Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Комплекснын хар-р антропогенеза. Основные концепции происхождения чел-кя. Биолог и соц в чел-ке.




Антропосоциогенез - это две стороны единого процесса: антрапогенез - становление человека, а социогенез - становление общества. Этой проблемой занимаются как антропология, так и философия. Первая стремится найти связующее звено в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к разумному человеку, а философия пытается объяснить скачек от обезьяночеловека к человеку. Однако решать эту проблему не удается, несмотря на то, что человек 3-3,5 млн. лет тому назад одновременно появился на широких просторах степей от Австралии до Южной Америки. В настоящее время существует несколько концепций происхождения человека, начиная от сотворения человека Богом и кончая космической концепцией Наиболее распространенной является так называемая трудовая гипотеза происхождения человека В ее основу положена мысль, высказанная Энгельсом в его работе " Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека"При рассмотрении проблемы человека очень важным является вопрос биологического и социального в нем С одной стороны, биологически запрограммированная последовательность в развитии человеческого организма, способность усваивать различные виды пищи, осваивать языки и т.д. Биологически обусловлены продолжительность жизни и этапы возраста: ребенок, зрелый возраст, старение и смерть. Задан возраст, в котором женщины могут рожать детей (15-49 лет). С другой стороны, каждый индивид является уникальным и единственным. Даже однояйцевые близнецы не идентичны. Эта неповторимость и уникальность усиливается в результате взаимодействия биологических и социальных факторов.

 

51.Проблема жизни и смерти в дух-ом опыте чел-ка.

Прежде чем говорить по данному вопросу, необходимо определить само понятие «жизнь» как таковую, т. е. безотносительно к какому бы то ни было конкретному живому организму В свое время это определение дал Ф.Энгельс. Можно с ним согласиться или не соглашаться, но другого определения нет. Энгельс писал: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном обмене химических составных частей этих тел». Если принять это определение жизни за основу, то можно сказать, что жизнь - это одна из форм движущихся материй, объективной реальности. К рассмотрению этих проблем можно сделать следующие подходы: 1 биологический. Он связан с тем, что жизнь и смерть - различные стороны одного феномена. Давно высказана мысль о постоянном наличии жизни и смерти во Вселенной Рождаются и умирают звезды, планеты, туманности и т.д.; 2. связан с выяснением отличия человеческой жизни от жизни всего живого. Человек, в отличие от всех живых существ, осознает факт предстоящей смерти. В связи с этим, одни люди стремятся как можно больше сделать для общества, другие для личного обогащения, третьи - опускаются в яму («на дно»); 3 смерти связан с идеей обретения бессмертия.

 

53.Познание как предмет фил исследования. Проблема познаваемости мира в ф-фии

Познавательная деятельность, т. е. получение новых знаний, предполагает наличие сознания Вне сознания никакого познавательного процесса быть не может. Для определения сущности, закономерности познания необходимо иметь объект познания и должен быть субъект познания. Объект познания - это то, на что направлена познавательная деятельность человека (обозначаем буквой «О»), Субъект познания - это человек, который осуществляет познавательную деятельность (обозначаем буквой «С»),Прежняя материалистическая философия считала, что главным в процессе познания выступает объект познания, который воздействует на субъект познания, в результате чего и осуществляется познание. О -* С. В этой трактовке процесса познания в тени оказывается субъект познания - человек. Поэтому эта концепция подвергалась критике со стороны философов, стоящих на позициях идеализма. Философы идеалисты, наоборот, главное внимание уделяли субъекту познания и недооценивалироли объекта познания в процессе познавательной деятельности О «- С. В действительности процесс осуществляется в результате взаимодействия объекта и субъекта познания. Схематически это выглядит так: О <-» С.

 

54.Многообразие форм познания и его специфические признаки.

Формы познания Познавательная деятельность, т. е получение новых знаний, предполагает наличие сознания

быть не может. Для определения сущности, закономерности познания необходимо иметь объект познания и должен быть субъект познания. Объект познания это то, на что направлена познавательная деятельность человека (обозначаем буквой «О») Субъект познания – это человек, который осуществляет познавательную деятельность {обозначаем буквой «С»), Прежняя материалистическая философия считала, что
главным в процессе познания выступает объект познания, который воздействует на субъект познания, в результате чего и осуществляется познание О -> С.В этой трактовке процесса познания в тени оказывается субъект познания - человек. Поэтому эта концепция подвергалась критике со стороны философов, стоящих на позициях идеашзма. Философы идеалисты, наоборот, главное внимание уделяли субъекту познания и недооценивали роли объекта познания в процессе познавательной деятельности О *- С. В действительности же процесс осуществляется в результате взаимодействия объекта и субъекта познания. Схематически это выглядит так: О <-> С. Процесс познания обуславливается чувственным познанием и рациональным мышлением 1 Чувственное познание выступает в следующих формах а) ощущения; б) восприятия; в) представления Ощущения. ]) ощущения – это непосредственное отражение материального мира; 2) ощущения - это отражение определенных свойств конкретных материальных объектов: не цвета вообще, а цвета данного предмета в данный момент; ощущение можно рассматривать как процесс и как результат этого процесса - как образ Ощущения как процесс возникают лишь при воздействии предмета или вещи на органы чувств Ощущения это: 1 )Одна из форм психики, 2Субъективное состояние организма; 3)Модель, импульс ответной реакции организма; 4)Субъективный образ объективного мира; 5)Сигнал, несущий информацию.

 

55.Стр-ра и динамика познаваемого процесса. Социокультурная обусловленность познания.
Отметим прежде всего, что познание субъектом явления, впервые встретившегося ему в житейской практике, не начинается "с нуля", а опирается на некоторое исходное основание, определенные предпосылки познавательной деятельности. Таким обоснованием познания служит так называемое личностное знание - вся совокупность сведений субъекта о мире, приобретенных им как в своем личном опыте, так и в результате воспитания и
обучения. Эти знания не равноценны по своему содержанию, ибо включают, с одной стороны, сведения общезначимого характера (мировоззренческие ценности, законы науки и тому подобные), а с другой - "чисто личные" знания человека о себе самом, своих особенностях, привычках, "странностях" и так далее, словом, об индивидуальном, неповторимом отношении данного субъекта к "своему миру", а значит и к каждому познаваемому объекту. Очевидно, что личностное знание содержит и различные заблуждения, предрассудки, мифологемы и другие образования, искажающие мир. Однако, как правило, любой человек считает свои
представления о мире справедливыми Он не только "знает", но и верит в достоверность своего знания: "я верю тому, что знаю"

 

56. Проблема истины в теории познания. Критерии истины.

Истина является целью познавательной деятельности человека. Споры, которые ведутся вокруг понятия истины, носят не терминологический, а мировоззренческий характер. В самом деле, истину определяют и как продукт соглашения, конвенции; и как то, что полезно; и как такое знание, которое не содержит в себе противоречия, и как то, что подтверждается фактами, соответствует реальности и т.д. Итак, истина - это соответствие наших знаний объективной действительности, которое устанавливается общественно – исторической практикой. Эти трудности привели к двоякого рода реакции: 1.попыткам совершенствования
классической концепции истины, 2.критическому пересмотру классической концепции и замене ее другими. Попытки совершенствования классической концепции истины привели, во-первых, к формированию диалектика-материалистической концепции истины, во-вторых, к семантическому определению истины польским логиком и математиком Альфредом Тарским диалектику абсолютной и относительной истины Абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина - неполное, приблизительно верное знание об объекте.

 





Рекомендуемые страницы:


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2019 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.006 с.) Главная | Обратная связь