философии формируются три позиции. Реализм, представители которого утверждали, что общее существует реально, в виде идеальной или реальной «вещи» и не является простым конструктом человеческого ума. Реализм поддерживался церковью, поскольку не конфликтовал с официальным вероучением и служил дополнительным обоснованием бытия Бога. Представителями реализма были Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский. Противоположная реализму позиция — номинализм. Номиналисты утверждали, что универсалии являются простыми именами вещей, поэтому существуют только в разуме человека, и не обладают самостоятельным существованием в качестве вещи. Номиналисты не отвечают на вопрос о первичности материи или духа, для них, как и для всех средневековых философов первичной остается духовная реальность. представители — Иоанн Росцелин и Уильям Оккам. Концептуализм — философская позиция, примиряющая реализм и номинализм, согласно которой реально существуют отдельные вещи, а общее обретает реальность в сфере ума в виде понятий. Создателем концептуализма является Пьер Абеляр. Основными принципами средневекового философского мышления считаются геоцентризм — Бог есть центральная точка мировоззрения, креационизм — вера в то, что все существующее является актом божественной воли, сотворено Богом из ничего; провиденциализм — вера в божественную предопределенность всего существующего; эсхатологизм — вера в конец света и действенное ожидание его. Особенности научного познания. Методы научного познания включают в себя: · общечеловеческие приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукцию, дедукцию...) · способы эмпирического и теоретического исследования · для процессов построения теоретических систем знания особое значение имеет метод восхождения от абстрактного к конкретному Метод— в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме. Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. Понятие «методология» имеет два основных значения: · система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.); · учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии. Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод - совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Существенный вклад в методологию внесли немецкая классическая (особенно Гегель) и материалистическая философия (особенно К. Маркс), достаточно глубоко разработавшие диалектический метод — соответственно на идеалистической и материалистической основах. Главное предназначение любого метода обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем. Каждый метод обусловлен, прежде всего, своим предметом, т. е. тем, что именно исследуется (отдельные объекты или их классы). Метод изменяется в своем содержании вместе с предметом, на который он направлен. Все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы. Рассмотрим важное разделении всех методов на две большие группы - на методы эмпирические и теоретические. Различаются объектами: · в эмпирическом познании объект - это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей. · теоретическом познании - теоретические идеальные объекты (идеализированные объекты, абстрактные объекты или теоретическе конструкты). Эмпирический и теоретический типы познания различаются средствами и методами исследовательской деятельности. Методы эмпирического исследования. Существуют 3 основных метода опосредованного получения нового знания: · операциональный (осознан в начале 20 в) · систематическое наблюдение · сравнение · счет · измерение и т.п. · экспериментальный · логико-математический (построение моделей) Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. Эксперимент - это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета.
Билет 12 Философия Августина. Августин Блаженный считается крупнейшим философом и богословом периода патристики, оказавшим существенное воздействие на всю средневековую культуру и на последующее развитие философии. Помимо теоретического значения, его деятельность имела и практический смысл: он, в частности, обосновал необходимость церковной организации как посредника между Богом и верующими. Главные труды Августина – «О граде Божием», «Об истинной религии», «Исповедь», «О Троице» и др. Августин провел огромную работу по систематизации религиозного знания, стремился представить его в качестве единой, целостной концепции. В своих сочинениях он следовал положению, согласно которому «истинная философия и истинная религия одно и то же». Августин принял положение Платона о существовании бестелесных идей («сущностей»). Августин снял грань, отделявшую мир идей от Мировой Души, и включил в религиозный Абсолют все платоновские идеи. Он заявил, что идеи Платона – «это мысли творца перед актом творения». Богу присуща бестелесность, бесконечность в пространстве, вечность, трактуемая как неизменчивость. Бог есть воля, высшее благо. Посредством своей воли, нацеленной на благо, Бог создает все предметы природы, все души людей и такие бестелесные существа, как ангелы. Таким образом Августин обосновывает креационизм – положение о творении природы и материи Богом. В теоцентризме Августина многое оказалось новым. Главное – он конкретизировал религиозное представление о Боге, наполнил данное понятие философским содержанием, передвинув «личностное» к «трансцендентному», к философскому Абсолюту. Говоря о предопределенности Богом судьбы людей, Августин поставил проблему свободы воли. Воля может направляться разумом, но может иметь место и рассогласование воли и разума; выбор воли, т. е. действий человека, может быть иррациональным, не согласующимся с разумным пониманием. Человек свободен, когда воля направляет его действия к добру, к выполнению Божественных заповедей. В истории человечества Августин отмечает изменения к лучшему: все больше людей желают нравственного самоусовершенствования. Церковь является представителем Божьего града на Земле, ее власть выше светской, а потому монархи должны быть в подчинении у церкви.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы