Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема истины в философии и науке.



1. Истина. Истина - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания.
Категория истины характеризует результаты познавательной деятельности с точки зрения их объективного содержания, которое выделяется практикой.
Основу диалектико-материалистической концепции истины образует учение об абсолютности, относительности, конкретности, процессуальности истины.
Проблемы, связанные с условиями постижения и удостоверения истины разрабатываются в теории познания. Различают абсолютную и относительную истину. Абсолютная истина - такое содержание наших знаний которое полностью описывает окружающий мир. Относительная истина неполное сов- падение объекта и знаний о нем. 2. Объективная истина - независимое от человека и человечества содержание знания. По форме истина субъективна - оно свойство человеческого знания. По содержанию истина объективна, т.к. не зависит от сознания, а обусловлена отображающимся в нем материальным миром. 3.
Абсолютная и относительная истина - критерии диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между:
1) тем, что уже познано и тем, что будет познано в дальнейшем процессе развития науки; 2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки и тем, что останется неопровержимым. По мере дальнейшего развития познания и практики человеческие представления о природе углубляются, уточняются, совершенствуются. Поэтому научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемой области предметов и содержат такие элементы, которые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться, заменяться новыми. Вместе с тем каждая объективная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы, крупицы абсолютной истины. Не переходимой грани между абсолютной и относительной истиной нет. Из суммы относительных - и складывается абсолютная истина. 4. Конкретность истины - свойство истины, основанное на учете и обобщении конкретных условий существования того или иного явления, зависимость истины от определенных условий места и времени и т. д. Так, истинность или ложность тех или иных предложений не смогут быть установлены, если не оговорены условия, с учетом которых они сформулированы. Предложение “Сумма внутренних углов треугольника равна 2d” истинно лишь для евклидовой геометрии и ложно, например в геометрии Лобачевского. Поэтому нет абстрактной истины, истина всегда конкретна. 5. Критерий истины - средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. Критерий истины является общественная практика. Опытные научные теории получают свою фундаментальную проверку с помощью практики: в материальном производстве, в революционной деятельности масс по переустройству общества и т. п. Если теория успешно применяется на практике, это означает, что она является относительной истиной. Способы проверки той или иной теории на практике могут быть различными. Например, те или иные положения в естественных науках получают свое подтверждение в эксперименте, связанном с наблюдением, измерением, с математической обработкой получаемых результатов. Часто практическая проверка осуществляется опосредственным путем. Так, установление истинности утверждения путем логического доказательства в конечном счете опирается на практическую проверку некоторых исходных положений той или иной теории, которые в ее рамках специально не доказываются.
3 Социальная форма движения материи и ее специфика.

Определение. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Опираясь на достижения естественных наук и на философское понимание движения как способа существования материи, диалектический материализм классифицирует виды движения материи, выделяя из их неисчислимого многообразия ряд основных форм. Первая научная классификация форм движения материи принадлежит Ф. Энгельсу. Он выделил такие формы: механическую, химическую, биологическую, социальную. Эта классификация сохраняет свое значение и поныне, хотя, разумеется, в связи с достижениями современной науки она существенно обогатилось. Одной из важнейших сторон учения о формах движения материи является трактовка общественных процессов как социальной формы движения материи. Выделяя в общественной жизни материальные и духовные процессы, диалектический материализм подчеркивает первичность материальных процессов, но не отрывает их от духовной жизни общества. Лишь в абстракции можно отделить друг от друга эти стороны общественной жизни. В реальной же действительности они взаимодействуют, благодаря чему только и существует общество как особый уровень организации материи. Общество - не просто материал, а одухотворенная материя. Носителем социальной формы движения является человек как субъект истории. Поскольку он есть разумное общественное существо, которому присуща внутренняя духовная жизнь, и поскольку его действия носят целенаправленный характер, поскольку социальная форма движения в субъектно-объектных отношениях, то есть в отношениях к окружающему миру, объективной реальности. В этом и заключается специфика социальной формы движения материи, ее коренное отличие от всех иных форм движения. Человеческое сознание, обеспечивая отражение человеческого бытия и проектирования его возможных будущих состояний, активно влияет на процессы материальной жизни людей. Идеи, овладевая массами людей, направляют их деятельность, а в процессе этой деятельности перестраивается само общество. Не случайно Маркс подчеркивал, что идеи, овладевая массами, становятся материальной силой. Следовательно, когда речь идет о социальном движении материи, имеется в виду не просто взаимодействие материальных элементов, а такое взаимодействие, которое предполагает существование и развитие идеальной реальности человеческого сознания и в котором сознание принимает активное участие. Сознание, как идеальная реальность, не существует вне и независимо от ткани общественной жизни. Оно как бы встроено, вплавлено в эту жизнь, выступает в качестве ее аспекта обеспечивая функционирование и развитие общества как целого.
Учитывая эту особенность социального движения, Ф. Энгельс иногда определял человеческое мышление как специфическую форму движения материи. Тем самым он как бы подчеркивал, что социальное движение не может осуществляться без развития индивидуального и общественного сознания. Сейчас более принято выделять три формы 1 Физическую ( механическая + химическая т.е. форма движения неживой материи) 2 Биологическая ( растения + животные ) 3
Социальная (человек )
1 Диалектико-материалистическая философия Маркса, Энгельса.

Теоретическими источниками диалектико-материалистической философии
Маркса- Энгельса является немецкая классическая философия, английская классическая политическая экономия и французский утопический социализм.
Непосредственными предшественниками, оказавшими наиболее сильное влияние на их философские взгляды, были Гегель и Фейербах. Диалектические идеи Гегеля в переработанном виде послужили философским источникам формирования материалистической диалектики. В своей критике идеалистических воззрений
Гегеля основоположники марксизма опирались на всю материалистическую традицию, и прежде всего на материализм Фейербаха. Диалектический материализм и есть результат коренной творческой переработки того и другого на основе нового осмысления социальной и природной реальности.
Диалектический материализм - философское направление, изучающее наиболее общие закономерности и сущность бытия, отношение человека к миру и исторические изменения этого отношения в процессе предметно- практической и духовно-теоретической деятельности. Основными системообразующими принципами диалектического материализма являются: 1) принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя все проявления, все формы действительности от объективной действительности
(материя) и до субъективной действительности (мышление); 2) принцип материальности мира, утверждающий что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; 3) принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий мир познаваем и мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно- производственная практика; 4) принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, то все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого - возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний и образованию принципиально других новых качественных явлений и принципов; 5) принцип преобразования мира, согласно которому историческая цель развитие общества состоит в достижении свобод, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех ее творческих способностей на основе коренного преобразования общества и достижения социальной справедливости и равноправия членов общества; 6) принцип партийности философии, устанавливающий наличие сложной объективной связи между философскими концепциями и мировоззрением человечества с одной стороны и социальной структурой общества - с другой стороны. Итак Маркс и
Энгельс на основе обобщения опыта революционной борьбы пролетариата данных наук вскрыли диалектико-материалистический характер развития не только природы, но и человеческого общества. Они достроили материализм, применили его к объяснению истории общества и тем самым создали и исторический материализм. Это имело огромное революционное значение как для науки об обществе так и для всей общественной практики. Было создано целостное учение о законах развития природы, общества и мышления - философия диалектического и исторического материализма. Идеи Маркса в рассмотрении Фрома ( оппонент Маркса ) 1. Ничто человеческое мне не чуждо
2. Подвергай все сомнению 3. Истина приводит к освобождению Новое в философии от Маркса ( по Егорову ) 1. Изменение понимания предмета философии ( Ф. это наука со своим предметом и методом ) 2. Изменение социальной функции Ф. ( Ф. должна быть достоянием всех людей. Она должна играть активную роль не только в духовной но и в материальной жизни общества ) 3. Изменение содержание самой Ф. а. Введение практики в теорию познания б. Объединение материализма и идеализма ( установление для материализма диалектического метода для идеализма метафизического ) в.
Материалистическое понимание истории 4. Открытие методологической роли Ф. (
Ф. должна изменить мир )
2 Научное познание, ее специфические признаки. Научное и обыденное познание. Критерии научности.

Определение. Познание - общественно - исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально, как возможные объекты ее будущего освоения), и их исследование, как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляют одну из важнейших особенностей научного познания. Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности.
Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, то тех, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем, является, второй отличительной чертой научного познания. Эта черта позволяет разграничить научное и обыденное стихийно-эмпирическое познание и вывести ряд конкретных определений, характеризующих природу научного исследования. Зародышевые формы научного познания возникли в недрах и на основе обыденного познания, а затем отпочковались от него. По мере развития науки и превращения ее в одну из важнейших ценностей цивилизации ее способ мышления оказывает вне более активное воздействие на обыденное сознание. Это воздействие развивает содержащиеся в обыденном стихийно- эмпирическом познании элементы объективного отражения мира. Однако между способностью стихийно- эмпирического познания порождать предметное и объективное знание о мире и объективностью и предметностью научного знания имеются существенные различия. Прежде всего, наука имеет дело с особым набором объектов реальности, несводимых к объектам обыденного мира. Выработка наукой специального языка, пригодного для описания ее объектов, необычных с точки зрения здравого смысла, является необходимым условием научного исследования. Язык науки постоянно развивается по мере ее проникновения во все новые области объективного мира. Причем он оказывает обратное воздействие на повседневный, естественный язык. Например, слова
, когда-то были специфическими научными терминами, а затем прочно вошли в повседневный язык. Наряду с искусственным, специализированным языком научное исследование нуждается в особой системе специальных орудий. Системность и обоснованность научного знания - еще один существенный признак, отличающий его от продуктов обыденной познавательной деятельности людей. Еще одно существенное отличие
- это различие в методах познавательной деятельности. Объекты, на которые направлено обыденное познание, формируется в повседневной практике. Приемы, посредством которых каждый такой объект выделяется и фиксируется в качестве предмета познания, как правило, не осознаются субъектом в качестве специфического метода познания. Иначе обстоит дело в научном исследовании.
Здесь уже само обнаружение объекта, свойства которого подлежат дальнейшему изучению, составляет весьма трудоемкую задачу. Наконец, занятия наукой требует особой подготовки познающего объекта, в ходе которой он осваивает исторически сложившиеся средства научного исследования, обучается приемам и методам оперирования с этими средствами. Различия эмпирического и теоретического уровней следует осуществлять с учетом специфики познавательной деятельности на каждом из этих уровней. Основные критерии, по которым различаются эти уровни, следующие: 1) характер предмета исследования; 2) тип применяемых средств исследования; 3) особенности метода. Специфические признаки научного познания 1. Н. имеет дело с идеализированными объектами 2. Н. оперирует определенными средствами воздействия на материальный мир 3. Н. всегда опирается на определенные методы 4. Важнейшие методы науки - гипотезы и теории 5. Н. ориентируется на будущее 6. Н. знание предметно и объективно Критерии научности 1.
Воспроизводимость 2. Проверяемость 3. Проблемность 4. Мобильность 5.
Критичность 6. Практичность 7. Имперсональность 8. Системность

27.3. Человек как противоречивое единство природного и общественного.
Человек и естественная среда обитания.

Вся история, как философских учений, так и специальных естественных и гуманитарных наук свидетельствует о непрестанных попытках понять природу человека, смысл его бытия и перспективы развития. Традиционные идеалистические и религиозные представления характеризуются представлением о человеке оторванном от природы. Человек изображался как одно из творений бога, как момент “мирового разума”, “мировой идеи” (объективно- идеалистические направления) или же как “чистая субъективность” и “чистое самосознание” (субъективно-идеалистические направления). В противоположность идеалистическим интерпретациям, марксистская концепция человека исходит из признания единства человека и природы основывается на материалистическом понимании человека, как природного существа. Человек, как уникальный биологический вид Homo sapiens возник около 40 тыс. лет тому назад в результате длительного процесса становления общества, который одновременно является и периодом формирования человека. Таким образом, человек возник в результате длительного процесса антропосоциогенеза. С формированием мышления и языка началось одновременное становление производственных и социально-экономических отношений, как особого вида материи - социальной материи. Ее своеобразие заключается в том, что будучи объективной и первичной по отношению к общественному сознанию она, в отличии от природной материи не может существовать без сознания. Человек - это высший уровень организации материи, осознающей саму себя. Способность производить орудия труда является видовым отличием человека от животного.
Биологически каждый из когда-либо живших или живущих сейчас человеческих индивидуумов является уникальным, единственным, поскольку неповторим набор генов, получаемых им от родителей. Эта индивидуальность усиливается в результате взаимодействия социальных и биологических факторов в процессе индивидуального развития человека. Решающее влияние социального фактора на развитие человека не ведет к исчезновению в нем природного. Они находятся в диалектическом единстве и взаимодействии. Под воздействием человеческой деятельности, биологическое, в значительной мере (но не полностью) претерпело модификацию и достигло в ряде отношений более высокого уровня развития нежели у других представителей животного мира, то есть
“очеловечилось”. Хотя биологические структуры и функции человеческого организма обнаруживают общее с высшими животными, в них содержится и существенно новое, сформировавшееся в результате трудовой деятельности человека. Преимущество человека перед животными в том, что научился производить не только для удовлетворения собственных нужд (физиологических потребностей), но и для других людей. Именно поэтому произведенный человеком продукт приобретает общественно значимые свойства, а потребности и чувственность все более развиваются. Поэтому биологическое в человеке - это не только то, что генетически сближает и роднит человека с животным предком, но и то новое (обусловленное морфофизиологическими особенностями организма), чем он отличается от животного. Уникальность человека обусловлена тем, что в отличие от животных, он наряду с генетической программой имеет возможность благодаря наличию сознания путем воспитания передавать опыт предыдущих поколений каждому следующему поколению. Человек, таким образом, включен сразу в два мира - в мир общества и в мир органической природы порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека.
Из последних рассмотрим две, которые можно считать ключевыми. Аристотель называл человека “политическим животным”, подчеркивая тем самым наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и политического
(социального). Проблема же заключается в том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим формирование способностей, чувств, поведения, действий человека и коим образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке. Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждый человек уникален, в практической жизни мы, однако группируем людей по различным признакам из которых одни определяются биологически, другие социально, а некоторые - взаимодействием биологического и социального. Возникает вопрос, какое же значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей. В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенных между двумя крайними точками зрения: концепциями человека, которые принято называть биологизаторскими, или натуралистическими, сторонники которых абсолютизируют роль биологических начал в человеке; и социологизаторскими концепциями в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение. К биологизаторским концепциям относятся расизм, а также довольно влиятельный в конце прошлого и начале нынешнего столетия социал-дарвинизм. Его сторонники пытались объяснить явления общественной жизни опираясь на учение
Дарвина о естественном отборе и эволюции. Социологизаторские концепции рассматривают биологическое как нечто второстепенное, от чего возможно абстрагироваться при изучении человека, и более того, как сырой материал, которым можно бесконечно манипулировать во имя достижения того или иного социального идеала. Характерное для социологизаторских трактовок пренебрежение к биологическому в человеке отчасти коренится в христианской традиции, в которой духовное резко противопоставляется телесному, плотскому, как возвышенное - низменному. Позиция марксизма в вопросе о соотношении социального и биологического следующая: Маркс подчеркивал, что определяющим в человеке является социальное. Человек и общество неразрывны: только в обществе он реализуется как человек. Сознание и мышление человека возникают как общественный продукт и следовательно оказываются вторичным по отношению к общественному бытию. Человек и естественная среда обитания.
Естественная окружающая среда охватывает геосферу и биосферу, т.е. те материальные системы, которые возникли и существуют независимо от человека, но вместе с тем могут со временем стать объектами его деятельности. В связи с развитием космической технологии в число таких объектов следует отнести также и определенную часть солнечной системы. Маркс выделял в естественной среде обитания человека две группы явлений: n естественные источники средств жизни; n естественные богатства, являющиеся предметами труда.
Характер взаимодействия человека с естественной средой обитания определяется уровнем развития производства. Важнейшим результатом этого производства является создание искусственной среды обитания - неодушевленные предметы, созданные человеком и не существующие в природе и живые организмы. По мере развития общества роль искусственной среды вырастает, она постепенно наступает на естественную и поглощает ее. “Не характер естественной среды определяет характер социальной среды, как ошибочного явления, ” - считают сторонники “географического детерминизма”, а наоборот - “характер социальной среды определяет характер естественной среды, вовлекаемой в сферу трудовой деятельности человека”. Во взаимодействии человека с природой, активной стороной всегда выступает человек.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь