Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Русская религиозная фил. 19-нач. 20 веков



А) философия всеединства. Ее основоположником был В. Соловьев (1853 1900 гг.). Главные его работы «Чтение о богочеловечестве», «Оправдание добра», «Жизнен­ная драма Платона», «Смысл любви».

1) Абсолютным первоначалом мира у В. Соловьева является Бог, ко­торый присутствует в своем творении - в природе, но не однороден ей. Бог един и идеален, а природа противоречива и распадается на множе­ство «элементарных сущностей» - атомов, которые представляют собой «живые элементарные существа» или «идеи». Их свойством является сила, поэтому мир находится в постоянном движении и изменении. Идеи-атомы объединяются высшей идеей - любовью, которая, в свою очередь, обеспечивает стремление к всеединству, то есть к Богу. В про­цессе этого движения происходит одухотворение всей природы, ее стремление к всеединству.

2) При решении проблемы познания В. Соловьев также исходит из принципа всеединства и на его основе формулирует идею цельного зна­ния, которое включает эмпирическое познание (наука), рациональное (философия) и мистическое (религия). Истину можно достичь только посредством всеединства знания.

3) Идеальный человек это одновременно инди­видуальное и универсальное творение. Такими были люди до грехопа­дения. Но это единство было разрушено, хотя и не окончательно. Вос­становление возможно через любовь в широком смысле этого слова. Это восстановление любовного отношения к природе и Богу.

В работе «Оправдание добра» он говорит о таких отличительных чер­тах человека, как стыд(ограниченное поведение), жалость(основа должного отношения к людям) и благоговение(чувство поклонения чему-то). Нр

Нравственный человек задает себе вопрос: «Зачем я живу? » и отвечает на него: «Чтобы творить добро». Но для этого он должен верить в его обязательность. Это и является религиоз­ным чувством, которое может иметь также светский характер (напри­мер, благоговение перед Отечеством, народом, семьей).

В работе «Смысл любви» мыслитель пишет о том, что познать себя человек может более полно только в любви, так как «любовь есть дей­ствительное упразднение эгоизма». Весь мировой процесс философ делит на фазы: космогонический (появление неорганического и органического мира), исторический (свя­зан с появлением человека) и богочеловеческий – процесс восстановления природы и Бога посредством человека. Любовь делает человека мудрым. « Всякая сильная любовь бывает несчастна».

Б) Бердяев (1874-1948). Осн работы «смысл творчества», «смысл истории», «самопознание». 1) мир создан богом. Он один, грехопадение расколол на 2 противопол: природа и дух. Природа множественна, враждебна, разделена и посильна. Дух характер свободой, творчством, любовью и активностью. У них общий источник-первичный хаос. Свойством мира явл свобода. Все зло от неправильн использ свободы чела. 3 вида свободы: - иррацион свобода. «что хочу, то и ворочу» она породила в мире зло. – рацион свобода. Чел следует моральн нормам не задум над их правильн

– свобода как любовь к богу. Высший вид свободы. 2) в познании он подвергает критике западный рацион и стремление противопоставить субьект и обьект познания. Итин позн – это познан микрокосмоса. познав микрокосм, чел позн макрокосм. 3) главн св- ом чела. кот дал ему бог, есть творчество и любовь. Поэтому чел м.б счастлив и достигнуть цели реализуя в себе толькл то что заложено в него богом. 4) в ист человечества действуют 3 силы: бог, судьба, свобода. Всем революц предшеств отказ от бога. Человеч не удалось хритианство, возрождение, социализм(на место одних форм рабства придут другие). Все эти неудачи говорят о разорванности чела, преодолеть можно только ч/з творчество.

 

Прагматизм

Прагматизм (от греч. pragma - дело, действие) возник в США в 70-е годы XIX века. Основателем его был Ч. Пирс (1839 1914 гг.), который выдвинул следующие идеи: Новое философское мышление должно изучать не объективный мир, а мех-мы чел-го сознания с помощью кот. чел-к осуществляет действия. Задача познания это не достижение объективного истинного зна­ния, а преодоление сомнения, которое затрудняет действия человека и переход к «устойчивому верованию».Истина представляет собой общезначимое принудительное верова­ние.

Идеи Пирса развил другой американец У. Джемс (1842-1910 гг.), разработавший концепцию «радикального эмпиризма», суть которого заключается в отождествлении опыта и реальности. Реальность - это хаос случайных событий, кот. включает ощущения, эмоции, сны, галлюцинации и т.д. То есть опыт - это и состояние сознания познающего субъекта, и познаваемый объект. И мысль, и вещь. Человек действует в непознаваемом мире, и попытки познать его бессмысленны, так как «мы подобны кошкам и собакам в наших биб­лиотеках». Знания не имеют объективного содержания. Истинно то, что полезно, что приносит успех. А идеи и поня­тия это орудия для достижения цели. Д. Дьюи (1859-1952 гг.) развивает идеи прагматизма в инструментализме. Он создает учение о «проблематической ситуации». Это неоп­ределенное положение, в котором оказывается человек и из которого он выходит благодаря мышлению. Основная задача мышления - преобразовывать неопределенную си­туацию в определенную, используя для этой цели полезные «инстру­менты» - понятия, теории, идеи. Но проблематическая ситуация у него— это не объективные условия, в которые попадает человек, а внутрен­няя неуверенность, субъективное состояние, которое не зависит от объ­ективных условий. Истина опять же отождествляется с пользой.

 

Экзистензиализм

Экзистенциализм (от лат. слова existentia существование) - одно из популярных направлений в философии XX столетия. Его представи­телями в России были Н. Бердяев и Л. Шестов, в Германии - К. Ясперс и М. Хайдеггер, во Франции Ж-П. Сартр и А. Камю. Основным вопросом философии для экзистенциалистов является вопрос о том, что есть человек, и вслед за Ф. Достоевским они отвечают на него: «Человек есть тайна». Изучение человека с позиций науки, считали они, бесполезно и бес­смысленно, так как наука не только беспомощна, но и вредна. Истина -зло, которое делает человеческое существование еще более тяжелым. А мифы и иллюзии помогают человеку жить. Только оставаясь свобод­ным, человек приходит к обладанию своей истиной. Чем больше он зна­ет, тем менее он свободен. Незнание есть предпосылка свободы. Центральной категорией экзистенциализма является категория экзи­стенции или существования. Это переживание субъектом своего бытия в мире, которое, в свою очередь, направлено в ничто и человек осознает свою конечность в мире. Что касается проблемы бытия, то она сводится к проблеме бытия человека. Как отмечает К. Ясперс, «все, что существует, сосредотачива­ется в человеке и исходит из него». Это позиция субъективного идеа­лизма. Однако есть в экзистенциализме и элементы объективного идеализ­ма. Так, Ж-П. Сартр признает независимую от человека действитель­ность, но она носит идеальный, а не материальный характер. Общество также противостоит человеку. Оно нивелирует личность, превращает ее в винтик, отчуждает ее от самой себя. Поэтому экзи­стенциализм провозглашает индивидуализм. В одной из пьес Ж-П. Сартра ее герой произносит: «Нет нужды в жаровне, ад - это другие». Спасение человека - он сам, его неповторимость и уникальность. Важная идея экзистенциализма - идея свободы и «пограничной си­туации». Суть ее в том, что жизнь бессмысленна, в ней человек испыты­вает отвращение и страх. Поэтому он стремится к небытию, смерти как высшей свободе. Только бытие, которое свободно для смерти, дает су­ществованию цель и приводит экзистенцию к ее завершению. На пути к смерти человек попадает в пограничную ситуацию. Это ситуация, когда он познает себя как нечто безусловное, как отмечает Ясперс, «становится тем, что он есть».Пессимистична и позиция Сартра. История жизни, по его мнению, есть история поражения. Абсурдно рождение, абсурдна жизнь, абсурдна смерть человека. Но он должен нести ответственность перед самим со­бой: трус отвечает за трусость, предатель за предательство. Самоцен­ность человеческой жизни требует от него свободы выбора и ответст­венности за этот выбор. «Человек несет всю тяжесть мира на своих пле­чах», он должен противостоять своей слабости и осторжнос.

 

Философия жизни

Философия жизни появилась в 60 70-е годы XIX века и оказала большое влияние на последующее развитие философии XX века. Идейные истоки философии жизни лежат в учении А. Шопенгауэра (1788-1860 гг.), главное сочинение которого «Мир как воля и представ­ление».Воля- источник наших страданий, т.к.многие наши желания мы не можем удовлетворять. Мир - это воля к жизни. Он существует в сознании человека как представле­ние и без субъекта немыслим. Тот, кто познал истину понимает, что нет никакого солнца, земли, а есть только глаз, видящий солнце, рука, осязающая землю. Человек ничего не может изменить в мире. Поэтому единственный способ спастись - это пода­вить свою индивидуальную волю, уйти в самосозерцание и аскетиче­ский образ жизни. Философ Ф. Ницше (1844-1900 гг.), который в работе «Воля к власти» выдвинул идею о том, что воля есть основа жизни, а мир — это вечное (без начала и конца) становление, в основе которого лежит борьба воль. Поэтому в мире нет ни единства, ни порядка, ни смысла. Мир непознаваем. Прогрессивное развитие, по мнению мыслителя, ил­люзия. Время бесконечно, и то, что происходило раньше, бесконечно повторяется в вечности. Другая идея философа - это идея о сверхчеловеке. Преодолеть человека во имя «сверхчеловека» - это значит переоце­нить прежние высшие ценности морали и христианства. Ф. Ницше резко критикует христианство, так как полагает, что хо­рошо лишь то, что формирует в человеке чувство силы, воли к власти, могущество. Плохо то, что идет от слабости. Христианство это религия слабых, униженных, рабов. Свой идеал христианство составило на ценностях, противопо­ложных инстинктам сохранения жизни. Эти размышления философа носят противоречивый характер. Всех людей Ф. Ницше разделил на «высших» - элиту и «недоделан­ных», неполноценных, которых, большинство. Их он называет стадом, массой, толпой. Они тиранят всех, кто является исключением, «сверх­человеком».

 

Фрейдизм и неофрейдизм

Одним из направлений философии XX века стал фрейдизм, осново­положником которого был известный врач, психолог и невропатолог 3. Фрейд. Обобщив опыт своей практической деятельности, он сформулировал целый ряд глубоко философских идей, которые изложил в работах «Толкование сновидений», «Психология бессознательного», « Я и Оно» и в других. В работе «Я и Оно» 3. Фрейд рассматривает структуру психики лич­ности, выделяя в ней три основных элемента: 1) Я - сознание человека, которое действует по принципу реально­сти; 2) Оно - бессознательное, которое действует по принципу удоволь­ствия, включает в себя влечения, страсти, так называемое «либидо» -сексуальную энергию; 3) Сверх-Я, которое представляет собой цензора в виде идеалов, ценностей, норм. Фрейд утверждал, что природное начало в человеке (его либидо) находится в антагонизме с культурой. Культура основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и может существовать за счет сублимации перевода энергии либидо к более высоким целям (игра, учеба, творчество и т.д.). Чем дальше развивается культура, тем несчастней становится человек. Фрейд абсолютизировал биопсихические факто­ры и недооценил социальные, связанные с обществом и культурой.

Основателем гуманистического психоанализа стал немецко-американский философ и психолог Э. Фромм. Его основные работы -«Бегство от свободы», «Иметь или быть», «Душа человека». Философия Э. Фромма представляет собой синтез взглядов К. Маркса и 3. Фрейда. Сущность человека, согласно Э. Фромму, есть противоречие между животным началом и наличием мышления. Человек есть часть природы и ее причуда.

Данное противоречие он стремится разрешить с помощью двух путей: прогрессивным(развитие в себе всего человеческого) и регрессивным(снятие с чел-ка культурных норм)наиболее ярко оно проявляется в сост.алкогольного или наркотического опьянения. Фромм разрабатывает концепцию «социального характера», ко­торый представляет собой синтез внешних условий и внутренней при­роды человека. В ходе истории человеческая природа проявлялась по-разному. Человек прошлых веков жил по принципу «иметь». Современ­ный человек живет по принципу «потреблять». Но это не истинные принципы человеческого существования. В будущем человек придет к осознанию того, что следует жить по принципу «быть»: «быть мно­гим, а не иметь много». Важное место в философии Э. Фромма занимает идея свободы. Сво­бода, считает он, есть возможность выбора между двумя альтернатива­ми. Но степень свободы человека меняется в ходе жизни: чем чаще он принимает правильные решения, тем более он свободен.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь