Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Естественнонаучные и философские взгляды Канта.



И. Кант(1724-1824) родоначальник немецкой классической философии. В докритический период выступал, прежде всего, как крупный ученый - астроном, физик, географ. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости приливов и отливов от положения луны, а также обоснование научной гипотезы о происхождении солнечной системы из гигантской газовой туманности. Эта гипотеза и сейчас продолжает рассматриваться астрономами как один из возможных вариантов происхождения Вселенной.

Второй период творчества Канта назван " критическим". " Критиками" названы основные произведения этого периода: " Критика чистого разума",
" Критика практического разума", " Критика способности суждения". все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования системы трансцендентального идеализма(так Кант называл свою философскую систему.

Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских проблем. До Канта субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к истинному познанию, как то, что затемняет и искажает истинное положение вещей. У Канта же возникает задача: установить различие между субъективными и объективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях и структурах. Кант переосмысливает понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта.

Теорию познания Канта можно представить следующим образом: существуют вещи сами по себе. Эти вещи действуют на органы чувств человека, порождают многообразные ощущения. Такие ощущения упорядочиваются доопытными формами чувственности - пространством и временем, т. е. располагаются в традиционном измерении и фиксируются как длительность. На основе этих преобразований формируются восприятия, которые носят субъективный и индивидуальный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления - понятий и категорий - придает этим восприятиям всеобщий и необходимый характер. Таким образом, вещь сама по себе через каналы органов чувств, форму чувственности и рассудка стала достоянием сознания субъекта, " явилась ему", и он может делать о ней определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями. Человек, по мнению
Канта, может знать только явления. Каковы вещи сами по себе, т. е. каковы их качество и свойства их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может. Он знает о вещах только в той форме, как они даны его сознанию. Поэтому вещи сами по себе для человека становятся " вещами в - себе", непознанными, нераскрытыми.

Кант считал, что у человека нет средства установить связь, сопоставить
" вещи сами по себе" и явления. Отсюда вытекал вывод об ограниченности возможностей в познании форм чувственности и рассудка. Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами опыта, - умопостигаемый мир - может быть доступен только разуму. Разум - это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. разум оперирует идеями. Идеи у Канта - это не сверхчувственные сущности, обладающие реальным бытием и постигаемые с помощью разума(Платон). Идеи - это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задачах которые оно перед собой ставит. Идеи разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта. Но его средства - понятия и категории - действуют только в этих пределах. Поэтому рассудок впадает в иллюзии, запутывается в противоречиях. Доказательству положения о том, что идеям разума не может соответствовать реальный объект, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антиномиях разума. Антиномии - это противоречивые взаимоисключающие положения. Например, если мы возьмем идею мира в целом, то, оказывается можно доказать справедливость двух противоречащих друг другу утверждений: мир конечен и мир бесконечен в пространстве и времени. Антиномии имеют место там, где с помощью конечного человеческого разума пытаются делать заключения не о мире опыта, а о мире
" вещей самих по себе".

22.2 Сознание и отражение. Генезис сознания. Отражение. Информация.
Управление.

В принципиальном споре между основными лагерями философии вокруг сущности сознания, его отношения к бытию, материи наиболее острым и трудным для материалистической философии был вопрос о происхождении сознания из материи. Для идеализма, отстаивавшему субстанционный характер духа, сознания, и для дуализма, допускавшему параллельное существование материи и духовной субстанции, этого вопроса, естественно не возникало.

Энгельс, разделяя позицию Спинозы в этом вопросе, говорит, что материя вырабатывает в процессе восходящего развития своих форм такие свойства и способности, вершиной которых является “мыслящий дух”. Каковы же те основания в здании материи, не обладающей изначально сознанием, которые делают возможным это развитие, на этот вопрос дали ответ положения Ленина об отражении как всеобщем свойстве материи, которое выступает своего рода связующим звеном между материей ощущающей и материей неощущающей,

Характеризуя отражение как свойство, лежащее в фундаменте самой материи и связанное с эффектами любых материальных взаимодействий, диалектико-материалистическая философия формулирует исходные предпосылки для понимания генезиса ощущений, психики, человеческого сознания.
Важнейшей из этих предпосылок является положение о том, что любые формы виды отражения, психики, сознания возникают и существуют в рамках взаимодействия материальных образований и систем, находящихся на разных уровнях развития.

Ленинское понятие отражения и основанная на нем теория отражения дают теоретическую и методологическую основу для анализа генезиса сознания как отражения в гносеологическом смысле.

Все явления, объекты, процессы беспрестанно взаимодействуют между собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают определенные изменения.
Каждый из материальных объектов, воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие изменения, оставляет тем самым определенный след в том объекте на который он воздействует. Например, камень лежащий на солнце нагревается.

Важнейшим шагом в эволюции материи от неощущающей к ощущающей и далее к материи которая обладает психикой и сознанием, является возникновение информационного отражения, переход от отражения как всеобщего свойства материи (которое присуще любым видам материального взаимодействия ) к использованию следов, отпечатков воздействия одних материальных систем на другие для активной ориентации в действительности.

При простейших формах отражения, которые мы можем наблюдать в неживой природе отпечаток одного объекта на другой не становится для последнего каким-либо ориентиром в его собственной активности. Можно поэтому назвать отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий Б информационным. Информацию в данном контексте следует понимать достаточно широко; как свойство явлений быть побудителем известных действий, способствовать активной ориентации в окружающем мире.

При информационном отражении внешнее воздействие влияет на изменение состояния системы не прямо, а косвенно. Это воздействие опосредуется приведением в активное состояние заложенной в материальной системе внутренней программы построения движения. Информационно-сигнальный характер внешнего воздействия определяется не свойствами этого воздействия как такового - скажем, его энергетическими свойствами, - а способностями отражающей системы определенным образом использовать это воздействие в качестве средства для ориентации системы.

Генетически исходной формой отражения, специфической для живой природы, является раздражимость. Под раздражимостью понимается способность организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие определенных раздражителей. Например, растение закрывает или открывает свои лепестки под воздействием света и тени.

Следующий этап в развитии форм отражения в живой природе заключается в появлении чувственности (способности к ощущению). Если раздражимость присуща и растениям, то ощущения - форма отражения, специфичная для животного мира.

Отражение на основе нервной системы, или нейрофизиологическое отражение, является дальнейшим этапом развития форм отражения

На стадии психического отражения получает свое развернутое выражение присущая всякому отражению в живой природе диалектика внутренней активности и внешнего воздействия. Иными словами, отражение представляет собой сложное диалектическое единство противоположностей - воздействия внешней среды и реализации внутренних целей установок программ живого существа при построении им адекватной схемы поведения, отвечающей как реальной ситуации, так и внутренним целям и потребностям.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь