Кониентуальные модели истор-го процесса. Формаиионный и цивилизационный подходы к анализу обш-го развития.
Цивилизация – это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно- нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием, в большинстве случаев, общих этнических признаков и соответствующих
географических рамок. Понятие " цивилизация" привлекло внимание исследователей в XVIII в. вместе с понятием " культура". Цивилизационным обществом французские просветители (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) назвали общество, основанное
на началах разума и справедливости XIX в.
понятие " цивилизация" употреблялось для характеристики капиталистического обшества в целом. Однако такое представление о цивилизации не было общепризнанным. Сущность цивилизационного подхода заключается в том, что история человечества подразделяется на несколько совершенно самостоятельных образований -локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную самостоятельную историю, отличается неповторимостью исторических явлений, уникальностью культурно-исторических событий: египетский; китайский, асеирийско-вавилоно-финикийский, халдейский; индийский; иранский; еврейский; греческий; римский; новосемитический, или аравийский; германо-романский, или европейский, американский (мексиканский и перуанский).
65.Понятие обш-го прогресса и его критерии.
Понимание прогресса связано с более обшими категориями, такими, как изменение, движение, развитие Анализ истории человечества показывает, что в общественном развитии имеют место
восхождение, или прогресс, цикличность, или
повторение, деструктивные процессы, или регресс. Абсолютизация какого-либо одного из направлений в социальной жизни приводит к одностороннему восприятию человеческой истории. В действительности же общественное развитие многопланово, хотя, как показывает всемирно-исторический опыт развития человечества, прогрессивная тенденция является преобладающей, но на практике в чистом виде она никогда не существовала Христианство выдвинуло концепцию движения человечества к более совершенному миру, реализации божественно установленной цели. С эпохи
Возрождения утверждается прогрессивное понимание истории. При этом прогресс мыслится тоже как реализация цели, только не божественной, а природной, как естественная необходимость становления общества Разума. Поэтому мировоззрение человека Нового времени уже преимущественно рационалистично, а значит,
и антропоиентрично, ибо в качестве субстанции общества рассматривается самодовлеющая монада — индивид, замкнутый на своих устремлениях и интересах Выявление прогрессивной линии общественного развития затруднено из-за нечеткой постановки вопроса о сущности самого прогресса и его критериях Поэтомухарактеризовать прогресс только как поступательное развитие недостаточно, поскольку его восходящая и нисходящая линии имеют место
так- в неживой природе, и в единстве они образуют космический круговорот. Поэтому анализ сущности прогресса необходимо осуществлять через цель деятельности. Именно сопоставление результата с целью (идеалом)
может служить критерием самосовершенствования общества или, наоборот, его деградации Возрастает роль разработки системы критериев общественного развития, прогресса с учетом его многонаправленности, многогранности и своевременности смены ведущих критериев в оценке уровня прогресса и возможностей двигаться дальше в избранном направлении. И так как всех критериев оптимальности и факторов прогресса системы, особенно такой, как человеческое общество, может быть бесконечное множество, то, исчерпав запасы совершенствования по очередному критерию или же их группе, система меняет их или приходит к применению других. Возникают все новые и новые «ветви» прогресса, который становится бесконечным Не может быть справедливого обшества, не соединенного с гуманизмом, который требует оценивать общественный прогресс мерой индивидуального развития человека. При всем значении и гуманистической направленности мысли о самоценности развития человека нельзя игнорировать экологический критерий прогресса. Эта проблема остро поставлена в работах многих авторов. Человек должен вести диалог с природой, а не бороться с ней. И не исключено, что экологический императив станет со временем решающим критерием общественного прогресса. Сегодня же человечество живет за счет природы, биосферы, те. за счет уничтожения растений и животных Но возможности такого развития исчерпаемы, хотя природа и поныне «любит» нас больше, чем мы ее. По оценкам отечественных и зарубежных футурологов, при экстраполяции нынешних тенденций в развитии земной технологии, ориентированной на потребительское
отношение к природе, человечество может погибнуть уже в следующем столетии. Чтобы этого не случилось, техносфера должна тесно взаимодействовать с ноосферой, а человечество вынуждено будет овладеть автотрофными механизмами, что избавит его от необходимости вытеснять и убивать все живое.
66.Соц прогнозирование и его особ-тн. Судьба ч-ка и общества в сов-ых концепциях будущего.
Понятие и способы прогнозирования. Понятие «прогнозирование» (от греч. prognosis — предвидение, предсказание) означает процесс разработки вероятностного суждения о состоянии какого-либо явления или процесса в будущем. Как одна из форм социального отражения, прогнозирование находится во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием и управлением Там, где объекты неуправляемы (особенно в естественных науках), имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта. Однако нередко (в особенности в социальных прогнозах) обратная связь приводит к самоосуществлению или саморазрушению прогноза. Первые попытки сознательно прогнозировать, предсказывать судьбу, давать советы на будущее были известны уже древним грекам. За этими советами они шли к оракулу Оракул (лат. oraculum от ого — говорю, прошу) у древних греков, римлян и народов Востока — предсказание, якобы исходящее от божества и передававшееся жрецам, вопрошавшим верующих, а также место, где оглашалось предсказание. История с Эдипом поучительна и в том плане, что надо знать, насколько трудно разработать полезный для людей прогноз и сколько сложностей таит в себе наука прогнозирования. В современной прогностике в зависимости от содержания и назначения различных прогнозов можно выделить четыре их основных типа (вида): поисковые, которые выявляют перспективные проблемы путем условного продолжения в будущее наблюдаемых тенденций; нормативные, определяющие возможные пути решения проблем, достижения какого-то оптимума на основе заранее заданных критериев, аналитические, позволяющие в научных целях установить познавательную ценность различных методов и средств исследования будущего; прогнозы- предостережения, составляемые для непосредственного воздействия на сознание и поведение людей с целью заставить их предотвратить предполагаемое будущее. Мировой практикой прогнозирования освоены три способа разработки конкретных прогнозов Один из них — экстраполяция в будущее тенденций, законо мерности которых в прошлом и настоящем
достаточно хорошо известны. Другой — моделирование объекта исследования, представление его в упрощенном, схематическом виде, удобном для получения выводов прогнозного характера. Примером тому может служить матрица шахматно-турнирного типа или, скажем, типа таблицы периодической системы элементов, которые построены так, что в перекрестьях разных значений выводятся соответствующие данные. Третий способ разработки прогноза — прогнозная оценки эксперта, т.е. человека, способного более или менее объективно судить о перспективах соответствующего явления Перечисленные способы прогнозирования как бы дополняют друг друга. Каждая экстраполяция — это с известной точки зрения модель и оценка, а любая прогностическая модель — это опять-таки оценка плюс экстраполяция. В свою очередь прогнозная оценка подразумевает экстраполяцию и мыс ленное моделирование. Кроме того, выделяют и такие приемы прогнозирования, как историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарий будущего. Однако наиболее надежным методом социального прогнозирования остается экспертная оценка перспектив реального исторического. Сегодня прогнозирование все более принимает социальную направленность. Наряду с дальнейшей специализацией в науке нарастает стремление к интеграции знания как «снизу» (биофизика, геохимия и т.д.), так и «сверху» (кибернетика, экология и др.). Предвосхищение будущего — это междисциплинарное комплексное исследование перспектив человечества, которое может быть плодотворным лишь в процессе интеграции гуманитарного, естественнонаучного и технического знания.