Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Истоки философии, их характеристика



Философия возникла примерно 2, 5 тысячи лет назад, ее появлению способствовали материальные и духовные предпосылки. К материальным предпосылкам относится переход человечества от бронзы к железу, что обусловило скачок в развитии производительных сил, активизировало деятельность человека и, как следствие, вызвало потребность логически понять мир. Именно на этом основании Гегель называл философию эпохой, схваченной в мысли. Духовными предпосылками (истоками философии) были мифология, преднаука, обыденная нравственность. Мифология (от греческого mifos - предание, logos -слово) - это ис­торически первый способ объяснения сущности мира и человека. Мифы существовали у всех народов. В них люди пытались найти ответы на вопросы о происхождении и устройстве мира, возникновении различных явлений природы, общества и человека. Мифы содержали в себе зачатки знаний, религиозные верования, моральные нормы, исто­рические свидетельства и выполняли в обществе следующие функции: 1)формировали коллективное представление о том или ином явле­нии; 2)осуществляли связь поколений, передаваясь устно или письменно; 3)закрепляли в обществе определенную систему ценностей и норм поведения; 4)устанавливали единство человека с окружающей природой. Но по мере развития общества мифологическое мировоззрение пе­рестало удовлетворять потребности людей в познании и объяснении окружающего мира и уступило место философии. Главные отличия философии от мифологии: а)мифы все объясняли с помощью божества, а философия обраща­ется к самой природе вещи, ищет причины явления в нем самом; б) творцы мифов не доказывали своих утверждений, философы же стремились представить доказательства; в) миф - это эмоционально-психологическое, художественное объ­яснение мира, тогда как философия — рациональное объяснение с по­мощью понятий. Второй духовной предпосылкой философии стала преднаука, кото­рая начинается со счета. Еще Платон обратил внимание на то, что число и счет учат человека размышлять. Именно математика способствовала тому, что философия перешла к доказательствам. Частью философского размышления быстро стали и астрономиче­ские знания. Глядя на звездное небо, люди начали размышлять о космо­се, об устройстве Вселенной. Третьей духовной предпосылкой философии стала обыденная нрав­ственность, которая включала в себя традиции, запреты, нормы и ценности, регулирующие повседневное поведение людей. В философии произошло их более глубокое осмысление, и выделился важный раздел, получивший название этика - наука о нравственности.

 

Милетская философская школа

Первыми философами Греции принято считать представителей Ми­летской школы. Ее основателем был Фалес (около 625-545 гг. до н.э.). который утверждал, что «все из воды происходит и в воду обращается». Вода - разумная, божественная сила, поэтому мир одушевлен. Так, маг­нит имеет душу, потому что притягивает железо. Учеником Фалеса был Анаксимандр (611-545 гг. до н.э.). который основой всего считал апейрон неопределенное некачественное мате­риальное начало. Из апейронов состоят различные виды материальною: твердое и жидкое, сухое и влажное. Но ни одно из них не может быть отделено друг от друга, так как одно рождается из другого. В этом ут­верждении содержится зародыш диалектики. Анаксимандр высказал догадку о происхождении жизни, которая возникла на границе моря и суши из ила иод воздействием солнца. А человек зародился внутри огромной рыбы и, только став взрослым, вышел на землю. Ученик Анаксимандра Анаксимен первоначалом мира определил воздух, так как он подвижен и постоянно рождает различные формы природы. Охлаждаясь, воздух превращается в землю и воду, а нагрева­ясь в огонь. Близко к Милетской школе стоит Гераклит из Эфеса. Основой всего существующего у него является огонь. Определяющей в мировоззрении Гераклита является идея развития, всеобщей текучести вещей, изменяе­мости явлений. «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды... по причине неудержимости и быстроты изменения». Гераклит делает глубокий вы­вод о том, что вечное течение и становление вещей есть гармония про­тивоположностей: холодное нагревается, горячее остывает, молодое стареет и т.д. Смысл одной противоположности можно понять только через другую, так как «болезнь делает здоровье сладостным, голод со­общает приятность сытости, а тяжкий труд дает вкусить отдых».

 

Философия Демокрита

Демокрит (V в. до н.э.) происходил из г. Абдеры. 1) Антология-применил к миру предел деления, следовательно последней неделимой мельчайшей частицей мира явл.атом. Выводы: 1-все в мире состоит из атомов и на атомы распадается, 2-атомы обладают размером и формой, движутся в пустоте и сталкиваясь образуют многообразие вещей и явлений, 3-свойством атомов явл.движение которое происходит по заранее заданной траектории, поэтому все в мире совершается по необходимости.(Эпикур считал, что атомы обладают весом, под возд-м веса они меняют троекторию, следоват-но случайностей нет). 4-мир вечен и бесконечен, т.к.атомы не знают ни начала ни конца. 2) Гносеология-мир познаваем поредством чувств и разума. 3) Антропология-в человеке 2вида блага: 1)телесное2)душевное(мудрость, мужество, справедливость). Стремление к богатсву и мужеству явл.несовместимым. 4) Учение об обществе- идеал для него рабовладельческая демократия. Лучше бедность при демократии чем богатство при царе. Источником конфликта явл.зависть людей.

 

Основной вопрос философии

В философии сложилось множество школ и течений, которые раз­делились на два больших направления в зависимости от решения вопро­са о том, что первично - материя или сознание. Материалисты за основу признали материю, природу. Идеалисты объясняли мир из духа, созна­ния, считая их достоверной реальностью. При этом объективные идеа­листы первичным признают независимое от человека начало - дух, во­лю, бога. А субъективные идеалисты полагают, что вне сознания чело­века реального мира нет. Мир такой, каким мы его себе представляем. При решении вопроса о познаваемости мира философы разделились на три направления: 1)познавательный оптимизм, сторонники которого считают, что мир познаваем; 2)скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания мира; 3)агностицизм - учение, отрицающее полностью или частично воз­можность познания мира.

Структура философского знания включает в себя: 1)онтологию - учение о бытии.2)гносеологию – учение о познании.3)Антропологию - учение о человеке.4)логику - учение о формах правильного доказательного мышления.4)этику - науку о нравственности.5)эстетику — науку о прекрасном.

6)социальную философию — учение об обществе.

Философия Платона

Основоположником объективного идеализма в античной философии был Платон (428 347 гг. до н.э.), ученик афинского философа Сократа, чьи идеи, жизнь и смерть оказали на Платона большое влияние и во многом определили его собственную философию.

Сочинения Платона написаны в форме диалогов Сократа с его уче­никами. Наиболее известные из них «Федон», «Федр», «Тимей», «Госу­дарство», «Законы».

1) У Платона подлинным миром является мир идей, который сущест­вует вне времени и пространства, совершенен, вечен и неизменен. Мир вещей является отблеском мира идей, он несовершенен, временен и из­менчив. 2) В учении о познании Платон выделяет две ступени: 1) чувственное познание, которое несовершенно и дает нам знание только о мире вещей; 2) разумное, которое истинно, надежно и представляет собой вос­поминание души о тех идеях, с которыми она встречалась пока не со­единилась с телом. 3) Человек, по Платону, высшее из животных. Все жив.сущ-ва произошли от человека в рез-те деградации: так от легкомысленных людей появились птицы, неучи-рыбы. Он создан Богом и в нем два начала бессмертная душа и смертное тело. Тело темница души. Качества человека: мудрость, мужество, справедливость(знание человеком своего дела). 4) Важное место в философии Платона занимает учение об идеальном государстве. Государство существует в силу необходимости, так как люди нуж­даются в управлении, защите, материальных благах. Как и все в мире вещей, государство растет и деградирует. Но с помощью воли и ра­зума можно создать вечное, неизменное государство. Это государство, где люди разделены на три социальных слоя: мудрецы-правители, у ко­торых развита разумная часть души; стражи со страстной, яростной ду­шой; работники - земледельцы и ремесленники, у них преобладает низ­менная, вожделеющая часть души. Экономической основой платонов­ского идеального государства является общая собственность, а лучшей формой государственного правления - аристократия, где правят мудрые и наиболее способные к этому виду деятельности. Избегать следует ти­рании, олигархии и демократии.

 

Философия Аристотеля

Учеником Платона был Аристотель (384/3-322 гг. до н.э.). Он оста­вил огромное наследие - более 150 трудов. Наиболее известные из них «Органон», «Метафизика», «Политика», «Этика» и другие.

1) Основой всякого бытия Аристотель считал первоматерию, которая является предпосылкой всего существующего. Простейшая определен­ность первоматерии - земля, огонь, вода и воздух. Реальный мир есть единство материи и формы. Формой всего является Бог - «перводвигатель», который задает цель дальнейшему движению и развитию вещей и явлений.

Аристотель выделил несколько форм движения: возникновение, разрушение, изменение в качестве (превращение), изменение в количе­стве (уменьшение, увеличение), перемещение. Каждая вещь имеет свое «природное место», то есть пространство как границы «вместилища тела». Время также связано с движением, оно есть «деление движения на начало и потом», течет непрерывно, и поэтому мы его не замеча­ем.

2) Мир первичен по отношению к человеку и познаваем. Первой сту­пенью познания является чувственное, с его помощью человек познает единичные, конкретные вещи. Разум познает общее с помощью представлений. Познание у Аристотеля есть процесс перехода от простых форм к сложным, от низших к высшим: ощущения, представления, опыт, искусство, наука. Наука - высшая форма познания, так как это знание об общем.

3) Значительное место в философии Аристотеля занимает учение о че­ловеке, отличительной чертой которого является разум. Поэтому и все нравственные действия человека основаны на разуме (вегетативный-растения, чувственный-животные, разумный-человек). Справедливость-середина м/у двумя крайностями (глав.принцип: ничего слишком). Человек есть об­щественное животное, жить в государстве для него естественно. 4) Главное назначение государства Аристотель видит в обеспечении максимальной меры счастья для наибольшего числа людей.

Общество свободных граждан состоит из трех слоев - богатых, среднего слоя и бедных. Необходимым условием стабильности и про­цветания государства является широкий средний слой, а экономической основой государства - частная собственность, которая способствует заинтересованности в добротном труде. Главными задачами государст­ва философ считает предотвращение чрезмерного накопления богатства и власти в руках отдельных людей и удержание рабов в повиновении.

Аристотель выделяет три правильные формы правления (монархию, аристократию и политию) и три неправильные (тиранию-власть одного при полном бесправии других, олигархию и демократию). Он говорил, что демократия допустима, если власть в руках закона.

Средневековая философия

средневековая философия соответствует эпохе феодализма и хронологически охватывает V-XIV века. Философы этого времени опирались на христианство и ставили главной целью обоснование бытия Бога. В эволюции средневековой философии выделяют два периода: I. Период патристики, когда на разработку философии огромное влияние оказали идеи Платона. II. Период схоластики, в котором философские идеи во многом оп­ределялись взглядами Аристотеля.

Характерными чертами средневековой философии являются: теоцентризм-в центре философии находится Бог-источник бытия. Красоты, добра; креационизм - учение о сотворении мира Богом из ничего посредством чистой воли; провиденциализм- согласно кот.все в жизни чел-ка и общ-ва определено; идея историзма- история протяженного времени и этапа: жизнь в раю, гре­хопадение, страшный суд, царство Божие; антропологизм. Суть его в том, что человек не просто часть космоса, а Богом созданное существо, которое обладает не только душой и телом, но и духом. Это возвышает его над природой и делает причастным к Богу; идея веры, -рассматривается как способ познания и понимания мира; христианская этика, проповедующая наряду с античными ценно­стями (мудрость, справедливость, смелость и т.д.) смирение и покор­ность как фундаментальные добродетели христианства, а также веру, надежду, любовь; номинализм и реализм как направления средневековой философии. Реалисты полагали, что существует лишь общее, а конкретные вещи – производные понятия. Номиналисты, наоборот, не допускали существования обще­го до вещей, признавая первичным единичное.

Ярким представителем периода патристики был Августин Блажен­ный (354-430 гг.) Основные его работы «Исповедь», «О троице», «О граде Божьем».Философия Августина представляет собой синтез христианских догматов и идей Платона и неоплатона. 1) Согласно Августину, Бог есть высшая сущность, он создал мир из ничего посредством своей воли. Он сотворил первоматерию, простран­ство и время, но сам он вне времени. При этом процесс творения носит непрерывный характер и продолжается во времени.

2) следуя хритианству выдел. 3 ступ позн: -чувствр, -разум, -вера. Высшей ступенью познания, по мнению философа, является ве­ра, потому что только с ее помощью возможно познание Бога. 3) Человек получает знания не из внешнего мира а находит в своей душе. Человек у Августина имеет двойственную природу: он есть разум­ная бессмертная душа, которая пользуется бренным телом. Важными свойствами души являются воля, мышление, память. Обладая свободой воли, человек сам выбирает между добром и злом. Именно поэтому че­ловек отвечает за зло, а добро только от Бога. Человек стремится к Богу двумя путями: через разум (теологию и философию) и через веру.

4) В понимании общественной жизни Августин стоит на позиции про­виденциализма (от лат. провидение), согласно которому Бог направляет историю «все, что человек делает, делает через него Бог». История общества прогрессивна и движется от града земного к граду небесному.

Период схоластики представляет Фома Аквинский (1225-1274 гг.), который изложил свои философские идеи в работе «Сумма теологии». 1) В своем учении о мире он опирается на Аристотеля. Мир есть сис­тема, включающая три ступени. Самая широкая - это неживая природа, следующая ступень - мир растений и животных, и высшая ступень мир людей - это ступень перехода от материальной к духовной сфере, к совершенной реальности, то есть к Богу. Любая вещь есть сумма пас­сивной материи и активной формы. Чистыми формами являются душа и Бог.

2) В познании Ф. Аквинский выделяет три уровня: 1) познание с по­мощью чувств; 2) познание разумом; 3) познание с помощью веры.

Ф. Аквинский формулирует пять доказательств бытия Бога: 1. Все, что движется, движимо другим, поэтому есть перводвигатель-Бог; 2. В мире имеется ряд действующих друг на друга причин, следова­тельно, есть первопричина - это Бог.3. В мире есть случайное и необходимое. Случайное зависит от не­обходимого. Первая необходимость есть Бог.4. Все в мире различается по степени совершенства. Следовательно, есть высшее совершенство - Бог.5. Все в мире имеет смысл, полезность. Это значит, что есть тот, кто направляет все существующее к определенной цели. Это, конечно, Бог.

Природу человека Фома понимает двояко: это смертное тело и бес­смертная душа, которая есть чистая форма. Важным свойством души является разум: «Кто против разума, тот против человека». 3) Условием нравственного поведения человека в обществе является свобода воли, то есть возможность выбора между добром и злом. Главные челове­ческие добродетели - это мудрость, отвага, умеренность, справедли­вость а также вера, надежда, любовь. 4) Лучшая форма правления — монархия(один на небе-один на земле), худшая – тирания. Деление людей на сословия устанавливается Богом. Задача государства-забота о подданных. Выше гос-ва должна стоять – церковь(вечная), т.к. госуд заботится только о благе земном, а церковь о благе вечном.

 

Философия эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения представляла собой процесс идейного и куль­турного развития Западной Европы накануне ранних буржуазных рево­люций (XV -XVI вв.) -от феодализма к капитализму. Характерные черты эпохи Возрождения: 1)антропоцентризм, который поставил в центр внимания человека, его разум и творческую деятель­ность; 2)изменяется отношение к человеческой деятельности. Труд стал рас­сматриваться не как наказание за грехи, а как важное качество, с помо­щью которого человек меняет мир и самого себя; 3)человек вновь обращается к природе, стремится исследовать ее законы и поставить их на службу обществу; 4)возрастает интерес к социальной проблематике, формируется уто­пический социализм, который выдвинул идеал нового и справедливого общества, где человек может развиваться свободно и гармонично (Т. Мор «Утопия», Т. Кампанелла «Город солнца»).Возрождение начинается в Италии и затем распространяется на всю Западную Европу.

В философии Возрождения выделяют два периода - период гума­низма и период натурфилософии.

Гуманизм (от лат. humanus - человечный, человеческий) в широком смысле слова – идеология кот к центру внимания ставит чела, а в узком смысле – идейное движение эп возрожд. «Отцом» итальянского гуманизма был Ф. Петрарка (1304 1374 гг.). Свои философские идеи он изложил в трактате «О собственном незна­нии и незнании других». Ф. Петрарка отверг культ авторитета церкви, ее отцов и учителей, схоластический способ ведения споров. Он проповедовал идею актив­ной самореализации человека и на первое место ставил внутренние эти­ческие проблемы. Ф. Петрарка сформулировал новый метод философствования, со­гласно которому истинная мудрость есть знание пути (метода) дости­жения этой мудрости, которая заключается в искусстве быть свобод­ным. Диалектика (искусство вести беседу) не является целью, а есть инструмент поиска истины. Во втором периоде эпохи Возрождения на первое место выходит философия природы или натурфилософия, которая опиралась на новое естествознание, получившее в это время широкое развитие. Ученые Воз­рождения большое значение придавали опытному изучению природы и экспериментальному методу исследования. Возрастала роль матема­тики, так как принцип математизации науки соответствовал основным тенденциям ее развития. Эти прогрессивные изменения нашли отражение в творчестве Н. Коперника, И. Кеплера, Г. Галилея. Н. Коперник создал свою гелиоцентрическую систему, согласно ко­торой Земля одна из планет, которая вращается вокруг Солнца. И. Кеплер создал теорию о закономерностях движения планет, которую доказывал математически. Физик и астроном Г. Галилей с помощью экспериментальных ис­следований обосновал гипотезу Н. Коперника и изложил ее в работе «Звездный вестник». Его открытия способствовали развитию филосо­фии: он создал новую методологию науки, в основе которой лежали эксперимент и количественный метод. Своими открытиями он способст­вовал формированию материалистической философии. Ярким представителем натурфилософии является Д. Бруно (1548-1600 гг.). Основные его работы «О причине, принципе и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах». 1) Согласно Д. Бруно, Вселенная бесконечна, так как Космос есть Бог, а он вечен и бесконечен. Эта позиция получила в философии название пантеизм (от греч. pan - все, teos - бог).Д. Бруно снял границу между творцом и творением и утверждал, что природа активна и есть причина самой себя, а движение является ее внутренним принципом, поэтому она не нуждается в перводвигателе. 2) Мир познаваем. В познании он выделил три ступени: восприятие, представление, разум. При этом познание беско­нечно, так как бесконечен мир. Истины можно достичь только с помо­щью науки (философии), а не с помощью теологии. 3) Главной особенностью человека Д. Бруно считал его душу, в кото­рой проявляется единая вселенская душа. Она отличается от души жи­вотного особым строением и разумом, определяющее значение для раз­вития которого имели рука и труд. Целью разума является познание закономерностей природы, то есть ее божественности. Главная цель человеческой жизни - творить добро. Но достижение этой цели требует определенных усилий и жертв. Философ доказал эту позицию своей жизнью и смертью.

 

Философия нового времени

Новое время (XVII-XVIII вв.) было периодом формирования буржу­азных общественных отношений. В 1609 году произошла первая буржу­азная революция в Нидерландах, а в 1640 году в Англии.Экономические интересы нового класса требовали развития естест­венных наук, исследования природы с помощью опыта и эксперимента. Это привело к накоплению большого количества фактов, который, в свою очередь, необходимо было привести в систему, создать целостную картину мира. Эти тенденции в развитии научного познания способствовали формированию двух направлений в филосо­фии эмпиризма и рационализма.

Основоположником эмпиризма был Ф. Бэкон (1561-1626 гг.). Ос­новные его труды - «Новый органон», «Новая Атлантида».Философия, согласно Ф. Бэкону, наука о реальном мире. 1) Будучи ро­доначальником материализма Нового времени, он создает целую про­грамму исследования материи: чтобы знать материю, ее следует изучать опытным путем, который показывает, что она многообразна и обладает огромной внутренней силой. Материя движется по своим собственным законам, которые Ф. Бэкон назвал формами материи. Задача человека познать их и поставить себе на службу. 2) В познании решающую роль философ уделяет чувствам, опыту и эксперименту: «Нет ничего в разуме, чтобы не прошло через чувства». Главным методом научного познания он считает индукцию, когда на основе наблюдения большого количества фактов делается общий вывод. Чтобы овладеть этим методом, необходимо преодолеть предрассудки (идолы), препятствующие правильному отражению мира в сознании человека: идолы рода, которые кроются в природе человеческого сознания. Преодолеть их - значит осознать свойства разума, его несовершенство; идолы пещеры — ошибки возникающие в рез-те субъективных ощущений; идолы рынка, возникающие в результате совместной договоренно­сти людей при неправильном выборе слов; идолы театра- ошибки которые люди соверш.когда исп-ют устаревшие методы познания. 3) Бэкон создал концепцию идеального общества, главная идеология христианство, главное направление-торговля и ремесла. Основоположником рационализма был Р. Декарт (1596 1650 гг.). Его главные философские работы - «Правила для руководства разума», «Рассуждение о методе». Центральным понятием в учении Р. Декарта о мире является «суб­станция»-сущее, не нуждающееся для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Это есть Бог. 1) Мир он делит на два рода субстанции - материальную, главным признаком которой является протяженность, и духовную-мышление. Мир находится в состоянии меха­нического движения, законы которою человек может познать. 2) Основным видом познания философ считает рациональное. «Мыс­лю, следовательно, существую» - главный тезис его гносеологии. От­сюда универсальный метод познания - это дедукция, предполагающий исследование от общего к единичному. В работе «Рассуждение о методе» Р. Декарт сформулировал основ­ные правила, которыми должен руководствоваться человек в познании мира: 1. Не принимать никогда любую вещь за истинную, если не познали ее как истинную с очевидностью, избегать всякой поспешности и заин­тересованности.2. Разделить каждый из вопросов, которые следует изучить, на столько частей, сколько необходимо, чтобы эти вопросы лучше разре­шить.3. Свои идеи располагать в определенной последовательности, на­чиная с предметов наипростейших и легко познаваемых, идти к более сложным.4. Совершать везде такие полные расчеты и делать такие полные обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не обошли. В Новое время в философии формируется субстанциональная (или механистическая) картина мира. Ее утверждение было связано с разви­тием науки, в первую очередь, математики и механики, которые изуча­ли самые простые свойства (плотность, непроницаемость, масса) и фор­мы движения материи. Природа стала представляться как сложная механическая система, состоящая из атомов, а материя отождествлялась с одной из форм ее существования - с веществом. Движение, согласно новой картине мира, есть перемещение тел в пространстве, то есть механическое движение, которое может начаться лишь тогда, когда тело получает толчок извне. Следовательно, первоис­точником его является Бог. Движение временно, а покой абсолютен. Пространство - это пустота, абсолютное вместилище тел, а время течет равномерно и не связано с материей и движением. А для удобства люди разделили его на годы, месяцы, сутки и т.д. Таким образом, материя, движение, пространство и время рассмат­ривались как не связанные между собой, самостоятельные линии разви­тия мира.

 

Философия И. Канта

Основоположником немецкой классической философии был И. Кант (1724-1804 гг.). Его главные философские труды «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способно­сти суждения», «Метафизика нравов».В творчестве И. Канта выделяют два периода: 1. Докритический, когда главное внимание философ сосредоточил на вопросах естествознания и выработке научной гипотезы о естествен­ном происхождении Вселенной в результате движения материальных частиц - атомов, их притяжения и отталкивания. Поэтому мир сущест­вует объективно, т е независимо от человека и его сознания, и представляет собой систему, которая находится в постоянном движении, и это движение осуществляется по определен­ным законам.2. В критический период внимание И. Канта сосредоточено на проблеме познания. Всякое знание начинается с опыта, но не сводится к нему. Часть знаний порождается самой позна­вательной способностью человека и носит априорный, то есть доопытный характер. Мир существует объективно, он воздействует на ор­ганы чувств и, таким образом, мы получаем эмпирические знания.

Но эмпирическое знание единично, а потому случайно. Априорное знание всеобще и необходимо. При этом доопытны только формы зна­ния, содержание целиком поступает из опыта.

К априорным формам знания И. Кант относит пространство и вре­мя. С их помощью ощущения упорядочиваются, располагаются рядом друг с другом в пространстве и времени и составляют восприятие. А дальше действует рассудок, который подводит многообразие чувст­венного материала под единство понятия.Но познать мир до конца мы не можем. Наше зна­ние всегда отличается от вещей, какими они являются на самом деле. Мы познаем только явления, сущность непознаваема и представляет собой «вещь в себе». Однако это не исключает прогресса знания, который носит, по мне­нию философа, сложный и противоречивый характер. И. Кант формирует новое представление на соотношение чувствен­ного и рационального познания, выступая против крайностей эмпиризма и рационализма: «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без созер­цания пусты, созерцания без понятий слепы». 3) Важное место в своей философии И. Кант отводит человеку, кото­рого он определяет как «самый главный предмет в мире». Природным свойствам человека является эгоизм, который, считает философ, несовместим с разумом. Человеку следует рассматривать себя не как весь мир, а как часть мира. Его поведение должно зависеть не от внешних обстоятельств, а определяться внутренним нравств законом разума -категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать принципом всеобщего законодательства, а для этого чео-к должен быть свободен». Но чтобы ориентироваться на нравственный закон, человек должен рассматривать другого не как средство, а как цель. 4) кант считает, что общество развив прогрессивно. Движущ силами явл: труд и разделение труда; необщительное общение. Основами порядка считал религию, мораль и право. Выделял правовое гос-во(равенство всех людей перед зак-м). Разделял частное и публичное право.

 

Философия Ф. Гегеля

Гегель Г. (1770-1831 гг.) - представитель объективного идеализма в немецкой философии и создатель диалектического метода познания и объяснения мира. Его основные работы - «Феноменология духа», «Наука логики». 1) Началом и развивающей основой мира у Г. Гегеля яв­ляется абсолютная идея. В своем развитии она проходит ряд этапов: 1) формирует многообразие понятий; 2) создает многообразие природы; 3) порождает человеческий дух, который проявляет себя в форме искус­ства, религии, философии, науки. Мир находится в постоянном развитии, и это развитие носит зако­номерный характер.

Гегель формулирует три закона диалектики: 1-за­кон единства и борьбы противоположностей, который указыает на источник развития. Противоп-это предельная степень различия св-в, качеств. противоположности находятся в сост. ед-ва, потом наступает противоречие, дальше борьба. Напр: притяж-отталк, истина-заблужд. 2-закон перехода количества в качество и, наоборот(кач-во - устойчивая совокупность св-в предмета, количество-категория выраж. различие предметов по величине и числу). Количеств измен приводят к новому качеству. Развитие представл собой постепен колич измен и быстых качеств измен. 3-закон отрицания отрицания-указывает на соотнош. старого и нового. Но гегелевская диалектика носит идеалистический характер: раз­витие выступает не как свойство мира, а как свойство абсолютного ду­ха. Отсюда ограниченность его диалектики: а) в развитии есть начало и есть завершение; б) природа сама по себе не активна, развивается лишь постольку, поскольку в ней присутствует абсолютный дух; в) общество также ограничено в развитии установлением конститу­ционной монархии. Таким образом, главным противоречием гегелевской философии стало противоречие между метафизическими выводами консервативной системы и диалектическими принципами метода мышления.

2) считает, что мир познаваем и в познании чел идет от ощущ к восприят, к представлениям. Познание есть исто­рический процесс, и поэтому истина как результат познания постоянно развивается и изменяется. 3) отлич чертой явл разум, кот развив в процессе деят людей. Осуществл деят, челпознает законы природы, а познав их применяет для преобразов действит. «все действит разумно, все разумное действит-но» 4) Г. Гегель впервые сформулировал понятие гражданского общества, которое определил как «систему всеобщей зависимости». Общество движ вперед и критер явл осознание свободы.

 

Философия Л.Фейербаха

Фейербах Л. (1804-1872 гг.). Его главные философские произведе­ния - «Сущность религии» и «Сущность христианства».

С позиции метафизического материализма Л. Фейербах дал критику гегелевского идеализма. Природа у Г. Гегеля, отмечал философ, сама по себе - ничто, она только осуществленная мысль, Однако эта критика имела ограниченный характер - сводилась лишь к отрицанию идеализ­ма. Л. Фейербах не увидел рациональной идеи Г. Гегеля - о самодвиже­нии и поступательном развитии мира. 1) Будучи материалистом, Л. Фейербах утверждал, что природа никем не создана, она есть причина самой себя. А человек - продукт и часть природы. Она создала не «только мастерскую его желудка, но и храм его мысли». Однако, будучи метафизиком, он определял материю «как пустую абстракцию», полагая, что человек воспринимает не материю, а лишь определенные конкретные вещи. Он не дошел до понимания материи как объективной реальности. 2) В своей теории познания решающее место Л. Фейербах отводил ощущениям, источником которых является объективный мир. В познании он был сенсуалист. На базе ощущений формируется мышление. Посредством чувств, отмечает фи­лософ, мы читаем книгу природы, посредством разума понимаем. Однако метафизика и в познании привела Фейербаха к ошибкам. Он не понял роли общественно-исторической практики как критерия исти­ны. Критерий истины у него заключается в согласии всех людей с тем или иным суждением. Только такое суждение есть истина. 3) Основным в философии Л. Фейербаха является антропологизм. От­личительными признаками человеческого в человеке он называет разум, волю и сердце. Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но Л. Фейербах понимает человека как существо природное, натурали­стическое, абстрактное. Он не видит влияния на человека конкретно-исторических условий его жизни. 4) В понимании общества философ полностью переходит на позицию идеализма. Из всего многообразия общественных отношений главными он считает отношения любви людей друг к другу. Но люди разрушили эти отношения, обратив свою любовь к Богу. Преодолеть противоречия в обществе можно лишь восстановив прежние связи, т.е. заменив хри­стианство новой религией - религией любви к ближнему.

 

 

Марксистская философия


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1305; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь