Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предмет философии и ее ф-ии в обществеСтр 1 из 3Следующая ⇒
Предмет философии и ее ф-ии в обществе Термин «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости» (phileo - любовь, sophia - мудрость). Первым это слово объяснил Пифагор (VI-V вв. до н.э.), который считал, что жизнь подобна игрищам: одни приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — на все это посмотреть. Для одних целью является слава, для других - нажива, а для третьих - истина. Следовательно, смысл философии, по мнению Пифагора, в поиске истины. Представление о сущности философии в ходе истории менялось. Так, у Аристотеля философия - это знание общего. В средние века Сенека определял философию как учение о нравственности и правильном понимании людьми своего места в мире. Кант считал, что философия является учением об отношении человеческого знания к существенным целям человеческого разума. А у Гегеля философия - это особый способ мышления в понятиях. Русский философ В. Соловьев отмечал, что философия - это не только знание, но и нравственное совершенствование. В философии люди ищут ответы на главные вопросы своей жизни. Их наиболее четко сформулировал немецкий философ И. Кант: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что есть человек? Философы всегда стремились выработать максимально обобщенное знание о мире и человеке. Поэтому философию можно определить как систему знаний о сущностных проблемах бытия, познания и отношения человека к миру. Своеобразие философии в следующем: 1-Она обладает всеобщностью и абстрактностью. 2-Имеет особую рефлексивность. Она рефлексирует саму духовную (в том числе познавательную) деятельность.3-Содержит в себе мощный ценностный компонент, обладает значительным аксиологическим аспектом, призванным утверждать гуманистические идеалы.4-Важной чертой философского размышления является сомнение, что придает ей духовно-практическую направленность. Философия выполняет в обществе ряд функций: 1-Мировоззренческая. Философия дает человеку систему общих теоретических взглядов на мир в целом и место человека в нем.2-Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает наиболее общие методы исследования, познания, которыми пользуются не только философия, но и наука.3-Прогностическая функция философии в том, что она формирует гипотезы об общих тенденциях развития природы, человека, его сознания и общества.4-Критическая функция предполагает поиск истины посредством конструктивной критики заблуждений и ошибок предшественников.5-Аксиологическая функция философии состоит в исследовании природы ценностей, а также в оценке явлений, событий с точки зрения добра, справедливости, красоты и т.д.
Истоки философии, их характеристика Философия возникла примерно 2, 5 тысячи лет назад, ее появлению способствовали материальные и духовные предпосылки. К материальным предпосылкам относится переход человечества от бронзы к железу, что обусловило скачок в развитии производительных сил, активизировало деятельность человека и, как следствие, вызвало потребность логически понять мир. Именно на этом основании Гегель называл философию эпохой, схваченной в мысли. Духовными предпосылками (истоками философии) были мифология, преднаука, обыденная нравственность. Мифология (от греческого mifos - предание, logos -слово) - это исторически первый способ объяснения сущности мира и человека. Мифы существовали у всех народов. В них люди пытались найти ответы на вопросы о происхождении и устройстве мира, возникновении различных явлений природы, общества и человека. Мифы содержали в себе зачатки знаний, религиозные верования, моральные нормы, исторические свидетельства и выполняли в обществе следующие функции: 1)формировали коллективное представление о том или ином явлении; 2)осуществляли связь поколений, передаваясь устно или письменно; 3)закрепляли в обществе определенную систему ценностей и норм поведения; 4)устанавливали единство человека с окружающей природой. Но по мере развития общества мифологическое мировоззрение перестало удовлетворять потребности людей в познании и объяснении окружающего мира и уступило место философии. Главные отличия философии от мифологии: а)мифы все объясняли с помощью божества, а философия обращается к самой природе вещи, ищет причины явления в нем самом; б) творцы мифов не доказывали своих утверждений, философы же стремились представить доказательства; в) миф - это эмоционально-психологическое, художественное объяснение мира, тогда как философия — рациональное объяснение с помощью понятий. Второй духовной предпосылкой философии стала преднаука, которая начинается со счета. Еще Платон обратил внимание на то, что число и счет учат человека размышлять. Именно математика способствовала тому, что философия перешла к доказательствам. Частью философского размышления быстро стали и астрономические знания. Глядя на звездное небо, люди начали размышлять о космосе, об устройстве Вселенной. Третьей духовной предпосылкой философии стала обыденная нравственность, которая включала в себя традиции, запреты, нормы и ценности, регулирующие повседневное поведение людей. В философии произошло их более глубокое осмысление, и выделился важный раздел, получивший название этика - наука о нравственности.
Милетская философская школа Первыми философами Греции принято считать представителей Милетской школы. Ее основателем был Фалес (около 625-545 гг. до н.э.). который утверждал, что «все из воды происходит и в воду обращается». Вода - разумная, божественная сила, поэтому мир одушевлен. Так, магнит имеет душу, потому что притягивает железо. Учеником Фалеса был Анаксимандр (611-545 гг. до н.э.). который основой всего считал апейрон неопределенное некачественное материальное начало. Из апейронов состоят различные виды материальною: твердое и жидкое, сухое и влажное. Но ни одно из них не может быть отделено друг от друга, так как одно рождается из другого. В этом утверждении содержится зародыш диалектики. Анаксимандр высказал догадку о происхождении жизни, которая возникла на границе моря и суши из ила иод воздействием солнца. А человек зародился внутри огромной рыбы и, только став взрослым, вышел на землю. Ученик Анаксимандра Анаксимен первоначалом мира определил воздух, так как он подвижен и постоянно рождает различные формы природы. Охлаждаясь, воздух превращается в землю и воду, а нагреваясь в огонь. Близко к Милетской школе стоит Гераклит из Эфеса. Основой всего существующего у него является огонь. Определяющей в мировоззрении Гераклита является идея развития, всеобщей текучести вещей, изменяемости явлений. «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды... по причине неудержимости и быстроты изменения». Гераклит делает глубокий вывод о том, что вечное течение и становление вещей есть гармония противоположностей: холодное нагревается, горячее остывает, молодое стареет и т.д. Смысл одной противоположности можно понять только через другую, так как «болезнь делает здоровье сладостным, голод сообщает приятность сытости, а тяжкий труд дает вкусить отдых».
Философия Демокрита Демокрит (V в. до н.э.) происходил из г. Абдеры. 1) Антология-применил к миру предел деления, следовательно последней неделимой мельчайшей частицей мира явл.атом. Выводы: 1-все в мире состоит из атомов и на атомы распадается, 2-атомы обладают размером и формой, движутся в пустоте и сталкиваясь образуют многообразие вещей и явлений, 3-свойством атомов явл.движение которое происходит по заранее заданной траектории, поэтому все в мире совершается по необходимости.(Эпикур считал, что атомы обладают весом, под возд-м веса они меняют троекторию, следоват-но случайностей нет). 4-мир вечен и бесконечен, т.к.атомы не знают ни начала ни конца. 2) Гносеология-мир познаваем поредством чувств и разума. 3) Антропология-в человеке 2вида блага: 1)телесное2)душевное(мудрость, мужество, справедливость). Стремление к богатсву и мужеству явл.несовместимым. 4) Учение об обществе- идеал для него рабовладельческая демократия. Лучше бедность при демократии чем богатство при царе. Источником конфликта явл.зависть людей.
Основной вопрос философии В философии сложилось множество школ и течений, которые разделились на два больших направления в зависимости от решения вопроса о том, что первично - материя или сознание. Материалисты за основу признали материю, природу. Идеалисты объясняли мир из духа, сознания, считая их достоверной реальностью. При этом объективные идеалисты первичным признают независимое от человека начало - дух, волю, бога. А субъективные идеалисты полагают, что вне сознания человека реального мира нет. Мир такой, каким мы его себе представляем. При решении вопроса о познаваемости мира философы разделились на три направления: 1)познавательный оптимизм, сторонники которого считают, что мир познаваем; 2)скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания мира; 3)агностицизм - учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Структура философского знания включает в себя: 1)онтологию - учение о бытии.2)гносеологию – учение о познании.3)Антропологию - учение о человеке.4)логику - учение о формах правильного доказательного мышления.4)этику - науку о нравственности.5)эстетику — науку о прекрасном. 6)социальную философию — учение об обществе. Философия Платона Основоположником объективного идеализма в античной философии был Платон (428 347 гг. до н.э.), ученик афинского философа Сократа, чьи идеи, жизнь и смерть оказали на Платона большое влияние и во многом определили его собственную философию. Сочинения Платона написаны в форме диалогов Сократа с его учениками. Наиболее известные из них «Федон», «Федр», «Тимей», «Государство», «Законы». 1) У Платона подлинным миром является мир идей, который существует вне времени и пространства, совершенен, вечен и неизменен. Мир вещей является отблеском мира идей, он несовершенен, временен и изменчив. 2) В учении о познании Платон выделяет две ступени: 1) чувственное познание, которое несовершенно и дает нам знание только о мире вещей; 2) разумное, которое истинно, надежно и представляет собой воспоминание души о тех идеях, с которыми она встречалась пока не соединилась с телом. 3) Человек, по Платону, высшее из животных. Все жив.сущ-ва произошли от человека в рез-те деградации: так от легкомысленных людей появились птицы, неучи-рыбы. Он создан Богом и в нем два начала бессмертная душа и смертное тело. Тело темница души. Качества человека: мудрость, мужество, справедливость(знание человеком своего дела). 4) Важное место в философии Платона занимает учение об идеальном государстве. Государство существует в силу необходимости, так как люди нуждаются в управлении, защите, материальных благах. Как и все в мире вещей, государство растет и деградирует. Но с помощью воли и разума можно создать вечное, неизменное государство. Это государство, где люди разделены на три социальных слоя: мудрецы-правители, у которых развита разумная часть души; стражи со страстной, яростной душой; работники - земледельцы и ремесленники, у них преобладает низменная, вожделеющая часть души. Экономической основой платоновского идеального государства является общая собственность, а лучшей формой государственного правления - аристократия, где правят мудрые и наиболее способные к этому виду деятельности. Избегать следует тирании, олигархии и демократии.
Философия Аристотеля Учеником Платона был Аристотель (384/3-322 гг. до н.э.). Он оставил огромное наследие - более 150 трудов. Наиболее известные из них «Органон», «Метафизика», «Политика», «Этика» и другие. 1) Основой всякого бытия Аристотель считал первоматерию, которая является предпосылкой всего существующего. Простейшая определенность первоматерии - земля, огонь, вода и воздух. Реальный мир есть единство материи и формы. Формой всего является Бог - «перводвигатель», который задает цель дальнейшему движению и развитию вещей и явлений. Аристотель выделил несколько форм движения: возникновение, разрушение, изменение в качестве (превращение), изменение в количестве (уменьшение, увеличение), перемещение. Каждая вещь имеет свое «природное место», то есть пространство как границы «вместилища тела». Время также связано с движением, оно есть «деление движения на начало и потом», течет непрерывно, и поэтому мы его не замечаем. 2) Мир первичен по отношению к человеку и познаваем. Первой ступенью познания является чувственное, с его помощью человек познает единичные, конкретные вещи. Разум познает общее с помощью представлений. Познание у Аристотеля есть процесс перехода от простых форм к сложным, от низших к высшим: ощущения, представления, опыт, искусство, наука. Наука - высшая форма познания, так как это знание об общем. 3) Значительное место в философии Аристотеля занимает учение о человеке, отличительной чертой которого является разум. Поэтому и все нравственные действия человека основаны на разуме (вегетативный-растения, чувственный-животные, разумный-человек). Справедливость-середина м/у двумя крайностями (глав.принцип: ничего слишком). Человек есть общественное животное, жить в государстве для него естественно. 4) Главное назначение государства Аристотель видит в обеспечении максимальной меры счастья для наибольшего числа людей. Общество свободных граждан состоит из трех слоев - богатых, среднего слоя и бедных. Необходимым условием стабильности и процветания государства является широкий средний слой, а экономической основой государства - частная собственность, которая способствует заинтересованности в добротном труде. Главными задачами государства философ считает предотвращение чрезмерного накопления богатства и власти в руках отдельных людей и удержание рабов в повиновении. Аристотель выделяет три правильные формы правления (монархию, аристократию и политию) и три неправильные (тиранию-власть одного при полном бесправии других, олигархию и демократию). Он говорил, что демократия допустима, если власть в руках закона. Средневековая философия средневековая философия соответствует эпохе феодализма и хронологически охватывает V-XIV века. Философы этого времени опирались на христианство и ставили главной целью обоснование бытия Бога. В эволюции средневековой философии выделяют два периода: I. Период патристики, когда на разработку философии огромное влияние оказали идеи Платона. II. Период схоластики, в котором философские идеи во многом определялись взглядами Аристотеля. Характерными чертами средневековой философии являются: теоцентризм-в центре философии находится Бог-источник бытия. Красоты, добра; креационизм - учение о сотворении мира Богом из ничего посредством чистой воли; провиденциализм- согласно кот.все в жизни чел-ка и общ-ва определено; идея историзма- история протяженного времени и этапа: жизнь в раю, грехопадение, страшный суд, царство Божие; антропологизм. Суть его в том, что человек не просто часть космоса, а Богом созданное существо, которое обладает не только душой и телом, но и духом. Это возвышает его над природой и делает причастным к Богу; идея веры, -рассматривается как способ познания и понимания мира; христианская этика, проповедующая наряду с античными ценностями (мудрость, справедливость, смелость и т.д.) смирение и покорность как фундаментальные добродетели христианства, а также веру, надежду, любовь; номинализм и реализм как направления средневековой философии. Реалисты полагали, что существует лишь общее, а конкретные вещи – производные понятия. Номиналисты, наоборот, не допускали существования общего до вещей, признавая первичным единичное. Ярким представителем периода патристики был Августин Блаженный (354-430 гг.) Основные его работы «Исповедь», «О троице», «О граде Божьем».Философия Августина представляет собой синтез христианских догматов и идей Платона и неоплатона. 1) Согласно Августину, Бог есть высшая сущность, он создал мир из ничего посредством своей воли. Он сотворил первоматерию, пространство и время, но сам он вне времени. При этом процесс творения носит непрерывный характер и продолжается во времени. 2) следуя хритианству выдел. 3 ступ позн: -чувствр, -разум, -вера. Высшей ступенью познания, по мнению философа, является вера, потому что только с ее помощью возможно познание Бога. 3) Человек получает знания не из внешнего мира а находит в своей душе. Человек у Августина имеет двойственную природу: он есть разумная бессмертная душа, которая пользуется бренным телом. Важными свойствами души являются воля, мышление, память. Обладая свободой воли, человек сам выбирает между добром и злом. Именно поэтому человек отвечает за зло, а добро только от Бога. Человек стремится к Богу двумя путями: через разум (теологию и философию) и через веру. 4) В понимании общественной жизни Августин стоит на позиции провиденциализма (от лат. провидение), согласно которому Бог направляет историю «все, что человек делает, делает через него Бог». История общества прогрессивна и движется от града земного к граду небесному. Период схоластики представляет Фома Аквинский (1225-1274 гг.), который изложил свои философские идеи в работе «Сумма теологии». 1) В своем учении о мире он опирается на Аристотеля. Мир есть система, включающая три ступени. Самая широкая - это неживая природа, следующая ступень - мир растений и животных, и высшая ступень мир людей - это ступень перехода от материальной к духовной сфере, к совершенной реальности, то есть к Богу. Любая вещь есть сумма пассивной материи и активной формы. Чистыми формами являются душа и Бог. 2) В познании Ф. Аквинский выделяет три уровня: 1) познание с помощью чувств; 2) познание разумом; 3) познание с помощью веры. Ф. Аквинский формулирует пять доказательств бытия Бога: 1. Все, что движется, движимо другим, поэтому есть перводвигатель-Бог; 2. В мире имеется ряд действующих друг на друга причин, следовательно, есть первопричина - это Бог.3. В мире есть случайное и необходимое. Случайное зависит от необходимого. Первая необходимость есть Бог.4. Все в мире различается по степени совершенства. Следовательно, есть высшее совершенство - Бог.5. Все в мире имеет смысл, полезность. Это значит, что есть тот, кто направляет все существующее к определенной цели. Это, конечно, Бог. Природу человека Фома понимает двояко: это смертное тело и бессмертная душа, которая есть чистая форма. Важным свойством души является разум: «Кто против разума, тот против человека». 3) Условием нравственного поведения человека в обществе является свобода воли, то есть возможность выбора между добром и злом. Главные человеческие добродетели - это мудрость, отвага, умеренность, справедливость а также вера, надежда, любовь. 4) Лучшая форма правления — монархия(один на небе-один на земле), худшая – тирания. Деление людей на сословия устанавливается Богом. Задача государства-забота о подданных. Выше гос-ва должна стоять – церковь(вечная), т.к. госуд заботится только о благе земном, а церковь о благе вечном.
Философия эпохи Возрождения Эпоха Возрождения представляла собой процесс идейного и культурного развития Западной Европы накануне ранних буржуазных революций (XV -XVI вв.) -от феодализма к капитализму. Характерные черты эпохи Возрождения: 1)антропоцентризм, который поставил в центр внимания человека, его разум и творческую деятельность; 2)изменяется отношение к человеческой деятельности. Труд стал рассматриваться не как наказание за грехи, а как важное качество, с помощью которого человек меняет мир и самого себя; 3)человек вновь обращается к природе, стремится исследовать ее законы и поставить их на службу обществу; 4)возрастает интерес к социальной проблематике, формируется утопический социализм, который выдвинул идеал нового и справедливого общества, где человек может развиваться свободно и гармонично (Т. Мор «Утопия», Т. Кампанелла «Город солнца»).Возрождение начинается в Италии и затем распространяется на всю Западную Европу. В философии Возрождения выделяют два периода - период гуманизма и период натурфилософии. Гуманизм (от лат. humanus - человечный, человеческий) в широком смысле слова – идеология кот к центру внимания ставит чела, а в узком смысле – идейное движение эп возрожд. «Отцом» итальянского гуманизма был Ф. Петрарка (1304 1374 гг.). Свои философские идеи он изложил в трактате «О собственном незнании и незнании других». Ф. Петрарка отверг культ авторитета церкви, ее отцов и учителей, схоластический способ ведения споров. Он проповедовал идею активной самореализации человека и на первое место ставил внутренние этические проблемы. Ф. Петрарка сформулировал новый метод философствования, согласно которому истинная мудрость есть знание пути (метода) достижения этой мудрости, которая заключается в искусстве быть свободным. Диалектика (искусство вести беседу) не является целью, а есть инструмент поиска истины. Во втором периоде эпохи Возрождения на первое место выходит философия природы или натурфилософия, которая опиралась на новое естествознание, получившее в это время широкое развитие. Ученые Возрождения большое значение придавали опытному изучению природы и экспериментальному методу исследования. Возрастала роль математики, так как принцип математизации науки соответствовал основным тенденциям ее развития. Эти прогрессивные изменения нашли отражение в творчестве Н. Коперника, И. Кеплера, Г. Галилея. Н. Коперник создал свою гелиоцентрическую систему, согласно которой Земля одна из планет, которая вращается вокруг Солнца. И. Кеплер создал теорию о закономерностях движения планет, которую доказывал математически. Физик и астроном Г. Галилей с помощью экспериментальных исследований обосновал гипотезу Н. Коперника и изложил ее в работе «Звездный вестник». Его открытия способствовали развитию философии: он создал новую методологию науки, в основе которой лежали эксперимент и количественный метод. Своими открытиями он способствовал формированию материалистической философии. Ярким представителем натурфилософии является Д. Бруно (1548-1600 гг.). Основные его работы «О причине, принципе и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах». 1) Согласно Д. Бруно, Вселенная бесконечна, так как Космос есть Бог, а он вечен и бесконечен. Эта позиция получила в философии название пантеизм (от греч. pan - все, teos - бог).Д. Бруно снял границу между творцом и творением и утверждал, что природа активна и есть причина самой себя, а движение является ее внутренним принципом, поэтому она не нуждается в перводвигателе. 2) Мир познаваем. В познании он выделил три ступени: восприятие, представление, разум. При этом познание бесконечно, так как бесконечен мир. Истины можно достичь только с помощью науки (философии), а не с помощью теологии. 3) Главной особенностью человека Д. Бруно считал его душу, в которой проявляется единая вселенская душа. Она отличается от души животного особым строением и разумом, определяющее значение для развития которого имели рука и труд. Целью разума является познание закономерностей природы, то есть ее божественности. Главная цель человеческой жизни - творить добро. Но достижение этой цели требует определенных усилий и жертв. Философ доказал эту позицию своей жизнью и смертью.
Философия нового времени Новое время (XVII-XVIII вв.) было периодом формирования буржуазных общественных отношений. В 1609 году произошла первая буржуазная революция в Нидерландах, а в 1640 году в Англии.Экономические интересы нового класса требовали развития естественных наук, исследования природы с помощью опыта и эксперимента. Это привело к накоплению большого количества фактов, который, в свою очередь, необходимо было привести в систему, создать целостную картину мира. Эти тенденции в развитии научного познания способствовали формированию двух направлений в философии эмпиризма и рационализма. Основоположником эмпиризма был Ф. Бэкон (1561-1626 гг.). Основные его труды - «Новый органон», «Новая Атлантида».Философия, согласно Ф. Бэкону, наука о реальном мире. 1) Будучи родоначальником материализма Нового времени, он создает целую программу исследования материи: чтобы знать материю, ее следует изучать опытным путем, который показывает, что она многообразна и обладает огромной внутренней силой. Материя движется по своим собственным законам, которые Ф. Бэкон назвал формами материи. Задача человека познать их и поставить себе на службу. 2) В познании решающую роль философ уделяет чувствам, опыту и эксперименту: «Нет ничего в разуме, чтобы не прошло через чувства». Главным методом научного познания он считает индукцию, когда на основе наблюдения большого количества фактов делается общий вывод. Чтобы овладеть этим методом, необходимо преодолеть предрассудки (идолы), препятствующие правильному отражению мира в сознании человека: идолы рода, которые кроются в природе человеческого сознания. Преодолеть их - значит осознать свойства разума, его несовершенство; идолы пещеры — ошибки возникающие в рез-те субъективных ощущений; идолы рынка, возникающие в результате совместной договоренности людей при неправильном выборе слов; идолы театра- ошибки которые люди соверш.когда исп-ют устаревшие методы познания. 3) Бэкон создал концепцию идеального общества, главная идеология христианство, главное направление-торговля и ремесла. Основоположником рационализма был Р. Декарт (1596 1650 гг.). Его главные философские работы - «Правила для руководства разума», «Рассуждение о методе». Центральным понятием в учении Р. Декарта о мире является «субстанция»-сущее, не нуждающееся для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Это есть Бог. 1) Мир он делит на два рода субстанции - материальную, главным признаком которой является протяженность, и духовную-мышление. Мир находится в состоянии механического движения, законы которою человек может познать. 2) Основным видом познания философ считает рациональное. «Мыслю, следовательно, существую» - главный тезис его гносеологии. Отсюда универсальный метод познания - это дедукция, предполагающий исследование от общего к единичному. В работе «Рассуждение о методе» Р. Декарт сформулировал основные правила, которыми должен руководствоваться человек в познании мира: 1. Не принимать никогда любую вещь за истинную, если не познали ее как истинную с очевидностью, избегать всякой поспешности и заинтересованности.2. Разделить каждый из вопросов, которые следует изучить, на столько частей, сколько необходимо, чтобы эти вопросы лучше разрешить.3. Свои идеи располагать в определенной последовательности, начиная с предметов наипростейших и легко познаваемых, идти к более сложным.4. Совершать везде такие полные расчеты и делать такие полные обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не обошли. В Новое время в философии формируется субстанциональная (или механистическая) картина мира. Ее утверждение было связано с развитием науки, в первую очередь, математики и механики, которые изучали самые простые свойства (плотность, непроницаемость, масса) и формы движения материи. Природа стала представляться как сложная механическая система, состоящая из атомов, а материя отождествлялась с одной из форм ее существования - с веществом. Движение, согласно новой картине мира, есть перемещение тел в пространстве, то есть механическое движение, которое может начаться лишь тогда, когда тело получает толчок извне. Следовательно, первоисточником его является Бог. Движение временно, а покой абсолютен. Пространство - это пустота, абсолютное вместилище тел, а время течет равномерно и не связано с материей и движением. А для удобства люди разделили его на годы, месяцы, сутки и т.д. Таким образом, материя, движение, пространство и время рассматривались как не связанные между собой, самостоятельные линии развития мира.
Философия И. Канта Основоположником немецкой классической философии был И. Кант (1724-1804 гг.). Его главные философские труды «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «Метафизика нравов».В творчестве И. Канта выделяют два периода: 1. Докритический, когда главное внимание философ сосредоточил на вопросах естествознания и выработке научной гипотезы о естественном происхождении Вселенной в результате движения материальных частиц - атомов, их притяжения и отталкивания. Поэтому мир существует объективно, т е независимо от человека и его сознания, и представляет собой систему, которая находится в постоянном движении, и это движение осуществляется по определенным законам.2. В критический период внимание И. Канта сосредоточено на проблеме познания. Всякое знание начинается с опыта, но не сводится к нему. Часть знаний порождается самой познавательной способностью человека и носит априорный, то есть доопытный характер. Мир существует объективно, он воздействует на органы чувств и, таким образом, мы получаем эмпирические знания. Но эмпирическое знание единично, а потому случайно. Априорное знание всеобще и необходимо. При этом доопытны только формы знания, содержание целиком поступает из опыта. К априорным формам знания И. Кант относит пространство и время. С их помощью ощущения упорядочиваются, располагаются рядом друг с другом в пространстве и времени и составляют восприятие. А дальше действует рассудок, который подводит многообразие чувственного материала под единство понятия.Но познать мир до конца мы не можем. Наше знание всегда отличается от вещей, какими они являются на самом деле. Мы познаем только явления, сущность непознаваема и представляет собой «вещь в себе». Однако это не исключает прогресса знания, который носит, по мнению философа, сложный и противоречивый характер. И. Кант формирует новое представление на соотношение чувственного и рационального познания, выступая против крайностей эмпиризма и рационализма: «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без созерцания пусты, созерцания без понятий слепы». 3) Важное место в своей философии И. Кант отводит человеку, которого он определяет как «самый главный предмет в мире». Природным свойствам человека является эгоизм, который, считает философ, несовместим с разумом. Человеку следует рассматривать себя не как весь мир, а как часть мира. Его поведение должно зависеть не от внешних обстоятельств, а определяться внутренним нравств законом разума -категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать принципом всеобщего законодательства, а для этого чео-к должен быть свободен». Но чтобы ориентироваться на нравственный закон, человек должен рассматривать другого не как средство, а как цель. 4) кант считает, что общество развив прогрессивно. Движущ силами явл: труд и разделение труда; необщительное общение. Основами порядка считал религию, мораль и право. Выделял правовое гос-во(равенство всех людей перед зак-м). Разделял частное и публичное право.
Философия Ф. Гегеля Гегель Г. (1770-1831 гг.) - представитель объективного идеализма в немецкой философии и создатель диалектического метода познания и объяснения мира. Его основные работы - «Феноменология духа», «Наука логики». 1) Началом и развивающей основой мира у Г. Гегеля является абсолютная идея. В своем развитии она проходит ряд этапов: 1) формирует многообразие понятий; 2) создает многообразие природы; 3) порождает человеческий дух, который проявляет себя в форме искусства, религии, философии, науки. Мир находится в постоянном развитии, и это развитие носит закономерный характер. Гегель формулирует три закона диалектики: 1-закон единства и борьбы противоположностей, который указыает на источник развития. Противоп-это предельная степень различия св-в, качеств. противоположности находятся в сост. ед-ва, потом наступает противоречие, дальше борьба. Напр: притяж-отталк, истина-заблужд. 2-закон перехода количества в качество и, наоборот(кач-во - устойчивая совокупность св-в предмета, количество-категория выраж. различие предметов по величине и числу). Количеств измен приводят к новому качеству. Развитие представл собой постепен колич измен и быстых качеств измен. 3-закон отрицания отрицания-указывает на соотнош. старого и нового. Но гегелевская диалектика носит идеалистический характер: развитие выступает не как свойство мира, а как свойство абсолютного духа. Отсюда ограниченность его диалектики: а) в развитии есть начало и есть завершение; б) природа сама по себе не активна, развивается лишь постольку, поскольку в ней присутствует абсолютный дух; в) общество также ограничено в развитии установлением конституционной монархии. Таким образом, главным противоречием гегелевской философии стало противоречие между метафизическими выводами консервативной системы и диалектическими принципами метода мышления. 2) считает, что мир познаваем и в познании чел идет от ощущ к восприят, к представлениям. Познание есть исторический процесс, и поэтому истина как результат познания постоянно развивается и изменяется. 3) отлич чертой явл разум, кот развив в процессе деят людей. Осуществл деят, челпознает законы природы, а познав их применяет для преобразов действит. «все действит разумно, все разумное действит-но» 4) Г. Гегель впервые сформулировал понятие гражданского общества, которое определил как «систему всеобщей зависимости». Общество движ вперед и критер явл осознание свободы.
Философия Л.Фейербаха Фейербах Л. (1804-1872 гг.). Его главные философские произведения - «Сущность религии» и «Сущность христианства». |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы