Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия в современном миреСтр 1 из 14Следующая ⇒
Философия в современном мире
Методическое пособие для семинарских занятий студентов дневного отделения всех специальностей БГУИР
Под редакцией зав. кафедрой Г. И. Малыхиной
Минск БГУИР 2010 УДК 1(076) ББК 87я73 Ф56
А в т о р ы – с о с т а в и т е л и: Малыхина Г. И., Габрусь И. Ф., Александрова Л. Н., Ермолович Д. В., Миськевич В. И., Дисько-Шуман М. Р., Фрищина Н. Н., Борушко Н. В., Лагунов А. В., Солодкая Е. А.
Р е ц е н з е н т: Заведующий кафедрой философских наук Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор философских наук, профессор В. И. Чуешов
Философия в современном мире. Метод. пособие для семинарских занятий студ. дневного отделения всех спец. БГУИР / Г. И. Малыхина [и др.], под ред. зав. кафедрой философии Г. И. Малыхиной. – Минск: БГУИР, 2010. – 138 с.
ISBN 978-985-488-564-3
Методическое пособие подготовлено на основе типовой учебной программы по курсу философии для вузов, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 15 апреля 2008 г., регистрационный № ТД–СГ.010/тип. Работа представляет собой инновационный практикум по философии на основе компетентностной модели обучения. Имеет оригинальную, единую для всех семинарских занятий структуру, включающую тему семинара, ключевые понятия и их определения, тематику рефератов, методические указания, учебные материалы, тесты для самоконтроля, литературу и др. В данном пособии рассматриваются проблемы философии, образующие структуру современного философского знания – проблемы онтологии, гносеологии, аксиологии и праксеологии. Предназначено для студентов дневного отделения всех специальностей БГУИР, а также может быть рекомендовано студентам заочного и дистанционного обучения.
УДК 1(076) ББК 87я73
Содержание
Введение. 4 1. Цели и задачи учебной дисциплины «Философия». 4 2. Цели и задачи семинарских занятий. . 4 3. Тематика семинарских занятий по курсу «Философия». 5 Содержание учебной дисциплины.. 7 Раздел III. Философия бытия. 7 Тема №9. Метафизика и онтология. Проблемы бытия. 7 Тема №10. Диалектика как философская теория развития. Философия природы.. 18 Раздел IV. Философская антропология. 32 Тема №11. Проблема человека в философии и науке. 32 Тема №12. Сознание человека как предмет философского анализа. 43 Раздел V. Теория познания и философия науки. 58 Тема №13. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа 58 Тема №14. Наука и ее социальный статус в динамике культуры.. 75 Раздел VI. Социальная философия. 89 Тема №15. Социальная философия и ее предмет. Общество как система. 89 Тема №16. Философские проблемы социальной динамики. 104 Тема №17. Философия техники и ее проблемы.. 118 Примерные вопросы к экзамену по курсу «Философия». 131 Учебная, методическая и справочная литература курсу «Философия» 134
Введение
Философия представляет собой целостную теоретическую и обобщенную систему знаний о мире, человеке в их взаимосвязях. Являясь особым типом рационально-критического мировоззрения и формой духовной культуры, философия как учебная дисциплина занимает одно из центральных мест в социально-гуманитарной подготовке современного студента, поскольку вносит весомый вклад в формирование мировоззрения личности, способствует становлению его активной гражданской и патриотической позиции, позволяет адекватно оценивать фундаментальные особенности развития современной культуры и цивилизации. Изучение философии ориентировано на освоение студентами наследия мировой и отечественной философской мысли, формирование у них творческого отношения к этому наследию, понимание актуальных проблем современной философии, развитие навыков самостоятельного философского мышления. В этой связи особой задачей курса «Философия» является изучение динамики философского знания в широком историко-культурном контексте, во взаимосвязи его эволюции с логикой развития духовной культуры человечества, а также философским осмыслением современных социокультурных реалий. Овладение содержанием философии ориентировано на более глубокое понимание студентом глобализирующегося мира в целом и современной науки и техники в частности, а также на осмысление собственной жизненной позиции. 1. Цели и задачи учебной дисциплины «Философия» Изучение курса «Философия» в вузе имеет целью формирование у учащихся социально-личностных компетенций на основе гуманистического мировоззрения и современной философской культуры, развитие творческого мышления студентов, понимания философских основ исследовательской деятельности в сфере науки и техники. Данная цель достигается в результате решения следующих задач: 1) усвоения философской терминологии; 2) понимания структуры философского знания и его проблематики; 3) освоения богатства историко-философского наследия; 4) изучения современных тенденций в развитии философии; 5) применения философских знаний к решению задач в различных областях общественной и профессиональной деятельности и др.
Цели и задачи семинарских занятий
Семинарские занятия призваны способствовать решению общих задач курса «Философия» и формированию базовых философских компетенций: – знания проблем, идей и персоналий мировой и отечественной философии, содержания основных разделов философского знания; – умения мыслить критически, аргументировано отстаивать свои убеждения; – применения философских знаний в анализе социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций; – определения социальной и гуманистической значимости своей профессиональной и общественной деятельности. 3. Тематика семинарских занятий по курсу «Философия» [1]
Содержание учебной дисциплины Раздел III Философия бытия Таблицы и схемы
1.1. СТРУКТУРА БЫТИЯ
1.2. Общие характеристики пространства и времени [2]
1.3. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ Материи [3]
2. Учебная литература Таблицы и схемы ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИАЛЕКТИКИ
Элементы диалектики
2. Учебная литература 2.1. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» (Модуль III, тема 3.1.) / под ред. зав. каф. Г. И. Малыхиной [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа: http: //abitur.bsuir.by/online/showpage.jsp? PageID=84013& resID=116608& lang. «Термин диалектика впервые применил древнегреческий мыслитель Сократ. Он именовал свой метод нахождения истины в диалоге путем столкновения противоположных суждений и обнаружения противоречий в мышлении «диалектикой». … У ученика Сократа Платона диалектика выступает уже не только в качестве метода отыскания истины, но означает одновременно и учение о мире истинного бытия как сферы вечных и неизменных идей. В отличие от Платона Аристотель полагал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. … В сферу логики, как и Аристотель, включали также диалектику стоики Зенон, Хрисипп и др. Философская школа стоицизма (конец IV в. до н. э. – II в. н. э.) различала в логике риторику («науку хорошо говорить при помощи связных рассуждений») и диалектику («науку правильно спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и ответов»). Истолкование всех предметов только «через логическое рассмотрение», т. е. вне эмпирического их анализа в чувственном опыте, было особо свойственно схоластической философии средневековья. В те времена диалектика преимущественно трактовалась, как умение логически изощренно рассуждать в спорах. Философ П. Абеляр учил, что знание – истина, а диалектика – искусство для различения истины и лжи. Поскольку предметы дискуссий были, как правило, весьма абстрактными и отдаленными от жизни, то нередко впоследствии для мыслителей Нового времени (Ф. Бэкона, Р. Декарта и др.) диалектика отожествлялась со схоластической философией вообще. Тем не менее, они ценили диалектику как искусство гибкого оперирования понятиями, позволяющее обращать против оппонента его собственные доводы. Новый поворот в судьбе рассматриваемого термина связан с немецкой классической философией. Ее представители – И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Гегель, Л. Фейербах – широко пользовались выражением «диалектика», хотя и вкладывали в него различное содержание. Так, Кант считал, что диалектика имеет лишь отрицательный результат, выступая как «логика видимости», поскольку порождаемые деятельностью разума противоречия (антиномии) свидетельствуют о его будто бы неспособности постичь истину. Совсем иначе истолковывал диалектику Гегель. … Гегель рассматривал диалектику как одну из тех древних наук, «которая больше всего игнорировалась в метафизике нового времени...» Здесь уместно еще раз вспомнить происхождение термина «метафизика». Греческий ученый Андроник, упорядочивая сочинения Аристотеля, вслед за его работами по физике поместил группу трактатов Стагирита по проблемам бытия и познания. Именно эти сочинения были названы метафизикой (т. е. «тем, что после физики»). Позднее термином «метафизика» стала обозначаться система философского учения о принципах и началах бытия. Произошла своеобразная метаморфоза в понятиях: то, что Платон называл в свое время диалектикой (учение о мире истинного бытия неизменных духовных сущностей), получило название метафизики. Поэтому Гегель, упрекая «метафизику нового времени» за игнорирование диалектики, относил свое замечание ко всей предшествующей ему философии. Но он сам в этом смысле оставался «метафизиком», размышляющим о вековечных абстрактных первоначалах и проблемах бытия и познания. И, тем не менее, с Гегеля устанавливается традиция понимать диалектику как антипод метафизики. Дело в том, что Гегель предложил принципиально новый метод философского осмысления действительности. Ведь как было ранее? Принципы, начала бытия представлялись мыслителями в виде неподвижных идей или неизменной субстанции. Связь противоположностей – в отличие от древних философов – не усматривалась. Развитие, по существу, отвергалось. Такому метафизическому методу мышления Гегель противопоставил диалектику как «постижение противоположностей в их единстве»[4]. Но хотя Гегель считал, что «диалектика имеет силу во всех отдельных областях и образованиях природного и духовного мира», он, как объективный идеалист, оказался непоследовательным в трактовке данного важного тезиса. В конечном счете, Гегель отказывал природе в саморазвитии. Он сконцентрировал силу своего теоретического анализа лишь на выявлении логики и диалектики саморефлексирующего мифического по своей сущности мирового разума. Поэтому при рассмотрении диалектики в ее «рациональном» виде нельзя ограничиваться воззрениями Гегеля. Законы диалектики даны у него в мистической форме. Необходимо было освободить их от этой формы. Суть нового понимания диалектики Ф. Энгельс выразил так: «Диалектика головы – только отражение форм движения реального мира как природы, так и истории»[5]. Тем самым становится необходимым различать: а) диалектику бытия (природа, общество, человек); б) теорию диалектики (бытия и познания); в) метод философского мышления (в противоположность метафизике)». ? О каких исторических типах диалектики идет речь в данном отрывке? Таблицы и схемы Таблицы и схемы
1.1. Структура сознания [6]
ЭВОЛЮЦИЯ СВОЙСТВ ОТРАЖЕНИЯ
2. Учебная литература
2.1. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» (Модуль IV, тема 4.2.) / под ред. зав. каф. Г. И. Малыхиной [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа: http: //abitur.bsuir.by/online/showpage.jsp? PageID=84013& resID=116608& lang. «Сознание – фундаментальная категория философии, психологии, социологии, когнитологии, определяющая важнейший компонент человеческой психики. Сознанием называют также способность человека к абстрактному понятийно-вербальному мышлению, способность человека получать обобщенные знания о связях и закономерностях объективной действительности; способность идеализации как целеполагания, предваряющего конкретно-практическую деятельность человека; под сознанием понимают специфически человеческой способ адаптации к среде. В онтологическом плане сознание предстает в виде субъективной реальности, идеального мира знаний, чувств, образов, идей, образующих не воспринимаемый органами чувств духовный мир человека. В гносеологическом плане сознание предстает в виде различных по степени общности теоретических знаний, научных картин мира, парадигм научного знания. В аксиологическом плане сознание включает ценностные компоненты – нормы, идеалы, убеждения. В праксеологическом плане сознание выполняет функцию целеполагания и организации творческого преобразования природных и социальных условий своего существования». ? Как определяется сознание в современной философии? Таблицы и схемы Уровни и формы познания
Интерпретации истины
2. Учебная литература Тесты
2.1. Установите соответствие между термином и его определением (свойствами):
2.2. Закончите определения:
«Древнегреческие философы классической эпохи были гносеологическими …». «Августин Блаженный утверждал: “верую, чтобы …». «Философы и ученые нового времени разделяли убеждение: «знание – это …». «И. Кант считается классическим представителем такой гносеологической позиции, как …». «С диалектико-материалистической точки зрения критерием истины является общественно-историческая …». «Абстрактной истины нет. Истина всегда …».
Возможно ли в принципе достичь исчерпывающего знания о мире и человеке? ► Подумайте о смысле изречений: «Мыслю, следовательно, существую» (Р. Декарт). «Сознание человека не только отражает мир, но и творит его» (В. И. Ленин). «Знание – сила» (Ф. Бэкон). «Истина – не дочь авторитета, а дитя времени» (А. Пуанкаре).
Дополнительная литература: 1. Автономова, Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность / Н. С. Автономова. – М., 1988. 2. Алексеев, П. В. Теория познания и диалектика / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1991. 3. Горский, Д. Т. О критериях истины / Д. Т. Горский // Вопросы философии. – 1988. – № 2. 4. Ильин, В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы / В. В. Ильин. – М., 1993. 5. Малыхина, Г. И. Логика: учеб. пособие / Г. И. Малыхина. – Минск, 2003, 2005, 2007. 6. Микешина, Л. А. Философия познания: Полемические главы / Л. А. Микешина. – М., 2002. 7. Проблема истины в современной западной философии науки. – М., 1987. 8. Теория познания. Социально-культурная природа познания: в 4 т. / под ред. В. А. Лекторского, Т. И. Ойзермана. – М., 1991–1995. 9. Чудинов, Э. М. Природа научной истины / Э. М. Чудинов. – М., 1977.
Таблицы и схемы ОПРЕДЕЛЕНИе науки
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ
Методы научного познания
2. Учебная литература Таблицы и схемы Функции государства
Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права / Ж.-Ж. Руссо // Социальная философия: хрестоматия / сост.: Г. С. Арефьева, М. И. Ананьева, С. С. Гарбузов. – М., 1994. – С. 180. «Итак, если мы устраним из общественного соглашения то, что не составляет его сущности, то мы найдем, что оно сводится к следующим положениям: каждый из нас передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для нас всех вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого. … Как только масса людей объединяется таким путем в одно целое, уже невозможно причинить вред ни одному из его членов, не задевая целое, и тем более нельзя причинить вред целому так, чтобы члены его этого не почувствовали. … Если кто-то откажется подчиниться общей воле, то он будет к этому принужден всем Организмом, а это означает не что иное, как то, что его силой принудят быть свободным. … По Общественному договору человек теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то, что его прельщает и чем он может завладеть; приобретает же он свободу гражданскую и право собственности на все то, чем обладает». ? Какие особенности двух состояний общества – естественного и гражданского – выделяет Ж.-Ж. Руссо? Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс // Социальная философия: хрестоматия / сост.: Г. С. Арефьева, М. И. Ананьева, С. С. Гарбузов. – М., 1994. – С. 131. «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции». ? Как определяет сущность и структуру общества К. Маркс? Таблицы и схемы
1.1. Источники и факторы социодинамики
1.2. типы цивилизационной организации общества [9]
Таблицы и схемы Бердяев, Н. А. Человек и машина / Н. А. Бердяев // Вопросы философии. – 1989. – №2. – С. 156. «Машина и техника наносят страшные поражения душевной жизни человека, и прежде всего жизни эмоциональной, человеческим чувствам. Душевно‑ эмоциональная стихия угасает в современной цивилизации… Машинная, техническая цивилизация опасна прежде всего для души. Сердце с трудом выносит прикосновение холодного металла, оно не может жить в металлической среде. Для нашей эпохи характерны процессы разрушения сердца как ядра души. Все разложилось на элемент интеллектуальный и на чувственные ощущения… Техника наносит страшные удары гуманизму, гуманистическому миросозерцанию, гуманистическому идеалу человека и культуры. Машина по природе своей антигуманистична… Техника убийственно действует на душу» ? В чем, по мнению Бердяева, выражается антигуманная сущность техники? Тесты
2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы