Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Герменевтика как методология и техника понимания. Интерпретация. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Гермене́ втика (др.-греч. искусство толкования): -теория и методология истолкования текстов; С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов. Термин герменевтика применялся чаще всего в отношении библейских текстов, затем — в значении учения о восстановлении первоначального смысла литературных памятников, дошедших в искажённом и частичном виде, непонятных без комментариев, а также в значении истолкования всякого произведения. Герменевтике придаётся большое значение в литературоведении, поскольку при исследовании любого памятника литературы необходимо его максимально объективное толкование. Процесс понимания рассматривают как движение по так называемому герменевтическому кругу. С одной стороны, текст рассматривают по отношению к эпохе, литературному жанру. С другой стороны, текст является духовной жизнью автора, а сама его духовная жизнь является частью исторической эпохи. Представление текста с этих двух позиций, переход от общего к частному и обратно и есть движение по герменевтическому кругу. Герменевтика также является философским методом анализа текста. Сторонниками и философами, внесшими значительный вклад в герменевтику, являются Гадамер, Шлейермахер и Поль Рикёр. Другим активным идеологом герменевтики можно назвать философа и историка Вильгельма Дильтея. Дильтей стремился оспаривать методику изучения природы путем внешнего наблюдения; он был активным сторонником «вчувствования». ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (от лат.— разъяснение, истолкование) — в широком смысле слова истолкование, объяснение какой-либо реальной ситуации или идейной позиции; в качестве специального понятия методологии науки, интерпретация означает процедуру придания смысла формальным конструкциям языка науки, в результате которой последние превращаются в содержательные термины или утверждения. В философской герменевтике (Э. Бетти, X. Гадамер) проблематика интерпретации выходит за рамки постижения смыслов текстов, оказываясь связанной с познанием бытия человека в мире. Билет №20. Проблема свободы личности в философии. Если рассматривать человека как отдельного индивида, выбирающего один из вариантов своего действия, то человек всегда свободен. Так, экзистенциализм считает, что человек всегда свободен, даже в тюрьме он имеет возможность выбора жить или умереть. Но как только переходим к рассмотрению взаимодействия человека с окружающим его природным и социальным миром, мы замечаем, что свободы нет. Античная мифология наглядно показала, как личная свобода связана с объективной необходимостью поступков, предопределенных судьбой. Общество может ограничить свободные действия человека, и свобода окажется несвободной. В философии эта проблема выражена в соотношении понятий «свобода» и «необходимость». По мнению Канта, личность автономна, независима и самозаконна. Но человек сам себя ограничивает собственным законом. По мнению Фромма, проблема свободы в общем виде не разрешима. Свобода — это абстрактное понятие, означает акт самоосвобождения в процессе решения. Свобода — это способность следовать голосу разума, против иррационализма страстей. При характеристики несвободы личности от социальных требований используется понятие «ответственность.Ответственность — это добровольное ограничение человеком своей свободы. Требования, предъявляемые обществом к человеку, выступают перед ним в форме долга. Внутреннее осознание и переживание ответственности выступает в форме совести.
Философская футурология: будущее возможное, вероятное, предпочтительное. ФУТУРОЛОГИЯ в широком значении — совокупность представлений о будущем человечества, в узком — область науч. знаний, охватывающая перспективы социальных процессов. Термин “футурология” предложил в 1943 немецкий социолог О. Флехтхейм в качестве наименования новой “философии будущего”.Предсказание — с научной точки зрения — сообщение о будущем состоянии социального объекта или индивида, которое невозможно избежать без применения управляющего воздействия. Предвидение научное - вид теоретической деятельности, заключающийся в определении, описании тех или иных явлений природы, общественной жизни, психических состояний, которые отсутствуют или не известны в настоящий момент, но могут возникнуть или быть изучены и открыты в будущем. Смысл изучения будущего в том, чтобы от пассивного и фаталистического его принятия перейти к активному и уверенному участию в построении предпочтительного будущего. Предпочтительное будущее - все то, что люди хотели бы, что бы случилось. Такое будущее основано на наших надеждах, стремлениях и мечтах. Они воплощают, наши понятия о лучшем мире. На протяжении всей истории это был взгляд, который вдохновлял борьбу за лучшие условия работы, право свободы слова и право голосовать. Мы извлекаем выгоду сегодня от того, за что другие боролись в прошлом, наследуем жизненно важные элементы их предпочтительного будущего. Вероятное будущее- все то, что кажется вероятным. Когда люди думают о будущем, у них возникают образы вероятного будущего.
Билет №21. Понятие личности в философии. Философия и социология личности. Личность – человек в качестве социального индивида, индивида как члена общества. Научное понимание Л. опирается на марксистское понимание человека в качестве биосоциального существа, сущность которого составляет совокупность общественных отношений. Каждый отдельный человек - Л. постольку, поскольку социальное стало стороной, моментом, свойством этого индивида. Развитие людей в качестве Л. имеет своей необходимой предпосылкой природные задатки индивидов и зависит от них, однако совершается оно гл. обр. в обществе. Философы пытаются ответить на метафизические вопросы о смысле жизни, о смерти и бессмертии, о свободе воли и пр. Вместе с тем в философии личность рассматривается с точки зрения ее желаемого или идеального положения в мире как субъекта деятельности, общения, познания и творчества. К.Маркс: “человек есть ансамбль общественных отношений”. Согласно учению Дж.Мида (1863–1931), человек не рождается сразу личностью. Он становится ею в процессе общения и благодаря языковой среде, а также возможностям обмена символами или жестами с другими людьми. Социология рассматривает личность в ее социальном качестве, которое формируется у человека в процессе его включения в систему социальных отношений.
Утопия и антиутопия. Утопия – это проект лучшего будущего, попытка приподнять завесу тайны, наиболее важной и волнующей – что будет завтра? В коммунистических утопиях основой благополучия и достижения идеального устройства выступает моральный фактор высокой сознательности, духовного роста человека. Впервые слово «антиутопист» как противоположность «утописта» употребил английский философ и экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году. Антиутопии ставят целью доказать невозможность и кошмарность каких бы то ни было утопий. В получивших в ХХ веке распространение антиутопиях (" Мы" Замятина, " О дивный новый мир" О.Хаксли, " 1984" Оруэлла), будущее как неизбежное торжество научно-тотализированного «ада». Если классическая утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты. Билет №22. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы