Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Античная философия доклассического периода



Древнегреческая философия возникла в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками. Материалистические учения возникли на рубеже VII – VI вв. до н. э. в Милете – крупнейшем малоазиатском греческом городе. Это учение получило название милетской школы, в которой впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. Основоположником являлся Фалес (640 – 562 до н. э.) – стихийный материалист, считавший основой всего сущего – воду. Начал преобразовывать мифологическое мировоззрение в философское. Впервые была поставлена проблема единого начала мира.Анаксимандр (611 – 546 до н. э.), утверждавший, что “первоначалом и основой является беспредельное – apeiron (апейрон)”, который характеризуется как нечто “безграничное, неопределенное, из которого возникают все небесные своды и миры в них”. Анаксимен (585 – 524 до н. э.), считавший “воздух началом сущего, ибо из него все возникает и к нему все возвращается”. Вторым после Милета очагом древнегреческой философии в Малой Азии был город Эфес, родина философа Гераклита (около 530 – 470 до н. э.). По Гераклиту, первовещество природы – огонь, наиболее способный к изменению и подвижный. Основоположник гносеологии. Человек обладает 2 средствами познания истины: чувственное познание и логос. Истина постигается умом, который познает сущность мира. Сущность его учения: утверждение борьбы, которая заканчивается соединением противоположностей и гармонией. Ионийская философия поставила вопрос о едином начале и решила его на основе движения. Единое – это какая-либо стихия (из 4). Существование этой школы было прервано персидским завоеванием. Пифагорейская школа. Пифагор стал первым называть себя философом, выделил 10 пар противоположностей, из которых все происходит. Единое для них – число. 10-священное. Элейская школа ( Ксенофан, Зенон из Элеи, Парменид). Первыми поставили вопрос о том, как можно мыслить бытие. Парменид ввел понятие бытие. Ничто не меняется, бытие вечно, едино, неделимо, неподвижно. Бытие – это то, что охватывается мыслью. Думать и быть – это одно и то же. Первыми стали для защиты своих теорий применять логические доказательства.

 

 

8.Философия и личность Сократа. Сократовская диалектика и критика софистов

Сократ родился в мае-июне 469 г. до н. э. Сократ получил общедоступное начальное образование, которое было нацелено на физическое и духовное формирование члена полиса. Около начала Пелопонесской войны Сократ выступил с устным изложением своего философского учения и вскоре собрал вокруг себя круг учеников, большая часть которых оказалась врагами общественно-политического строя. Это обстоятельство, а так же критические высказывания самого Сократа, направленные против правителей Афин, которые во главе с Анитом привлекли Сократа к суду. Мотивом для обвинения, по существу политического, послужило религиозное легкомыслие Сократа, который отрицал старых богов и почитал новое божество. По приговору суда Сократ в мае 399 г. до н.э. выпил кубок яда.Философия Сократа. Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед. Истинное познание, как его понимал Сократ, призвано дать человеку верные ориентиры для его повседневной жизни. Поэтому ценность всякого познания - природных, людских и божественных явлений и отношений - в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела. Дорога самопознания ведет человека к пониманию своего места в мире, к уяснению того, «каков он по отношению к пользованию собой как человеком». Добродетель - это знание. В центре всего сократовского философствования стоят вопросы о нравственных добродетелях, моральных качествах человека. учение Сократа - это философия морали, этика. Этически сориентирована и его теория познания. Нравственно-этический смысл человеческих поисков истины и овладение знанием предопределяется тем. Что истоки и знания, нравственности восходят, по Сократу, к богам. Мерой человеческой добродетели оказывается его степень приобщения к божественной мудрости, и процесс познания приобретает характер морального действия, нравственного акта. Истинное познание - познание посредством понятий - доступно лишь немногим, мудрецам, философам. Но и им доступна не вся мудрость, но лишь незначительная часть ее. Знание божественно, и только оно возвышает человека и уподобляет его богам. Главная задача философии - рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Важнейшим для него является дух, сознание. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. " Сократический" метод - это прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. Основными добродетелями: сдержанность - как укрощать страсти, мужество - как преодолеть опасность, справедливость - как соблюдать божественные и человеческие законы. Диалектика Сократа. Диалектика – метод исследования понятий, способом установления точных определений. Определение какого-либо понятия для него было раскрытием содержания этого понятия, нахождением того, что заключено в нем.

 

 

9. Религиозно-мифологическая философия Платона. Человек, общество и государство у Платона.

Основная часть философии Платона — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить. Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Идеальное государство Платона: трактат " Государство", диалоги " Законы", " Политик". Написаны вжанре диалога между Сократом и другими греческими философами.В своих произведениях Платон говорит о модели " идеального", лучшего государства. Эта модель такого государства, которого нигде и никогда не было, но которое должно возникнуть, то есть Платон говорит об идее государства, создает проект, утопию. Учение Платона об общественной жизни тесно связано с его теорией идей.Он создает свою модель идеального гос-ва, общественного устройства: подобно тому, как в душе человека выделяется три части (разумная, волевая, чувственная), должно быть три сословия. Благодетель в мудрости – сословие представителей – философов. Мужественная, волевая часть души – это стражи, призванные охранять гос-во. Чувственная часть – ремесленники, торговцы, крестьяне. Гос-во подобно человеку и наоборот. Следовательно, справедливое в человеке и гос-ве – это одно и то же. Человек, который представляет собой единство души и тела мб нравственно совершенным лишь в нравственно-организованном гос-ве.

10. Метафизика, онтология и логика Аристотеля. Учение о человеке, душе и разуме.

Аристотель (384-322 до н.э.) считается величайшим энциклопедистом древности. Начиная с Аристотеля можно говорить о появлении собственного языка философии. Впервые А. провел разграничение наук, выделил спец.область исследований для каждой дисциплины. А.формирует свои представления о бытии, критикуя предшественников. Бытие – существование предметного мира, воспринимаемого с помощью ощущений. Материя понимается как всеобщая причина ибо без неё нет бытия. Она пассивна и бесформенна и является материалом, чтобы вылиться в какую-либо форму. Благодаря форме реализуется материя и образуется конкретный предмет. Существует некая форма форм – Бог. А., рассматривая как материя входит в форму, выделял 4 уровня бытийности вещей и 4 вида причин: материальные, формальные, действующие и целевые. Движение А.связывает с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение из потенциального в актуальное. Движение вечно-> должно существовать нечто, что приводит тела в движение.Источник знания – чувственное восприятие. А.предпринял попытку систематического изложения общих черт бытия, в том виде, как они существуют в мире. Он назвал их 10 категорий: сущность, количество, качество, форма, отношение, место, время, положение, состояние, действие (страдание).Большое значение в философской системе Аристотеля уделяется человеку. Человек – животное, обладающее разумом и вступающий в различные отношения. Человеку присуще инстинктивное желание жить в обществе. Человек стремиться к совершенству, общей цели. Логика и методология Аристотеля.

Логические воззрения Аристотеля были изложены, в частности, в его собрании книг «Органон». В него входят «Категории», «Об истолковании», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «О софистических опровержениях».

В «Категориях» рассматриваются роды подлежащего. Основная тема «Об истолковании» - разновидности суждения, т.е. истинного или ложного высказывания, образующегося с привлечением одного подлежащего и одного сказуемого, а также способы приписывания суждениям модальных операторов. Все деятельности животной души образуют в человеке материю для развития свойственной ему формы - разума. Последний, являясь уже не формой тела, а скорее формой души, вполне нематериален; он не смешивается с телом, даже и как задаток; но, как чистая форма, разум прост, неизменяем и не подвержен страданию. Разум не возникает вместе с телом, как животные функции души, он приходит извне, как нечто высшее, Божественное, и поэтому только он один и переживает смерть тела.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь