Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет философии и её структура



Предмет философии и её структура

В истории философии имеет место три основных подхода к определению предмета философии: староантичный, традиционный, современный. Представители первых двух подходов связывали предмет философии с её структурой. Аристотель выделял три области знания, которые включает в себя философия: 1. Теоретическая: метафизика, математика и физика. 2. Практическая: экономика, политика, этика. 3.Поэтическая: теория стихосложения, риторика. В 17 в. Аналогичную идею высказал Р.Декарт. Гегель создал свою систему философии, где по его мнению можно выделить три части: логику, натурфилософию, философию духа. Такая точка зрения сохранилась до сер.19в. Философия считалась матерью наук, наукой наук. К 19в. По вопросу о предмете философии сложилось две точки зрения: 1. Философия – наука наук. 2. Позитивизм (основатель Огюст Конт). Философия исследует не только одного человека, но и весь мир. Не всякое всеобщее составляет предмет в философии, а лишь то, которое связано с отношением к нему человека. Предмет философии определяется через всеобщее в системе «мир-человек». Философия выступает как система взглядов на мир в целом и на отношение человека как ценностного существа к этому целостному миру. В уточнении предмета философии помогают ее основные проблемы, которые составляют ее содержание. В философии под проблемой понимается логическая форма познания, которая выступает в виде вопроса, способствующего организации познавательной деятельности. Предмет философии выражается в ее проблемах. Выделяют две группы проблем философии: 1. Вопросы, связанные с осмыслением предмета философии. 2. Вопросы возникновения философии, вопросы форм бытия философии, проблема метода, вопросы исторического развития. Проблемы философии всеобщие и вечные. Универсальной проблемой философии является проблема взаимоотношений между миром и человеком. Ф.Энгельс сформулировал основные вопросы философии в классическом виде, выделив две стороны: 1. Что является первичным – дух или материя? 2. Познаваем ли мир? Материалисты признают первичным материю, природу и сознание рассматривают как производное от материи. Идеалисты: сознание предшествует материи и творит её.

Важной структурной характеристикой философии является её иерархичность, которая представлена 3 структурными уровнями: 1. Форма бытия философии (Религиозная, художественная, научная). 2. Дисциплинарное строение форм бытия философии (в качестве структурного ядра – диалектический, исторический материализм). 3. Логическая структура философского знания( большую роль играет научная философия).

 

Философия и мировоззрение

Содержательным ядром философского понимания мира является построение целостной картины мира. Этим ядром является мировоззрение. Структура мировоззрения: 1. Знание о мире и о себе. Знание – величина переменная. 2. Ценности – эталон, на который ориентируются в определении своего места в мире. Это характеристика полноценного бытия мира и человека. Ценности - величин переменная. 3. Идеал – некий образ совершенного отношения человека к миру, высшая цель устремлений человека в выборе своего пути. Идеал должен быть основан на полных знаниях и на истинных ценностях. Ложные знания, ценности ведут к идолу. Истор.типы мировоззрения. 1. Мифологическое: основано на художественно-эмоциональном переживании мира или на общественных иллюзиях. Характерно отражение действительности в фантастической форме, наделение вещей и явлений сверхъестественными свойствами, отождествление образа и вещи, единство духовного и материального, утилитарная направленность. Первая форма общественного сознания. 2. На идейной почве мифологии формируется религия. Специфические черты: 1. Вера в сверхъестественное, противостоящее природе. 2. Вера в могущество Бога, от воли которого зависит судьба людей и всего сущего. 3. Вера в спасение от невзгод земной жизни в потустороннем мире. 4. Представление о личном спасении. Самое главное отличие от мифа: религия имеет культово-обрядовую систему. Мифы становятся религиозными по мере включения их в эту систему. 3. Философия – специфический тип мировоззрения, многомерное духовное образование. Многомерность выражается в наличие 2 уровней отражения мира в сознании человека (миросозерцание, теоретическое мировоззрение). Миросозерцание представлено след.формами: мироощущение, миропредставление, мировосприятие. Мировоззрение: мирознание, миропонимание, мирооценка. Мировоззрение может формироваться стихийно или сознательно. Теоретическое мировоззрение – понятийное отражение мира. Включает в себя повседневное знание, жизненный опыт, здравый смысл, теоретические знания. Философия является теоретически оформленным, системно-рациональным мировоззрением, которое призвано вскрыть рациональный смсысл, всеобщие закономерности существования, развития мира и человека, их взаимоотношений.

3.Основные направления в философии.

Существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Прежде всего, это вопрос: «Что первично материя или сознание, материальное или идеальное? » в зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления как материализм и идеализм. Ученые, которые считают, что первична материя, называются материалистами, что первично сознание – идеалисты. Основные формы проявления материализма: 1. Материализм Древнего Востока и Древней Греции – первоначальная форма материализма (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.). 2.Метафизический (механистический) материализм нового времени в Европе – в основе его лежит изучение природы.(Г. Галилей, Ф.Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри и др.)

 

Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика

Метод – система регулятивных принципов и правил преобразующей деятельности, выработанных субъектом на основе изучения закономерностей исследуемого объекта. Диалектика – метод, основными принципами которого является принцип всеобщей связи и принцип развития. Метафизика – основными постулатами которого является связи между явлениями и вещами либо вообще отрицаются, либо либо признаются локальными, утверждается неизменность предметов и явлений материального мира. Герменевтика – метод прочтения и истолкования смысла текста. Зародился в Средневековье в связи с потребностью толкования Священного Писания. Позднее был перенят позитивизмом. В 20в. Использовался для истолкования текстов марксизма. С помощью метода можно открыть смысл, цель автора, понять мир жизни автора, открыть культурный фон. Эклектика ( от греч. выбирай) – соединение различных, зачастую противоположных философских взглядов, теоретических посылок, суждений. Метод господствовал в Александрийский и позднеримский период развития философии. Механически соединяет все стороны изучаемого предмета. Софистика – совокупность многообразных видов аргументации, основанных на субъективистском использовании логического вывода ради утверждения и сохранения наличных выводов теории. Философский метод не может использоваться без помощи частно-научных методов.

 

 

Философия в Древней Индии

В истории философии Индии выделяют несколько периодов: 1. ведический (ведать, знать) – сборники знаний древних индусов. 2. эпический ( жизнь богов, этические моменты). 3. классический ( формируются основные философские школы).Начало формирования философского мышления в Индии связано с брахманизмом. В своих догмах брахманизм основывался на ведах. Все ведические тексты считаются священными книгами, божественным откровением. Заключительная часть Вед – упанишады содержит трактаты религиозно-философского характера. Первоначально упанишады означали сидение вокруг учителя с целью получения истины. Затем этот термин стал означать тайное учение. В упанишадах развивается тематика вед: идея единства всего сущего, космологическая тематика и т. д. Все философские школы по отношению к ведам делятся на 2 группы: 1)ортодоксальные школы (веданта, миманса, санкхья, йога, вайшешика, ньяя); 2)неортодоксальные школы (чарвака, джайнизм, буддизм). Ортодоксальные школы. Это философия признает авторитета вед, опирается на них. Веданта (завершение Вед) – наиболее влиятельная система. Она признает брахмана как абсолютную духовную сущность мира Отдельные души (атаманы) через познание и любовь к богу достигают спасения, соединяясь с богом. Выход из круговорота сансары и заключается в рассмотрении всего сущего с точки зрения высшей истины. Главный путь к достижению этого истинного знания – соблюдение нравственных норм и медитация. Которая означает размышление над проблемами Вед. Миманса – эта система касается объяснения ритуала вед. Учение Вед здесь тесно связано с дхармой – идеей долга, исполнение которого предполагает прежде всего жертвоприношение. Это выполнение своего долга и ведет искуплению кармы и к освобождению как прекращению перерождений и страданий. Санкхья: в ее основе лежит не текст вед, а независимый опыт и размышления. Санкхья представляет собой дуалистическое направление – при соединении практики и души возникают исходные принципы мира, как материальные (вода, воздух и т. д.), так и духовные (интеллект, самосознание и т. д.). Йога – философия этой школы направлена на практическое, психологическое обучение. Большое место в этой системе занимает объяснение правил психической тренировки, последовательными ступенями которой являются: самонаблюдение, овладение дыханием при определенных позах тела, изоляция чувств от внешних воздействий, концентрация мысли, медитация, состояние отторжения. На последней ступени достигается освобождение. Вайшешика. Согласно ей все вещи постоянно изменяются, но в них имеются и устойчивые элементы – шаровидные атомы. Атомы вечны, никем не созданы. Из них и возникают различные одушествленные и неодушествленные предметы. Однако движущей силой развития мира является бог Ньяя – учение о формах мышления. Ньяя исходит из освобождения как конечной цели человеческой жизни. Для этого необходимо знать логику и ее законы. Неортодоксальные школы. Чарвака отрицает концепцию брахмана, атамана, сансары и кармы. Основой всего сущего здесь выступает материя в виде 4 первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. И жизнь, и сознание рассматриваются как производные от этих материальных первоэлементов. Материя может мыслить. Смерть – конец всему. Существует только этот мир, или лока. Основа познания – чувственное восприятие мира. Поэтому для существования другого мира, не воспринимаемого чувствами, нет никаких оснований. В основе этической концепции чарваков неограниченное наслаждение – гедонизм. Девиз представителей школы – надо есть, пить и наслаждаться этой жизнью сегодня, ибо смерть приходит всегда и ко всем. Джайнизм. В центре этого направления находится бытие личности. Сущность личности дуалистическая: духовная (джива) и материальная (аджива). Связующее звено между дживой и адживой – карма (тонкая материя). Душа человека вынуждена странствовать, постоянно перерождаясь, до тех пор пока она связана с тонкой материй. Правильная жизнь человека связывается с аскетическим поведением. Только аскетизм ведет к прекращению перерождений и к освобождению души от сансары. Каждый освобождается самостоятельно. Основные этические принципы джайнизма: отстранение от мирского богатства, суеты, страстей, уважение ко всем живым существам и т. п. Буддизм. Возник в 6 в. до н. э. Его основатель – индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды (пробужденный, просветленный). Характерная особенность этого учения – его этико-практическая направленность, а центральный вопрос, который его интересует, - бытие личности. В основе буддизма «4 благородные «истины»:

1. Жизнь есть страдания.

2. В основе страданий лежат желания.

3. Чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний.

4. Есть путь для избавления от страданий (восьмеричный).

Освобождение от страданий как конечная цель бытия личности – это уничтожение желаний. С этим связана концепция терпимости и относительности. В буддизме устанавливается практика медитации (сосредоточенное размышление).

 

Предмет философии религии

Философия религии представляет собой совокупность общих понятий, принципов, концепций, дающих объяснение и понимание религии, и осуществляет методологическое и мировоззренческое обеспечение религиоведения.

Предмет философии религии:

1. выявление статуса философии религии в общей системе философских, религиоведческих и иных знаний, определение специфики философского осмысления религии, решение вопроса о философских методах постижения объекта и т.п.;

2. рассмотрение особенностей и структуры религиоведческого знания, закономерностей его развития, места религиоведения в ряду наук;

3. анализ различных вариантов раскрытия сущности религии, нахождение принципов подхода к её определению, наконец, формулирование философского определения понятия религии;

4. выявление основ религии в бытии Космоса, планеты Земля, человечества, этноса, отдельного человека и т.д., анализ предпосылок религии, существующих на стороне субъекта;

5. изучение особенностей процессов познания в религиозном сознании (своеобразия субъекта, объекта форм и результатов познания);

6. исследование религиозного мировоззрения, разных типов и видов, религиозных верований, понятий, представлений, суждений, высказываний, структур умозаключений, языка религии, учений о Боге, обоснований его бытия и т.д.;

7. выявление содержания и специфики религиозной философии

Предмет философии и её структура

В истории философии имеет место три основных подхода к определению предмета философии: староантичный, традиционный, современный. Представители первых двух подходов связывали предмет философии с её структурой. Аристотель выделял три области знания, которые включает в себя философия: 1. Теоретическая: метафизика, математика и физика. 2. Практическая: экономика, политика, этика. 3.Поэтическая: теория стихосложения, риторика. В 17 в. Аналогичную идею высказал Р.Декарт. Гегель создал свою систему философии, где по его мнению можно выделить три части: логику, натурфилософию, философию духа. Такая точка зрения сохранилась до сер.19в. Философия считалась матерью наук, наукой наук. К 19в. По вопросу о предмете философии сложилось две точки зрения: 1. Философия – наука наук. 2. Позитивизм (основатель Огюст Конт). Философия исследует не только одного человека, но и весь мир. Не всякое всеобщее составляет предмет в философии, а лишь то, которое связано с отношением к нему человека. Предмет философии определяется через всеобщее в системе «мир-человек». Философия выступает как система взглядов на мир в целом и на отношение человека как ценностного существа к этому целостному миру. В уточнении предмета философии помогают ее основные проблемы, которые составляют ее содержание. В философии под проблемой понимается логическая форма познания, которая выступает в виде вопроса, способствующего организации познавательной деятельности. Предмет философии выражается в ее проблемах. Выделяют две группы проблем философии: 1. Вопросы, связанные с осмыслением предмета философии. 2. Вопросы возникновения философии, вопросы форм бытия философии, проблема метода, вопросы исторического развития. Проблемы философии всеобщие и вечные. Универсальной проблемой философии является проблема взаимоотношений между миром и человеком. Ф.Энгельс сформулировал основные вопросы философии в классическом виде, выделив две стороны: 1. Что является первичным – дух или материя? 2. Познаваем ли мир? Материалисты признают первичным материю, природу и сознание рассматривают как производное от материи. Идеалисты: сознание предшествует материи и творит её.

Важной структурной характеристикой философии является её иерархичность, которая представлена 3 структурными уровнями: 1. Форма бытия философии (Религиозная, художественная, научная). 2. Дисциплинарное строение форм бытия философии (в качестве структурного ядра – диалектический, исторический материализм). 3. Логическая структура философского знания( большую роль играет научная философия).

 

Философия и мировоззрение

Содержательным ядром философского понимания мира является построение целостной картины мира. Этим ядром является мировоззрение. Структура мировоззрения: 1. Знание о мире и о себе. Знание – величина переменная. 2. Ценности – эталон, на который ориентируются в определении своего места в мире. Это характеристика полноценного бытия мира и человека. Ценности - величин переменная. 3. Идеал – некий образ совершенного отношения человека к миру, высшая цель устремлений человека в выборе своего пути. Идеал должен быть основан на полных знаниях и на истинных ценностях. Ложные знания, ценности ведут к идолу. Истор.типы мировоззрения. 1. Мифологическое: основано на художественно-эмоциональном переживании мира или на общественных иллюзиях. Характерно отражение действительности в фантастической форме, наделение вещей и явлений сверхъестественными свойствами, отождествление образа и вещи, единство духовного и материального, утилитарная направленность. Первая форма общественного сознания. 2. На идейной почве мифологии формируется религия. Специфические черты: 1. Вера в сверхъестественное, противостоящее природе. 2. Вера в могущество Бога, от воли которого зависит судьба людей и всего сущего. 3. Вера в спасение от невзгод земной жизни в потустороннем мире. 4. Представление о личном спасении. Самое главное отличие от мифа: религия имеет культово-обрядовую систему. Мифы становятся религиозными по мере включения их в эту систему. 3. Философия – специфический тип мировоззрения, многомерное духовное образование. Многомерность выражается в наличие 2 уровней отражения мира в сознании человека (миросозерцание, теоретическое мировоззрение). Миросозерцание представлено след.формами: мироощущение, миропредставление, мировосприятие. Мировоззрение: мирознание, миропонимание, мирооценка. Мировоззрение может формироваться стихийно или сознательно. Теоретическое мировоззрение – понятийное отражение мира. Включает в себя повседневное знание, жизненный опыт, здравый смысл, теоретические знания. Философия является теоретически оформленным, системно-рациональным мировоззрением, которое призвано вскрыть рациональный смсысл, всеобщие закономерности существования, развития мира и человека, их взаимоотношений.

3.Основные направления в философии.

Существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Прежде всего, это вопрос: «Что первично материя или сознание, материальное или идеальное? » в зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления как материализм и идеализм. Ученые, которые считают, что первична материя, называются материалистами, что первично сознание – идеалисты. Основные формы проявления материализма: 1. Материализм Древнего Востока и Древней Греции – первоначальная форма материализма (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.). 2.Метафизический (механистический) материализм нового времени в Европе – в основе его лежит изучение природы.(Г. Галилей, Ф.Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри и др.)

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь