Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Объективный идеализм и диалектика Гегеля.



Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод мышления, Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики.

Первоначальное тождество, образующее субстанциальную основу мира, есть, по Гегелю, тождество мышления и бытия. Стремясь последовательно провести принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление
(абсолютную идею) как непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой. В силу этого абсолютная идея есть начало и развивающееся содержание всего мирового процесса. Основной формой мышления является понятие. Поскольку Гегель абсолютизирует мышление, он неизбежно обожествляет и понятие.

Основные части философской системы Гегеля - логика, философия природы и философия духа. Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философии составляет важнейшую часть его системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, суть подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории и познания. Гегель объявляет логику учением о сущности всех вещей. Поэтому в гегелевской “Науке логики” кроме обычных для логики вопросов и понятий, суждений, умозаключений рассматриваются такие вопросы, которыми формальная логика никогда не занималась: вопросы о закономерностях самой действительности, о превращении количественных изменений в качественные, о соотношении философских категорий и т. д.

Понятия, по Гегелю, находятся в непрерывном движении, переходят,
“переливаются” друг в друга, изменяются. развиваются, превращаются в свою противоположность, обнаруживая внутренне присущие им противоречия, которые и составляют движущую силу их развития. Развитие понятий, идет от абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием понятия к понятию, все более богатому содержанием, охватывающему в единстве различные, даже противоположные, стороны. Гегель показывает, что количественные изменения приводят к изменениям качественным, совершаются путем скачка, прерыва непрерывности. Логический процесс развития завершается у Гегеля понятием “абсолютной идеи”, которая вначале
“отчуждает” свое бытие, сообщает ему движение, в результате которого бытие становится содержательным.

Если логика, по Гегелю, есть “наука об идее в себе и для себя”, то философия природы характеризуется им как “наука об идее в ее инобытии”.
Гегель не объясняет, как происходит переход от “чистой” логической идеи к природе, он просто декларирует, что “абсолютная идея”, познав вое собственное содержание, “решается из самой себя свободно отпустить себя в качестве природы”. Значит ли это, что было время, когда еще не существовало природы и “абсолютная идея” существовала сама по себе, так сказать, в чистом, обнаженном виде? На этот вопрос у Гегеля нет сколько- нибудь убедительного ответа. “Абсолютная идея”, по Гегелю, существует вне времени, природа также не имеет начала во времени.

Главными формами природного бытия “абсолютной идеи” являются механика, физика, органика. Характеризуя механику, Гегель рассматривает пространство, время, материю, движение, всемирное тяготение. В физике
Гегель рассматривает небесные тела, свет, теплоту, химию, и т.п., пытаясь вскрыть связь между этими процессами и показать, что все они образуют последовательный иерархический ряд обнаружений порождающей их духовную сущность.

Третья часть философии природы - органика - посвящена вопросам геологии, ботаники и зоологии. Здесь Гегель стремится показать, что переход от неживого к живому есть завершение природного процесса: “Дух выходит таким образом из природы”. Это значит, что природа есть лишь низшая ступень обнаружения и самопознания “абсолютной идеи”; свое высшее адекватное воплощение “абсолютная идея” получает лишь в человеке, в развитии общества.

Третья часть философской системы Гегеля - философия духа - посвящена рассмотрению “абсолютной идеи” на заключительном этапе ее развития, когда она, покидая природу, “возвращается” к самой себе в качестве “абсолютного духа”, т.е. “абсолютной идеи”, преодолевшей свое “отчуждение”, снявшей свое отрицание (природу) и развивающейся как самосознание человечества на всем протяжении всемирной истории. Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об абсолютном духе как высшей ступени самопознания “абсолютной идеи”
(искусство, религия, философия).

Антропология раскрывает душу как чувствующую субстанцию, феноменология исследует превращение души в сознание по ступеням: сознание - самосознание
- разум, психология показывает теоретические и практические способности духа,

Второй стадией развития человеческого духа является “объективный дух”.
Это понятие охватывает, по Гегелю, правовые и нравственные отношения, к которым немецкий идеалист относит также семью, гражданское общество и государство. Государство он характеризует как высшее развитие объективного нравственного духа и подлинную основу экономических отношений.

Искусство, религия и философия, по учению Гегеля. - высшие формы самосознания “абсолютного духа”: в них завершается всемирная история и мировой разум полностью осознает себя и самоудовлетворяется. Философию
Гегель рассматривал как наиболее глубокое выражение истины, противопоставляя ее в этом отношении религии. Однако и религия, по мнению
Гегеля, содержит абсолютную истину, но лишь в форме чувственного, так сказать наивного, образного представления. Поэтому, хотя философия. по
Гегелю. выше религии, содержание философии в конечном счете совпадает с содержанием религиозного учения, поскольку и там и тут предметом познания оказывается “абсолютная идея”, выражающая в системе Гегеля и Бога и мир в целом.

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформулировал три основных закона диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания. СМ Б 14_2, 15_2, 16_2

24.2 Гносеология: знание и познание. Субъекты и объекты познания.

Теоретические познания или гносеология - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человека.
Теоретическое познание как философская дисциплина анализирует всеобщее основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реально, истинное положение вещей.

В античности центральной в теоретическом познании выступала проблема отношения мнения и знания, истины и заблуждения. Знание понималось в единстве с его предметом. Исходя из того, что знание есть своеобразная копия предмета, античная философия преимущественно изучала процесс, посредством которого предмет переводится в состояние знания.

Тезис о единстве знания и предмета специфически сочетался с непониманием активности субъекта в процессе познания:

- истинный объект может быть только “дан” познающему;

- все продукты его субъективной познавательной деятельности - лишь неистинное мнение.

Крупный шаг в развитии теоретического познания был сделан европейской философией 17-18 в., главными для которой стали проблемы связи “Я” и внешнего мира. В этот период проблематика теоретического познания занимала центральное место в философии.

Ставилась задача отыскания абсолютно достоверного знания, которое было бы исходным пунктом и вместе с тем предельным основанием всей остальной совокупности знаний, позволяющим дать оценку этих знаний по степени их ценности.

В немецкой классической философии проблемы теоретического познания связывались с исследованием исторического развития форм практической и познавательной деятельности. В философской системе Канта впервые предпринималась попытка построить такое теоретическое познание, которая была бы совершенно независима от всяких допущений о реальности - как онтологических ( раздел философии, изучающий фундаментальные причины бытия, наиболее общие сущности и категории сущего), так и психологических. Кант постулировал зависимость реальности от самого познания: объект, по Канту, существует как таковой лишь в формах деятельности субъекта.

После Канта немецкая классическая философия стремилась преодолеть разрыв гносеологической и онтологической проблематики. Наиболее полно в домарксистской философии эта задача решалась Гегелем. Утверждая диалектическую взаимозависимость субъекта и объекта, Гегель показал несостоятельность их метафизического противопоставления. По Гегелю субъект и объект по существу тождественны друг другу, т. к. в основе действительности лежит саморазвитие абсолютного духа, который является абсолютным субъектом, имеющим в качестве объекта самого себя. Отвергая все формы гносеологического идеализма, марксистско-ленинская философия теоретического познания исходит из последовательно материалистического решения основного вопроса философии, т.е. рассматривает познаваемый материальный мир, объект реальность как существующую вне и независимо от сознания. Опалектический материализм исходит из положения о том, что мир познаваем, и решительно отвергает утверждение о его непознаваемости, т.е. агностицизм. Будучи последовательно материалистической, марксистско- ленинской теоретическое познание не есть, однако, простое продолжение сложившейся в домарксистской философии материалистической линии в решении проблем гносеологии. Основная особенность диалектико-материалистического теоретического познания определяется тем, что ее развитие осуществляется на основе материалистически истолковываемого тезиса о единстве диалектики, логики и теоретического познания. “Диалектика и есть теория познания
(Гегеля) марксизма...” (Ленин.).

Диалектический материализм не только снимает противопоставление теоретического познания и онтологии, но и кладет конец характерному для немарксистской философии отрыву проблем теоретического познания от проблем социального бытия. Сущность и природа познания носят социальный характер, и, следовательно, не могут быть поняты в изоляции от предметно-практической деятельности. Поэтому субъект познания производит от субъекта практики: познающий субъект - это не изолированный от других людей индивид, а человек, включенный в социальную жизнь, использующий общественно выработанные формы познавательной деятельности как материальные ( орудия труда, инструменты, приборы и т.д.), так и идеальные (язык и т.д.).
Исходные знания о мире даны человеку в чувственном познании - ощущениях, восприятиях, представлениях. В качестве исходной основы познавательного процесса выступает чувственный опыт. Общая схема процесса познания выражена в положении Ленина: “От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объектной реальности”.

Познавательный процесс рассматривается в марксистско-ленинском теоретическом познании не только в форме, в какой он осуществляется в голове индивида, но и главным образом в форме соц. - исторического процесса развития знания. Н.Л.Т.П. признает конкретно-исторический характер оснований знания, рассматривает изменение логической структуры систем знания в процессе развития человеческого познания.

Существуют 2 модели познания:

I) Традиционная для метафизического материализма:

- у
Фейербаха (пассивная модель)

Субъект познания - общественный, социально развитый элемент.

Объект познания формируется субъектом. Отношения между субъектом и объектом является познавательским и объектом познания является практика.

II) Ныне существующая модель:

- у Маркса
(активная модель).

Cубъектом познания выступает не субъект отдельный, а общество.

Субъект познания - это человек в обществе и общество в человеке.
Познать - значит сотворить новый мир.

Как писал В.И. Ленин “Человек не только отражает мир, но и творит его”. Человек своими действиями изменяет мир.

Рассмотрим характер образа:

объект: субъект:
1) Источник (предмет внеш- 1) Форма (бытия, сущ-я образа) него мира)

2) Содержание.

Что такое практика и какова ее роль в познании?

Познавательная деятельность духовная, но она возникает на базе определенной предметной деятельности. Практика носит общественный характер.
Надо различать познавательное и практическое, хотя познавательное возрастает на основе практики.

“Если у общества возникает техническая потребность, то она продвигает знание значительно дальше, чем десятки универсалов ” (Маркс).

Практика сюда не входит, она является первичным элементом к обеим составляющим.

Ощущение - это непосредственное реагирование;

Восприятие - целостный образ предмета (возникает на базе ощущений);

Представление - образ предмета, который не действует на нас, а подействовал на нас когда-то, и мы можем представить этот образ.

Понятие - образ отражающий сущность предмета.

Умозаключение- образ отражающий как сущность так и отдельные явления.

Суждение - последовательность умозаключений результатом которой является выделение субьектом себя по отношению к обьекту.

24.3. Основные эстетические категории: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное. Трагическое и комическое.

Эстетика - наука, изучающая всю область эстетического отношения человека к миру, все стороны освоения человеком мира по законам красоты.
Эстетика зародилась около 2.5 т. лет назад, в эпоху рабовладельческого общества - в Египте, Индии, Китае. Большое развитие получила в античной
Греции и в Древнем Риме.

История эстетики в собственном смысле началась с формированием научно- теоретической мысли. На первом этапе своего развития, который продлился в
Европе до середины 18 в., эстетика не была еще самостоятельной научной дисциплиной и не имела собственного названия. В античности, например, эстетическая проблематика разрабатывалась, с одной стороны, в философских сочинениях (Сократом, Платоном, Аристотелем), а с другой - в трактовках, посвященных теории разных видов искусства (в трактатах Георгия, Горация).
Многие идеи античных мыслителей получили основополагающее значение для всего последующего развития европейской эстетической мысли.

Христианская эстетика средневековья обосновывала спиритуалистические
(рассматривает дух в качестве первоосновы деятельности, существующего вне материи и независимо от нее) понимание эстетических явлений и трактовала структуру искусства в символическом духе (Августин, Аквинский). Только в эпоху возрождения эстетическая мысль освободилась из теологического плена и стала светской, гуманистической.

В середине 18 в. Баумгартен, последователь Лейбница, указал на необходимость выделения самостоятельного раздела философии, назвав его
“эстетика”, т.е. “теорией чувственного познания “. По пути, намеченного
Баумгартеном, пошли Кант, Гете, Гегель и т.д.

Гегель определяет искусство как первую и несовершенную форму абсолютного духа. Фейербах пытался вывести красоту непосредственно из физических свойств предметов и явлений, а эстетические чувства и вкусы - из биологических закономерностей, из “природы” человека. Свое высшее развитие домарксистская эстетика получила в трудах русских революционных демократов
Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Проблематика и задачи марксистско- ленинской эстетики определяется главным образом тем, что ее специфический предмет - эстетическое освоение человеком мира - состоит из 3 -х неразрывно связанных между собой сторон:

1) эстетического в объективной действительности;

2) субъективно-эстетического (эстетическое сознание);

3) искусства.

Эстетика изучает сущность, закономерности и конкретные проявления всех этих сторон в их диалектическом единстве.

Основными эстетическими категориями является прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое.

Прекрасное - характеризует такие свойства явлений природы, общественной жизни, человеческой деятельности, которые способны вызывать в человеке бескорыстную любовь, чувство радости, свободы.

Безобразное - понятие эстетики, отражающее такие свойства явлений, которое враждебно противостоят прекрасному и обнаруживают всю свою несостоятельность, необходимость уничтожения в процессе исторического развития.

Для идеалистической эстетики источником прекрасного служит сознание, человеческое или сверхчеловеческое (бог, абсолютная идея). Материалисты видят источник прекрасного в самой действительности, воздействующей на сознание человека. Марксистская эстетика также стоит на позициях материализма, но материализма диалектического. Считая прекрасное существующим в действительности, она, однако, не сводит саму действительность лишь к чисто природным качествам предметов. В практической деятельности и выявились те свойства явлений, которые люди воспринимают как прекрасное. Почему, например, такие в биологических отношениях сходные насекомые, как пчела и оса, эстетически воспринимаются по разному, хотя жалят они одинаково неприятно? Очевидно, что эстетическая оценка пчел обусловлена тем значением, которое они имеют в человеческой жизни.
Прекрасное выражает не лично-потребительскую, а общественно-практическую ценность явлений, их духовное значение для человека. Свойством прекрасного обладает прежде всего ТРУД, как свободная, творческая, общественно-значимая деятельность. Прекрасны также результаты такого труда. Достоинством прекрасного обладают высокие моральные качества людей, проявляющиеся в конкретных поступках и действиях. Эстетическое восприятие безобразного не может быть без эстетического идеала, ставящее “ на свое место” безобразное в жизни и в искусстве. Безобразное, обнаруживая нелепость своего существования, является комическим и возбуждает смех. Но оно становится уже не комическим, а отвратительным, если представляет собой прямую угрозу прекрасному.

Возвышенное - характеризует прекрасные явления, которые отличаются необычайной значительностью и могуществом, возбуждают поэтому чувство радостного изумления, восхищения и воодушевления, причем форма возвышенных явлений может не быть внешне красивой. Возвышенное в природе все то, что превышает масштаб обычных, соразмерных с человеком явлений и предметов, но в то же время не подавляет, а возвышает. Возвышенное в обществе - явление, люди, события, их свершения и героические влияния.

Противоположность - низменное.

Трагическое - понятие, отражающее эстетическое значение большого страдания или гибели. При трагическом мы испытываем чувство сострадания, скорби. Прекрасные возможности в любом человеке, задушенные условиями жизни, делают его трагическим лицом. В трагической ситуации красота людей, явлений проявляется с необычной силой и особенно ярко и остро запечатляется в памяти. Поэтому через трагическое раскрывается прекрасное.

Комическое - понятие, отражающее эстетическое значение явлений, сущность которых противоречит логике развития жизни. Комическое есть смешное, но смешное лишь тогда поднимается до уровня комического, когда оно не определяется формальными нелепостями, носящими внешний характер
(случайное падение человека в воду), а выражает общественное содержание.

Понятие эстетичности неодинаково у разных народов и зависит от эпохи.

Эстетика подвержена процессу развития, следовательно она меняется во времени.

Вне человека эстетики не существует.

Эстетическая оценка объекта зависит от эстетических идеалов которые сформированы у субъекта.

Эстетические идеалы меняются на протяжении жизни человека.

Эстетический идеал - идеал должного на уровне обычного сознания возникающий из объективной неудовлетворенности человеком его жизнью.

Человек дает эстетические оценки сравнивая рассматриваемый объект со своим субъективным эстетическим идеалом этого объекта.

Но, очевидно, существуют и общественные эстетические идеалы, которые принимаются большинством людей.

25.1 Антропологический материализм Фейербаха. Социальная философия.

В середине 19 в. с острой критикой идеализма выступил немецкий философ
Людвиг Фейербах. Первоначально Фейербах увлекался философией Гегеля, однако уже в 1839году подверг ее резкой критике. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считает Фейербах, противоположны друг другу.
В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видит в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Так возникает трудноискоренимая иллюзия: подлинный творец бога - человек - рассматривается как творение бога, ставится в зависимость от последнего и, таким образом, лишается свободы и самостоятельности. Фейербах говорит, что необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и при том наиболее совершенная - вечной природы. Материализм Фейербаха неслучайно характеризуется как антропологический. Он существенно отличается от материализма 18 в. В центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается прежде всего, как духовное существо. Согласно
Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого “Я”; духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного. Человеческая природа толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически- духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода. Маркс, признавая важное историческое значение материализма Фейербаха, особенно его критику религии, в то же время отмечал, что у Фейербаха “человеческая сущность может рассматриваться только как “род”, как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов природными узами”. Согласно
Марксу, человек является историческим и социальным существом, а потому его сущность “ не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений”. А поскольку общественная жизнь людей является по существу практичной, поскольку Фейербах, отвлекающийся как раз от социально-исторического определения человека, упускает из виду именно роль практики как и в ходе исторической жизни человека, так и в процессе познания. Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи не доволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняния - обладает по Фейербаху подлинной реальностью. Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, то он по-новому интерпретирует само понятие “объект”. По Фейербаху понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - есть другой человек. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви - к другим людям.
“Человек и природа неотъемлемы по Фейербаху. Человек у Фейербаха - это лишь представитель рода человечества, это не античный человек, а немая всеобщность”. Человек - это гносеологический Робинзон. Он получает информацию из природы, перерабатывает и делает выводы. Человек у Фейербаха абстрактен. Социальную сущность человека он не определяет. Выводы: 1) У
Фейербаха философия не только антропологическая, но и метафизическая. Он отрицает немецкий классический идеализм. 2) Новое отношение к религии: - плод бессилия человека. - отчужденная сущность человека. 3) Отношение к любви, вместо религии у него стала любовь. Человек не может быть монологом он должен стать на позиции диалога.
2 Структура знания. Чувственное и рациональное познание.

Знание - отражение объективных характеристик действительности в сознании человека. Понятие “знание” и “информация” часто отождествляются.
Знание - это всегда информация, но не всякая информация - знание. В превращении информации в знание участвуют целый ряд закономерностей, регулируемых деятельность мозга. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Большинство философских систем выделяли 2 основных этапа познания: - чувственное познание ( эмпирическое знание); - рациональное познание ( теоретическое знание). Сторонниками рационального познания являются Декарт, Спиноза,
Конт, Гегель. Сторонники эмпиризма признали, напротив, чувственное восприятие главным и даже единственным источником наших знаний. (Гоббс,
Локк). Если вне знания, размышляли рационалисты, формируется лишь на основе чувственного восприятия с помощью особых правил или принципов, то откуда берутся сами эти правила или принципы, ведь их нельзя воспринять с помощью органов чувств. Спор этот и до сих пор не утратил своей остроты. Он приобрел особое значение с развитием исследований по созданию
" искусственного интеллекта". Структуру знания (диал. материал. философии) можно представить так: 1) Субъект познания - мыслящий человек. 2) Язык - система символов (словарь) и правил их комбинируя в форме предложений
(грамматика, синтаксис). 3) Система правил деятельности с определенными объектами. 4) Правила соотнесения языковых выражений (понятий и предложений) с различными объектами или видами действий. 5) Действия
(операция и процедуры), соответствующие правилам пункта 3. 6) Система соответствующих объектов, обозначаемых определенными языковыми символами.
Именно социально-историческая ограниченность, различные предрассудки и предубеждения мешали мыслителям прошлого осознать решающую роль практической деятельности человека в образовании и развитии знания.
Опалектический материализм понимает под практикой совокупность всех видов социально-значимой преобразующей деятельности людей, основой которой является предметно-оруд. производственная деятельность. Поскольку деятельность в этом смысле исторически меняется и зависит от форм общественной организации, развития орудий труда, производственных отношений и культуры в целом, поскольку и характер и содержание соответствующих знаний также изменяется и развивается, подчиняясь всем законам диалектики и принципам развития. Из этого следует, что общественно- производственная практика - источник и основа всех наших знаний. Важнейший тезис марксистско- ленинской гносеологии, который, однако, не должен быть абсолютизирован, состоит в утверждении следующего факта: для познания объектов данного типа необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятия материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Ленин рассматривал ощущение как простейший исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще. Вообще чувственное познание делится на: - ощущение, - восприятие, - представление. Ощущение - это непосредственное реагирование. Ленин говорил, что ощущение дает субъективный образ объективного мира. Восприятие - образ отражающий целостный облик предмета. Представление - целостный образ предмета, который не действует сейчас на нас, а подействовал на нас когда-то, и мы можем представить этот образ. Процесс восприятия - процесс активный и по-своему творческий. Например, хотя мы можем непосредственно ощущать части, которые в данный момент непосредственно не ощущаются. Благодаря многократной работе механизма восприятия мы в нашем сознании можем удерживать целостный образ предмета и тогда когда предмет непосредственно не дан нам. В этом случае функционирует более сложная форма чувственного познания - представление. К чувственному познанию можно отнести и эмоции (гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия). Чувственное познание во многом формирует и организует язык: через язык осуществляется подключение отдельных фактов чувственно- эмпирического опыта каждого конкретного человека к знаниям о существенных связях и отношениях того реального мира, в котором живет и действует человек. Чувственное восприятие человеком конкретных, отдельных явлений, событий зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере содержание понятий освоено данным человеком. Само понятие является результатом исторического опыта человечества в целом или исторического опыта тех или иных общностей людей, социальных групп. Реально значимыми понятия являются тогда, когда они соединяются с осознанием возможностей их практического использования для реальных потребностей, для изменения, преобразования предметов и т.д. При этом понятия, приобретенные людьми в процессе обучения, постоянно сопоставляется с реальной практикой, проверяется, уточняется. Рациональное познание (абстрактно) - понятие, суждение, умозаключение. Суждение - всякое высказывание, мнение об определенном предмете, явлении. По своей форме суждение обычно представляет собой связь 2-х понятий. Именно в форме суждений ставятся научные проблемы.
Соединяя одно суждение с другим, т.е. рассуждая, человек приходит к тем или иным выводам, получает новое знание. Умозаключение представляет собой такой логический процесс, в ходе которого из 1-го или нескольких суждений, называемых посылками, выводится на основании определенных правил логики новое суждение, называемое заключением или следствием. Умозаключение есть основной метод получения нового знания. Чувственное познание это познание которое дает знание о мире с помощью наблюдения, опыта, научного эксперимента. Рациональное познание дает знание о мире с помощью абстрактного мыс- ленного эксперимента который основывается на эмпирических фактах и по- рождает гипотезу которая объясняет эти факты. Правильность гипотезы проверяется экспериментом, практикой.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь