Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия в системе культуры.



Билет №1.

Философия в системе культуры.

Философия – это особый тип мировоззрения.
Мировоззрение – система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире; включает в себя мироощущение, мироотношение и миропонимание.
Мифология – это исторически первая форма целостного и образного мировоззрения. Функция мифа – закрепление сложившихся традиций и норм.
Религия – тип мировоззрения, определяемый верой в существование сверхъестественных сил. Религиозные ценности выражаются в заповедях. В жизни общества религия является хранительницей вневременных ценностей.

Философия – это системно-рационализированное мировоззрение, т.е. система рационально обоснованных воззрений на мир и место в нем человека.

Опирается на три принципа: 1)универсализма(охват всего сущего), принцип сомнения, стремление к рациональному осмыслению мира.

Философия возникла в VII-VI вв. до н.э. через преодоление мифа. Первоначально философия понималась как " любовь к мудрости". Европейская философия возникла в Древней Греции.

Первым, кто стал называть себя философом, был Пифагор. До середины XIX в. царило убеждение, что философия есть " царица наук".

Философия как учение о первых началах бытия называется метафизикой. Важнейшей ценностью в философии является истинное знание.
Философия теоретически обосновывает основные принципы мировоззрения. Философия является теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры человека и общества, выражением самосознания исторической эпохи. Философское знание, используемое в различных сферах жизни людей в качестве руководства для деятельности, выступает в роли методологии.
Усвоение философского мышления способствует формированию критичности и самокритичности. В отличие от науки, философия характеризуется тем, что большая часть философских утверждений недоказуемы эмпирически; философия постигает мир в его универсальной целостности.
Реализуя личностный подход в осмыслении действительности, философия предстает в качестве искусства. Как и философия, искусство имеет личностный характер. В отличие от философии в искусстве опыт транслируется в образах (в философии – в понятиях и теориях).
Отличие философии от религии состоит в том, что она является теоретической формой освоения мироздания, а также, что в философии познавательная функция для нее является ведущей.

 

Социальная философия как наука об обществе.

Социальная философия представляет собой философское исследование общества, рассматриваемого в его историческом развитии. Социальная философия изучает структуру социальных систем, их функционирование и эволюцию, социальные институты и социальные ценности, общество как единое целое и его развитие. В задачи социальной философии входят также исследование природы человека и ее изменений в ходе истории, выявление смысла истории и, насколько это возможно, ее основных тенденций. Особое внимание социальная философия уделяет изучению современного общества и перспектив его развития в обозримом будущем. Современная социальная философия должна давать также анализ и критику существующих социальных концепций, подобных либерализму, консерватизму и социализму. И наконец, социальная философия исследует особенности социального познания в целом и возможности достижения объективного знания об обществе и его истории.

Билет №2.

Основные этапы развития классической философии.

Философия Нового времени (XVII – XIXвв.). Для философии Нового времени характерна почти безграничная вера во всемогущество разума, который как кажется философам, способен познать природу и привести чел. к прекрасному будущему. На первый план выступают проблемы гносеологии: философов беспокоят проблемы методов, при помощи которых мы познаем мир.

Философия XVII—XVIII вв. была преимущественно рационалистической.

С последней четверти XVIII в. и до середины XIX в. на передний край в области философского творчества выходит Германия. Выдающейся теоретической заслугой классической немецкой философии - преодоление натуралистического взгляда на мир, осознание человека как творческого, деятельного субъекта, углубленная разработка общей концепции развитии диалектики.

В средине XIX в. в Германии возникает марксизм- философский наследник немецкой классики и европейского рационализма. Главный вклад Маркса в философию состоял в открытии и обосновании материалистического понимания истории и в углубленной материалистической диалектики.

Европейский рационализм (от Бэкона до Маркса) в диалектике социального и индивидуального отдавал несомненный приоритет социальному (общему). Исследование классов, формаций, исторических эпох выдвигалось на передний край, тогда как проблемы единичного — внутренней организации личности - оставались в тени. В XIX в. Возникает иррационалистическая философия (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше), которая ведущую роль в жизни и судьбах людей стала отводить не разуму, а страсти, воле, инстинктам.

 

Индивидуальное и общественное сознание.

Индивидуальное сознание — субъективный образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и психических особенностей.

Общественное сознание характеризует коллективные представления формирующимся социальными общностями и группами под воздействием надличностных факторов: материальных условий жизни общества и его духовной культуры. Формы: религия, искусство, наука, философия, политика, идеология.

Индивидуальное сознание — неотъемлемая часть сознания общества. Вместе с тем общественное сознание развивается лишь в постоянном соприкосновении с индивидуальным, через свою приобщённость к реально функционирующему сознанию личности.

Общественное сознание имеет сложную структуру. Выделяются два уровня — обыденное и теоретическое сознание.

Обыденное сознание неоднородно по своему содержанию. Оно включает накопленный предшествующими поколениями опыт трудовой деятельности, моральные нормы, обычаи, предписания в сфере быта, наблюдения над природой, некоторые мировоззренческие представления, народное художественное творчество (фольклор) и др.

Теоретическое сознание опирается на обыденное, но преодолевает его ограниченность, раскрывает сущность явлений, их необходимые свойства, закономерные связи и отношения. Т. с. реализуется в форме систем, идей, категорий, законов.

Билет №3.

Общество как социокультурная реальность.

Общество – это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения.

Социокультурный подход — методологический подход на базе системного подхода, сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Это единство, согласно принципам системного подхода, образует целое, свойства которого не выводимы из характеристик частей. Сама личность при социокультурном подходе рассматривается как связанная с обществом как системой отношений и культурой как совокупностью ценностей и норм.

Культура представляет собой общеразделяемую систему ценностей, символов и значений, то что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности.

Билет №4.

Билет №5.

Билет №6.

Билет №7.

Билет №8.

Билет №9.

Билет №10.

Представления о ноосфере.

Ноосфе́ ра — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, космическая сила… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного».

История представлений

Понятие «ноосфера» было предложено Э. Леруа. Развитие ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского.

Влияние Анри Бергсона (1859—1941) на создание теории ноосферы заключалось главным образом в выдвинутом им положении о творческой эволюции.. Универсум живёт, растет в процессе творческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни — «жизненным порывом».

Возникновение и развитие ноосферы

В ноосферном учении человек предстаёт укоренённым в природу, а «искусственное» рассматривается как органическая часть. Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Оно должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу.

Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени.

 

Билет №11.

Билет №12.

Направленность и многовариантность развития.

Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер. Реформа – степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры).
Виды реформ:
1.Прогрессивные (Великие реформы Александра II)
2.Регрессивные («Контрреформы» Александра III)
Направления реформ:
1.Социальные 2. Политические 3. Экономические.
Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя
Виды революций:
1. Долговременные промышленная революция)
2. Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России)
Направленность исторического развития в рамках формационного подхода: Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений.

 

Билет №13.

Диалектика и синергетика.

Диалектика (греч. dialektiké – искусство вести беседу, спор)– учение о законах развития бытия (природы, общества и сознания), а также философский метод познания.

Исторические формы диалектики: а) стихийная диалектика – представления древних об изменчивости мира; опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон); б) логико-гносеологическая модель диалектики была разработана в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель); в) материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс).

Объективная диалектика – диалектика бытия; развитие реального мира (природы и общества). Субъективная диалектика – а) диалектика мышления (понятий); б) теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития, движения как внешнего мира, так и самого мышления.

Диалектический метод - следует понимать и объяснять мир в его единстве, противоречивости и динамике; основан на принципах развития, универсальной взаимосвязи и противоречивости объекта познания.

Законы диалектики, сформулированные Г.Гегелем, лежат в основе диалектики как учения о развитии всего сущего. Законы диалектики имеют всеобщий, универсальный характер, т.е. лежат в основе всех процессов развития, присущего природе, обществу и сознанию. Три основных закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей или диалектического противоречия; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания (развивающийся объект проходит три стадии:; антитезис; синтез).

Синергетика– современная теория о самоорганизации сложноорганизованных (открытых, неравновесных и нелинейных) систем в природе и обществе; по-новому трактует процесс развития. Основные идеи: возникновение порядка из хаоса; идея нелинейности развития (флуктуации); идея неустойчивых моментов (" точки бифуркации" ).

 

Билет №14.

Билет №15.

Сознание и бессознательное.

Бессознательное — сложный феномен, «свое другое» сознания (неосознанное, подсознательное, досознательное). Хотя человек, прежде всего существо сознательное, но бессознатель­ное занимает большое место в его духовной жизни. Многие человеческие действия носят машинальный, автома­тизированный характер.

Наиболее распространенные и влиятельные концеп­ции бессознательного были созданы в XX в. австрийским пси­хологом и психиатром З. Фрейдом и швей­царским психологом К. Юнгом.

Кратко суть концепции Фрейда выглядит следующим об­разом. Разработанные им идеи основаны на представлении доминирующей роли бессознательного в человеческой жизни, инстинктов — в основном сексуального характера.

Фрейд развертывает структурную концепцию психики, выводящую всю психическую динамику из взаимодействия трехинстанций — Оно, Я, Сверх-Я. Бессознательное Оно — это, поФрейду, «кипящий котел инстинктов». Задачей сознательного Я является такое удовлетворение импульсов Оно, которое не шло бы вразрез с требованиями социальной реальности. За соблюдением этих требований следит Сверх-Я, представитель общества.

Юнг хотя и начинал совместную работу с Фрейдом, однако впоследствии разошелся с ним во взглядах. Их основные расхождения касались двух принципиальных моментов: роли сексуального начала в психической жизни индивида; понимания природы бессознательного.

Одна из самых кардинальных идей Юнга в психологии: кроме личного, индивидуального бессознательного, существует более глубокий пласт внутреннего мира — коллективное бес­сознательное, которое имеет всеобщую сверхличностную при­роду. Носителей коллективного бессознательного Юнг назвал архетипами, которые и составляют его содержание и присущи от рождения всем людям. Архетипы многообразны, важнейшие из них: Анима (жен­ское начало), Анимус (мужское начало), Тень, Персона, Са­мость, Герой, Спаситель, Чудовище и др.

 

Билет №16.

Билет №17.

Билет №18.

Билет №19.

Билет №20.

Билет №21.

Утопия и антиутопия.

Утопия – это проект лучшего будущего, попытка приподнять завесу тайны, наиболее важной и волнующей – что будет завтра?
Общий смысл утопий состоит в том, что описываются принципы построения и функционирования некоего идеального общества. Такими принципами являлись научные основы («Город Солнца» Кампанеллы, «Новая Атлантида» Бэкона), где все регламентировано, вплоть до рождения ребенка, на основании строгих научных расчетов, т.е. научно подтверждено.

В коммунистических утопиях основой благополучия и достижения идеального устройства выступает моральный фактор высокой сознательности, духовного роста человека. Впервые слово «антиутопист» как противоположность «утописта» употребил английский философ и экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году. Антиутопии ставят целью доказать невозможность и кошмарность каких бы то ни было утопий. В получивших в ХХ веке распространение антиутопиях (" Мы" Замятина, " О дивный новый мир" О.Хаксли, " 1984" Оруэлла), будущее как неизбежное торжество научно-тотализированного «ада». Если классическая утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты.

Билет №22.

Билет №23.

Билет №1.

Философия в системе культуры.

Философия – это особый тип мировоззрения.
Мировоззрение – система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире; включает в себя мироощущение, мироотношение и миропонимание.
Мифология – это исторически первая форма целостного и образного мировоззрения. Функция мифа – закрепление сложившихся традиций и норм.
Религия – тип мировоззрения, определяемый верой в существование сверхъестественных сил. Религиозные ценности выражаются в заповедях. В жизни общества религия является хранительницей вневременных ценностей.

Философия – это системно-рационализированное мировоззрение, т.е. система рационально обоснованных воззрений на мир и место в нем человека.

Опирается на три принципа: 1)универсализма(охват всего сущего), принцип сомнения, стремление к рациональному осмыслению мира.

Философия возникла в VII-VI вв. до н.э. через преодоление мифа. Первоначально философия понималась как " любовь к мудрости". Европейская философия возникла в Древней Греции.

Первым, кто стал называть себя философом, был Пифагор. До середины XIX в. царило убеждение, что философия есть " царица наук".

Философия как учение о первых началах бытия называется метафизикой. Важнейшей ценностью в философии является истинное знание.
Философия теоретически обосновывает основные принципы мировоззрения. Философия является теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры человека и общества, выражением самосознания исторической эпохи. Философское знание, используемое в различных сферах жизни людей в качестве руководства для деятельности, выступает в роли методологии.
Усвоение философского мышления способствует формированию критичности и самокритичности. В отличие от науки, философия характеризуется тем, что большая часть философских утверждений недоказуемы эмпирически; философия постигает мир в его универсальной целостности.
Реализуя личностный подход в осмыслении действительности, философия предстает в качестве искусства. Как и философия, искусство имеет личностный характер. В отличие от философии в искусстве опыт транслируется в образах (в философии – в понятиях и теориях).
Отличие философии от религии состоит в том, что она является теоретической формой освоения мироздания, а также, что в философии познавательная функция для нее является ведущей.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь