Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сущность материалистического понимания истории. Материальное производство – основа общественной жизни.



После написания Марксом «Экономическо-философских рукописей 1844 года» в ходе критики своих прежних единомышленников - младогегельянцев и своего последнего кумира - Фейербаха им были заложены основы учения, получившего впоследствии название исторического материализма.

Суть критики младогегельянства, проходящий через обе совместные работы Маркса и Энгельса, состоит в том, что нельзя изменить мир посредством изменения сознания, посредством идей, выдвигаемых младогегельянскими «критически мыслящими личностями», поскольку интересы людей порождаются реальными условиями их жизни, их бытием.

Маркс вводит в философию сферу практически-преобразовательной деятельности людей, которой философы раньше не интересовались. Эта практическая деятельность - прежде всего переработка природных предметов для производства нужных для жизни людей материальных благ, а затем революционная борьба ради изменения самого общества - и есть, по Марксу, самый важный вид деятельности, от которого так или иначе зависят все остальные.

В истории наблюдаются разные типы производственных отношений и каждый раз отношения людей между собой обусловливаются их отношением к средствам производства. Если одни люди владеют средствами производства, а другие - нет, то этим последним ничего не остается, как работать на первых, на собственников, владельцев. Отсюда происходит разделение людей на классы, образующие в обществе социальную иерархию господства: рабовладельцы господствуют над рабами, феодалы - над крестьянами, капиталисты - над рабочими. Отсюда же вытекает возможность периодизировать историю, классифицируя типы общества - «общественные формации» - в соответствии с различными формами собственности на средства производства, с разными способами производства.

В «Немецкой идеологии» эта периодизация выглядит следующим образом: племенная, античная, феодальная, капиталистическая и будущая коммунистическая формы собственности и соответственно типы общества. Все это, подчеркивают Маркс и Энгельс, не выводится путем спекулятивного философского рассуждения, а выявляется эмпирически, как это делает «позитивная наука». Их цель, заявляют они, построить учение об обществе и его истории как науку, которую они прямо противопоставляют всей прежней философии и даже философии вообще. И эта наука призвана не просто констатировать деление истории обществана формации, а каждой формации - на ее составные элементы и классы, но и объяснить, почему та или иная общественная формация устроена именно таким образом, а главное - почему общество развивается, переходя от формации к формации.

Общество - некая целостность, способная к саморазвитию. Его различные части должны так или иначе соответствовать друг другу. Такое соответствие в принципе существует между производительными силами и производственными отношениями. Смену формаций в обществе Маркс объясняет тем, что развиваются производительные силы, нарушая соответствие между собой и производственными отношениями, откуда вытекает необходимость изменения этих отношений, а за ними и других, «надстроечных» отношений, то есть всего общества. И так как изменения затрагивают интересы различных классов, оно совершается в ходе классовой борьбы, в ходе революции, где одни классы выступают как прогрессивные, а другие - как консервативные или реакционные. «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов». По Марксу новое общество выводится из противоречий самого общества на данном этапе его развития, и прежде всего из противоречия между производительными силами и производственными отношениями.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО наряду с духовным одно из основных слагаемых общественного производства. В его содержание входит процесс превращения предметов природы в продукты общественного и личного пользования и общественные отношения, внутри и посредством которых этот процесс осуществляется. Иначе говоря, его необходимыми сторонами являются производительные силы и производственные отношения. Их единство часто именуется способом производства. Такое обозначение материального производства идет от И.В. Сталина. Оно, однако, не согласуется с трактовкой понятия «способ производства», данной в работах Маркса, Энгельса, Ленина и ряда других марксистов. В последних данное понятие используется, как правило, для обозначения только одной стороны производства, производственных отношений. Это важно иметь в виду, поскольку у названных авторов понятие способа производства в отмеченном смысле является исходным при характеристике общественного бытия, общественно-экономической формации, экономического базиса, предмета экономической науки и других явлений. Материальное производство играет определяющую роль в жизни общества. Вместе с изменением его исторических типов (первобытного, античного, феодального, капиталистического) более или менее быстро происходят изменения во всех основных компонентах общества: социальной структуре, политической организации, правовых законах, господствующем мировоззрении, социальной психологии и т. д. Развитие материального производства имеет внутренние источники. Они связаны прежде всего с диалектикой производительных сил и производственных отношений. Основным выражением этой диалектики является закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Согласно этому закону (содержание которого, кстати, нередко искажается путем замены выраженного в нем характера взаимосвязи сторон производства их простым взаимодействием) материальное производство достигает тем больших успехов, чем полнее содержание, особенности производственных отношений будут соответствовать состоянию, потребностям, тенденциям развития производительных сил, их характеру и уровню. С развитием общества роль производства несколько меняется. Оставаясь определяющим фактором истории, оно сохраняет роль основы общественной жизни, но причины, источники, импульсы общественного развития, исходившие ранее непосредственно от производства, все больше связываются с теми научными, конструкторскими, творческими идеями, изобретениями, новшествами, которые создаются в основном вне производства. Постоянное и интенсивное развитие производства приводит со временем к появлению многих жизненно острых проблем, связанных с экономическими, экологическими, демографическими и другими кризисами. Это вызывает необходимость существенно новых подходов к масштабам, направленности, формам развития производства. Учение об определяющей роли материального производства, о диалектике производительных сил и производственных отношений имеет большое методологическое, мировоззренческое значение: оно выражает исходное положение в понимании истории, выделяет наиболее важную задачу общественных наук, является существенным критерием при определении общественного места каждого человека, его связи с общественно-необходимым трудом.


Социальная структура общества. Динамика социальной структуры современного общества.

Социальные структуры общества - совокупность классов, слоев, групп и взаимоотношения между ними. Социальные структуры выделяют по различным признакам, например социально-демографическая структура общества. Все зависит от главного критерия по которому производится структурирование. В завис от численности, социальные общности подразделяют на «большие»(классы, нации), «средние»( территориальные общности и производственные коллективы), и «малые»(семья).

Пути происхождения класса.

1.Через отделение в общине эксплуататорской верхушки.

2.Посредством обращения людей в рабство.(Сначала чужеплеменников, затем - своих)

Главная причина разделения общества на классы лежит в прогрессе. Бывают основные и неосновные классы. Основные - те, существование которых обусловлено существующими СП. Неосновные - те, что на основе отжившего или зарождающегося СП. Кроме классов в обществе существуют сословия, касты, слои. Экономические условия и занимаемое ими место в обществе определяют их интересы. Несовпадение интересов приводит к классовой борьбе. Классовая борьба всегда особенно обостряется в период смены ОЭФ.

Формы классовой борьбы:

1.Экономическая борьба за наивыгоднейшие условия существования.

2.Политическая борьба за власть

3.Идеологическая борьба(«Борьба за идеи»).

Социальные стратификации. Если в основе деления общества на классы лежит критерий отношения собственности на средства производства, то в теории социальной стратификации, выработанной западными учеными лежит понятие страты. Страта – это слой, пласт. Критерием разделения общества на страты является не один признак а совокупность ряда признаков. Причем эти признаки могут быть выбраны произвольно. (например в качестве признака может быть выбран доход, количество членов семьи и даже хобби. При этом в теории стратификации различают вертикальную мобильность ( перемещение из одной страты в другую), и горизонтальную мобильность (перемещение в пределах одной страты).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь