Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЗЗ.Особенности и основные этапы развития белорусской философии.



Философская мысль Беларуси может быть представлена в двух значениях. В узком значении она рассматривается как история философской мысли Беларуси Она представлена этапами, течениями, направлениями, персоналиями, влияниями, заимствованиями Данное значение необходимо включает в себя и самоопределение философской мысли Беларуси в границах более масштабного философского или культурного контекста. В широком значении философская мысль Беларуси - это совокупность представлений и идей, рассматриваемых относительно к социокультурной исторически сложившейся общности, которая обозначается понятием Беларусь или представляющим ее в этом качестве как самостоятельную сущность или системную часть внутри целого - Киевская Русь, ВКЛ, Российская империя, БНР, БССР, РБ Вместе с тем между узким и широким пониманием философской мысли Беларуси отсутствует строго очерченная граница. Оправданным признается рассмотрение философской мысли Беларуси в узком значении слова при одновременном ее включении в широкий социокультурный контекст. В этом смысле история философской мысли Беларуси рассматривается как сложный внутренне противоречивый процесс, связанный с особенностями исторического развития Беларуси, белорусской культуры и науки. Рассматривая особенности развития белорусской философии и выделяя ее основные черты, необходимо отметить, во-первых, наличие постоянных разрывов в поступательном развитии белорусской мысли при одновременном сохранении преемственности традиционной культуры. Наиболее органично и целостно философия развивалась на белорусских землях в первых десятилетиях XVI в. - 1820-1830-х гг. Аналогичная целостность в развитии просматривается в XX веке. Специфика философской мысли связана, во-вторых, с полярным напряжением Востока и Запада в исторической и культурной жизни Беларуси Исторически и культурно Беларусь была включена в восточно-славянский регион, зону византийского культурного и религиозного влияния на первоначальных этапах своего исторического становления Затем сфера византийского притяжения сменяется западноевропейским культурно-философским контекстом. Далее наблюдается обратное движение к восточнославянским корням посредством включения белорусских земель в рамки Московской Руси и Российской империи, что еще, однако, не означало и не могло в силу объективных причин означать преодоления западных идейных напластований в белорусской культуре и общественной мысли. Своеобразным периодом дистанцирования от идейных заимствований Запада и Востока белорусская общественная и философская мысль отмечена первой четвертью XX века, затем период самобытного культурного и философского творчества возобновляется в 80-е гг. XX века. Наиболее отчетливыми поиски культурно-исторической, национальной идентичности становятся на рубеже 80-90-х гг. XX столетия. Достаточно длительное время общественная мысль Беларуси не имела собственно философского институционального выражения. Она не существовала в качестве профессионального вида деятельности, развиваясь в рамках религиозных форм сознания (период Реформации, Контрреформации, Просвещения) Философские идеи формулировались также в русле идеологии государственного Возрождения -восстановления государственности (с конца XVIII века) или национального Возрождения (с середины XIX века). Начальные истоки белорусской философской мысли коренятся в белорусском фольклоре, обрядах и обычаях. Они оказались значимыми в силу того, что белорусское население достаточно поздно восприняло христианство В его жизни значительное влияние имели языческие мотивы народной ментальное™ и культуры. Условия возникновения философской мысли Беларуси связаны с принятием христианства Киевской Русью. В этот период возникает мощное движение христианского просвещения, начало которого традиционно связывается с деятельностью полоцкой княжны Рогнеды (X век). и т.д.

 

№34 Метафизика и онтология.

Метафизика в исторической динамике философского знания.

Начиная с эпохи Аристотеля, сложилась традиция фи­лософию понимать как метафизику, изучающую не мир конечных вещей, чем занимаются специальные науки, а то, что лежит в его основе. М. Хайдеггер отметил основные исторические вехи метафизики, ознаменованные способа­ми понимания сущего: античный (сущее как подлежащее), средневековый (сущее как сотворенность) и новоевропей­ский (сущее как объект, определяемый через Я-субъект).

В целом, понятие «метафизика» употребляется в сле­дующих основных значениях: 1) философия как учение о всеобщем, о предельных проблемах и первоначалах всего сущего; 2) учение о бытии (онтология); 3) философствова­ние вообще; 4) философский способ познания и иных видов деятельности, противостоящих диалектическому методу.

 

№ 35 Категория бытия ее смысл и специфика. Уровни и формы бытия.

категории бытия: 1.«Полагание (существование, бытийствование) вещей» здесь и везде, теперь и всегда, с внутренне присущи­ми им свойствами. Так, М. Хайдеггер в бытии усматрива­ет вечно проясняемое раскрытие присутствия, единства
вещей и человека2.Смысл бытия выражается в его диалектичности, противоречии конечного и бесконечного, целого и части, возможности и действительности, необходимого и случай­ного и т.д. Бытие пронизано противоположностями, дели­мо на количество и качество, характеризуется сменой (от­рицанием) состояний. Фрагменты бытия всегда начина­ются и постоянно заканчиваются, они постоянно возоб­новляются в вечной и бесконечной регенерации бытия. 3.Беспредельное существование мира как разнообраз­ного целого есть сочетание изменчивых и относительно стабильных вещей и состояний. Рефлексия над изменчи­востью привела к появлению понятия времени, выражаю­щего движение, становление бытия конечных вещей и су­ществ и их превращение в относительное небытие. Раз­мышления о стабильности, дифференцированности мира породили понятие пространства

Выдиляют уровни бытия - актуальное и потенциальное. Актуальное — это наличное бытие в данном цространственно-временном интервале. Потенциальное бытие содержит в себе возможности реализации в зависимости от условий.

Различают виды бытия — объективную и субъективную реальности. Первая охватывает все то, что существует вне и независимо от сознания. Объективная реальность пред­послана сознанию и действию конкретных индивидов и по­колений людей.

Формы бытия: 1.Бытие природы – всегда выступает как исходное первичное ко всем отнош. бытия. Природа сущ. объективно. Бесконечность природы в пространстве и времени. Природа сущ. вечно, она несотворима и неучтожима. Пластичность бытия природы – способность поддаваться внешним воздействиям, измен. под внеш. влиянием. Спонтанность, стихийность, самоорганизация. 2.Бытие общества – это объективная и субъективная реальность одновременно. В отличии от природы, развитие общ-ва носит целенаправл. характер. Общ. выступает как природно-духовно-соц. реальность. 3.Бытие чел. – схема. индивид – личность – индивидуальность

 

№ 36. Понятие материи. Структурная организация и атрибуты материи. Единство и многообразие материального мира.

Материя – есть фил. категория для обазноч. объект. реальности, кот. дана чел. в ощущениях его, кот. копируются, фотографир., отображ. нашими органами чувств и сущ. независимо от сознания.

Атрибут – это неотъемлемая часть материи.

Атрибуты материи: структурность; неучтожимость; отражение; движение; пространство и время.

Основными структурными уровнями материи явл.: неорганический мир (системы неживой природы), органический (биологические системы) и социальный (общество).

Единство мира подтверждает прежде всего универсаль­ный для всех материальных процессов закон сохранения и превращения энергии, обобщенный теорией относитель­ности путем обнаружения связи массы и энергии. На дан­ном законе основывается философский принцип несотворимости и неуничтожимости материи и движения.

Идеальное существует не менее реально, чем матери­альное. Но идеальное - свойство материального. В этом аспекте материалистический монизм утверждает един­ство мира через его материальность. Вместе с тем объекты бытия имеют «парную» (дуалистическую) природу, пред­ставляют единство противоположностей (частицы и анти­частицы, положительные и отрицательные заряды и т.д.).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь