Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Атрибуты бытия. Категории пространства и времени.



Бытие – категория, в которой выражаются предельно общие характеристики всего существующего. На основе категории бытия в философии выявляется единство мироздания, т.е. всеобщее, объединяющее основание для всех явлений мира (категории субстрата и субстанции).

Пространство и время – это особые формы бытия материи (диалектический материализм).

Пространство – это философская категория, обозначающая порядок расположения одновременно существующих материальных объектов. Свойства пространства: протяженность (сосуществование тел), однородность (отсутствие каких-либо выделенных точек), изотропность (равноправность всех возможных направлений), трехмерность (фиксируется тремя координатами). Время – это философская категория, обозначающая длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов. Свойства времени: длительность (изменение тел), одномерность, необратимость (от прошлого к будущему), однородность (равноправие моментов времени).

В материализме существует две концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная.

Субстанциальная концепция пространства и времени (лат. substantia – сущность) характерна для метафизического материализма и была обоснована И.Ньютоном в XVII веке. Абсолютное пространство – это пустота, в которой располагаются все тела. Пространство и время – это " вместилище" материальных тел. Выводом из этой концепции является статическая теория пространства и времени, согласно которой они имеют неизменные характеристики и существуют независимо от материи.

Реляционная концепция пространства и времени (лат. relation – отношение) характерна для современной философии диалектического материализма. Была обоснована в начале ХХ века в теории относительности А.Эйнштейна, который представил естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени. Пространство и время рассматриваются не как самостоятельные сущности, а как особые отношения между материальными объектами, формы бытия движущейся материи: пространство есть порядок вещей, время – длительность существования материальных объектов.

Философия истории: проблема исторического бытия и смысла истории.

Филосо́ фия исто́ рии — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. Философия истории исследует логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий.

Термин «Философия истории» впервые употребил Вольтер. Философия истории 18 – 1-й половины 19 вв. была общей теорией исторического развития. Философы стремились сформулировать цель, движущие силы и смысл исторического процесса.

Во 2-й половине 19 в. традиционная метафизическая и онтологическая проблематика, стоявшая в центре внимания Философии истории, в значительной мере отходит к др. общественным наукам. Проблема смысла истории остаётся центральной проблемой христианской Философии истории и отчасти экзистенциализма (К. Ясперс). В буржуазной Философии истории 20 в. глобальные проблемы всемирной истории и современной цивилизации часто трактуются в духе иррационализма и пессимизма и заострены против марксизма.

К. Маркс показал, что люди сами творят историю, будучи одновременно и актёрами, и авторами своей всемирно-исторической драмы. Однако люди творят свою историю не по произволу, а на основе существующих объективных условий.

В центре внимания сов. исследователей стоят общие закономерности и диалектика исторического процесса, глобальные проблемы цивилизации и особенности общественного развития.

Билет №9.

Проблема жизни и живого в философии природы.

Жизнь – продукт эволюции мира.

Понятие " жизнь" многозначно и по-разному толкуется в различных вариантах Философии жизни.Биологически-натуралистическое толкование характерно для течения, восходящего к философии Ницше: " живое" подчёркивается как нечто естественное в противоположность механически сконструированному, " искусственному". " Исторический" вариант Философии жизни (В. Дильтей) исходит в интерпретации " жизни" из непосредственного внутреннего переживания, как оно раскрывается в сфере исторического опыта духовной культуры. Здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, её неповторимым, уникальным культурно-историческим образам. Другой вариант Философии жизни связан с истолкованием " жизни" как некоей космической силы, " жизненного порыва" (А. Бергсон), сущность которого - в непрерывном воспроизведении себя и творчестве новых форм; Существует несколько подходов к определению живого вещества: 1. выделение основных свойств, отличающих живое от неживого - питание, дыхание, самовоспроизводство, 2. витализм (греч. vita - жизнь, vitalis - жизненный) - всё живое обладает душой; сущность и явления жизни объясняются наличием в организмах некоего нематериального начала - жизненной силы, души, 3. редукционный подход - основан на клеточном строении организмов, клетка - это основа единства живых организмов.«для живой материи характерно различение добра и зла, в то время как материя мёртвая в этом плане совершенно индифферентна. Добро и зло нематериальны, т.к. согласно ленинскому определению материи, не даны нам в ощущении. И различать нематериальные сущности способна лишь нематериальная субстанция. Поэтому природа жизни также нематериальна.Философия призвана выявить фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы.

 

Историческая реальность и закономерности ее развития.

Философы и историки по-разному смотрят на исторический процесс. Историки подходят к изучению истории общества с позиций науки, их цель - получение достоверного, истинного знания в отношении любых конкретных, зафиксированных фактов и событий. Предмет истории как науки - реальный исторический процесс, как он складывался и развивался во взаимодействии отдельных стран и государств.

Философы обязаны считаться с конкретными событиями истории, результатами и выводами исторической науки. Но предметом их исследовательского интереса выступает другой круг проблем: имеет ли история смысл и в чем он состоит? Куда, к какой цели «ведет» страну или мир история? В чем заключается направленность исторического процесса?

В философии история предстает в виде целостного процесса, связывающего воедино прошлое, настоящее и будущее. Но таким исторический процесс можно увидеть только в том случае, когда он устремлен к такому будущему состоянию, которое философ признает за конечную цель. Таким образом, для философии истории существенной оказывается категория будущего.

Философия истории выходит за рамки научно достоверного знания в сферу духовных исканий и свободы. Выходит с тем, чтобы, опираясь на исторический опыт и традиции, научное знание и искусство, все богатство культуры, выдвинуть и обосновать идеал совершенного устройства общества, будущего, к которому, по мысли философа, устремлена история и реализации которого люди должны всемерно содействовать.

Философская идея истории может иметь разное содержание. У малочисленных народов это, как правило, идея общности исторической судьбы с другими, более многочисленными народами. У последних, а также у сложившихся крупных цивилизаций обычно возникает общенациональная идея истории.

Билет №10.

Представления о ноосфере.

Ноосфе́ ра — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, космическая сила… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного».

История представлений

Понятие «ноосфера» было предложено Э. Леруа. Развитие ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского.

Влияние Анри Бергсона (1859—1941) на создание теории ноосферы заключалось главным образом в выдвинутом им положении о творческой эволюции.. Универсум живёт, растет в процессе творческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни — «жизненным порывом».

Возникновение и развитие ноосферы

В ноосферном учении человек предстаёт укоренённым в природу, а «искусственное» рассматривается как органическая часть. Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Оно должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу.

Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь