Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Периодизация и основные черты
Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа. • демократический — VII— V вв. до н. э.; • классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.; • эллинистический - конец IV - IIвв. до н. э.; • римский - Iв. до н. э. - V в. н. э. К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов-" досократиков": • милетской школы — " физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена); • Гераклита Эфесского; • элейской школы; • атомистов (Демокрита, Левкиппа); • некоторых иных философов. Основные проблемы, которыми занимались " досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму. Классический (сократический) период — время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса). К данному этапу относятся: • философско-просветительская деятельность софистов; • философия Сократа; • зарождение " сократических" школ; • философия Платона; • философия Аристотеля. Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже " досократиков": • меньше уделяли внимания поиску первоначала; • допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса; • выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон — автор учения о " чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир); • положили начало спору между материализмом и идеализмом; • проявили интерес к проблеме человека, общества, государства; • от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному; • внесли вклад в развитие логики; • вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ). Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно: • распространение антиобщественной философии киников; • зарождение стоического направления философии; • деятельность " сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; • философия Эпикура и пр. Для философии римского периода было характерно: • взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой); • фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну — античную философию; • влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.); • близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором); • небольшое внимание к проблемам окружающей природы; • повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства; • расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека); • расцвет стоической философии, сторонники" которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости); • преобладание идеализма над материализмом; • все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов; • повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни; • рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей; • постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.
ШКОЛЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Первым назвал философию философией, а себя философом Пифагор в VI в. до н.э. Но первое упоминание о философии встречается немного раньше Пифагора: на Пифийских играх в 582 г. вводятся мусические состязания, в том числе состязания в мудрости. Там впервые упоминаются знаменитые семь мудрецов. Одновременно в середине - второй половине VI в. до н.э в Малой Азии возникают крупные культурные центры, в том числе Милет - родина Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. В 532 г. до н.э. Пифагор основывает в Италии свою Школу. Собственно, с этого момента начинается античная философия, которая завершится через тысячу с небольшим лет, в 529 г., когда эдиктом императора Юстиниана будут закрыты последние языческие школы и последний схоларх Академии Дамаскин вынужден будет покинуть Афины. Греческая философия возникла на Востоке, в Малой Азии и в Великой Греции (юг Италии), достигла расцвета в Афинах и через Александрийские школы и Родос перешла в Рим. В 60-х г. V в. до н.э. в Афинах возникает течение софистов - учителей красноречия; в противовес этому появляется учение Сократа, а через 40 лет, после смерти учителя, - школы его учеников. Самой знаменитой школой стала Академия Платона (387 г. до н.э.), последние следы деятельности которой можно увидеть почти 2000 лет спустя - в эпоху Возрождения. В 335 г. до н.э. ученик Платона Аристотель основал собственную школу - Ликей, или Перипат. По подсчетам римских историков, в Древней Греции было 288 философских учений, из которых помимо великих философских школ выделяется учение киников и киренских философов. В 306 г. афиняне издают закон, запрещающий под страхом смертной казни открывать новые философские школы. И хотя через год его отменяют, в Афинах остается четыре большие школы: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Портик (стоическая школа) и Сад (эпикурейская школа). В истории греческой философии выделяют три периода: космополитический (до Сократа), антропологический (познание человека) и систематический (Платон, Аристотель и другие).
К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся: • милетская школа; • школа пифагорейцев; • школа Гераклита Эфесского; • элейская школа; • атомисты. Характерными чертами досократических философских школ являлись: • ярко выраженный космоцентризм; • повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; • поиск первоначала, породившего все сущее; • гилозоизм (одушевление неживой природы); • доктринерский (недискуссионный) характер философских учений. 2. Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы: • выступали с материалистических позиций; • занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными; • пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа " физиков" ); • искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир. Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие: • первоначалом всего сущего считал воду (" архэ" ); • представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; • считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее); • допускал наличие множества богов; • считал центром вселенной Землю; • точно определил продолжительность года — 365 дней; • сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса: • первоначалом всего сущего считал " апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится; • вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы (" атомы" ) остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы; • первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина). Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра: • первопричиной всего сущего считал воздух; • выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.); • проводил параллели между душой человека (" психэ" ) и воздухом (" пневмой" ) - " душой космоса"; • отождествлял божества с силами природы и небесными светилами. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы